kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Не будите ломовую лошадь

30.09.09
размер текста:

Спящая в первом полугодии украинская ломозаготовительная отрасль была разбужена громким звоном монет из-за границы. Отечественные торговцы бросили на этот зов все свои резервы. Однако же, если экспорт лома и в следующие месяцы будет сохранять те же темпы, что в июне-сентябре, то возникает реальная опасность оголения внутреннего рынка.

По итогам восьми месяцев 2009 года экспорт металлолома из Украины отставал от прошлогоднего графика на 17,7%. Вместе с тем за сентябрь-декабрь отрасль вполне способна отыграть имеющуюся фору. Вспомним тенденции годичной давности: после августовского пика цены на внешних рынках и объемы экспорта лома из Украины вошли в крутое пике. Если в первой половине 2008 г. среднемесячные объемы вывоза лома из страны равнялись 68-69 тыс. т, то во второй половине года этот показатель упал ниже 40 тыс. т, и в ноябре-декабре экспорт практически угас. Теперь сравним эти данные с динамикой 2009 г. В первом квартале был полный штиль, но во втором повеяло ренессансом: май – вывезено 59 тыс. т лома, июнь – 99,5 тыс. т, июль – 55 тыс. т, август – 68,8 тыс. т. В сентябре, по прогнозам трейдеров, этот показатель должен пересечь рубеж в 100 тыс. т.

Заградительная вывозная пошлина в размере 18 евро за каждую тонну лома уже перестала быть для трейдеров проблемой, поскольку разница цен на внешних и внутреннем рынках компенсировала этот побор. Например, к началу сентября цены на лом в Турции были почти в 2 раза выше, чем в Украине. Невзирая на мировые тенденции, отечественные металлургические предприятия очень неохотно соглашались на повышение закупочных цен (даже если речь шла всего о 50-70 гривнах на тонне), непроизвольно подталкивая ломозаготовителей к поиску счастья за пределами родины. Искать, впрочем, далеко не пришлось. Берег турецкий с радостью принимает металлургическое сырье. В 2009 году примерно две трети экспортных объемов лома Украина отправляет именно в Турцию. Этому способствует и удобная логистика, и достаточно высокая дисциплина расчетов. Второе и третье место в рейтинге покупателей украинского лома занимают соответственно Египет и Молдавия. Но с ними работать уже сложнее. В страну фараонов морской путь в 3 раза длиннее, чем в страну османов, а Молдавский металлургический завод в Рыбнице слишком часто грешит неплатежами.

Украинские сталевары рассчитываются четче, но тут другая проблема – воровство. На некоторых заводах и комбинатах, как рассказывают в Украинской ассоциации вторичных металлов ("УАВтормет"), из каждого вагона пропадает по 3-4 тонны ломовой заготовки. В итоге поставщики несут серьезные убытки. Поэтому даже при равных ценовых параметрах в Украине и за ее пределами ломотрейдерам выгоднее работать с иностранным заказчиком. Во-первых, в условиях нынешней нестабильности гривны комфортнее получать доходы в твердой валюте. Во-вторых, с зарубежных покупателей преимущественно берут предоплату, соотечественники же предпочитают платить постфактум. В-третьих, при отгрузке лома в порт процедура контроля над его качеством не столь скрупулезна, как при поставке на проходную меткомбината. Ну, а если при всем этом стоимость лома на внешних рынках существенно выше, то никакими коврижками его внутри страны не удержать.

Но и отпускать слишком много лома на экспорт тоже не годится. Ведь тогда национальная металлургия почувствует себя обделенной. По данным "УАВтормета", в августе украинскому ГМК отправлено 434 тыс. т лома. На этом фоне 69 тыс. т месячного экспорта как-то даже теряются. Но если посмотреть с другой стороны, то это и есть потери украинского ГМК. Ведь все, что уплывает в Черное море, недополучают отечественные производители. До сих пор баланс внутренних продаж и экспорта лома соблюдал равновесие, но уже в сентябре он начал крениться, а в октябре может быть разрушен при появлении первых признаков ломодефицита.

Для выплавки тонны стали в конвертере необходимо 225-250 кг лома, в мартеновской печи – 400-430 кг, в электроплавильной – 1100 кг лома. Основываясь на таких оптимальных показателях, до кризиса предприятия украинского ГМК принимали около 600 тыс. т металлолома в месяц. В 2009 году Минпромполитики даже не составило общеотраслевого плана заготовки и поставок лома. Но к осени вдруг оказалось, что ситуация не столь уж безнадежна.

Снижение производства стали примерно на 40% в первой половине года позволило металлургическим компаниям обходиться 350-360 тыс. т лома в месяц. Но уже в сентябре металлурги планировали выплавить 2,85 млн т стали, для чего необходимо как минимум 480 тыс. т лома. Серьезную лепту в рост потребления лома внес Донецкий электрометаллургический завод, возобновивший в августе работу под патронатом российской "Альфа-групп". На сентябрь он законтрактовал около 60 тыс. т лома, в октябре намерен выйти на переработку 100 тыс. т. Стабилизировал финансовое положение и его сосед – завод "Донецксталь", уладив отношения с кредиторами. "Днепрспецсталь" в августе увеличила выплавку на 19%, а отгрузку готового проката – на 68%. Оживление основных клиентов внутри страны и породило вспышку спроса, к которому ломозаготовительная отрасль оказалась не готова.

По предварительным прогнозам, объем заготовки лома в 2009 г. составит в Украине 5,5-5,7 млн т, что на 1 млн меньше, чем в 2008 г., и на 2 млн меньше, чем в 2007 г. Нынешние же потребности отечественных металлургов в этом сырье оцениваются примерно в 4,7-4,8 млн т. Исходя из того, что в январе-сентябре за пределы страны около 500 тыс. т лома уже вывезено, в четвертом квартале следует ожидать довольно жесткой конкуренции за ломовые партии между внутренними и внешними покупателями. Не исключено, что с метпредприятий, как бывало в прежние годы, снова пойдут челобитные в правительство с просьбой ограничить вывоз лома из страны. Другое дело, что сделать это сейчас будет труднее. Ведь при вступлении в ВТО Украина взяла на себя обязательства либерализировать экспорт лома. В частности, в 2010 году вывозная пошлина на него должна снизиться с нынешних 18 до 16,4 евро с тонны.

Однако определенные бюрократические барьеры на пути ломового экспорта правительство возвести все же способно. Так, на риски дефицита лома внутри страны уже отреагировало Министерство экономики, издав в конце августа разъяснение, утверждающее, что в случае увеличения отпускной цены в контрактах на вывоз лома в связи с изменением конъюнктуры на мировых рынках такие контракты подлежат перерегистрации. В переводе с "птичьего языка" это означает, что фактически весь массив своих экспортных договоров отечественные ломозаготовители теперь должны нести в Минэкономики на переутверждение. И нетрудно догадаться, что спешить с рассмотрением этих документов чиновники не будут. Таким образом, возведение первой очереди плотины по сдерживанию ломоэкспортного потока правительство взяло на себя.

А тем временем и цены на лом для украинских предприятий подтягиваются к зарубежным. За последний месяц соотношение между ними и так уже достаточно сильно изменилось. По данным "Держзовнишинформа", к концу сентября внутренние цены на лом уже прошли рубеж в 200 долл. (за тонну на условиях СРТ, с НДС). В то же время контракты на октябрьские поставки лома в Турцию держатся в ценовом диапазоне – 315-320 долл./тонну на условиях CFR. Учитывая стоимость фрахта и вывозную пошлину, можно говорить о заметном сближении двух ценовых векторов. В комплексе все это может несколько остудить пыл рвущейся за пределы отечества украинской ломовой лошадки. Но полностью взять ее под узду все равно будет тяжело. С одной стороны, значительная часть экспортных контрактов подписана до конца года, а за их срыв продавцам светят штрафные санкции. С другой стороны, объемы накопленного на складах страны лома сегодня являются самыми низкими за последние 5 лет. Так что украинские металлурги должны быть морально готовыми к тому, что не все их заявки на лом будут безоговорочно выполняться.

Ярослав Ярош

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
18.08.17, Ярослав Ярош
Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.
10.08.17, Максим Полевой
В июле Госинспекция ядерного регулирования разрешила НАЭК "Энергоатом" начать строительство Централизованного хранилища отработанного ядерного топлива (ЦХОЯТ) реакторов типа ВВЭР с АЭС Украины, место строительства – зона отчуждения вокруг Чернобыльской станции.
04.08.17, Галина Резник
Во время предвыборной кампании Дональд Трамп обещал помочь возрождению американской сталелитейной промышленности. По его требованию начато расследование по статье 232, которое должно подтвердить, что импорт представляет угрозу национальной безопасности США, а после вынесения этого вердикта планируется ввести сверхвысокие тарифы (около 20%), квоты или комбинацию этих мер против импорта стальной продукции. Многие эксперты считают, что эти действия станут началом мировой торговой войны.
31.07.17, Максим Полевой
Кабинет министров Украины обновил правила компенсации при покупке отечественной агротехники: теперь возмещение получат не производители, а покупатели. Впрочем, они и без того наращивают закупки сельскохозяйственных машин.
24.07.17, Ярослав Ярош
В первом полугодии-2017 металлурги Украины смогли увеличить валютную выручку от экспорта черных металлов почти на 22% относительно прошлогоднего показателя. Второе полугодие может быть еще плодовитее, поскольку оно началось с тотального роста почти на всех интересных для отечественного ГМК рынках. Маятник между спросом и предложением уже в мае-июне основательно качнуло в сторону продавцов, и в ближайшие несколько месяцев они будут заказывать музыку на рынке.
14.07.17, Анна Ганзенко
Пока таможенные и квотные преграды на пути украинской сельскохозяйственной продукции к иностранным покупателям постепенно исчезают, внутренний логистический барьер остается незыблемым.
12.07.17, Максим Полевой
"Укрзализныця" продолжает декларировать планы закупки подвижного состава и локомотивов, однако пытается выстроить их под собственные заводы и импортеров.
07.07.17, Елена Курашина
В ближайшие дни должен состояться долгожданный отчет председателя правления "Укрзализныци" Войцеха Балчуна, по результатам которого Кабинет министров примет решение продлевать или нет контракт с польским реформатором.
05.07.17, Максим Полевой
С окончанием Рамадана, которое произошло 24 июня, на глобальном металлорынке наметилось оживление. Параллельно повышается спрос в Китае, а в Турции в ІІІ квартале ждут ускорения темпов строительства, и эти факторы добавляют оптимизма в краткосрочные прогнозы.
30.06.17, Максим Полевой
Украина и Беларусь активизировали переговоры о создании транзитного речного хаба на границе двух стран, в с. Нижние Жары Гомельской обл. Минск заинтересован в порте типа "река-море", чтобы погружать свою продукцию на суда каботажного класса, способные идти в Черное море и прибрежные государства без дополнительной перегрузки – это снижает транспортные расходы. Стоимость порта составляет 8-10 млн долл., а подвод ж/д ветки – до 100 млн долл.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!