kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Коксовый угол

21.05.09
размер текста:

На одном из ближайших заседаний Кабинет Министров намерен принять постановление о введении квот на импорт коксующихся углей. Оно должно послужить очередным свидетельством правительственной заботы о шахтерах вслед за апрельским решением о повышении отпускных цен на украинский уголь для коксохимов. Но со стороны такая политика очень напоминает Тришкин кафтан, знаменитый обладатель которого, чтобы закрыть дыру на спине, срывал заплаты с локтей и наоборот. Ведь деньги, которые благодаря правительственным мерам заработают угольщики, будут вынуты из карманов металлургов и коксохимиков.

Когда в апреле Кабмин постановил увеличить средневзвешенную цену коксующегося угля отечественной добычи в 2,5 раза - с 383 до 849,2 грн./тонн (без учета НДС и расходов на транспортировку), коксохимики лишь недоуменно повели плечами. Зачем устраивать такой заплыв против течения? Спущенная сверху цена оказалась выше, чем у большинства мировых производителей коксующихся углей, которые к тому же наоборот охотно идут сейчас на ценовые уступки своим клиентам.

Например, японская Nippon Steel заключила в апреле контракт о покупке такого сырья у австралийской BHP Billiton по 128-129 долл./тонн, но речь идет о поставках углей самого высокого качества. Корейская Posco подписала договор о приобретении коксующихся углей по 90-95 долл./тонн. Да и российские добывающие компании снизили отпускные цены на свой коксующийся уголь почти до уровня себестоимости. Сейчас его цена на украинской границе составляет порядка 69 долл./тонн, а с учетом доставки к месту потребления вырастет на больше, чем до 80 долл./тонн. А ведь именно из России в прошлом году поступало в Украину более 70% от общего объема импорта этого продукта.

При такой внешней конъюнктуре правительство Тимошенко может заставить частные коксохимзаводы закупать сырье у госкомпании "Уголь Украины" по новой цене лишь одним способом - закрыть границы перед ее зарубежными конкурентами. Пока доступ для импорта свободен, новые отпускные цены стали для отечественных горняков чем-то сродни медвежьей услуге. Если обещанные квоты не будут введены оперативно, то "Уголь Украины" столкнется с гораздо большими проблемами сбыта, чем до повышения цен.

Эта компания сегодня выдает на-гора примерно 70% коксующихся углей от всего объема добычи в Украине. Причем, в первые месяцы 2009 года их реализация на общем унылом фоне выглядела очень даже неплохо. Так, в I квартале нынешнего года поступления отечественного коксующегося угля на предприятия Украины уменьшились всего лишь на 11% по сравнению с показателями благополучного I квартала 2008 года. Для сравнения: закупка импортных коксующихся углей за этот же период сократилась более чем наполовину. А низкая цена была главным фактором, побуждающим коксохимиков отдавать предпочтение украинскому углю.

Тем не менее, в апреле Юлия Тимошенко обвинила металлургов в том, что они предпочитают покупать зарубежный коксующийся уголь по цене свыше 100 долл./тонн и игнорируют аналогичное отечественное сырье, хотя оно гораздо дешевле. С ее слов выходит, что апрельское повышение отпускных цен на данный продукт стало своего рода наказанием украинским метхолдингам за недостаточный патриотизм. Имея на руках статистические выкладки, слышать эти упреки несколько странно. Ладно, спишем на то, что премьер-министр просто недостаточно хорошо разбирается в коксовых нюансах, но вторящий ей министр угольной промышленности Виталий Полтавец по должности обязан знать, что отечественные коксующиеся угли потому так и дешевы, что в чистом виде непригодны для производства хорошего кокса и могут служить приемлемым сырьем для отечественных коксохимов лишь в смеси с импортными ингредиентами.

По данным Украинского государственного научно-исследовательского углехимического института, за последние 20-30 лет качество донбасского сырья для коксохимической промышленности радикально ухудшилось, в первую очередь, из-за сокращения добычи так называемых спекающихся углей – марок "Ж" и "К". Так, если в 80-х годах прошлого столетия их содержание в шихте достигало 70-75%, то в 2007-2008 годах опустилось ниже 50%. Причина такой неприятной пропорции одна: действующий шахтный фонд страны стареет угрожающими темпами, а его обновление практически прекращено из-за отсутствия источников финансирования. За последние 20 лет введена в эксплуатацию единственная шахта, добывающая коксующийся уголь марки "К", - "Суходольская Восточная" компании "Краснодонуголь". Зато обратный процесс прогрессирует вовсю. Если в 1991 году в стране специализировалась на добыче коксующихся углей 91 шахта, то в настоящее время их количество сократилось до 58 единиц. Поэтому намеки, что кто-то не хочет покупать коксующийся уголь у национального производителя исключительно из вредности, скорее напоминают попытки переложить проблему с больной головы на здоровую. На самом деле импорт сырья - это не прихоть украинских коксохимиков, а технологическая необходимость. В украинском угле слишком высоко содержание серы, да и зольность зашкаливает, что фатально отражается на качестве производимого из него кокса, а позже и чугуна, вот и приходится обогащать его за счет более чистого привозного товара.

Следует отметить, что доля импортных коксующихся углей в I квартале 2009 года уже и так сократилась в общем объеме потребления украинских коксохимов до 25%, тогда как в 2007-2008 гг. она составляла 30-35%. Но опускаться еще ниже планка не может, ведь тогда на выходе будет получаться не нормальный кокс, а грубо говоря, жареный уголь. По оценкам исполнительного директора ассоциации «Укркокс» Анатолия Старовойта, доля низкосернистых углей в шихте не должна опускаться ниже 30%, иначе расход кокса на тонну производимой стали губительно скажется на ее себестоимости. Таким образом, предлагаемая правительством 5-миллионная квота на импорт полностью не удовлетворит нужды коксохимической отрасли даже в нынешних условиях, когда она работает вполсилы. Принимая во внимание, что в I квартале украинская коксохимия закупила за рубежом 1,58 млн тонн угля для коксования, несложно подсчитать, что даже при сохранении нынешнего уровня производства ей потребуется на весь год свыше 6 млн тонн этого сырья. А ведь имеются осторожные надежды, что производство будет немножко выбираться из зимней ямы.

В 2008 году наша страна импортировала около 10 млн тонн коксующихся углей, но и объемы выплавки чугуна тогда были гораздо выше, чем ожидается в нынешнем году. На 2009 год Минпромполитики прогнозирует 23% падение производства чугуна. Даже если грубо отталкиваться от этой цифры, то получается, что годовая потребность в импортном коксующемся угле должна составить 7-8 млн тонн.

В среде коксохимиков, правда, теплится надежда, что руководитель группы советников Юлии Тимошенко Виталий Гайдук все же не даст ходу квотной инициативе. Ведь от нее не в последнюю очередь пострадает и крупнейший в стране коксохимический завод в Алчевске, который входит в состав весьма близкой Гайдуку корпорации "Индустриальный союз Донбасса". До сих пор этот КХЗ в значительной мере ориентировался на закупки российских углей. К тому же, находясь в непростой финансовой ситуации, ИСД пытается оптимизировать все возможные затраты и в данном случае совсем не рвется поддерживать инициативу правительства, приобретая дорогое и низкокачественное сырье у "Угля Украины".

Сохранение же квот на импорт коксующихся углей на долгосрочную перспективу стало бы неприятным сюрпризом и для группы "Метинвест", в чьей структуре работает второй по объемам выпуска кокса завод Украины - Авдеевский. Совсем недавно "Метинвест" объявил о завершении сделки по приобретению американской угольной компании United Coal и уже в ближайшие годы намерен добывать на ее месторождениях до 3,5 млн тонн коксующихся углей, что вместе с поставками от "Павлоградугля" и "Краснодонугля" полностью покроет потребности группы в коксовом сырье. Если, конечно, правительство не будет мешать ее импорту и если будет отлажена транспортно-портовая логистика доставки угля из США в Украину.

Но введение квот на ввозные коксующиеся угли несет в себе дополнительные риски не только непосредственно для коксохимической отрасли, но и для ГМК в целом. Во-первых, это может повлечь за собой удорожание продукции по всей цепочке стального передела. Во-вторых, возникает опасность, что, недополучая зарубежное сырье для производства собственного качественного кокса, Украина вернется к практике импорта готового кокса. Разве что Кабмин наложит табу и на него.
Публично с критикой правительственного подхода к данной проблеме уже выступила администрация президента Украины. Первый замглавы президентского секретариата Александр Шлапак усматривает в действиях кабинета Тимошенко очередной пример того, как правительство пытается реагировать на критическую ситуацию в одной отрасли, подтапливая другую.

В ассоциации же "Укркокс" побаиваются, что повышение отпускных цен на государственный уголь дает шанс иностранным конкурентам отечественных коксохимиков. Сейчас товарный кокс поступает в Украину в мизерном количестве, но в прошлом году, например, цифры его импорта иногда достигали 150 тыс. тонн в месяц, а в 2007 году - даже превышали 200-тысячетонный показатель. Так что несмотря даже на 30% сокращение объемов производства учредители "Укркокса" чувствуют себя на внутреннем рынке сегодня комфортнее в том смысле, что никто из зарубежных производителей не дышит им в затылок. Впрочем, как предположил, общаясь с «Минпромом» менеджер одного из коксохимзаводов, не исключено, что квотная инициатива Кабмина возникла из-за того, что кому-то, приближенному к нынешнему правительству хочется с выгодой ввезти в Украину крупную партию кокса из-за рубежа.

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
24.07.17, Ярослав Ярош
В первом полугодии-2017 металлурги Украины смогли увеличить валютную выручку от экспорта черных металлов почти на 22% относительно прошлогоднего показателя. Второе полугодие может быть еще плодовитее, поскольку оно началось с тотального роста почти на всех интересных для отечественного ГМК рынках. Маятник между спросом и предложением уже в мае-июне основательно качнуло в сторону продавцов, и в ближайшие несколько месяцев они будут заказывать музыку на рынке.
14.07.17, Анна Ганзенко
Пока таможенные и квотные преграды на пути украинской сельскохозяйственной продукции к иностранным покупателям постепенно исчезают, внутренний логистический барьер остается незыблемым.
12.07.17, Максим Полевой
"Укрзализныця" продолжает декларировать планы закупки подвижного состава и локомотивов, однако пытается выстроить их под собственные заводы и импортеров.
07.07.17, Елена Курашина
В ближайшие дни должен состояться долгожданный отчет председателя правления "Укрзализныци" Войцеха Балчуна, по результатам которого Кабинет министров примет решение продлевать или нет контракт с польским реформатором.
05.07.17, Максим Полевой
С окончанием Рамадана, которое произошло 24 июня, на глобальном металлорынке наметилось оживление. Параллельно повышается спрос в Китае, а в Турции в ІІІ квартале ждут ускорения темпов строительства, и эти факторы добавляют оптимизма в краткосрочные прогнозы.
30.06.17, Максим Полевой
Украина и Беларусь активизировали переговоры о создании транзитного речного хаба на границе двух стран, в с. Нижние Жары Гомельской обл. Минск заинтересован в порте типа "река-море", чтобы погружать свою продукцию на суда каботажного класса, способные идти в Черное море и прибрежные государства без дополнительной перегрузки – это снижает транспортные расходы. Стоимость порта составляет 8-10 млн долл., а подвод ж/д ветки – до 100 млн долл.
26.06.17, Василий Январев
Группа компаний Smart Energy в июне начинает коммерческую эксплуатацию скважины №109 на Мехедовско-Голотовщинском месторождении и проведет ряд капремонтов, что позволит увеличить добычу газа по итогам года до 220 млн куб. м. Генеральный директор группы Сергей Глазунов рассказал о производственных планах на ближайшее время, инвестициях в бурение новых и реанимацию законсервированных скважин, рентных ставках, а также о том, почему газодобыча похожа на открытие консервных банок.
22.06.17, Ярослав Ярош
9 июня жители небольшого прикарпатского городка Калуш в Ивано-Франковской области почувствовали в воздухе уже слегка призабытый неприятный запах и увидели черный столб дыма на небосводе. Подобные явления наблюдались и несколько следующих дней. Они четко обозначили намерения новых собственников местного химического гиганта "Карпатнафтохим" вернуть его в работу. Пресс-служба предприятия уже поспешила отрапортовать о запуске производства, но инсайдерская информация утверждает, что после 5-летнего простоя заводские линии работают далеко не так исправно, как хотелось бы.
16.06.17, Максим Полевой
Украинские города понемногу обновляют изрядно устаревший коммунальный транспорт. За соответствующие заказы активно борются и отечественные, и иностранные поставщики.
12.06.17, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal Лакшми Миттала упрочил позиции на высоколиквидном рынке ЕС за счет покупки металлургического комбината Ilva в Южной Италии. Возобновление его работы на полную мощность закрепит позиции Италии в топ-10 крупнейших мировых производителей стали и оставит за его бортом Украину.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!