kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Потому что мы мафия

24.06.09
размер текста:

Похоже, правительство просто устало бороться с нефтетрейдерами: постоянный мониторинг рынка, «вычисление» бизнесменов, которые, пользуясь своим монопольным положением, завышают стоимость топлив, склоки на бесконечных заседаниях рабочих групп – слишком утомительное занятие. А, как известно, если не можешь управлять процессом – возглавь его.

Сейчас Министерство топлива и энергетики, а также работающая под его крылом экспертно-аналитическая группа (ЭАГ), буквально соревнуются с трейдерами за первенство в повышении цен. Не успел бензин преодолеть отметку в 6 грн/л, как уже штурмует цифру «7». ЭАГ тем временем без устали повышает расчетный коридор цен на нефтепродукты, тем самым санкционируя даже самый радикальный рост значений на стелах АЗС. Особой смелостью отличились сети WOG, «Лукойл», «ОККО», «УТН-Восток», которые с удовольствием пользуются рекомендациями правительства и даже выходят за пределы индикативной цены.

Но рост цен – хороший сигнал для рынка только тогда, когда он подкреплен спросом или такими объективными факторами, как рост себестоимости товара. Нефть на мировых биржах действительно выросла, а значит, стоимость нефтепродуктов тоже должна увеличиться. Но как быстро и до каких значений? Розничные торговцы в Украине так стремительно реагируют на рост нефтяных котировок в Лондоне, что невольно задумаешься о том, не наладили ли операторы доставку топлива авиатранспортом?

Кроме шуток, цены европейского агентства Platt’s – далеко не зеркальное отражение ценовой ситуации в нашей стране. Местные НПЗ потребляют недорогой Urals, а не европейский Brent, а также украинскую нефть, которая уходит с аукционов по ценам в полтора-два раза ниже справедливой стоимости. А ведь из этой нефти изготавливается пятая часть всех нефтепродуктов. Затраты на логистику у местных заводов тоже ниже: Украина куда ближе к России, чем европейские государства. При этом половина бензинов на рынке – отечественные. Получается, что, ориентируясь на европейские цены нефтепродуктов, правительство поддерживает импортеров, хотя при прочих равных украинское топливо сейчас способно быстро вытеснить заграничное.

А ведь было время, когда доля бензинов и ДТ местного розлива превышала 85% (2004 год). Небольшая часть импортных топлив была в основном представлена качественными премиальными марками, тогда как потребность в обычном «92-м» или «95-м» вполне могли удовлетворить Кременчугский, Лисичанский, Одесский и другие заводы.

Высчитываемая экспертно-аналитической группой формула сегодня легализирует неоправданный рост цен. Если учесть в ней оптовые цены украинских заводов (наряду с Platts, в соотношении 50/50), получим расчетную стоимость на 15-20 копеек ниже той, что «рекомендует» ЭАГ. И чем выше цены на нефть – тем существеннее разрыв между справедливой и «рекомендуемой» ценами на бензин.

Болеет того, формула обсчитывает дважды: она не только сама по себе генерирует более высокие цены, но и значения, подставляемые в нее, не всегда соответствуют действительности. Сравнивая оптовые цены по Platt’s и таможенную статистику по импорту нефтепродуктов, часто можно обнаружить, что реальная стоимость ввоза куда меньше заложенной в формулу. Все это полностью противоречит изначальному предназначению индикативных цен – сдерживать спекулятивные скачки стоимости топлив. Возникает логический вопрос: а не изжила ли себя формула? Не нарушен ли баланс интересов продавцов и потребителей топлива в работе экспертно-аналитической группы? И насколько последняя в принципе эффективна?

В 30-е годы прошлого века американская мафия претерпела серьезные изменения. Яркие, неординарные лидеры мафиозного мира, наподобие Аль Капоне, которые вели открытую публичную жизнь, ушли в прошлое. Они были бельмом на глазу для общества и полиции и вскоре оказались в тюрьмах. На рынке мафиозных услуг больше не было места независимым от синдиката гангстерам. Отныне мафиози стали бизнесменами, координируемыми единым совещательным органом, состоявшего из глав крупнейших мафиозных семей. Все, кто был вне этой организационной структуры, быстро теряли свое влияние и прибыли. Этот орган санкционировал, учитывал и покрывал большую часть преступлений, творящихся в Нью-Йорке да и во всех США. Синдикат обладал могуществом подкупать даже самых высоких чиновников, в том числе и в полиции.

Возможно, это радикальное сравнение, но система ценообразования на украинском рынке нефтепродуктов сегодня сродни организационной структуре гангстерского движения Америки. Оно обладает тем же набором признаков: единый совещательный орган – экспертно-аналитическая группа в тесном контакте с правительственными структурами отстаивает, прежде всего, интересы нефтетрейдеров и в последнюю очередь – потребителей. Инструмент контроля превратился в инструмент попустительства и злоупотреблений.

Остается надеяться, что игра в мафию на рынке нефтепродуктов не продлится долго. Когда запрос общества на справедливые цены на топлива станет достаточно сильным, таким структурам, как ЭАГ, придется либо откорректировать свою работу, либо самоликвидироваться.

Глеб Простаков

 


Комментарии
комментариев: 0

загрузка...


Статьи
20.01.17, Игорь Воронцов
Рост мировых цен на сырье для ГМК позволяет ведущим компаниям отложить ранее заявленные планы по консолидации. Исключение составит только Китай, где власти были вынуждены начать реальную реформу металлургии в связи с экологической катастрофой. Дальнейшая глобализация в мировом ГМК, таким образом, откладывается до худших времен.
18.01.17, Максим Полевой
В 2016 году украинские рудники и горно-обогатительные комбинаты нарастили производство подготовленного сырья, но сократили экспорт. В новом году, в случае оживления рынков сбыта, можно надеяться на восстановление экспортных показателей.
16.01.17, Елена Курашина
Несмотря на заверения не повышать тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом без диалога с бизнесом, на практике все происходит с точностью до наоборот. "Укрзализныця" так и не предоставила бизнесу и профильным ассоциациям свой финансовый план на 2017 год, а "круглый стол" по вопросу повышения тарифов прошел без участия тех, кто их будет платить.
10.01.17, Галина Резник
США и ЕС отказались предоставить Китаю статус страны с рыночной экономикой. Основная причина – стремление защитить свои рынки от дешевой стальной продукции. Стальное лобби в западных странах обвиняет китайских поставщиков в субсидированном экспорте, и сейчас правительства поддерживают своих производителей введением высоких компенсационных пошлин против китайской стали.
29.12.16, Василий Январев
Министерство инфраструктуры Украины после недолгой борьбы и небольшой критики одобрило финансовый план "Укрзализныци" на 2017 год, который предусматривает повышение грузовых тарифов на 25%, а пассажирских – на 35%. Но это еще не все: "УЗ" и профильное министерство предлагают внести изменения в распоряжение №209-р от 2012 года, что даст возможность железной дороге бесконтрольно повышать стоимость перевозки в полувагонах.
26.12.16, Максим Полевой
Верховная Рада продлила льготы для украинского авиапрома до 2025 года. Однако эффективность преференций будет зависеть от грамотного маркетинга производителей авиационной техники.
22.12.16, Ярослав Ярош
После двукратной неудачи с продажей Одесского припортового завода украинские власти попытаются сделать в приватизации ставку на другую "голубую фишку". В декабре завершен процесс корпоратизации Объединенной горно-химической компании (ОГХК) и трансформации ее в ПАО. В 2017 г. Кабмин попытается найти на этот актив покупателя. В своем составе ОГХК объединяет крупнейшие ильменитовые ГОКи страны, а также имеет в управлении 51% акций Запорожского титано-магниевого комбината.
16.12.16, Игорь Воронцов
Рынок металлоконструкций в Украине находится в процессе важнейших изменений. Он пытается стать экспортно-ориентированным в условиях прекращения торговых отношений с прежним основным партнером – Российской Федерацией. По мнению участников рынка, перспективным направлением является Евросоюз. С ним связаны основные ожидания. Текущая ситуация в отрасли, которая является одним из главных клиентов металлургических предприятий, обсуждалась на V национальной конференции участников рынка стального строительства, состоявшейся в Киеве 13 декабря.
14.12.16, Ярослав Ярош
Если первую в 2016 г. неудачную продажу Одесского припортового завода можно было списать на случайность, то вторая – уже тенденция. Приватизация ОПЗ показала, что доверия у инвесторов не вызывает ни сам объект, ни бизнес-климат в Украине. Глава Фонда госимущества Игорь Билоус в сердцах даже заявил о возможной остановке завода. Правда, премьер Владимир Гройсман намекнул о возможной отставке самого И.Билоуса.
12.12.16, Галина Резник
Цены на железную руду упорно опровергают прогнозы экспертов: вместо предсказанного падения они удвоились и достигли двухлетнего максимума. Причем избыток поставок никуда не делся, и радикального роста потребления не произошло. Просто, как бывало уже не раз, одновременно возникло несколько непредвиденных обстоятельств, которые наложились друг на друга и создали неожиданный синергический эффект.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!