kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Промышленники рассчитывают на футбол

02.10.09
размер текста:

В условиях спада внутреннего рынка надеяться на оживление спроса на металлопродукцию не приходится. Строительство переживает глубокое падение, машиностроение стоит. Однако металлурги не унывают. Подготовка страны к футбольному чемпионату "Евро-2012" может привести к новым заказам на метпродукцию. Денежные вливания государства и инвесторов приведут к масштабному строительству необходимых для чемпионата объектов – дорог, аэропортов, вокзалов, стадионов, гостиниц и т.д. Теперь металлургов интересует несколько вопросов: сколько будет выделено денег на эти проекты, как будут осуществляться тендеры и какие именно будут заказы? Пока на эти вопросы государство и инвесторы не могут дать вразумительных ответов.

Как известно, Украина получила право провести чемпионат в середине 2007 года. В течение двух лет большая часть времени была потрачена на то, чтобы определить, кто будет распоряжаться средствами, на составление перечней объектов, на разработку необходимой документации и постоянные консультации с УЕФА.

Впрочем, нельзя сказать, что ничего не строилось. За этот период в Донецке был открыт один из лучших в Европе стадионов, который не только соответствует стандартам чемпионата, но и превосходит их. Заканчивается реконструкция стадиона "Металлист" в Харькове, который должен быть открыт 5 декабря 2009 года. Идут строительные работы киевского НСК "Олимпийский". Сложнее ситуация со Львовом, который только недавно начал строительство стадиона и до сих пор не нашел инвестора. Кроме строительства стадионов, всего за какие-то два года планируют возвести необходимую транспортную и туристическую инфраструктуру.

В ожидании дорожного бума

На строительство автомобильных дорог и модернизацию железнодорожной инфраструктуры (поезда, вокзалы) государство должно выделить 15,5 млрд грн., что составляет половину государственных расходов на Евро-2012. На другие объекты инфраструктуры (аэропорты, гостиницы) казна должна выделить 4,5 млрд грн. Также будут привлечены заемные средства транспортных монополистов – "Укрзализныци" и "Укравтодора", которые могут составить до 45 млрд грн. В частности, планируется провести капремонт трассы Киев-Одесса (2,3 млрд грн.), построить ряд дорог в Харьковской, Львовской и Донецкой области, в том числе на займы ЕБРР возвести обновленную трассу Киев-Харьков.

Основную нагрузку по строительству стадионов и гостиниц должны взять на себя частные инвесторы, однако такие нашлись только для Донецка и Харькова. Что касается государственной помощи, то она пока на слишком низком уровне. Как заявил Президент Украины Виктор Ющенко, сейчас из государственного бюджета профинансировано лишь 27% от запланированных работ, а денег на дорожные работы выделено и того меньше – 11%.

Киев


Киев остается единственным городом, который точно будет принимать участие в чемпионате. Здесь состоится финал состязаний, поэтому государство профинансирует реконструкцию НСК "Олимпийский" за собственный счет. С помощью государственных вливаний и заемных средств будут достроены терминалы в аэропорту "Борисполь", проведена модернизация аэропорта "Жуляны", улучшены железнодорожные вокзалы.

В "Борисполе" сейчас проходит строительство двух терминалов "F" и "D". Генеральный подрядчик – турецкая компания "Догуш Иншаат" – заявила, что терминал "F" должен быть сдан в эксплуатацию в феврале 2010 года. Окончательный график выполнения работ предусматривает сдачу готового объекта (два терминала) 1 сентября 2011 г. В следующем году закончится реконструкция ныне действующего международного терминала "В".

Аэропорт "Жуляны" возьмет кредит на 110 млн грн. под залог своего имущества, который пойдет на модернизацию предприятия. Строительство нового терминала обойдется в 50 млн грн., реконструкция существующего – в 20 млн грн., реконструкция привокзальной площади со строительством паркинга на 300 автомобилей – в 40 млн грн. В ближайшее время руководство аэропорта должно объявить победителя тендера по выполнению этих работ.

На плечи частных инвесторов, в свою очередь, должны лечь расходы по строительству отелей. Киевская мэрия подсчитала, что нужно построить 13 гостиниц: четыре 5-звездочные, восемь 4-звездочных и одну 3-звездочную. Однако мэрия и инвесторы просят государство дать кредит на строительство 10 из них, так как не имеют достаточно средств.

Главной стройкой века в столице является реконструкция НСК "Олимпийский", которая обойдется государству в 2,1 млрд грн., и должна перевести стадион в разряд класса "элит". Генеральным подрядчиком работ выступил "Киевгорстрой". Сейчас идет реконструкция зоны болельщиков, зоны прессы, VIP-зоны, "холодной" зоны, установка фундамента под будущее покрытие. В работу вовлечены 31 организация, более 1800 единиц техники и тысяча строителей.

Вокруг реконструкции НСК "Олимпийский" идут постоянные скандалы. Достаточно вспомнить, как не могли разобраться с инвестором, который хотел построить возле стадиона торговый центр. Переговоры с фирмой "Юджин" (владелец – бизнесмен Вадим Новинский) длились около года и закончились победой инвестора. Взамен 7 га торгового комплекса компания получила 80 га (!) в зеленой зоне, где находится "Экспоцентр Украины". Стоимость участка в 40 раз выше затрат Новинского на строительство несостоявшегося центра, который был разрушен. Далее произошел скандал с назначением ответственной компании по проектированию и выполнению работ. Отстранив победителя конкурса – тайваньскую компанию Archasia Design Group Ltd. – под предлогом затягивания с подачей проектных документов, Минсемьи назначило таковым "Киевгорстрой", которые запросил за свою работу вдове больше, чем тайваньцы.

Львов

Львов является "слабым звеном" среди четырех городов-кандидатов. В городе – плохое состояние транспортной инфраструктуры (дороги и аэропорт), низкое качество местного стадиона. Однако хорошо развито гостиничное хозяйство, что выгодно отличает Львов от других претендентов на чемпионат. Строить стадион в галицкой столице придется пока государству, так как частные инвесторы пока не нашлись. Правительство выделило 100 млн грн. на закупку строительных материалов и проведение строительно-монтажных работ. Из них до подрядчиков дошла лишь половина суммы, да и то в начале сентября.

Декларируемая стоимость строительства нового стадиона – 609 млн грн., хотя этих средств может не хватить и придется увеличивать сумму бюджета. В следующем году из бюджета должны перечислить еще 200 млн грн. Ожидается, что частный инвестор оплатит 40% стоимости проекта. Если его не найдут, то остаток профинансирует государство.

Также правительство заплатит 13 млн грн. за реконструкцию аэропорта, а также выделит 31 млн грн. на строительство и ремонт автодорог. Ожидается ввести обновленный аэропорт в эксплуатацию в ноябре 2011 г. В случае, если инвесторы не найдутся, то Кабмин обещает взять ответственность и по достройке терминала. Пока большинство государственных заказов получила компания "Азовинтекс", близкая к собственникам корпорации "ИСД". Компании доверили строительство стадиона (670 млн грн.) и реконструкцию взлетно-посадочной полосы львовского аэропорта (978 млн грн.).

Нелегкая ситуация сложилась и со строительством дорог. Под угрозой срыва оказался ремонт трассы Львов-Краковец, что является обязательным условием проведения чемпионата. Согласно договору с инвестором, компанией "Трансмагистраль", дорога передавалась в концессию в обмен на инвестиции в ее постройку. Однако компания так и не внесла в строительство первые 100 млн грн. В свою очередь, инвесторы обвиняют "Укравтодор" в том, что он не внес свою долю в проект (40%). В результате местные власти разорвали с компанией договор и теперь ищут нового подрядчика. Стоимость строительства автодороги была утверждена Кабмином еще в 2003 году и должна была составить 1,63 млрд грн.

Харьков

Харьков пока лидирует среди четырех городов по скорости подготовки к "Евро-2012". Завершена реконструкция стадиона "Металлист", ведутся активные работы по модернизации аэропорта и возведению гостиниц.

В частности, в данный момент проводится строительство новой летно-посадочной полосы (ЛПП), релейных дорожек и перронов. Государство на эти цели должно потратить 711 млн грн. В текущем году выделили 243 млн грн., но строители пока получили только 56 млн грн.

В работах по реконструкции задействованы исключительно украинские компании. В частности, над ЛПП работают 2 компании из Киева и Донецка, аэровокзал строят харьковчане.

Как известно, Александра Ярославского удручает тот факт, что 70% материалов в строительстве – импортные составляющие, стоимость которых сильно зависит от курса евро. Поэтому у предприятий есть все шансы предложить свои услуги по поставке отечественной продукции, если она соответствует европейским стандартам качества.

Донецк

Донецк первым из городов "четверки" закончил работы по сооружению стадиона. Торжественно открытый "Донбасс Арена" не только соответствует требованиям УЕФА, но и превышает их. Теперь главная задача – завершить модернизацию аэропорта и железнодорожного вокзала.

Днепропетровская компания ООО "Стройиммосистем" (дочерняя компания "СВ-ДОМ") выиграла тендер на реконструкцию вокзала стоимостью 200 млн грн. Вокзал полностью модернизируют, построив новый терминал для пригородных перевозок. Строительство будет завершено 30 октября 2011 года.

Стоимость нового терминала в Донецком аэропорту оценена в 1,3 млрд грн.: государство собирается выделить 1,1 млрд грн., Донецкая область – 200 млн грн., городской бюджет – 60 млн грн. Начало строительства аэропорта запланировано на 1 октября 2009 г., а завершат его через два года. Кроме того, 500 млн грн. планируется выделить на перрон, 750 млн грн. – на взлетно-посадочную полосу. На нее из бюджета должно было поступить 80 млн грн., однако пришло пока лишь 40 млн грн. Строительные работы ведет донецкая компания "Альтком".

В Донецке планируется возвести 12 гостиниц: 3 – пятизвездочные, 9 – четырехзвездочные. Часть существующих гостиниц ожидает реконструкция.

Когда выделят деньги

Вначале Кабмин хотел заставить Национальный банк поделиться своей прибылью и провести целевую эмиссию (путем выкупа облигаций у Минфина) на сумму 9,8 млрд грн., однако против этого выступил и Нацбанк, и Президент Украины. Последний ветировал финансирование программ по подготовке к Евро-2012.

Взамен стороны договорились выпустить специальные облигации, срок погашения которых закончится в 2012 году. Ожидается, что их покупателями выступят банки, которые будут скупать ценные бумаги в добровольно-принудительном порядке в обмен на рефинансирование. Получится ли собрать необходимые 10 млрд грн., пока остается загадкой.

У отечественных предприятий есть все шансы выиграть государственные тендеры, ведь в условиях ограниченности государственных средств (их, скорее всего, будет не хватать на строительство) строители будут искать замену дорогим импортным материалам, которые из-за курса доллара и евро станут слишком дорогими. Если поставщики предложат европейский уровень качества своей продукции и услуг, то подрядчики готовы будут их покупать.

Большие шансы на заказы у тех проектов, у которых не только государственное, но и частное финансирование. Это, прежде всего, Донецк, в меньшей степени – Харьков и Киев. Наиболее зависим от государства Львов, который надеется преимущественно на дотации из центра.

Главный подрядчик – компания "Азовинтекс" – в первые месяцы финансировал проекты за собственные средства, а теперь занимается тем, что выколачивает из Киева деньги на реконструкцию. Компания вынуждена вместе с местной властью искать богатого инвестора под львовский проект.

Впрочем, пока желающим поучаствовать в проекте стоит подождать принятия государственного бюджета, где будут прописаны защищенные статьи расходов на подготовку к чемпионату. Ближе к концу года должны пройти консультации с международными финансовыми организациями и украинскими банками по поводу финансовой помощи "Евро-2012". И, наконец, 10-11 декабря на португальской Мадейре будут окончательно определены украинские города-хозяева турнира. Ведь, если какой-нибудь город исключат, то можно распрощаться и с государственным финансированием проектов под "Евро". Подобное, к примеру, случилось с Одессой и Днепропетровском.

Сергей Чигирь

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
20.09.17, Максим Полевой
Конец лета и начало осени ознаменовались взлетом цен на железорудное сырье и металл ввиду сезонного оживления спроса. Подъем на мировом металлорынке продлится по крайней мере до конца года.
18.09.17, Ярослав Ярош
Китайская компания Beijing Skyrizon Aviation и т. д., которую до сих пор позиционировали как партнера и инвестора запорожского производителя авиатехники "Мотор-Сич", оказалась ее хозяином. Сейчас СБУ пытается заблокировать сделку, оформленную еще год назад. Но самолет уже улетел. Конечно, вывозить запорожский завод в Китай никто не намерен, но закрыть, предварительно откачав технологии и мозги, – такой вариант вполне реалистичен.
13.09.17, Максим Полевой
В последние годы в Украине активно растет интерес к электромобилям – экологически чистому транспорту, не зависящему от традиционного топлива и увеличивающихся расходов на него. В 2016 году рынок вырос примерно в 5 раз (1-е место в Европе по скорости роста), до 1434 шт., а в І полугодии этого года – еще в 2,7 раза, до 1668 шт. Аналитики даже называют это главным трендом всего национального авторынка.
08.09.17, Ярослав Ярош
Ценовая динамика на мировом рынке титана и соответственно титаносодержащего сырья в XXI веке движется по синусоидальной траектории. Со второй половины 2016 г. кривая цен потянулась вверх. Но частных добытчиков ильменита в Украине эта благоприятная конъюнктура не очень-то греет. Им больше приходится бороться за выживание.
07.09.17, МинПром
С началом осени курс доллара в обменных пунктах пошел вверх. МинПром решил выяснить, какие факторы влияют на снижение курса национальной валюты и на какой отметке стоит ожидать его стабилизации.
05.09.17, Максим Полевой
В странах Европейского Союза газ постепенно дешевеет из-за профицита предложения. Украина тоже экономит благодаря этой тенденции, но эффект сдерживается повышением цен со стороны НАК "Нафтогаз Украины".
31.08.17, Ярослав Ярош
Украина сама загнала себя в юридический капкан, сначала признав за крохотной нидерландской компанией Yuzgas B.V. право на освоение огромного Юзовского газоносного участка, а затем отказав ей в этом. Второй шаг был более рациональным, чем первый. Но запоздалым. Yuzgas быстро отсудил за собой право на Юзовку. И теперь в глазах любого другого инвестора этот проект выглядит как туманный приз на слишком шаткой правовой базе, за который нет смысла бороться.
29.08.17, Максим Полевой
В августе мировые цены на нефть колебались возле отметки в 51 долл./барр. Эта тенденция сформировалась из-за сохраняющегося профицита глобального рынка на фоне нежелания ключевых добытчиков договариваться о скоординированном долгосрочном сокращении добычи. Каждая нефтекомпания и страна, скрыто или явно, пытается сохранить свою долю поставок в тоннаже – даже ценой потери доходности.
21.08.17, Анна Ганзенко, Василий Январев
После ухода Войцеха Балчуна "Укрзализныця" испытывает все те же проблемы, что и до появления польского реформатора: дефицит вагонов, неспособность в полной мере удовлетворить заявки клиентов и всеобъемлющая коррупция. Однако главный метод их решения остается прежним – повышение тарифов на те же 22,5%. Правда, железнодорожники обещают учесть мнение бизнеса, но будет ли это сделано, покажет время.
18.08.17, Ярослав Ярош
Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!