kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Роттердамские правила

29.09.09
размер текста:

23 сентября 2009 года в г. Роттердам, Нидерланды, состоялась церемония подписания Конвенции ООН о договорах полной или частичной морской перевозки грузов, которая была названа "Роттердамскими правилами". Конвенцию подписали 16 государств: Дания, Греция, Испания, Нидерланды, Норвегия, Польша, США, Франция, Швейцария, также страны африканского континента – Габон, Гана, Гвинея, Нигерия, Конго, Сенегал и Того.

Основной проект Конвенции был подготовлен авторитетной международной неправительственной организацией – Международным морским комитетом.

Дальнейшая работа над проектом проходила в рамках Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) с 2002 г. по 2009 г. 11 декабря 2008 г. Генеральная Ассамблея ООН своей резолюцией приняла текст Конвенции и призвала все правительства рассмотреть вопрос о том, чтобы стать её участниками.

В международной перевозке грузов по морю участвуют грузоотправители, перевозчики и грузополучатели из разных стран. Для них было бы удобнее, чтобы их права и обязанности по договору регламентировались не национальными законодательствами, отличающимися друг от друга, а унифицированными, то есть едиными для всех участников международной торговли правовыми нормами. Создание такого унифицированного правового режима международной морской перевозки грузов и является целью Конвенции 2008 г.

Необходимость установления общего режима морской перевозки обусловлена, прежде всего, её особой ролью в международной торговле. С её помощью в международной торговле поставляется более 80% всех грузов. Попытки унификации правового регулирования в этой сфере имеют давнюю историю. Впервые осуществить её в форме международного договора удалось в 1924 г., когда была принята Брюссельская конвенция об унификации некоторых правил, касающихся коносаментов, получившая название "Гаагские правила". Сфера применения этой конвенции была расширена Протоколом 1968 г. ("Правила Висби").

Изменения в неё были внесены также Протоколом 1979 г. Конвенция 1924 г. с Протоколом 1968 г. именуется "Правилами Гаага – Висби". Дальнейшее развитие торгового мореплавания вызвало необходимость в разработке нового международного договора, и в 1978 г. была принята Конвенция ООН о морской перевозке грузов ("Гамбургские правила"), вступившая в силу лишь в 1992 г. При этом "Правила Гаага – Висби" и "Гамбургские правила" действуют в настоящее время параллельно.

Украина, к сожалению, не принимает участия во всемирном унификационном процессе по вопросам торгового мореплавания. Она, как и ранее СССР, не участвует ни в одной из названных конвенций, хотя положения Конвенции о коносаменте 1924 г. получили закрепление в Кодексе торгового мореплавания (КТМ) СССР, а затем и КТМ Украины.

Двусторонняя международно-договорная база Украины в данной области не является обширной. Она состоит из 4 соглашений, заключенных ещё СССР, правопреемницей которого является Украина, в период с 1940 г. по 1960 г. – с ФРГ, Вьетнамом, Кореей и Ираном. Единственный договор, который был заключён независимой Украиной – это Соглашение между правительством Украины и правительством Израиля по вопросам мореплавания и морских перевозок 1996 г., ратифицированное Законом Украины только в 2002 г.

Договор международной морской перевозки грузов является разновидностью внешнеэкономического контракта, а потому регулируется правом того государства, которое избирают сами стороны. А поскольку Украина не участвует в универсальных международных договорах в сфере торгового мореплавания, отечественное законодательство вряд ли будет по взаимному согласию избрано сторонами. Если они не определили применимое право, то согласно ст. 14 КТМ Украины ним будет законодательство государства, в котором учреждена сторона – перевозчик по договору морской перевозки. Безразличное отношение Украины к участию в международных договорах негативно сказывается на отечественных участниках морской перевозки грузов. Ведь заключаемые ими контракты регулируются малоизвестным для них национальным законодательством контрагентов, вследствие чего украинская сторона нередко несет убытки.

В настоящее время международные договоры, регулирующие морскую перевозку грузов, значительно устарели. Со времени их принятия в секторе морских перевозок произошли серьёзные изменения технического и коммерческого характера: расширение контейнерных перевозок, стремление организовать перевозку на условиях "от двери к двери" в рамках единого договора, а также развитие практики использования электронных транспортных документов. Эти изменения полностью или частично были учтены в Конвенции о договорах морской перевозки грузов 2008 г. В отличие от Конвенции 1924 г., Конвенция 2008 г. применяется не только к коносаментам, а к любым транспортным документам. С момента вступления в силу Конвенции 2008 г. названные выше конвенции в сфере морской перевозки грузов утрачивают силу.

Конвенция 2008 г. устанавливает единообразный современный правовой режим, регулирующий права и обязанности грузоотправителей, перевозчиков и грузополучателей в соответствии с договором перевозки груза на условиях "от двери к двери", которая включает этап международной морской перевозки.

Проект Конвенции, принятый Генеральной Ассамблеей ООН, получил широкую поддержку профессиональных объединений предпринимателей и международных неправительственных организаций. В своих резолюциях они одобряли Конвенцию и высказывались в поддержку её ратификации государствами. Международная торговая палата прямо обратилась к правительствам с просьбой рассмотреть вопрос о ратификации Конвенции 2008 г. По мнению Международного морского комитета, в целом проект Конвенции достиг справедливого баланса различных интересов, а также представил уникальную возможность унифицировать и привести в соответствие с требованиями современности морское право и практику в мировом масштабе.

Единственным исключением стала позиция Европейского Совета грузоотправителей (European Shippers` Council), который высказал опасение, что в Конвенции неадекватно распределены обязательства и ответственность между грузоотправителями и перевозчиками, и что последние находятся в соответствии с Конвенцией в более благоприятном положении. Поэтому Совет призвал государства – члены Евросоюза отказаться в интересах европейских предпринимателей подписать "Роттердамские правила" и по-прежнему руководствоваться "Правилами Гаага – Висби" и "Гамбургскими правилами".

Однако, несмотря на эти призывы, ряд государств – членов Евросоюза подписал Конвенцию уже в первый день её открытия для подписания. Для вступления Конвенции в силу необходимо её подписание или ратификация 20 государствами, то есть нужно ещё 4 подписи. В соответствии со ст. 94 она вступит в силу по истечении одного года с даты сдачи на хранение двадцатой ратификационной грамоты. Украине как государству, имеющему выход к морю, также целесообразно было бы рассмотреть вопрос об участии в Конвенции 2008 г.

Елена Щёкина,
канд. юрид. наук,
консультант ассоциации "Объединённая юридическая группа" (ULGroup)

 


Комментарии
комментариев: 0



Статьи
24.04.17, Максим Полевой
Спрос и цены на мировом металлорынке остаются нестабильными, подогревая конкуренцию и протекционизм. Однако потребление будет постепенно расти, сохраняя шансы и для украинских металлургов.
20.04.17, Владимир Никитин
Вечером 18 апреля энергоблок №6 Запорожской АЭС был отключен от сети действием автоматики. После устранения замечаний на подстанции "Днепровская" был снова подключен к сети. Этот случай мог бы считаться рядовым, если бы не увеличение числа подобных инцидентов на украинских АЭС в последнее время.
18.04.17, Игорь Воронцов
Ситуация со сбытом неуклонно ухудшается на традиционном для украинских металлургов рынке сбыта, Ближнем Востоке. С одной стороны, там пытаются получить прописку новые игроки, с другой – обостряется конкуренция между традиционными поставщиками. И все это на фоне снижения объемов стального потребления в арабских странах и ухудшения платежной дисциплины у покупателей. В таких условиях задача сохранить присутствие на Ближнем Востоке для украинских металлургов усложняется до предела.
14.04.17, Алексей Дмитренко
Деградация правовых основ украинской государственности хорошо прослеживается на примере ПАО "Горнодобывающий и камнеобрабатывающий комбинат "Беличи". Почти год филиал этого предприятия в Днепропетровской области продолжает работать в Токовском гранитном карьере абсолютно нелегально – благодаря наличию коррупционных связей у его руководства.
10.04.17, Максим Полевой
Коксующийся уголь стремительно дорожает на мировом рынке из-за циклона в Австралии. Эта новость отнюдь не радует украинских металлургов, поскольку себестоимость их производства будет расти, а конкурентоспособность отечественного металла снизится.
07.04.17, Ярослав Ярош
Многократное повышение цен на газ для потребителей, потеря контроля над значительной частью черноморского шельфа и развеивание сланцевых грез сделали свое дело. Добыча природного газа из традиционных источников на материковой части Украины снова стала востребованной, а главное – высокомаржинальной. Такой поворот уже подвиг некоторых политиков и чиновников на смелые заявления, что к 2020 г. страна может полностью отказаться от импортного газа. Добывающие же компании просто пересмотрели в более позитивном ракурсе свои инвестиционные программы. Самая амбициозная под условным названием "20/20" – у государственного "Укргазвыдобування".
04.04.17, Максим Полевой
В условиях общего спада отечественного металлоэкспорта доля Европы в его структуре увеличилась. В текущем году украинские металлурги могут нарастить поставки в регион, но это будет зависеть от ситуации в отрасли.
30.03.17, Василий Январев
Заготовка металлолома в Украине сократилась до минимального показателя за последние 20 лет. Это делает практически неизбежным очередной раунд борьбы за этот важный для украинской металлургии ресурс – ведь никаких существенных предпосылок для увеличения заготовки металлолома на сегодняшний день не существует.
24.03.17, Максим Полевой
В 2016-м украинский рынок проката с покрытием продемонстрировал бурный рост. Сохранится ли этот тренд в текущем году, главным образом будет зависеть от общей экономической и политической обстановки в стране.
22.03.17, Игорь Воронцов
Долгоиграющее антимонопольное расследование Еврокомиссии в отношении "Газпрома" завершилось безоговорочной победой европейцев. Под их нажимом российский госконцерн был вынужден пойти на серьезные уступки. Вот только об интересах Украины, зачем-то вступившей в Европейское энергетическое сообщество, в Брюсселе никто не вспомнил.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!