kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Металлургов спасет внутренний рынок

30.10.08
размер текста:

Мировой кризис внес свои коррективы в спокойную и размеренную жизнь украинских металлургов. Кто бы мог подумать, что столь успешное начало 2008 года (в І полугодии цены на основные виды металлургической продукции выросли в среднем на 40-60%) закончится настоящим кошмаром.

В связи с этим отечественными СМИ активно обсуждается достаточно неожиданное заявление основного акционера компании "СКМ" Рината Ахметова, сделанное им на Международном инвестиционном саммите Донецкой области.

Бизнесмен, получающий львиную долю своих доходов от подконтрольных ему предприятий горно-металлургического комплекса (ГМК), дословно сказал: “Сегодня все спрашивают – как помочь металлургам? В условиях кризиса помогать надо не металлургам, а потребителям металла: строителям и машиностроению. Мы должны иметь строительный бум. От этого выиграют все”.

Причем данное заявление было сделано на фоне множества обращений горняков и металлургов к правительству, президенту и Верховной раде с просьбами о предоставлении временных льгот предприятиям ГМК для минимизации последствий глобального финансово-промышленного кризиса.

Попробуем разобраться, что же могло побудить, пожалуй, самого влиятельного отечественного бизнесмена к такому заявлению.

Бурное развитие промышленности крупнейших по численности населения стран мира (Китай, Индия, Бразилия, Россия, Мексика) до недавних пор сопровождалось постоянным ростом спроса на металлопродукцию и, как следствие, резким увеличением потребления стали на душу населения этих государств. Для развитых стран характерно потребление около 500 кг стали на человека в год. А в периоды динамичного промышленного роста потребление стали обычно достигает исторических максимумов, превышающих указанный уровень в 1,5, а то и в 2 раза.

Основное отличие так называемых развитых стран от развивающихся заключается в том, что в развитых государствах рост ВВП уже практически не сопровождается значимым увеличением потребления металлопродукции, так как добавленная стоимость создается преимущественно за счет роста сферы услуг. Развивающиеся же страны, напротив, стремятся в кратчайшие сроки сократить технологическое отставание от своих более развитых конкурентов и инвестируют в основном в создание новых и модернизацию имеющихся средств производства.

Поэтому на одного жителя стремительно развивающегося Китая уже сейчас приходится около 300 кг внутреннего потребления стали, а на жителя Индии – все еще не более 40 кг. И, несмотря на глобальный кризис, у названных выше стран сохраняются огромные резервы для дальнейшего роста металлопотребления. Это, в свою очередь, оставляет надежду, что наблюдаемый сейчас спад в мировом ГМК не будет затяжным.

Но вернемся к отечественным реалиям. Потребление металлопродукции украинскими потребителями сократилось с 25 млн тонн в 1992 году до 2,8 млн тонн в 1999 году (среднегодовой темп снижения внутреннего потребления составил за этот период 27%). В те годы украинский ГМК удалось спасти от технологического дефолта только благодаря так называемому экономическому эксперименту, проведенному на предприятиях отрасли.

В соответствии с Законом Украины от 14.07.1999 "О проведении экономического эксперимента на предприятиях горно-металлургического комплекса Украины" (действовал с 01.07.1999 по 01.01.2002) и Законом Украины от 17.01.2002 "О дальнейшем развитии горно-металлургического комплекса" (действовал с 17.01.2002 по 01.01.2003) для 67 предприятий ГМК были созданы благоприятные условия для преодоления кризисного состояния. В основном они касались временного снижения налоговой нагрузки. Проведенные тогда мероприятия позволили компаниям отрасли выйти из кризиса и запустить инвестиционные программы комплексной модернизации. Но при использовании опыта эксперимента 1999-2002 годов необходимо также учитывать, что на внешнем рынке многие его инициативы трактовались как преференции предприятиям отдельной отрасли и послужили основанием к возбуждению ряда антидемпинговых и прочих расследований против украинской продукции.

Значительно увеличившиеся объемы производства и не менее впечатляющие финансовые результаты, достигнутые в 2002-2007 годах, несколько "вскружили голову" отечественным горнякам и металлургам. Однако успехи в работе предприятий отрасли базировались, прежде всего, на использовании благоприятной ценовой конъюнктуры на глобальном рынке и, в гораздо меньшей степени, на оживлении спроса на внутреннем. Хотя нельзя сказать, что внутреннее металлопотребление стояло на месте. За период 1999-2007 гг. потребление металлопродукции Украиной выросло с 2,8 млн тонн до 10,3 млн тонн (среднегодовой темп роста составил 17,7%). Но поставки металла на экспорт росли гораздо быстрее и составляли около 80% общего объема произведенной в Украине металлопродукции, что делало нас крайне зависимыми от колебаний конъюнктуры на глобальном рынке металла. И только в конце 2007 г. - начале 2008 г. доля экспорта стала снижаться и приближаться к отметке 70%, что вселяло определенный оптимизм в представителей отечественного ГМК и отраслевых экспертов.

В Украине по итогам 2007 года был достигнут уровень внутреннего потребления почти в 220 кг стали на человека. И это притом что еще в 2005 году этот показатель не превышал 180 кг. Такому росту способствовало достаточно успешное развитие отечественных металлопотребляющих отраслей, прежде всего машиностроения, строительства, трубной и метизной промышленности. Но столь внезапно нагрянувший кризис практически парализовал их работу. Все перечисленные выше металлопотребители находятся сегодня, как и металлурги, на грани полной остановки и консервации производственных мощностей. Последовавший за ипотечным бумом глубокий кризис привел к тому, что строительная индустрия, демонстрировавшая в последние годы темпы роста около 15% в год и обеспечивавшая до 20% внутреннего спроса на металлопрокат, оказалась в состоянии рецессии.

При этом Украина имеет огромные резервы для увеличения внутреннего металлопотребления. Состояние действующего металлофонда оценивается экспертами как критическое для индустриально развитой страны. Несмотря на единичные попытки обновления, износ промышленной, транспортной, социальной и жилищно-коммунальной инфраструктуры с каждым годом только увеличивается. А ведь через территорию нашего государства проходят магистральные трубопроводы общеевропейского значения, которые уже давно требуют как минимум капитального ремонта. Спрос на жилую и коммерческую недвижимость остается по-прежнему неудовлетворенным. Один только Чемпионат Европы по футболу 2012 года способен дать мощнейший стимул для активизации внутреннего спроса на металлопродукцию. К тому же иностранные инвесторы неоднократно заявляли о готовности участвовать в финансировании инфраструктурных проектов, приуроченных к Евро-2012.

Если нам удастся подняться хотя бы до уровня внутреннего потребления металла в 300 кг на душу населения, то мы принципиально изменим существующую структуру металлопотребления: на внутреннем рынке будет использоваться не менее 50% производимой отечественными металлургами продукции, вместо сегодняшних 20-30%. Поэтому повышение емкости внутреннего рынка за счет опережающего развития металлоперерабатывающих отраслей промышленности в течение ближайших 5 лет должно стать первостепенной задачей промышленной политики государства.

Таким образом, реальные перспективы для развития внутреннего рынка металлопотребления имеются. Однако проблема в том, что существуют они уже достаточно давно, но, тем не менее, продолжают оставаться только лишь перспективами. Государство не располагает достаточным количеством денежных средств для финансирования масштабных проектов, а частный бизнес не заинтересован в их финансировании ввиду значительных рисков, обусловленных отсутствием четких "правил игры". Механизмы государственно-частного партнерства у нас практически не работают, так как отсутствует основная составляющая данного механизма – доверие между сторонами.

Но все же выход из сложившейся ситуации просто необходимо найти, иначе отечественная экономика не сможет адекватно ответить на вызовы, предъявляемые текущим кризисом.

Во-первых, нужно срочно стабилизировать политическую ситуацию в стране. В условиях политического хаоса и неопределенности кризисные явления будут только усиливаться.

Во-вторых, Украина должна отказаться от так называемых социальных бюджетов, основная часть расходов которых идет только на "проедание", и принимать исключительно "бюджеты развития", где основная роль отводится финансированию таких необходимых инвестиционных проектов, в том числе инфраструктурных.

Все средства, полученные от приватизации государственного имущества, также должны направляться на финансирование инвестиций в соответствующих сферах экономики.

И, наконец, именно государство обязано сейчас выступить инициатором и катализатором развития металлопотребляющих отраслей.

Металлурги, в свою очередь, должны сконцентрировать усилия на комплексной модернизации производства. Обновление технологического оборудования позволит наладить выпуск высокотехнологической металлопродукции, внутренний спрос на которую сегодня удовлетворяется исключительно с помощью импорта, а также постепенно отвоевывать утраченные мировые рынки сбыта.

Таким образом, текущий кризис стоит рассматривать не только как угрозу, а еще и как представившуюся возможность радикально изменить существующую структуру потребления продукции ГМК.

Но для этого как государству, так и бизнесу предстоит решить важную дилемму: провести сегодня технологическую и структурную революцию и уже в среднесрочной перспективе вернуть себе утерянные позиции или же долго и мучительно развиваться эволюционным путем до следующего кризиса, который может окончательно подорвать конкурентоспособность нашей экономики.

 


Комментарии
комментариев: 8
10:39 | 31.10.2008
Ольга Игоревна
Уважаемый автор, вы действительно считаете, что государство должно изменить бюджетную политику и сделать акцент на развитие металлургической промышленности? Хотелось бы вам напомнить, что подобное называлось более чем полвека назад индустриализацией, и всем известно к чему она привела. Не думаю, что в текущих условиях стоит надеяться на государство, лучше привлекать иностранных инвесторов.
11:43 | 31.10.2008
Автор
Уважаемая Ольга Игоревна! Основной акцент статьи делается не на развитие металлургии как таковой, а на необходимости развития металлопотребляющих отраслей – строительства, машиностроения, в том числе наукоемкого и тд. Развитый рынок внутреннего металлопотребления позволит нам в будущем более безболезненно переживать подобные изменения рыночной конъюнктуры. Что касается индустриализации, то здесь я с Вами категорически не согласен. В современных постиндустриальных странах (США, Япония, Германия, Италия…) металлургия занимает далеко не последнее место в структуре экономики. И последнее, в текущих условиях вряд ли найдется иностранный инвестор заинтересованный в инвестировании долгосрочных проектов.
15:54 | 30.10.2008
Андрей, Киев
Отличная езда по глазам и ушам. Снижайте цены или умрите!
22:05 | 30.10.2008
честный фраер
Донбасс порожняк не гонит!!!
20:32 | 30.10.2008
Анти-Премьер
Они не умрут… а вот сотням тысячам человек которые работают на «них» придется очень туго если не предпринять меры. А внутренний рынок это действительно наша большая проблема. Мы за дешево вывозим сырье, а покупаем за дорого технику, машины, станки которые делаю из нашего же металла… а могли бы спокойно все это производить у себя. Срочно нужны революционные реформы. А все нынешние «показательные» правительственные инициативы только отдаляют наш «конец»…
22:02 | 30.10.2008
алик
Сырье тоже было не особо дешевым в последнее время...
23:43 | 26.11.2008
ttt
а я куплю в китае!!
дешевле!

...


Статьи
21.08.17, Анна Ганзенко, Василий Январев
После ухода Войцеха Балчуна "Укрзализныця" испытывает все те же проблемы, что и до появления польского реформатора: дефицит вагонов, неспособность в полной мере удовлетворить заявки клиентов и всеобъемлющая коррупция. Однако главный метод их решения остается прежним – повышение тарифов на те же 22,5%. Правда, железнодорожники обещают учесть мнение бизнеса, но будет ли это сделано, покажет время.
18.08.17, Ярослав Ярош
Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.
10.08.17, Максим Полевой
В июле Госинспекция ядерного регулирования разрешила НАЭК "Энергоатом" начать строительство Централизованного хранилища отработанного ядерного топлива (ЦХОЯТ) реакторов типа ВВЭР с АЭС Украины, место строительства – зона отчуждения вокруг Чернобыльской станции.
04.08.17, Галина Резник
Во время предвыборной кампании Дональд Трамп обещал помочь возрождению американской сталелитейной промышленности. По его требованию начато расследование по статье 232, которое должно подтвердить, что импорт представляет угрозу национальной безопасности США, а после вынесения этого вердикта планируется ввести сверхвысокие тарифы (около 20%), квоты или комбинацию этих мер против импорта стальной продукции. Многие эксперты считают, что эти действия станут началом мировой торговой войны.
31.07.17, Максим Полевой
Кабинет министров Украины обновил правила компенсации при покупке отечественной агротехники: теперь возмещение получат не производители, а покупатели. Впрочем, они и без того наращивают закупки сельскохозяйственных машин.
24.07.17, Ярослав Ярош
В первом полугодии-2017 металлурги Украины смогли увеличить валютную выручку от экспорта черных металлов почти на 22% относительно прошлогоднего показателя. Второе полугодие может быть еще плодовитее, поскольку оно началось с тотального роста почти на всех интересных для отечественного ГМК рынках. Маятник между спросом и предложением уже в мае-июне основательно качнуло в сторону продавцов, и в ближайшие несколько месяцев они будут заказывать музыку на рынке.
14.07.17, Анна Ганзенко
Пока таможенные и квотные преграды на пути украинской сельскохозяйственной продукции к иностранным покупателям постепенно исчезают, внутренний логистический барьер остается незыблемым.
12.07.17, Максим Полевой
"Укрзализныця" продолжает декларировать планы закупки подвижного состава и локомотивов, однако пытается выстроить их под собственные заводы и импортеров.
07.07.17, Елена Курашина
В ближайшие дни должен состояться долгожданный отчет председателя правления "Укрзализныци" Войцеха Балчуна, по результатам которого Кабинет министров примет решение продлевать или нет контракт с польским реформатором.
05.07.17, Максим Полевой
С окончанием Рамадана, которое произошло 24 июня, на глобальном металлорынке наметилось оживление. Параллельно повышается спрос в Китае, а в Турции в ІІІ квартале ждут ускорения темпов строительства, и эти факторы добавляют оптимизма в краткосрочные прогнозы.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!