kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Понижение в ранге

28.07.09
размер текста:

Украинский бизнесмен Константин Жеваго стал абсолютным рекордсменом по числу плохих новостей за последние несколько недель. Стало совершенно очевидно, что выстраиваемая им финансово-промышленная группа, несмотря на то, что она содержала практически все необходимые звенья, так и не заработала как единое целое. В результате ключевые активы Жеваго не только не дали ожидаемой синергии, но и стали тянуть друг друга на дно.

Несмотря на это, самый молодой отечественный миллиардер не собирается избавляться от балласта, который тянет его бизнес к земле, как прохудившийся воздушный шар. Отказавшись пойти на рекапитализацию банка «Финансы и кредит», Константин Жеваго значительно повысил долю «плохих» активов в своем бизнесе. Не успела утихнуть история с зернотрейдером Cargill, который пытался заблокировать корреспондентские счета банка в американских финансовых учреждениях, требуя возврата долга в 49 млн долл., как тут же «Финансы и кредит» получили новую претензию. На днях крупнейший швейцарский банк UBS объявил, что переходит на предоплату в отношении операций по поставкам банковского золота «Финансы и кредит». Последний, как известно, является одним из лидеров украинского рынка по реализации клиентам банковских металлов в слитках. И изменение формы сотрудничества с UBS станет для «фиников» большим ударом.

Ужесточение условий сотрудничества с украинским банком швейцарцы объясняют задержками платежей со стороны «Финансы и кредит». И судя по всему, в UBS не хотят допускать накопления задолженности по этим поставкам, так как сомневаются в платежеспособности своего украинского клиента. Старший аналитик Европейского аналитического центра «Цицерон» Аарон Шварц так комментирует действия UBS в одной из немецких газет: «Еврооблигации банка «Финансы и кредит» в настоящее время торгуются с доходностью 335% годовых. Столь умопомрачительный уровень доходности свидетельствует о крайне высоком риске невыполнения им своих обязательств. Причем не только по еврооблигациям, но и любых иных обязательств. Значительные задержки платежей за банковское золото, следствием чего стало ужесточение условий сотрудничества между UBS и «Финансы и кредит», – еще один сигнал крайне тревожного положения украинского финучреждения».

Корпоративный банк

Истории с Cargill, UBS, а также непогашением украинским банком синдицированного кредита в 70 млн долл., организаторами которого выступили Raiffeisen Zentralbank, Standart Bank и VTB были вполне предсказуемы. В начале июня «Финансы и кредит» отказались от рекапитализации, несмотря на то, что, получив деньги от государства, его собственник отдавал государству не положенные 75%, а только 60% (15% передавались в управление). Тогда его руководство мотивировало это решение улучшением ситуации в банке и надеждой на постепенный выход из кризиса. А уже через месяц «финики» объявили о 20% сокращении штата, урезании премий для сотрудников и закрытии 80 отделений банка. Судя по всему, даже эти радикальные меры не помогли. Настоящая же причина, вероятно, состоит в том, что временная администрация, которая будет введена в банк сразу после получения им финансовой помощи от государства, значительно усложнит жизнь предприятиям-должникам, входящим в орбиту интересов народного депутат от БЮТ Константина Жеваго.

К примеру, в марте этого года банк выдал в кредит 92 млн грн. Херсонскому заводу карданных валов, входящему в состав холдинговой компании «АвтоКрАЗ» и принадлежащей Константину Жеваго. Кредит выдан более чем на пять лет под 14% годовых, что в нынешней ситуации на рынке заимствований можно трактовать не иначе как денежный трансферт. Ранее, в феврале, «Финансы и кредит» дал взаймы 300 млн грн. на покупку вагонов, которую произвел также входящий в «АвтоКрАЗ» Стахановский вагоностроительный завод. Понятно, что временная администрация может попробовать пересмотреть правомочность выдачи этих кредитов. В то же время, прекращение поступления денежных трансфертов из банка может еще больше ухудшить состояние машиностроительных активов, входящих в группу.

Автомобильное производство в Украине в первом полугодии 2009-го упало в шесть раз, компании почти ничего не производят. Тот же «АвтоКрАЗ» в январе-июне выпустил всего один грузовой автомобиль. Очевидно, что на деньги от его продажи не покрыть даже постоянные издержки, в том числе и зарплаты сотрудников.

Сломанная вертикаль

Главная проблема в том, что у Константина Жеваго нет по-настоящему стабильных бизнесов. Горнорудная компания Ferrexpo сейчас удерживается на плаву исключительно благодаря конъюнктуре, сложившейся на китайском рынке металлургического сырья. Конфликт между Китайской ассоциацией производителей чугуна и стали и крупнейшими поставщиками железорудного сырья из Австралии – Rio Tinto и HP Billiton вышел на межгосударственный уровень после того, как китайские власти арестовали главу представительства Rio Стерна Ху по подозрению в подкупе менеджеров металлургических компаний. Большинство экспертов связывает эти события со сложными переговорами в отношении размера снижения цен на ЖРС: австралийцы готовы дать 33% скидки, тогда как китайцы настаивают как минимум на 40%.

В связи с тем, что долгосрочные контракты так и не были заключены, часть китайских металлургов переориентировалась на спотовый рынок руды, а часть – на других производителей, одним из которых и стала Ferrexpo. Компания сейчас осуществляет поставки шести китайским сталеплавильным предприятиям по долгосрочным контрактам. Если в 2008 году Ferrexpo отправила в КНР 21% общего объема производства, то в первом полугодии 2009-го доля Китая в потреблении продукции Полтавского ГОКа превысила 50%. Впрочем, это еще не значит, что Ferrexpo удается много зарабатывать: скорее всего, маржа при продаже окатышей на китайский рынок невелика. Ведь, с одной стороны, украинское сырье должно быть дешевле австралийского, чтобы быть конкурентоспособным, с другой – высокие транспортные издержки при поставках в КНР на фоне растущих фрахтовых ставок.

Рано или поздно китайско-австралийский конфликт будет исчерпан. Уже сейчас стороны ищут компромиссный вариант решения проблемы, в частности, речь может идти о переходе от годовых контрактов на покупку сырья с фиксированными ценами к квартальным. Как только конфликт разрешится, китайский фактор поддержки Ferrexpo может сойти на нет. При этом традиционные рынки сбыта Ferrexpo в центральной и восточной Европе, а также на Балканах продолжают стагнировать. В первом полугодии 2009-го Ferrexpo уже сократила выпуск окатышей на 10%, и падение производства может продолжиться. Таким образом, рудный бизнес Константина Жеваго также нельзя считать островком стабильности.

Компания экспортирует свыше 80% своей продукции при этом надежного сбыта в виде собственных сталеплавильных мощностей у компании нет. К. Жеваго так и не получил контроль над болгарским меткомбинатом Kremikovtzi, а на постройку собственного завода с нуля «Ворскла сталь» катастрофически не хватает денег. В итоге вертикальная цепочка производства металла не выстроена, а для горизонтального развития компании (в частности, освоения Еристовского месторождения) не хватает средств.

Любым проявлением слабости Ferrexpo в любой момент готов воспользоваться Игорь Коломойский и его партнер Геннадий Боголюбов, чьи структуры уже сосредоточили около 10% акций горнорудной компании. Психологическая атака лидеров «Привата» на Константина Жеваго вполне может оказаться успешной. Ferrexpo стоит на пороге делистинга на Лондонской фондовой бирже ввиду низкого процента акций компании, находящихся в свободном обращении (14% при рекомендованном уровне в 25%). Если эта угроза станет реальностью, капитализация компании рухнет, что вызовет недовольство миноритарных акционеров (помимо «приватовских» структур) со всеми вытекающими для публичной компании последствиями.

По следам Ярославского

Карьера Константина Жеваго в металлургическом бизнесе сегодня отдаленно напоминает историю еще одного крупного украинского бизнесмена. В начале двухтысячных Александр Ярославский контролировал такие солидные металлургические активы как Северный ГОК и ДМК им. Дзержинского. Но увязать их в единую производственную цепочку бизнесмену так и не удалось, а на развитие каждого из этих предприятий вне слаженной вертикально-интегрированной компании нужны были огромные деньги. В итоге А.Ярославский добровольно вышел из металлургического бизнеса, распродав свои активы группам «Метинвест» и «ИСД». Сегодня Александр Ярославский осваивает строительную индустрию, производство минудобрений и инвестиционный бизнес.

Примеру А. Ярославского может вскоре последовать и Константин Жеваго. Кстати, он уже начал диверсифицировать риски. В начале июля стало известно о покупке связанной с бизнесменом компанией Fevamotinico 10% акций фирмы Toledo Mining Corp., занимающейся добычей никелевой руды на Филиппинах. Сделка оценивается немногим более чем в 1 млн фунтов стерлингов. По мнению инвестаналитиков, это типичная портфельная инвестиция: купить акции на пике падения цен на них (сейчас в мире наблюдается перепроизводство никеля) с целью дальнейшей перепродажи уже после того, как рынки начнут восстанавливаться. А значит, Жеваго уже начал искать запасные аэродромы в сфере венчурных инвестиций.

Также как и Александр Ярославский, владелец банка «Финансы и кредит» может покинуть большую политику, лишившись статуса народного депутата. Правда, если А.Ярославский сделал это добровольно, решив не идти на очередные выборы в парламент, то Константин Жеваго может сделать это по принуждению: в политических кругах и СМИ разразилась нешуточная информационная кампания в отношении совместительства должностей одного из главных спонсоров БЮТ. До сих пор на это почти никто не обращал внимания: так или иначе, многие депутаты продолжают заниматься бизнесом. Но накал предвыборной гонки может многое изменить.

Так, например, недавно в аппарат Верховной Рады поступило заявление члена Блока Литвина Вадима Гривковского о лишении его депутатских полномочий. Об этом сообщил сам спикер парламента Литвин. Соблюдя требования закона в отношении депутата из собственной фракции, Владимир Литвин едва ли будет сколько-нибудь активно защищать мандат Константина Жеваго.

Глеб Простаков

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
19.10.17, Игорь Воронцов
Никель в текущем году оказался в роли слабого звена мирового ГМК. Практически по всем цветным металлам, которые торгуются на Лондонской бирже металлов (LME), котировки в течение года уверенно шли вверх. Так, цинк подорожал с 2715 долл./тонну в январе до 3350 долл./тонну в середине октября, медь – с 5784 до 7146 долл./тонну, алюминий – с 1785 до 2142 долл./тонну.
13.10.17, Ярослав Ярош
Трубный холдинг Виктора Пинчука "Интерпайп" инициировал в Еврокомиссии пересмотр размера антидемпинговых пошлин на поставку бесшовных труб из Украины в страны Евросоюза. Но еще как минимум год этого не произойдет. Поэтому "Интерпайп" снова подался искать счастья на рынки СНГ, в т. ч. России. И уже достиг в этом некоторых успехов.
09.10.17, Максим Полевой
Несмотря на глобальный профицит металлургических мощностей, многие страны строят новые заводы и расширяют существующие. Ключевые причины: выпуск более дорогой продукции или импортозамещение.
05.10.17, Ярослав Ярош
Поддавшись давлению лоббистов из Eurofer, Еврокомиссия все-таки решилась на заградительные меры против горячекатаного плоского проката (HRC – в английской аббревиатуре) из Украины, России, Ирана и Бразилии. Такой исход более чем годового расследования порадует сталепроизводителей из ЕС, но лишь до того момента, пока не сыграет с ними злую шутку. Данное решение оголяет европейский рынок для индийско-турецкой интервенции.
29.09.17, Максим Полевой
Металлургический комбинат "АрселорМиттал Кривой Рог" закончил реконструкцию конвертера, строит две новые МНЛЗ и две коксовые батареи. По планам предприятия до 2020 года инвестиции в производственное развитие должны превысить 1,1 млрд долл.
26.09.17, Игорь Воронцов
Новое руководство госмонополиста ПАО "Укрзализныця" пытается переложить возросшие затраты на потребителей своих услуг – вместо того, чтобы увеличивать объемы грузоперевозок и, соответственно, свои доходы. Однако это требует налаживания операционной эффективности, а железнодорожники пытаются идти по пути наименьшего сопротивления.
25.09.17, Ярослав Ярош
Вот и последний из динозавров европейской металлургии – немецкий концерн ThyssenKrupp – не устоял перед напором молодых азиатских волков. 20 сентября был подписан меморандум о слиянии его сталеплавильных активов с аналогичными активами в Европе индийского холдинга Tata Steel. Сделку предполагается закрыть в начале 2018 г. Если не помешают Еврокомиссия, профсоюзы, выборы и другие форс-мажоры.
20.09.17, Максим Полевой
Конец лета и начало осени ознаменовались взлетом цен на железорудное сырье и металл ввиду сезонного оживления спроса. Подъем на мировом металлорынке продлится по крайней мере до конца года.
18.09.17, Ярослав Ярош
Китайская компания Beijing Skyrizon Aviation и т. д., которую до сих пор позиционировали как партнера и инвестора запорожского производителя авиатехники "Мотор-Сич", оказалась ее хозяином. Сейчас СБУ пытается заблокировать сделку, оформленную еще год назад. Но самолет уже улетел. Конечно, вывозить запорожский завод в Китай никто не намерен, но закрыть, предварительно откачав технологии и мозги, – такой вариант вполне реалистичен.
13.09.17, Максим Полевой
В последние годы в Украине активно растет интерес к электромобилям – экологически чистому транспорту, не зависящему от традиционного топлива и увеличивающихся расходов на него. В 2016 году рынок вырос примерно в 5 раз (1-е место в Европе по скорости роста), до 1434 шт., а в І полугодии этого года – еще в 2,7 раза, до 1668 шт. Аналитики даже называют это главным трендом всего национального авторынка.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!