Подробнее Запомнить город


Потому что мы мафия

24.06.09
размер текста:

Похоже, правительство просто устало бороться с нефтетрейдерами: постоянный мониторинг рынка, «вычисление» бизнесменов, которые, пользуясь своим монопольным положением, завышают стоимость топлив, склоки на бесконечных заседаниях рабочих групп – слишком утомительное занятие. А, как известно, если не можешь управлять процессом – возглавь его.

Сейчас Министерство топлива и энергетики, а также работающая под его крылом экспертно-аналитическая группа (ЭАГ), буквально соревнуются с трейдерами за первенство в повышении цен. Не успел бензин преодолеть отметку в 6 грн/л, как уже штурмует цифру «7». ЭАГ тем временем без устали повышает расчетный коридор цен на нефтепродукты, тем самым санкционируя даже самый радикальный рост значений на стелах АЗС. Особой смелостью отличились сети WOG, «Лукойл», «ОККО», «УТН-Восток», которые с удовольствием пользуются рекомендациями правительства и даже выходят за пределы индикативной цены.

Но рост цен – хороший сигнал для рынка только тогда, когда он подкреплен спросом или такими объективными факторами, как рост себестоимости товара. Нефть на мировых биржах действительно выросла, а значит, стоимость нефтепродуктов тоже должна увеличиться. Но как быстро и до каких значений? Розничные торговцы в Украине так стремительно реагируют на рост нефтяных котировок в Лондоне, что невольно задумаешься о том, не наладили ли операторы доставку топлива авиатранспортом?

Кроме шуток, цены европейского агентства Platt’s – далеко не зеркальное отражение ценовой ситуации в нашей стране. Местные НПЗ потребляют недорогой Urals, а не европейский Brent, а также украинскую нефть, которая уходит с аукционов по ценам в полтора-два раза ниже справедливой стоимости. А ведь из этой нефти изготавливается пятая часть всех нефтепродуктов. Затраты на логистику у местных заводов тоже ниже: Украина куда ближе к России, чем европейские государства. При этом половина бензинов на рынке – отечественные. Получается, что, ориентируясь на европейские цены нефтепродуктов, правительство поддерживает импортеров, хотя при прочих равных украинское топливо сейчас способно быстро вытеснить заграничное.

А ведь было время, когда доля бензинов и ДТ местного розлива превышала 85% (2004 год). Небольшая часть импортных топлив была в основном представлена качественными премиальными марками, тогда как потребность в обычном «92-м» или «95-м» вполне могли удовлетворить Кременчугский, Лисичанский, Одесский и другие заводы.

Высчитываемая экспертно-аналитической группой формула сегодня легализирует неоправданный рост цен. Если учесть в ней оптовые цены украинских заводов (наряду с Platts, в соотношении 50/50), получим расчетную стоимость на 15-20 копеек ниже той, что «рекомендует» ЭАГ. И чем выше цены на нефть – тем существеннее разрыв между справедливой и «рекомендуемой» ценами на бензин.

Болеет того, формула обсчитывает дважды: она не только сама по себе генерирует более высокие цены, но и значения, подставляемые в нее, не всегда соответствуют действительности. Сравнивая оптовые цены по Platt’s и таможенную статистику по импорту нефтепродуктов, часто можно обнаружить, что реальная стоимость ввоза куда меньше заложенной в формулу. Все это полностью противоречит изначальному предназначению индикативных цен – сдерживать спекулятивные скачки стоимости топлив. Возникает логический вопрос: а не изжила ли себя формула? Не нарушен ли баланс интересов продавцов и потребителей топлива в работе экспертно-аналитической группы? И насколько последняя в принципе эффективна?

В 30-е годы прошлого века американская мафия претерпела серьезные изменения. Яркие, неординарные лидеры мафиозного мира, наподобие Аль Капоне, которые вели открытую публичную жизнь, ушли в прошлое. Они были бельмом на глазу для общества и полиции и вскоре оказались в тюрьмах. На рынке мафиозных услуг больше не было места независимым от синдиката гангстерам. Отныне мафиози стали бизнесменами, координируемыми единым совещательным органом, состоявшего из глав крупнейших мафиозных семей. Все, кто был вне этой организационной структуры, быстро теряли свое влияние и прибыли. Этот орган санкционировал, учитывал и покрывал большую часть преступлений, творящихся в Нью-Йорке да и во всех США. Синдикат обладал могуществом подкупать даже самых высоких чиновников, в том числе и в полиции.

Возможно, это радикальное сравнение, но система ценообразования на украинском рынке нефтепродуктов сегодня сродни организационной структуре гангстерского движения Америки. Оно обладает тем же набором признаков: единый совещательный орган – экспертно-аналитическая группа в тесном контакте с правительственными структурами отстаивает, прежде всего, интересы нефтетрейдеров и в последнюю очередь – потребителей. Инструмент контроля превратился в инструмент попустительства и злоупотреблений.

Остается надеяться, что игра в мафию на рынке нефтепродуктов не продлится долго. Когда запрос общества на справедливые цены на топлива станет достаточно сильным, таким структурам, как ЭАГ, придется либо откорректировать свою работу, либо самоликвидироваться.

Глеб Простаков

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
17.11.17, Ярослав Ярош
Правительство Венгрии в очередной раз высказало вслух желание выкупить обратно в госсобственность единственный металлургический комбинат страны – ISD Dunaferr. Но у этой попытки шансов на успех не больше, чем у всех предыдущих. Дела у предприятия, в котором, возможно, еще присутствует украинский капитал, в последнее время пошли на поправку. Возможно, потому, что этими делами теперь занимается российский бизнесмен Сулейман Керимов.
10.11.17, Ярослав Ярош
Уходящий год в целом баловал металлургов. Цены на сталь в Европе достигли 6-летнего максимума. Мировое потребление выросло примерно на 7%. Капитализация отрасли увеличилась на 70%. На год 2018-й стальные ассоциации дают более осторожные прогнозы. Но и в начале текущего года они ожидали меньшего, чем получили по факту.
08.11.17, Игорь Воронцов
Нынешний отопительный сезон обещает надолго запомниться украинцам. Для этого есть все предпосылки: запасы угля на тепловых электростанциях и теплоэлектроцентралях текущей осенью побили антирекорд.
01.11.17, Ярослав Ярош
Группа ТАС Сергея Тигипко после 10-летнего перерыва снова вступает в права владельца крупнейшего в Украине производителя проволоки и гвоздей – завода "Днепрометиз". 27 октября его предыдущий собственник, российский холдинг "Северсталь", сообщил о завершении сделки по продаже актива неназванному покупателю. Но еще за день до этого в наблюдательные органы "Днепрометиза" вошли люди, представляющие группу ТАС.
31.10.17, Максим Полевой
"Зеленая" энергетика в Украине активно развивается, и к 2020 году ее долю в национальном энергопотреблении страны планируется довести до 11%, а к 2035-му – до 25%.
27.10.17, Ярослав Ярош
Российский бизнесмен Олег Дерипаска сделал вполне ожидаемый ход. Все свои украинские активы, в первую очередь, Николаевский глиноземный завод, он уступил крупному сырьевому трейдеру и давнему партнеру – компании Glencore. Теперь у НГЗ появился швейцарский иммунитет, но завод продолжает оставаться в орбите влияния "Русского Алюминия".
23.10.17, Максим Полевой
В мировой экономике наметилось оживление, но нельзя исключать и новую кризисную волну. Это особенно опасно для недостаточно стабильных развивающихся стран, включая Украину.
19.10.17, Игорь Воронцов
Никель в текущем году оказался в роли слабого звена мирового ГМК. Практически по всем цветным металлам, которые торгуются на Лондонской бирже металлов (LME), котировки в течение года уверенно шли вверх. Так, цинк подорожал с 2715 долл./тонну в январе до 3350 долл./тонну в середине октября, медь – с 5784 до 7146 долл./тонну, алюминий – с 1785 до 2142 долл./тонну.
13.10.17, Ярослав Ярош
Трубный холдинг Виктора Пинчука "Интерпайп" инициировал в Еврокомиссии пересмотр размера антидемпинговых пошлин на поставку бесшовных труб из Украины в страны Евросоюза. Но еще как минимум год этого не произойдет. Поэтому "Интерпайп" снова подался искать счастья на рынки СНГ, в т. ч. России. И уже достиг в этом некоторых успехов.
09.10.17, Максим Полевой
Несмотря на глобальный профицит металлургических мощностей, многие страны строят новые заводы и расширяют существующие. Ключевые причины: выпуск более дорогой продукции или импортозамещение.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!