Переживет ли украинская экономика 2015 год?

Публікації

Украина заканчивает 2014 год, оказавшийся невероятно тяжелым для страны и просто обвальным для национальной экономики. Однако наступающий 2015 обещает стать еще более трудным, ведь сейчас правительство уже больше не может воспользоваться резервами, оставленными предшественниками, а финансовые и энергетические проблемы страны обострились до предела.

Дефолта не будет, но заплатить за это придется

Итоги 2014 года для украинской экономики выглядят обескураживающими. Международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s оценивает спад ВВП в 7% по сравнению с предыдущим годом. Инфляция, очевидно, превысит 22% отметку. По данным за 11 месяцев, промышленное производство в Украине сократилось на 10,1% по сравнению с аналогичным периодом годичной давности (в ноябре – на 16,3%), выплавка стали – на 16,1% (28,6%), добыча угля – на 26,7% (60,8% в ноябре).

Как мы видим, ситуация ухудшается. При этом к концу года Украина оказалась на грани кризиса сразу в двух важнейших секторах – финансовом и энергетическом.

По словам министра финансов Наталии Яресько, в 2014 году Украина заплатила по внешним долгам около 14 млрд долл., в то время как привлекла новых кредитов только на 9 млрд долл. Причем, очевидно, в сумму платежей не вошли 1,65 млрд долл. долгов за российский газ, которые Украина заплатила, чтобы иметь возможность и дальше продолжать его закупки.

Несмотря на то, что украинский импорт в 2014 году упал намного сильнее, чем экспорт, в результате чего внешнеторговый баланс страны по итогам января-сентября был сведен с профицитом в 4,25 млрд долл., валютные резервы в последние месяцы стремительно тают. По состоянию на начало декабря их размер впервые за последние 10 лет сократился ниже отметки 10 млрд долл., а к началу 2015 года данный показатель может уменьшиться до около 8 млрд долл., что не покрывает даже двухмесячного объема импорта.

Финансовые ожидания на 2015 год выглядят весьма неутешительно. По оценкам Standard & Poor’s, в наступающем году Украине надо будет выплатить около 11 млрд долл. по внешним кредитам. Причем к этой сумме, возможно, придется прибавить еще 3 млрд долл. в случае досрочного погашения долга перед Россией по облигациям, выпущенным в конце 2013 года. В то же время поступления от МВФ ожидаются на уровне 10,7 млрд долл. И, как показывает практика последних месяцев, Фонд трудно считать полностью надежным источником финансирования. В 2014 году он перечислил Украине только два транша вместо обещанных четырех и намерен вернуться к изучению вопроса о возобновлении выплат лишь в январе. Рассчитывать же на какие-либо иные источники заимствований Украине сейчас очень сложно из-за высокого риска дефолта.

Благоприятный торговый баланс уходящего года вряд ли останется таковым в ближайшем будущем. В первые три квартала 2014 года Украина сократила импорт на 25,4%, до 41,2 млрд долл., но рассчитывать на такой же спад в новом году уже трудно. В любом случае стране придется закупить за рубежом около 20 млрд куб. м газа на сумму порядка 6,5 млрд долл. с учетом его удешевления в связи с падением мировых цен на нефть, потратить не менее 1-1,5 млрд долл. на приобретение недостающего угля и 600 млн долл. на импорт ТВЭЛов для атомных станций. Кроме того, Украина будет нуждаться в иностранных лекарствах, потребительских товарах, промышленном оборудовании, нефтепродуктах, комплектующих. И полностью отказаться от этого импорта невозможно, несмотря на падение курса гривны и резкое сужение внутреннего рынка.

В то же время спад украинского экспорта в 2015 году, очевидно, превысит уровень 9,1%, достигнутый по итогам января-сентября 2014 года. Прежде всего сократятся продажи украинской стальной продукции вследствие уменьшения объемов выплавки стали на Донбассе (вряд ли они смогут быстро восстановиться даже в случае восстановления мира и прекращения экономической блокады региона) и падения цен на мировом рынке. По прогнозам ГП "Укрпромвнешэкспертиза", в 2014 году страна недосчитается до 2,5 млрд долл. валютной выручки от экспорта металлопродукции, а в следующем году потери могут возрасти.

Судя по всему, при условии сохранения у власти нынешнего правительства и продолжения прежней экономической политики продолжится падение украинского экспорта машиностроительной и пищевой продукции в Россию и страны СНГ. Под большим вопросом оказывается сама возможность производства и экспорта украинских минеральных удобрений и химической продукции. Сельскохозяйственный экспорт резко подскочил в 2014 году, но в 2015, скорее всего, будет наблюдаться стагнация или даже небольшой спад. Вследствие этого положительное сальдо украинской внешней торговли в новом году может снова стать отрицательным либо близким к нулевому. Причем еще далеко не факт, что вся валютная выручка от экспорта вернется в Украину и поступит в распоряжение импортеров и государства.

По этой причине, как заявляет Наталия Яресько и признают в МВФ, Украина в 2015 году нуждается в 15 млрд долл. дополнительного финансирования. Причем при отсутствии внешней подпитки финансовый кризис в Украине может наступить уже в первом квартале нового года. Тем не менее представляется крайне маловероятным, что МВФ и другие органы внешнего управления Украиной допустят дефолт страны. Наоборот, скорее всего, их политика будет направлена на то, чтобы страна продолжала расплачиваться по долгам. А для этого необходимо еще сильнее ослабить гривну, дабы стимулировать экспорт и сократить до самого предельного минимума импорт, а также урезать государственные расходы с целью уменьшения бюджетного дефицита и скорейшего снятия Украины с внешней финансовой подпитки.

Поэтому в МВФ и требуют, чтобы украинское правительство срочно начало реформы, то есть те воистину "людоедские" инициативы, что были указаны в его программе, должны как можно скорее превратиться в реальные законы и постановления. Это должно также найти отражение в государственном бюджете на 2015 год, на скорейшем принятии которого также настаивают в МВФ.

Говоря коротко, итогом данных реформ должно стать обвальное падение доходов большей части населения и соответствующий провал национального потребительского рынка. Как показывает пример Греции, это приведет к массовому разорению малого и среднего бизнеса, дальнейшему проседанию торговли, росту неплатежей за коммунальные услуги и сокращению бюджетных поступлений. Впрочем, Украина – не Греция, так что правительство, очевидно, и в 2015 году продолжит покрывать свои расходы гривневой эмиссией. При этом за счет расширения денежной массы экономика будет худо-бедно поддерживаться на плаву, а вместо кризисной дефляции будет наблюдаться инфляция, основным источником которой станет, как и ранее, падающий курс гривны по отношению к доллару.

По прогнозу Национального банка Украины, спад ВВП в 2015 году затормозится до 2,4-4,3%, а инфляция уменьшится до 11,5-13,4%. Однако для этого стране надо будет сначала хотя бы пережить зиму.

Энергетический голод

Помимо финансового кризиса, Украине в первом квартале 2015 года угрожает энергетический. Массовые отключения электроэнергии, начавшиеся в первых числах декабря, как заявил заместитель министра энергетики и угольной промышленности Александр Светелик, могут продлиться до конца зимы.

Украинским электростанциям не хватает угля, дефицит которого оценивается бывшим министром энергетики и угольной промышленности Иваном Плачковым в 10-12 млн тонн до конца текущего отопительного сезона. Из-за этого энергетикам приходится активнее задействовать газомазутные блоки, что приводит к повышенному расходу дорогостоящего природного газа, запасов которого в украинских хранилищах может и не хватить до конца зимы. Правда, здесь есть по меньшей мере одна положительная новость. Из-за большой недогрузки ГТС Украины экстренные дополнительные поставки российского газа для украинских нужд технически возможны. Конечно, при условии, что за них будет, чем заплатить.

Пока что Украину выручает относительно мягкая зима. Однако в последние годы морозы как раз начинались в январе-феврале, так что основные риски для украинского энергосектора еще впереди. Но даже если на имеющихся запасах и экстренных поставках удастся дотянуть до конца этой зимы, дальнейшее будущее представляется не слишком утешительным.

Апрель Украина встретит с совершенно пустыми газохранилищами, в которых останется только неизвлекаемый технический газ, что делает совершенно необходимым расширение его закупок в 2015 году – напрямую в России или с привлечением европейских посредников. Такими же нулевыми будут и запасы угля на электростанциях. Многие энергоблоки будут требовать срочных ремонтов, на которых сэкономили в 2014 году. Причем это относится не только к тепловым станциям, но и к АЭС.

Объем добычи угля без наступления прочного мира в стране и восстановления экономических отношений с Донбассом грозит так и остаться на уровне порядка 2,3-2,5 млн тонн в месяц или не более 28-30 млн тонн в год, включая коксующийся (или же добыча возрастет, но этот уголь останется недоступным для Украины). Между тем одни только ТЭС и ТЭЦ в "довоенном" 2013 году использовали более 37,6 млн тонн угля. Таким образом, украинской энергетике не обойтись без возобновления закупок донбасского угля либо импорта, основным источником которого, судя по последним заявлениям, будет все-таки Россия.

Вообще, единственная для Украины возможность пережить следующую зиму 2015-2016 годов без радикальных изменений в политике заключается в резком сокращении потребления электроэнергии. Как, в частности, заявляет министр энергетики и угольной промышленности Владимир Демчишин, чтобы прекратились веерные отключения, его надо уменьшить на 15%, причем по сравнению не с прошлым годом в целом, а с нынешним уровнем – с разрушенным Донбассом, остановленными нефтехимическими, химическими и металлургическими заводами.

Ранее власти могли рассчитывать на энергосбережение и повышение энергоэффективности, но сейчас на реализацию этих весьма дорогостоящих мероприятий нет ни времени, ни средств. Тем не менее возможности для уменьшения спроса действительно есть. По данным Минэнергоугля, за первые 10 месяцев 2014 года потребление электроэнергии в Украине без учета технологических потерь сократилось только на 4,8% по сравнению с аналогичным периодом годичной давности. При этом промышленность уменьшила спрос на 6,8%, а население нарастило на 0,6%.

Судя по всему, в 2015 году нам следует ждать нового многократного повышения тарифов не только на газ, отопление и воду, но и на электроэнергию для населения, что, очевидно, и обеспечит нужную экономию. По крайней мере, отключить электричество неплательщику намного проще, чем отрезать отдельную квартиру от газоснабжения или отопления.

Также свой вклад внесет и индустрия. Украина становится все более аграрной страной, и эта тенденция, похоже, будет продолжаться и в 2015 году. Во всяком случае недавнее решение правительства об ускоренном переводе национальной экономики на европейские стандарты в соответствии с соглашением об ассоциации с Евросоюзом с гарантией добьет значительную часть украинской промышленности. Еще в прошлом году расходы на проведение таких мероприятий оценивались в 165 млрд евро в масштабах всей страны в течение 10 лет, и никто эту цифру так и не опроверг. Таких денег в распоряжении украинского государства и бизнеса нет и не будет. И многим компаниям будет легче закрыться, чем провести необходимую для введения евростандартов модернизацию.

В условиях обвала внутреннего рынка, дальнейшего ухудшения отношений с Россией и неблагоприятной конъюнктуры в мировой экономике украинским предприятиям предстоит пройти в наступающем году настоящий стресс-тест на выживание и устойчивость. И получить по нему "проходной балл", судя по всему, удастся не всем. По крайней мере, вагоно- и автомобилестроение в Украине уже сейчас находятся на грани гибели, а в 2015 году могут перейти за эту грань. Естественно, вместе с большинством смежников и поставщиков комплектующих.

В то же время для некоторых отраслей украинской экономики следующий год обещает быть не таким уж и плохим. По-прежнему твердо будут стоять на ногах большинство экспортно ориентированных предприятий аграрного сектора, особенно, если МВФ таки продавит реформу о введении свободной купли-продажи земель сельхозназначения. Во всяком случае, низкий курс гривны будет и дальше благоприятствовать экспорту, хотя расходы аграриев в целом существенно не уменьшатся из-за необходимости импортировать удобрения, технику и ГСМ.

Если Евросоюз не будет настаивать на скорейшем введении своих стандартов в качестве внутренних для Украины, неплохие перспективы имеет национальная пищевая промышленность. Будут успешно продолжать бизнес те производители комплектующих и оборудования, которые уже успели переориентироваться на рынки Европы и других стран дальнего зарубежья либо изначально работали на этих направлениях.

Хотя по уровню заработной платы в валютном эквиваленте Украину уже можно назвать классической страной с дешевой рабочей силой, рассчитывать на приток иностранных инвестиций в 2015 году пока еще, наверное, не стоит. Для этого должна сначала стабилизироваться внутренняя ситуация, а борьба с рейдерством и коррупцией – перейти от уровня деклараций к реальным мероприятиям. Однако последнюю задачу не смогло решить ни одно украинское правительство. Скорее всего, не удастся и нынешнему, даже силами входящих в него иностранных специалистов.

Поэтому, пожалуй, прогнозы НБУ в отношении экономического спада в 2015 году на 2,4-4,3% можно признать очень оптимистичными. Действительность может оказаться гораздо хуже. Украину в наступающем году ждут хронические проблемы с государственными финансами, перманентный энергетический кризис, дальнейшее падение промышленного производства, провал в торговле и сфере услуг, резкий рост безработицы и обвальное сокращение реальных доходов большей части населения.

Конечно, все это произойдет при условии, что не будет новой войны, а Украина вообще сможет пережить финансовый и энергетический кризис в феврале-марте. Иначе все может оказаться намного, намного печальнее.

Виктор Тарнавский

МинПром

Новини

25 Квітня 2024

Модель економічного бронювання порушує основоположні принципи конституції – юрист

Тариф на світло треба поступово збільшити до ринкового – експерт

Сумихімпром після тривалої паузи відновив роботу

Україна може стати одним із найважливіших транспортних хабів Європи

НБУ погіршив прогноз зростання української економіки до 3%

Австралійська Mineral Resources збільшила видобуток літію

У НБУ очікують на уповільнення темпів інфляції

Нацбанк знизив облікову ставку до 13,5%

В Німеччині скорочується споживання сталі

SSAB очікує зниження цін на сталь у другому кварталі

Імпорт сталі до США у березні зріс на 1,5%

Нігинський кар’єр повторно виставили на аукціон за 26,32 млн грн

Україна продовжила антидемпінгові мита на імпорт арматури та катанки з рф

До порту Одеси прибув великий контейнеровоз з Китаю

Держава має прибрати перепони, які блокують інвестиції в розвиток зеленої енергетики – адвокат 

Centravis збільшив випуск труб на 14%

ВСІ НОВИНИ ⇢