kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Не будите ломовую лошадь

30.09.09
размер текста:

Спящая в первом полугодии украинская ломозаготовительная отрасль была разбужена громким звоном монет из-за границы. Отечественные торговцы бросили на этот зов все свои резервы. Однако же, если экспорт лома и в следующие месяцы будет сохранять те же темпы, что в июне-сентябре, то возникает реальная опасность оголения внутреннего рынка.

По итогам восьми месяцев 2009 года экспорт металлолома из Украины отставал от прошлогоднего графика на 17,7%. Вместе с тем за сентябрь-декабрь отрасль вполне способна отыграть имеющуюся фору. Вспомним тенденции годичной давности: после августовского пика цены на внешних рынках и объемы экспорта лома из Украины вошли в крутое пике. Если в первой половине 2008 г. среднемесячные объемы вывоза лома из страны равнялись 68-69 тыс. т, то во второй половине года этот показатель упал ниже 40 тыс. т, и в ноябре-декабре экспорт практически угас. Теперь сравним эти данные с динамикой 2009 г. В первом квартале был полный штиль, но во втором повеяло ренессансом: май – вывезено 59 тыс. т лома, июнь – 99,5 тыс. т, июль – 55 тыс. т, август – 68,8 тыс. т. В сентябре, по прогнозам трейдеров, этот показатель должен пересечь рубеж в 100 тыс. т.

Заградительная вывозная пошлина в размере 18 евро за каждую тонну лома уже перестала быть для трейдеров проблемой, поскольку разница цен на внешних и внутреннем рынках компенсировала этот побор. Например, к началу сентября цены на лом в Турции были почти в 2 раза выше, чем в Украине. Невзирая на мировые тенденции, отечественные металлургические предприятия очень неохотно соглашались на повышение закупочных цен (даже если речь шла всего о 50-70 гривнах на тонне), непроизвольно подталкивая ломозаготовителей к поиску счастья за пределами родины. Искать, впрочем, далеко не пришлось. Берег турецкий с радостью принимает металлургическое сырье. В 2009 году примерно две трети экспортных объемов лома Украина отправляет именно в Турцию. Этому способствует и удобная логистика, и достаточно высокая дисциплина расчетов. Второе и третье место в рейтинге покупателей украинского лома занимают соответственно Египет и Молдавия. Но с ними работать уже сложнее. В страну фараонов морской путь в 3 раза длиннее, чем в страну османов, а Молдавский металлургический завод в Рыбнице слишком часто грешит неплатежами.

Украинские сталевары рассчитываются четче, но тут другая проблема – воровство. На некоторых заводах и комбинатах, как рассказывают в Украинской ассоциации вторичных металлов ("УАВтормет"), из каждого вагона пропадает по 3-4 тонны ломовой заготовки. В итоге поставщики несут серьезные убытки. Поэтому даже при равных ценовых параметрах в Украине и за ее пределами ломотрейдерам выгоднее работать с иностранным заказчиком. Во-первых, в условиях нынешней нестабильности гривны комфортнее получать доходы в твердой валюте. Во-вторых, с зарубежных покупателей преимущественно берут предоплату, соотечественники же предпочитают платить постфактум. В-третьих, при отгрузке лома в порт процедура контроля над его качеством не столь скрупулезна, как при поставке на проходную меткомбината. Ну, а если при всем этом стоимость лома на внешних рынках существенно выше, то никакими коврижками его внутри страны не удержать.

Но и отпускать слишком много лома на экспорт тоже не годится. Ведь тогда национальная металлургия почувствует себя обделенной. По данным "УАВтормета", в августе украинскому ГМК отправлено 434 тыс. т лома. На этом фоне 69 тыс. т месячного экспорта как-то даже теряются. Но если посмотреть с другой стороны, то это и есть потери украинского ГМК. Ведь все, что уплывает в Черное море, недополучают отечественные производители. До сих пор баланс внутренних продаж и экспорта лома соблюдал равновесие, но уже в сентябре он начал крениться, а в октябре может быть разрушен при появлении первых признаков ломодефицита.

Для выплавки тонны стали в конвертере необходимо 225-250 кг лома, в мартеновской печи – 400-430 кг, в электроплавильной – 1100 кг лома. Основываясь на таких оптимальных показателях, до кризиса предприятия украинского ГМК принимали около 600 тыс. т металлолома в месяц. В 2009 году Минпромполитики даже не составило общеотраслевого плана заготовки и поставок лома. Но к осени вдруг оказалось, что ситуация не столь уж безнадежна.

Снижение производства стали примерно на 40% в первой половине года позволило металлургическим компаниям обходиться 350-360 тыс. т лома в месяц. Но уже в сентябре металлурги планировали выплавить 2,85 млн т стали, для чего необходимо как минимум 480 тыс. т лома. Серьезную лепту в рост потребления лома внес Донецкий электрометаллургический завод, возобновивший в августе работу под патронатом российской "Альфа-групп". На сентябрь он законтрактовал около 60 тыс. т лома, в октябре намерен выйти на переработку 100 тыс. т. Стабилизировал финансовое положение и его сосед – завод "Донецксталь", уладив отношения с кредиторами. "Днепрспецсталь" в августе увеличила выплавку на 19%, а отгрузку готового проката – на 68%. Оживление основных клиентов внутри страны и породило вспышку спроса, к которому ломозаготовительная отрасль оказалась не готова.

По предварительным прогнозам, объем заготовки лома в 2009 г. составит в Украине 5,5-5,7 млн т, что на 1 млн меньше, чем в 2008 г., и на 2 млн меньше, чем в 2007 г. Нынешние же потребности отечественных металлургов в этом сырье оцениваются примерно в 4,7-4,8 млн т. Исходя из того, что в январе-сентябре за пределы страны около 500 тыс. т лома уже вывезено, в четвертом квартале следует ожидать довольно жесткой конкуренции за ломовые партии между внутренними и внешними покупателями. Не исключено, что с метпредприятий, как бывало в прежние годы, снова пойдут челобитные в правительство с просьбой ограничить вывоз лома из страны. Другое дело, что сделать это сейчас будет труднее. Ведь при вступлении в ВТО Украина взяла на себя обязательства либерализировать экспорт лома. В частности, в 2010 году вывозная пошлина на него должна снизиться с нынешних 18 до 16,4 евро с тонны.

Однако определенные бюрократические барьеры на пути ломового экспорта правительство возвести все же способно. Так, на риски дефицита лома внутри страны уже отреагировало Министерство экономики, издав в конце августа разъяснение, утверждающее, что в случае увеличения отпускной цены в контрактах на вывоз лома в связи с изменением конъюнктуры на мировых рынках такие контракты подлежат перерегистрации. В переводе с "птичьего языка" это означает, что фактически весь массив своих экспортных договоров отечественные ломозаготовители теперь должны нести в Минэкономики на переутверждение. И нетрудно догадаться, что спешить с рассмотрением этих документов чиновники не будут. Таким образом, возведение первой очереди плотины по сдерживанию ломоэкспортного потока правительство взяло на себя.

А тем временем и цены на лом для украинских предприятий подтягиваются к зарубежным. За последний месяц соотношение между ними и так уже достаточно сильно изменилось. По данным "Держзовнишинформа", к концу сентября внутренние цены на лом уже прошли рубеж в 200 долл. (за тонну на условиях СРТ, с НДС). В то же время контракты на октябрьские поставки лома в Турцию держатся в ценовом диапазоне – 315-320 долл./тонну на условиях CFR. Учитывая стоимость фрахта и вывозную пошлину, можно говорить о заметном сближении двух ценовых векторов. В комплексе все это может несколько остудить пыл рвущейся за пределы отечества украинской ломовой лошадки. Но полностью взять ее под узду все равно будет тяжело. С одной стороны, значительная часть экспортных контрактов подписана до конца года, а за их срыв продавцам светят штрафные санкции. С другой стороны, объемы накопленного на складах страны лома сегодня являются самыми низкими за последние 5 лет. Так что украинские металлурги должны быть морально готовыми к тому, что не все их заявки на лом будут безоговорочно выполняться.

Ярослав Ярош

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
14.07.17, Анна Ганзенко
Пока таможенные и квотные преграды на пути украинской сельскохозяйственной продукции к иностранным покупателям постепенно исчезают, внутренний логистический барьер остается незыблемым.
12.07.17, Максим Полевой
"Укрзализныця" продолжает декларировать планы закупки подвижного состава и локомотивов, однако пытается выстроить их под собственные заводы и импортеров.
07.07.17, Елена Курашина
В ближайшие дни должен состояться долгожданный отчет председателя правления "Укрзализныци" Войцеха Балчуна, по результатам которого Кабинет министров примет решение продлевать или нет контракт с польским реформатором.
05.07.17, Максим Полевой
С окончанием Рамадана, которое произошло 24 июня, на глобальном металлорынке наметилось оживление. Параллельно повышается спрос в Китае, а в Турции в ІІІ квартале ждут ускорения темпов строительства, и эти факторы добавляют оптимизма в краткосрочные прогнозы.
30.06.17, Максим Полевой
Украина и Беларусь активизировали переговоры о создании транзитного речного хаба на границе двух стран, в с. Нижние Жары Гомельской обл. Минск заинтересован в порте типа "река-море", чтобы погружать свою продукцию на суда каботажного класса, способные идти в Черное море и прибрежные государства без дополнительной перегрузки – это снижает транспортные расходы. Стоимость порта составляет 8-10 млн долл., а подвод ж/д ветки – до 100 млн долл.
26.06.17, Василий Январев
Группа компаний Smart Energy в июне начинает коммерческую эксплуатацию скважины №109 на Мехедовско-Голотовщинском месторождении и проведет ряд капремонтов, что позволит увеличить добычу газа по итогам года до 220 млн куб. м. Генеральный директор группы Сергей Глазунов рассказал о производственных планах на ближайшее время, инвестициях в бурение новых и реанимацию законсервированных скважин, рентных ставках, а также о том, почему газодобыча похожа на открытие консервных банок.
22.06.17, Ярослав Ярош
9 июня жители небольшого прикарпатского городка Калуш в Ивано-Франковской области почувствовали в воздухе уже слегка призабытый неприятный запах и увидели черный столб дыма на небосводе. Подобные явления наблюдались и несколько следующих дней. Они четко обозначили намерения новых собственников местного химического гиганта "Карпатнафтохим" вернуть его в работу. Пресс-служба предприятия уже поспешила отрапортовать о запуске производства, но инсайдерская информация утверждает, что после 5-летнего простоя заводские линии работают далеко не так исправно, как хотелось бы.
16.06.17, Максим Полевой
Украинские города понемногу обновляют изрядно устаревший коммунальный транспорт. За соответствующие заказы активно борются и отечественные, и иностранные поставщики.
12.06.17, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal Лакшми Миттала упрочил позиции на высоколиквидном рынке ЕС за счет покупки металлургического комбината Ilva в Южной Италии. Возобновление его работы на полную мощность закрепит позиции Италии в топ-10 крупнейших мировых производителей стали и оставит за его бортом Украину.
07.06.17, Ярослав Ярош
В конце мая возле села Васильевка на Буковине был залит первый куб бетона в строительство второй очереди Днестровской гидроаккумулирующей электростанции. Пока речь идет только об установке четвертого агрегата ГАЭС. Потенциально же их число может вырасти до семи. И тогда слаженная работа новых агрегатов поможет стране отказаться от потребления почти 3 млн тонн дефицитного энергетического угля.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!