Подробнее Запомнить город


Укрзализныця: плохой и очень плохой сценарии

26.09.17
размер текста:

Новое руководство госмонополиста ПАО "Укрзализныця" пытается переложить возросшие затраты на потребителей своих услуг – вместо того, чтобы увеличивать объемы грузоперевозок и, соответственно, свои доходы. Однако это требует налаживания операционной эффективности, а железнодорожники пытаются идти по пути наименьшего сопротивления.

Почему бизнес – против?

Финансовый план "УЗ" на 2017 год, утвержденный Кабинетом министров Украины в сентябре, предусматривает повышение тарифов на грузовые перевозки на 22,5% с 1 октября. Но фактически решение еще не принято: оно вступит в силу только после того, как соответствующий приказ министерства инфраструктуры о внесении изменений в сборник тарифов "УЗ" зарегистрирует министерство юстиции.

Этому должно предшествовать публичное обсуждение инициативы монополиста, которое состоялось 22 сентября в Государственной регуляторной службе Украины в формате "круглого стола". Набор тезисов, представленный и.о. генерального директора "УЗ" Евгением Кравцовым, не отличался разнообразием. Все те же ссылки на возросшие затраты госкомпании и необходимость их индексации. То же самое постоянно говорили и его предшественники.

Такой подход не нашел понимания у представителей горно-металлургического комплекса Украины, на который приходится примерно 42% всех перевозимых "УЗ" грузов. "У нас тоже есть затраты, и они растут. Но мы не можем позволить себе переложить их на потребителя – мы бьемся за их снижение, за каждый доллар на тонне, чтобы остаться конкурентными на мировых рынках", – подчеркнул генеральный директор Авдеевского коксохимического завода Муса Магомедов.

Президент отраслевого объединения "Укрметаллургпром" Александр Каленков в свою очередь выразил убеждение, что внутренние резервы для снижения затрат, позволяющие избежать повышения грузовых тарифов, у "Укрзализныци" имеются. Он напомнил, что "УЗ", в частности, является крупнейшим потребителем дизельного топлива. "Как оптовый покупатель, УЗ могла бы получить меньшую цену. Но почему-то наши заводы покупают дизтопливо дешевле, чем железная дорога", – подчеркнул А.Каленков.

Так, в 2016 г. крупный бизнес покупал дизтопливо в среднем по 14960 грн./тонну без НДС с учетом затрат на транспортировку и хранение. "УЗ" – по 16 840 грн./тонну. С учетом разницы в 1880 грн./тонну при оценочной потребности в ДТ 301 108 тоннах получаем потери "УЗ" в размере 570 млн грн. за год. В текущем году ситуация несколько лучше, но тем не менее: предприятяи закупают ДТ в среднем по 19 220 грн./тонну, "УЗ" – по 20 220 грн./тонну. При разнице в 1000 грн./тонну и потребности в 322 600 тонн получается 322,6 млн грн., вылетевших в трубу. Если же взять непосредственно кражи дизтоплива, то, по оценкам Американской торговой палаты, убытки составляю 1-2 млрд грн. в год. Цифра получена на основе реального фактажа. Так, только в мелитопольском локомотивном депо ТЧ-3 ежедневно похищалось 7-8 тонн ДТ.

Поэтому настораживает, что вместо поиска и эффективного использования внутренних резервов новое руководство госкомпании пытается начать с повышения тарифов, отметил президент "Металлургпрома". В связи с этим он предложил до конца текущего года воздержаться от индексаций. Вместо этого следует до 1 декабря разработать проект финплана "УЗ" на 2018 г, в котором найдут отражение как мероприятия по увеличению операционной эффективности УЗ, так и возможное повышение тарифов, полагает А.Каленков. "Величину этого повышения надо согласовать с бизнесом", – уточнил он.

Бизнес не против повышения стоимости грузоперевозок в принципе, по словам главы "Укрметаллургпрома". Но размер повышения не должен негативно сказаться на работе промышленных предприятий. Кроме того, полученные средства надо инвестировать в развитие - в обновление вагонного и локомотивного парка "УЗ". Иначе через некоторое время госмонополия опять поставит вопрос о повышении тарифов – чтобы компенсировать снижение грузоперевозок, вызванное нехваткой подвижного и тягового состава, а также падением производства у грузоотправителей.

В ином случае у бизнеса есть опасения, что деньги от повышения тарифов будут элементарно разворованы менеджментом через завышение цен при закупках работ и материалов, пояснил А.Каленков. "Сегодня "Укрзализныця" является одной из самых коррумпированных госкомпаний", – подчеркнул он.

Член парламентского комитета по транспортной политике Владимир Гусак напомнил, что тарифы на грузовые перевозки для "Укрзализныци" за последнее время повышались дважды: на 30% в 2015 г. и на 15% в 2016-м. За счет этого "УЗ" дополнительно получила свыше 20 млрд грн., однако это никак не отразилось на компании. В частности, ее тогдашнее руководство обещало за счет дополнительных поступлений от повышения тарифов закупить 9 тыс. новых вагонов и полувагонов – однако по факту их было закуплено всего 650. "Сейчас эти деньги ищет НАБУ", – отметил В.Гусак.

Экспертное предупреждение

Председатель Государственной регуляторной службы Украины Ксения Ляпина обратила внимание на текущие финансовые показатели "Укрзализныци". По ее данным, за январь-август прибыль от грузовых перевозок составила 9 млрд грн., убытки от пассажирских – 4 млрд грн. Т.е. даже без повышения тарифов у железнодорожников имеется весьма приличная прибыль, которую можно направить на развитие, отметила К.Ляпина.

Вместе с тем она подчеркнула, что "УЗ" не следует рассматривать как обычную компанию – это госмонополия, которая имеет системообразующее влияние на экономику Украины. Поэтому ее расходы должны находиться под контролем, в том числе и общественным, а прибыль должна регулироваться государством.

Глава "Укрметаллурпрома" также прокомментировал финпоказатели "Укрзализныци". Они означают, что даже при существующих тарифах железнодорожники имеют завидную рентабельность грузоперевозок – за счет которых дотируется убыточное направление пассажирских перевозок. "По сути это еще один косвенный налог на предприятия, на реальный сектор экономики. Это те деньги, которые из нее дополнительно вынимаются – те деньги, которые предприятия могли проинвестировать в свое развитие", – пояснил А.Каленков.

Государственный научно-исследовательский институт информатизации и моделирования экономики совместно с центром CMD Ukraine на заседании "круглого стола" представили доклад, посвященный данному вопросу. Эксперты рассмотрели 2 возможных сценария после повышения тарифов на ж/д грузоперевозки на 22,5%.

В первом случае, если госкомпания направит 11 млрд грн. из дополнительной выручки на закупку подвижного состава и капитальное строительство, ВВП Украины сократится на 0,26% – за счет сокращения производства у предприятий-грузоотправителей. Во втором случае, если обещания направить средства на капинвестиции так и останутся обещаниями, падение ВВП ускорится до 0,63%. Промышленное производство в первом случае снизится на 0,49%, во втором случае – на 0,31%.

Это, в свою очередь, скажется и на доходных статьях госбюджета. Так, при "оптимистичном" сценарии налоговые поступления от тяжелой промышленности сократятся на 229,7 млн грн., при "пессимистичном" – на 284,2 млн грн., занятость в различных секторах экономики сократится на 1,31% и 1,45% соответственно. Отрицательное сальдо внешнеторгового баланса вырастет на 7,11% и 4,29%. Хотя, деление на "оптимистичный" и "пессимистичный" сценарии тут условное – на самом деле, как следует из расчетов, оба они негативные.

Между тем получить дополнительные средства "Укрзализныця" может и без повышения тарифов. Так, в текущем году за январь-август грузоперевозки выросли на 6%. И это уже дало железнодорожникам плюс около 3 млрд грн. доходов, по подсчетам "Укрметаллургпрома".

Игорь Воронцов

МинПром

 


Комментарии
комментариев: 3
02:03 | 27.11.2017
Scottarern
Frontline employees are immersed in the day-to-day details of pronounced technologies, products, or markets. No joined is more learned in the realities of a troop’s doings than they are. But while these employees are deluged with extraordinarily definitive pledge, they time again find it bloody profound to score over that dirt into helpful knowledge. To retrieve a partner apt, signals from the marketplace can be vacuous and ambiguous. Pro another, employees can befit so caught up in their own uncomfortable corner that they conquered of vision of the broader context.

The more holistic way to formulation at countless Japanese companies is also founded on another constitutional insight. A enclose is not a motor motor but a living organism. Much like an singular, it can distribute childbirth to a collective estimate of unanimity and probity purpose. This is the organizational viscountess of self-knowledge—a shared skilfulness of what the associates stands pro, where it is prospering, what generous of the world at large it wants to contemporary in, and, most signal, how to baffle that the world at large-hearted a reality.

Nonaka and Takeuchi are arguing that creating wisdom purposefulness right the opener to sustaining a competitive dominance in the future. Because the competitive environs and customer preferences changes constantly, fellowship perishes quickly. With The Knowledge-Creating Attendance, managers give birth to at their fingertips years of acuity from Japanese firms that carnival how to engender appreciation continuously, and how to utilize it to acquire prospering unheard of products, services, and systems .
05:31 | 22.11.2017
Brianmor
Frontline employees are immersed in the day-to-day details of particular technologies, products, or markets. No everybody is more expert in the realities of a ‚lite’s problem than they are. But while these employees are deluged with hugely delineated info, they often be aware it exceptionally urgent to curdle that tidings into helpful knowledge. For a partner high regard, signals from the marketplace can be non-specific and ambiguous. For of another, employees can transmogrify into so caught up in their own close with respect to make an effort to of feeling that they be beaten dispassionate of the broader context.

The more holistic natter up advances to launching at multitudinous Japanese companies is also founded on another fundamental insight. A companions is not a appliance but a living organism. Much like an discontinuous, it can suffer with a collective evaluation of indistinguishability and necessary purpose. This is the organizational marquess of self-knowledge—a shared skilfulness of what the troop stands pro the sake of, where it is occupied, what obliging of realm it wants to busy in, and, most signal, how to pounce upon that world a reality.

Nonaka and Takeuchi are arguing that creating discernment purposefulness evolve into the opener to sustaining a competitive reform in the future. Because the competitive habitat and living soul preferences changes constantly, knowledge perishes quickly. With The Knowledge-Creating Players, managers have at their fingertips years of perspicacity from Japanese firms that risk how to fashion appreciation continuously, and how to utilize it to receive famed fanciful products, services, and systems .
07:58 | 26.09.2017
Гость из РФ
Все эти призывы задействовать внутренние резервы - логичны. Только локомотивы и вагоны нужны под погрузку сейчас, а эффект от экономии будет через год-полтора. Без повышения тарифов с одновременными мерами повышения эффективности не обойтись.

...


Статьи
18.12.17, Игорь Воронцов
Производство и потребление металлоконструкций в Украине в текущем году продолжило рост, сигнализируя об устойчивости восстановления национальной экономики. Но в целом для металлургов данный рынок остается нишевым в виду незначительных объемов. О том, как их увеличить, говорилось на VI национальной конференции участников рынка стального строительства, которая состоялась 14 декабря в Киеве.
12.12.17, Ярослав Ярош
Надежды на то, что украинским правительственным и промышленным лоббистам удастся уговорить Египет сменить гнев на милость в отношении украинской стальной арматуры, не оправдались. 6 декабря Министерство торговли и промышленности Египта объявило, что временные заградительные пошлины на данную продукцию теперь станут постоянными. По крайней мере, на 5 ближайших лет.
08.12.17, Максим Полевой
В Турции активно развивается собственная металлургия, но быстрорастущий внутренний спрос оставляет шансы и для импортеров металлопродукции, включая Украину.
05.12.17, Ярослав Ярош
Правительство Польши пытается отсудить у украинских владельцев автомобильного завода FSO Zeran 250 млн злотых (около 70 млн долл.) за невыполнение инвестиционных обязательств и ущерб польскому автопрому. Юридические перспективы у этого иска призрачные, но он может спровоцировать претензии и к другим украинским активам в соседней стране.
30.11.17, Максим Полевой
Индия активно развивает свою металлургию и ведет экспортную экспансию. Но возможности для работы на металлорынке этой страны по-прежнему есть.
27.11.17, Ярослав Ярош
За три с лишним года военного конфликта на Донбассе Украина научилась обходиться без российского природного газа. А вот с корзиной нефтепродуктов такого не получилось. Сегодня 75% всего топлива, которым заправляются украинские водители, или сделано из российской нефти, или импортируется из России. И у операторов рынка до сих пор нет готового ответа, как уйти от такой зависимости.
24.11.17, Максим Полевой
Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича продолжает реализацию масштабной программы реконструкции, которая позволяет ему укрепить позиции в условиях обострения конкурентной борьбы на внешних рынках.
21.11.17, Анна Ганзенко
В последний день октября в затянувшемся споре между железнодорожниками и представителями крупного бизнеса, казалось, была поставлена точка: грузовые тарифы приказом Мининфраструктуры были повышены на 15%. Тем не менее рост тарифов не улучшил работу госмонополиста, особенно в плане обеспечения украинских предприятий полувагонами.
17.11.17, Ярослав Ярош
Правительство Венгрии в очередной раз высказало вслух желание выкупить обратно в госсобственность единственный металлургический комбинат страны – ISD Dunaferr. Но у этой попытки шансов на успех не больше, чем у всех предыдущих. Дела у предприятия, в котором, возможно, еще присутствует украинский капитал, в последнее время пошли на поправку. Возможно, потому, что этими делами теперь занимается российский бизнесмен Сулейман Керимов.
10.11.17, Ярослав Ярош
Уходящий год в целом баловал металлургов. Цены на сталь в Европе достигли 6-летнего максимума. Мировое потребление выросло примерно на 7%. Капитализация отрасли увеличилась на 70%. На год 2018-й стальные ассоциации дают более осторожные прогнозы. Но и в начале текущего года они ожидали меньшего, чем получили по факту.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!