Подробнее Запомнить город


Когда Ворскла сольется с Тисой...

07.09.09
размер текста:

В августе 2009 года украинский бизнесмен Константин Жеваго получил венгерскую прописку. Его компания Vorskla Steel Kft стала первым инвестором, зарегистрированным в индустриально-транспортном парке Захонь, примыкающая к украинско-венгерской границе в районе Чопа.

В течение 30 месяцев Жеваго обещает построить здесь современный сталепрокатный завод мощностью 2,5-3 млн. тонн продукции в год. Правда, первый меморандум о реализации подобного проекта Vorskla Steel подписала с Министерством промышленности и транспорта Венгрии еще в 2006 году. И если придерживаться его буквы, то новый завод уже должен был работать. Тем не менее, на месте стройки пока нет даже забора.

Если смотреть на статистику предыдущих матчей, то сотрудничество между Венгрией и Украиной в металлургической отрасли слишком успешным не назовешь. Первой в соседнюю страну вошла корпорация "Индустриальный союз Донбасса", выкупившая в конце 2003 года меткомбинат Dunaferr в Дунайвароше (в альянсе со швейцарским трейдером Duferco), а чуть позже и диошдьорский электросталеплавильный завод DAM (уже самостоятельно). Но процветания за пазухой нового инвестора указанные предприятия так и не дождались. DAM в июле 2009-го объявлен банкротом, Dunaferr -- переживает глубокий кризис.

В первые месяцы текущего года производство там упало наполовину, персонал был сокращен примерно на 10%, а оставшиеся работники трудились в режиме неполной занятости. Последние несколько лет Dunaferr и DAM работали в связке, поскольку завод в Диошдьоре производил заготовку, которая в дальнейшем отправлялась на переработку в Дунайварош. Но в условиях кризиса в ИСД посчитали нецелесообразным содержать производителя полуфабриката в Венгрии, если ту же продукцию с успехом может поставлять на Dunaferr Алчевский меткомбинат, чьи мощности и так сейчас недозагружены.

Не очень удачный опыт сотрудничества с Виталием Гайдуком и Сергеем Тарутой не стал препятствием для того, чтобы в Будапеште отдаться другому украинскому партнеру - Константину Жеваго. Хотя он во многом повторяет путь, пройденный ранее ИСД. Vorskla Steel преследует ту же цель, что и "Индустриальный союз Донбасса" - разместить производство конечного продукта максимально близко к европейскому потребителю. А полуфабрикат Константин Жеваго также намерен ввозить из Украины. Хотя некоторая разница между двумя схемами все же есть. У ИСД производство слябов в Алчевске давно поставлено на широкую ногу и способно покрыть любые нужды венгерского и польского меткомбинатов корпорации. Маркетинговая же стратегия Константина Жеваго предполагает параллельное строительство двух предприятий: элекстросталеплавильного - в Комсомольске Полтавской области, специализирующегося на полуфабрикате, и завода более высокого передела - в Захони. Соответственно и слабые места у обоих схем разные. У Таруты - это полное отсутствие собственного железорудного сырья, у Жеваго - слишком тесная взаимозависимость двух дорогостоящих проектов. Малейший сбой в одном из них автоматически приведет к задержке со вторым.

Поводом для опасений партнеров Константина Жеваго может быть хотя бы то, что он уже неоднократно отодвигал сроки запуска как комсомольского, так и венгерского проектов. Синхронно с этим росли суммы прогнозируемых инвестиций в строительство. К примеру, если в 2006 году переговоры с венгерским правительством украинский бизнесмен начинал с суммы в 300 млн. евро, то в 2007-м она выросла до 350 млн. евро, сейчас же речь идет о 650 млн. евро.

В Будапеште вообще-то должны были призадуматься, по карману ли Константину Жеваго такие деньги, ведь осенью прошлого года он, например, так и не сумел собрать 600-700 млн. долл. на покупку металлургического комбината "Кремиковцы" в Болгарии. С другой стороны, венгерское правительство ничем особо не рискует, кроме предоставленного Vorskla Steel Kft 170-гектарного земельного участка у границы и некоторых налоговых льгот, на которые компания может рассчитывать как субъект Захоньского технопарка.

Зато если господин Жеваго сдержит слово, то Венгрия получит современный металлургический комбинат, не уступающий по мощности Dunaferr, и, как минимум, тысячу новых рабочих мест. Планы у самого молодого из олигархов Украины еще более амбициозные, чем у Таруты. Так, если ИСД принимал Dunaferr с установкой довести выплавку стали на нем до 4 млн.тонн в год, то есть увеличить ее больше чем на 1 млн. тонн по сравнению с тем, что было до приватизации, - то у Vorskla Steel программа-минимум сводится к годовому  производству 2,5-3 млн. тонн горячекатанного листа, а программа-максимум - к  выпуску 5 млн. тонн горячей и 1 млн. тонн холодной катанки в год.

Производственная цепочка, которую нарисовал себе в уме Константин Жеваго, выглядит вполне логично и довольно привлекательно. Однако на практике все ее звенья пока слабо прилажены друг к другу, а в некоторых местах вообще зияют пустоты. Безусловно, фундаментом всего этого строения выступает принадлежащий Жеваго Полтавский ГОК, снабжающий сегодня окатышами и половину Центральной Европы, и Китай, и еще некоторые азиатские страны. Но роль сырьевого придатка мировой металлургии владельцу комбината порядком надоела, поэтому он уже несколько лет подряд пытается соорудить собственную стальную вертикальную интеграцию, хотя пока без особого продвижения вперед.

Еще в конце 2005 года Константину Жеваго удалось выбить у полтавского облсовета участок земли в 206 га возле города Комсомольск под строительство совершенно нового электросталеплавильного завода. С точки зрения бизнесмена, место почти идеальное - и Полтавский ГОК, как поставщик руды, и Кременчугская ГЭС, как источник регулярной и недорогой электроэнергии - почти рядом. Но более двух лет за эту землю К. Жеваго пришлось вести судебные тяжбы с местными "зелеными" и бизнес-конкурентами. Только влившись в стройные ряды БЮТ, он надежно застолбил за собой участок, но тут нагрянул финансовый кризис и запуск завода пришлось отложить на неопределенный срок. Согласно первым оптимистическим сценариям, предприятие должно было начать работу в 2009 году, теперь же в дирекции по строительству осторожно говорят о 2011-2012 годах. Оно и не удивительно, ведь пока что в проект вложено лишь около 100 млн. долл., тогда как его полная стоимость оценивается в 1,3-1,5 млрд. долл.

Как уже отмечалось выше, слябы из Комсомольска будут целенаправлено поступать на переработку в Захонь. Хотя управляющий директор Vorskla Steel Андрей Дрогобыцкий утверждал недавно, что в принципе новый завод в Венгрии сможет закупать полуфабрикат и у других его производителей в Украине или России (если вдруг со строительством корпоративного завода под Полтавой возникнут задержки), но он и сам прекрасно понимает: экономика таких операций буде уже совсем не та. Ведь изюминкой всей задуманной Константином Жеваго цепочки должна стать оригинальная логистическая схема по переброске в Захонь заготовки из Комсомольска. Маршрут ее следования: Днепр - Черное море - Дунай - Тиса.

Еще раз вернемся к сравнению процессов вхождения украинских компаний на венгерский металлургический рынок. ИСД, покупая в 2004 году завод DAM, ставку сделала на снабжение его дешевой электроэнергией с "Бурштынского острова", к которой имела доступ. Константин Жеваго, приобретая участок под сталепрокатный завод, козырем намерен сделать минимизацию транспортных издержек. Для этого одна из входящих в его ФПГ компаний - "Ферротранс" - приобрела в Донузлаве на северно-западном побережье Крыма земельный участок под строительства грузового терминала для навалочных грузов.

Контролирует Константин Жеваго и керченский завод "Залив", способный в меру надобности строить новые суда для металлоперевозок. Из Донузлава слябу предстоит короткое путешествие по Черному морю в низовья Дуная, а оттуда вверх по течению до Тисы, а через нее в Захонь.

Дунайский фарватер Константину Жеваго знаком давно. Правда, сегодня его грузы курсируют преимущественно в противоположном направлении. Речным транспортом окатыши из Полтавского ГОКа поступают в Австрию, Сербию, Болгарию, Словакию, а с применением комбинированных водно-железнодорожных перевозок - и в Чехию, Польшу, Италию. Чтобы оптимизировать нынешнюю транспортировку окатышей и будущую - слябов, Константин Жеваго уже давно добивается приватизации Украинского Дунайского пароходства (УДП), в чем ему активно помогает нынешний заместитель министра транспорта, а в прошлом директор Полтавского ГОКа Владимир Бадагов. Загвоздка лишь в том, что снять запрет на приватизацию пароходства должна Верховная Рада. Кроме того, само УДП возглавляет сейчас человек из команды Константина Григоришина - потенциального конкурента Константина Жеваго в борьбе за
речной флот.

Но даже не это самое сложное. При нынешних политических раскладах кадровые и законодательные вопросы господину Жеваго, возможно, и удалось бы решить, а вот с живыми деньгами на подпитку всех перечисленных выше проектов стало совсем туговато. До кризиса бизнесмен возлагал большие надежды на IPO - выход его главной компании Ferrexpo с облигациями на европейский рынок заимствований. Но теперь этот ход уже неактуален.
Вместе с тем, на строительство заводов в Захони и Комсомольске, портового терминала в Крыму и покупку Дунайского пароходства Константину Жеваго, по самым скромным расчетам, потребуется не менее 3 млрд. долл. И это в течение уже 3-4 ближайших лет.

Фондовые аналитики по этому поводу единодушны: самостоятельно такие деньги бизнес-группа К.Жеваго соберет лишь тогда, когда Ворскла сольется с Тисой. То есть никогда. Даже занять подобную сумму ей будет в нынешних условиях не по силам. Поэтому перед Константином Жеваго неминуемо встанет вопрос о поиске партнеров по строительству задуманной им стальной вертикали. Близкие к Полтавскому ГОКу источники намекают на двух наиболее реальных кандидатов на эту роль. Первый - австрийкая компания Voest Alpine, которая должна поставлять оборудование на завод в Комсомольске и чей меткомбинат в Линце является одним из крупнейших импортеров полтавских окатышей. Второй, как ни парадоксально, - группа "Приват" Игоря Коломойского. Последняя уже сконцентрировала более 10% акций Ferrexpo, скупив их на вторичном рынке, что заставило Константина Жеваго срочно предпринять ряд превентивных мер против возможности недружественного поглощения. При этом стороны обменялись нелестными словесными выпадами по поводу особенностей ведения бизнеса друг другом.

Однако сейчас, как утверждают источники, диалог между ними перешел в более конструктивное русло. Во-первых, украинско-венгерская цепочка К.Жеваго показалась небезынтересной И.Коломойскому. Во-вторых, оба предпринимателя волею обстоятельств оказались в одном политическом лагере.

Ярослав Ярош

 


Комментарии
комментариев: 0
03:53 | 07.01.2010
StEpAn
Ярослав Ярош (это автор сего опуса) даже не потрудился перепроверить инфу которую он накопал скорей всего в прессе. Донузлав так и остался лужей для незаконной добычи песка!

...


Статьи
21.11.17, Анна Ганзенко
В последний день октября в затянувшемся споре между железнодорожниками и представителями крупного бизнеса, казалось, была поставлена точка: грузовые тарифы приказом Мининфраструктуры были повышены на 15%. Тем не менее рост тарифов не улучшил работу госмонополиста, особенно в плане обеспечения украинских предприятий полувагонами.
17.11.17, Ярослав Ярош
Правительство Венгрии в очередной раз высказало вслух желание выкупить обратно в госсобственность единственный металлургический комбинат страны – ISD Dunaferr. Но у этой попытки шансов на успех не больше, чем у всех предыдущих. Дела у предприятия, в котором, возможно, еще присутствует украинский капитал, в последнее время пошли на поправку. Возможно, потому, что этими делами теперь занимается российский бизнесмен Сулейман Керимов.
10.11.17, Ярослав Ярош
Уходящий год в целом баловал металлургов. Цены на сталь в Европе достигли 6-летнего максимума. Мировое потребление выросло примерно на 7%. Капитализация отрасли увеличилась на 70%. На год 2018-й стальные ассоциации дают более осторожные прогнозы. Но и в начале текущего года они ожидали меньшего, чем получили по факту.
08.11.17, Игорь Воронцов
Нынешний отопительный сезон обещает надолго запомниться украинцам. Для этого есть все предпосылки: запасы угля на тепловых электростанциях и теплоэлектроцентралях текущей осенью побили антирекорд.
01.11.17, Ярослав Ярош
Группа ТАС Сергея Тигипко после 10-летнего перерыва снова вступает в права владельца крупнейшего в Украине производителя проволоки и гвоздей – завода "Днепрометиз". 27 октября его предыдущий собственник, российский холдинг "Северсталь", сообщил о завершении сделки по продаже актива неназванному покупателю. Но еще за день до этого в наблюдательные органы "Днепрометиза" вошли люди, представляющие группу ТАС.
31.10.17, Максим Полевой
"Зеленая" энергетика в Украине активно развивается, и к 2020 году ее долю в национальном энергопотреблении страны планируется довести до 11%, а к 2035-му – до 25%.
27.10.17, Ярослав Ярош
Российский бизнесмен Олег Дерипаска сделал вполне ожидаемый ход. Все свои украинские активы, в первую очередь, Николаевский глиноземный завод, он уступил крупному сырьевому трейдеру и давнему партнеру – компании Glencore. Теперь у НГЗ появился швейцарский иммунитет, но завод продолжает оставаться в орбите влияния "Русского Алюминия".
23.10.17, Максим Полевой
В мировой экономике наметилось оживление, но нельзя исключать и новую кризисную волну. Это особенно опасно для недостаточно стабильных развивающихся стран, включая Украину.
19.10.17, Игорь Воронцов
Никель в текущем году оказался в роли слабого звена мирового ГМК. Практически по всем цветным металлам, которые торгуются на Лондонской бирже металлов (LME), котировки в течение года уверенно шли вверх. Так, цинк подорожал с 2715 долл./тонну в январе до 3350 долл./тонну в середине октября, медь – с 5784 до 7146 долл./тонну, алюминий – с 1785 до 2142 долл./тонну.
13.10.17, Ярослав Ярош
Трубный холдинг Виктора Пинчука "Интерпайп" инициировал в Еврокомиссии пересмотр размера антидемпинговых пошлин на поставку бесшовных труб из Украины в страны Евросоюза. Но еще как минимум год этого не произойдет. Поэтому "Интерпайп" снова подался искать счастья на рынки СНГ, в т. ч. России. И уже достиг в этом некоторых успехов.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!