kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Понижение в ранге

28.07.09
размер текста:

Украинский бизнесмен Константин Жеваго стал абсолютным рекордсменом по числу плохих новостей за последние несколько недель. Стало совершенно очевидно, что выстраиваемая им финансово-промышленная группа, несмотря на то, что она содержала практически все необходимые звенья, так и не заработала как единое целое. В результате ключевые активы Жеваго не только не дали ожидаемой синергии, но и стали тянуть друг друга на дно.

Несмотря на это, самый молодой отечественный миллиардер не собирается избавляться от балласта, который тянет его бизнес к земле, как прохудившийся воздушный шар. Отказавшись пойти на рекапитализацию банка «Финансы и кредит», Константин Жеваго значительно повысил долю «плохих» активов в своем бизнесе. Не успела утихнуть история с зернотрейдером Cargill, который пытался заблокировать корреспондентские счета банка в американских финансовых учреждениях, требуя возврата долга в 49 млн долл., как тут же «Финансы и кредит» получили новую претензию. На днях крупнейший швейцарский банк UBS объявил, что переходит на предоплату в отношении операций по поставкам банковского золота «Финансы и кредит». Последний, как известно, является одним из лидеров украинского рынка по реализации клиентам банковских металлов в слитках. И изменение формы сотрудничества с UBS станет для «фиников» большим ударом.

Ужесточение условий сотрудничества с украинским банком швейцарцы объясняют задержками платежей со стороны «Финансы и кредит». И судя по всему, в UBS не хотят допускать накопления задолженности по этим поставкам, так как сомневаются в платежеспособности своего украинского клиента. Старший аналитик Европейского аналитического центра «Цицерон» Аарон Шварц так комментирует действия UBS в одной из немецких газет: «Еврооблигации банка «Финансы и кредит» в настоящее время торгуются с доходностью 335% годовых. Столь умопомрачительный уровень доходности свидетельствует о крайне высоком риске невыполнения им своих обязательств. Причем не только по еврооблигациям, но и любых иных обязательств. Значительные задержки платежей за банковское золото, следствием чего стало ужесточение условий сотрудничества между UBS и «Финансы и кредит», – еще один сигнал крайне тревожного положения украинского финучреждения».

Корпоративный банк

Истории с Cargill, UBS, а также непогашением украинским банком синдицированного кредита в 70 млн долл., организаторами которого выступили Raiffeisen Zentralbank, Standart Bank и VTB были вполне предсказуемы. В начале июня «Финансы и кредит» отказались от рекапитализации, несмотря на то, что, получив деньги от государства, его собственник отдавал государству не положенные 75%, а только 60% (15% передавались в управление). Тогда его руководство мотивировало это решение улучшением ситуации в банке и надеждой на постепенный выход из кризиса. А уже через месяц «финики» объявили о 20% сокращении штата, урезании премий для сотрудников и закрытии 80 отделений банка. Судя по всему, даже эти радикальные меры не помогли. Настоящая же причина, вероятно, состоит в том, что временная администрация, которая будет введена в банк сразу после получения им финансовой помощи от государства, значительно усложнит жизнь предприятиям-должникам, входящим в орбиту интересов народного депутат от БЮТ Константина Жеваго.

К примеру, в марте этого года банк выдал в кредит 92 млн грн. Херсонскому заводу карданных валов, входящему в состав холдинговой компании «АвтоКрАЗ» и принадлежащей Константину Жеваго. Кредит выдан более чем на пять лет под 14% годовых, что в нынешней ситуации на рынке заимствований можно трактовать не иначе как денежный трансферт. Ранее, в феврале, «Финансы и кредит» дал взаймы 300 млн грн. на покупку вагонов, которую произвел также входящий в «АвтоКрАЗ» Стахановский вагоностроительный завод. Понятно, что временная администрация может попробовать пересмотреть правомочность выдачи этих кредитов. В то же время, прекращение поступления денежных трансфертов из банка может еще больше ухудшить состояние машиностроительных активов, входящих в группу.

Автомобильное производство в Украине в первом полугодии 2009-го упало в шесть раз, компании почти ничего не производят. Тот же «АвтоКрАЗ» в январе-июне выпустил всего один грузовой автомобиль. Очевидно, что на деньги от его продажи не покрыть даже постоянные издержки, в том числе и зарплаты сотрудников.

Сломанная вертикаль

Главная проблема в том, что у Константина Жеваго нет по-настоящему стабильных бизнесов. Горнорудная компания Ferrexpo сейчас удерживается на плаву исключительно благодаря конъюнктуре, сложившейся на китайском рынке металлургического сырья. Конфликт между Китайской ассоциацией производителей чугуна и стали и крупнейшими поставщиками железорудного сырья из Австралии – Rio Tinto и HP Billiton вышел на межгосударственный уровень после того, как китайские власти арестовали главу представительства Rio Стерна Ху по подозрению в подкупе менеджеров металлургических компаний. Большинство экспертов связывает эти события со сложными переговорами в отношении размера снижения цен на ЖРС: австралийцы готовы дать 33% скидки, тогда как китайцы настаивают как минимум на 40%.

В связи с тем, что долгосрочные контракты так и не были заключены, часть китайских металлургов переориентировалась на спотовый рынок руды, а часть – на других производителей, одним из которых и стала Ferrexpo. Компания сейчас осуществляет поставки шести китайским сталеплавильным предприятиям по долгосрочным контрактам. Если в 2008 году Ferrexpo отправила в КНР 21% общего объема производства, то в первом полугодии 2009-го доля Китая в потреблении продукции Полтавского ГОКа превысила 50%. Впрочем, это еще не значит, что Ferrexpo удается много зарабатывать: скорее всего, маржа при продаже окатышей на китайский рынок невелика. Ведь, с одной стороны, украинское сырье должно быть дешевле австралийского, чтобы быть конкурентоспособным, с другой – высокие транспортные издержки при поставках в КНР на фоне растущих фрахтовых ставок.

Рано или поздно китайско-австралийский конфликт будет исчерпан. Уже сейчас стороны ищут компромиссный вариант решения проблемы, в частности, речь может идти о переходе от годовых контрактов на покупку сырья с фиксированными ценами к квартальным. Как только конфликт разрешится, китайский фактор поддержки Ferrexpo может сойти на нет. При этом традиционные рынки сбыта Ferrexpo в центральной и восточной Европе, а также на Балканах продолжают стагнировать. В первом полугодии 2009-го Ferrexpo уже сократила выпуск окатышей на 10%, и падение производства может продолжиться. Таким образом, рудный бизнес Константина Жеваго также нельзя считать островком стабильности.

Компания экспортирует свыше 80% своей продукции при этом надежного сбыта в виде собственных сталеплавильных мощностей у компании нет. К. Жеваго так и не получил контроль над болгарским меткомбинатом Kremikovtzi, а на постройку собственного завода с нуля «Ворскла сталь» катастрофически не хватает денег. В итоге вертикальная цепочка производства металла не выстроена, а для горизонтального развития компании (в частности, освоения Еристовского месторождения) не хватает средств.

Любым проявлением слабости Ferrexpo в любой момент готов воспользоваться Игорь Коломойский и его партнер Геннадий Боголюбов, чьи структуры уже сосредоточили около 10% акций горнорудной компании. Психологическая атака лидеров «Привата» на Константина Жеваго вполне может оказаться успешной. Ferrexpo стоит на пороге делистинга на Лондонской фондовой бирже ввиду низкого процента акций компании, находящихся в свободном обращении (14% при рекомендованном уровне в 25%). Если эта угроза станет реальностью, капитализация компании рухнет, что вызовет недовольство миноритарных акционеров (помимо «приватовских» структур) со всеми вытекающими для публичной компании последствиями.

По следам Ярославского

Карьера Константина Жеваго в металлургическом бизнесе сегодня отдаленно напоминает историю еще одного крупного украинского бизнесмена. В начале двухтысячных Александр Ярославский контролировал такие солидные металлургические активы как Северный ГОК и ДМК им. Дзержинского. Но увязать их в единую производственную цепочку бизнесмену так и не удалось, а на развитие каждого из этих предприятий вне слаженной вертикально-интегрированной компании нужны были огромные деньги. В итоге А.Ярославский добровольно вышел из металлургического бизнеса, распродав свои активы группам «Метинвест» и «ИСД». Сегодня Александр Ярославский осваивает строительную индустрию, производство минудобрений и инвестиционный бизнес.

Примеру А. Ярославского может вскоре последовать и Константин Жеваго. Кстати, он уже начал диверсифицировать риски. В начале июля стало известно о покупке связанной с бизнесменом компанией Fevamotinico 10% акций фирмы Toledo Mining Corp., занимающейся добычей никелевой руды на Филиппинах. Сделка оценивается немногим более чем в 1 млн фунтов стерлингов. По мнению инвестаналитиков, это типичная портфельная инвестиция: купить акции на пике падения цен на них (сейчас в мире наблюдается перепроизводство никеля) с целью дальнейшей перепродажи уже после того, как рынки начнут восстанавливаться. А значит, Жеваго уже начал искать запасные аэродромы в сфере венчурных инвестиций.

Также как и Александр Ярославский, владелец банка «Финансы и кредит» может покинуть большую политику, лишившись статуса народного депутата. Правда, если А.Ярославский сделал это добровольно, решив не идти на очередные выборы в парламент, то Константин Жеваго может сделать это по принуждению: в политических кругах и СМИ разразилась нешуточная информационная кампания в отношении совместительства должностей одного из главных спонсоров БЮТ. До сих пор на это почти никто не обращал внимания: так или иначе, многие депутаты продолжают заниматься бизнесом. Но накал предвыборной гонки может многое изменить.

Так, например, недавно в аппарат Верховной Рады поступило заявление члена Блока Литвина Вадима Гривковского о лишении его депутатских полномочий. Об этом сообщил сам спикер парламента Литвин. Соблюдя требования закона в отношении депутата из собственной фракции, Владимир Литвин едва ли будет сколько-нибудь активно защищать мандат Константина Жеваго.

Глеб Простаков

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
21.08.17, Анна Ганзенко, Василий Январев
После ухода Войцеха Балчуна "Укрзализныця" испытывает все те же проблемы, что и до появления польского реформатора: дефицит вагонов, неспособность в полной мере удовлетворить заявки клиентов и всеобъемлющая коррупция. Однако главный метод их решения остается прежним – повышение тарифов на те же 22,5%. Правда, железнодорожники обещают учесть мнение бизнеса, но будет ли это сделано, покажет время.
18.08.17, Ярослав Ярош
Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.
10.08.17, Максим Полевой
В июле Госинспекция ядерного регулирования разрешила НАЭК "Энергоатом" начать строительство Централизованного хранилища отработанного ядерного топлива (ЦХОЯТ) реакторов типа ВВЭР с АЭС Украины, место строительства – зона отчуждения вокруг Чернобыльской станции.
04.08.17, Галина Резник
Во время предвыборной кампании Дональд Трамп обещал помочь возрождению американской сталелитейной промышленности. По его требованию начато расследование по статье 232, которое должно подтвердить, что импорт представляет угрозу национальной безопасности США, а после вынесения этого вердикта планируется ввести сверхвысокие тарифы (около 20%), квоты или комбинацию этих мер против импорта стальной продукции. Многие эксперты считают, что эти действия станут началом мировой торговой войны.
31.07.17, Максим Полевой
Кабинет министров Украины обновил правила компенсации при покупке отечественной агротехники: теперь возмещение получат не производители, а покупатели. Впрочем, они и без того наращивают закупки сельскохозяйственных машин.
24.07.17, Ярослав Ярош
В первом полугодии-2017 металлурги Украины смогли увеличить валютную выручку от экспорта черных металлов почти на 22% относительно прошлогоднего показателя. Второе полугодие может быть еще плодовитее, поскольку оно началось с тотального роста почти на всех интересных для отечественного ГМК рынках. Маятник между спросом и предложением уже в мае-июне основательно качнуло в сторону продавцов, и в ближайшие несколько месяцев они будут заказывать музыку на рынке.
14.07.17, Анна Ганзенко
Пока таможенные и квотные преграды на пути украинской сельскохозяйственной продукции к иностранным покупателям постепенно исчезают, внутренний логистический барьер остается незыблемым.
12.07.17, Максим Полевой
"Укрзализныця" продолжает декларировать планы закупки подвижного состава и локомотивов, однако пытается выстроить их под собственные заводы и импортеров.
07.07.17, Елена Курашина
В ближайшие дни должен состояться долгожданный отчет председателя правления "Укрзализныци" Войцеха Балчуна, по результатам которого Кабинет министров примет решение продлевать или нет контракт с польским реформатором.
05.07.17, Максим Полевой
С окончанием Рамадана, которое произошло 24 июня, на глобальном металлорынке наметилось оживление. Параллельно повышается спрос в Китае, а в Турции в ІІІ квартале ждут ускорения темпов строительства, и эти факторы добавляют оптимизма в краткосрочные прогнозы.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!