kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Труба государственной важности

18.01.10
размер текста:

В прошедшем году газовая политика украинского правительства была подвергнута всевозможной критике: в результате грубейших нарушений Кабмина на газовом рынке компания НАК "Нафтогаз" понесла серьезные убытки, правительство круглый год было занято поисками средств для оплаты российского газа, а цена газа для Украины стала самой высокой среди европейских стран. При этом Кабмин отмечал, что контракт, подписанный в начале прошедшего года, является чрезвычайно выгодным, а завершение газовой войны – большим достижением. Все остальные неудачи правительство списывало на кризис. Однако, по мнению экспертов, каким бы тяжелым ни был прошедший год для газового рынка страны, текущий год будет еще сложнее.

Украина без посредников


Чтобы в корне понять причины проблем на газовом рынке страны, необходимо вернуться в январь 2009 года, когда между Россией и Украиной разгорелась так называемая "газовая война". Сегодня Юлия Тимошенко громогласно всем заявляет, что в результате блестящей работы Кабмина Украина входит в 2010 год без газовой войны, более того – в подземные газовые хранилища страны закачан достаточный объем природного газа, необходимый стране в отопительный период. Однако для большего понимания проблемы необходимо выяснить причины газовой войны прошлого года, в результате которой половина Европы в разгар зимы осталась без газа, так как Украина не могла согласовать с Россией новые условия закупок газа. Соответственно транзит газа в европейские страны был приостановлен.

Причиной газовой войны стал посредник в украинско-российских газовых отношениях – компания RosUkrEnergo, наполовину принадлежащая "Газпрому", а наполовину бизнесмену Дмитрию Фирташу. Именно по вине этой компании, как заявляла премьер-министр Юлия Тимошенко, Украина получает газ по завышенной цене, а миллионы долларов выручки оседают в карманах олигархов. Если сравнить цены на газ в 2008 году с прошлогодними, то на протяжении всего 2009 года Украина закупала газ у России по цене гораздо выше, чем когда-то продавала RosUkrEnergo. И это не является следствием мирового финансового кризиса, это является результатами договоренностей украинского правительства с "Газпромом". Как недавно заявил Президент Украины Виктор Ющенко, сегодня цена газа для Украины является самой высокой в Европе. Вот это и является результатом роботы правительства в прошлом году. Однако, несмотря на рост цен на газ после устранения с рынка RosUkrEnergo, все быстро забыли о причинах отказа от газового посредника. Цены на газ выросли, миллионы долларов выручки уже не оседали в карманах олигархов, но свои ошибки правительство не решалось признавать.

Однако если более детально изучить историю поставщиков газа в Украину, то можно вспомнить, что до того момента, как на рынке появилась компания RosUkrEnergo, газ в Украину поставляло большое количество фирм и компаний. Объемы их поставок существенно отличались – от минимальных до особо крупных. Так вот одним из крупнейших поставщиков газа в Украину была компания "Итера", принадлежавшая Юлии Тимошенко. Именно поэтому ее и окрестили "газовой принцессой". После появления на рынке монопольного импортера российского газа в лице RosUkrEnergo, учредителем которой выступил Raiffeisenbank, закончился бизнес всех остальных поставщиков российского и туркменского газа в Украину, в том числе и компании "Итера". Фирташ до последнего момента скрывал свою причастность к RosUkrEnergo, чтобы избежать давления в Украине. Более того, "Газпром" бы не подписал столь важного контракта с неизвестным Фирташем, именно поэтому необходима была такая финансовая организация с безупречной репутацией как Raiffeisenbank.

Когда же Юлия Тимошенко узнала имя истинного владельца RosUkrEnergo, из-за которого потеряла весь свой газовый бизнес, она развернула кампанию против всего бизнеса Фирташа. Естественно, что против Raiffeisenbank она подобной кампании не смогла бы провернуть. В результате этой кампании Дмитрий Фирташ лишился большей части своего бизнеса, а у Юлии Тимошенко появился шанс вернуть на газовый рынок свою компанию "Итера", о чем уже говорили некоторые украинские политики. Действительно, учитывая наладившийся диалог между Юлией Тимошенко и Владимиром Путиным, вполне вероятно возвращение на газовый рынок компании "Итера" в качестве монопольного импортера российского газа. Это одно из значимых событий, которое может ждать газовый рынок Украины в текущем году. Однако такой вариант возможен лишь в случае победы Юлии Тимошенко на выборах президента Украины.

Население заплатит за газ

Как бы там ни было, Украина сполна заплатила за "прихоти личного характера" своего премьера. В частности, за потребленный в прошлом году газ страна заплатила около 4 млрд. долларов. В будущем году Украине, чтобы выполнить все договоренности перед "Газпромом", придется заплатить 10 млрд. долларов. "Такого не было в нашей истории, чтобы валютные резервы нам надо было использовать для расчетов за газ. Это - трагедия. Потому что мы сможем прожить на валютных запасах полгода, и тогда можно объявлять страну банкротом. Цена за потребленный в 2009 году газ приблизительно 4 млрд. долларов, из которых 3 млрд. долларов мы заплатили из валютных резервов Национального банка", - сказал Виктор Ющенко.

Что касается выплат в текущем году, то, по подсчетам Секретариата Президента, Украине не хватает еще 3 млрд. долларов. В частности, как заявил уполномоченный представитель Президента Украины по международным вопросам энергетической безопасности Богдан Соколовский, НАК "Нафтогаз Украины" сможет заработать на внутреннем рынке до 5 млрд. долларов при нынешних ценах и тарифах. Еще 1,5-2 млрд. долларов планируется получить от продажи облигаций внутреннего госзайма (ОВГЗ) и из международных резервов Национального банка. "Не хватает около 3 млрд. долларов, поэтому необходимо повышать внутренние цены на газ для промышленных предприятий и населения", - отметил Соколовский.

Слова Соколовского подтвердил советник премьер-министра Украины, народный депутат Александр Гудыма. По его словам, в правительстве обсуждается повышение цен во втором квартале. К слову, на оплату декабрьских поставок газа "Нафтогаз" потратил почти 900 млн. долларов, полученных за счет продажи ОВГЗ Нацбанку. Нацбанк в свою очередь для этого потратил свои золотовалютные резервы, которые по состоянию на 31 декабря 2009 года снизились до 25,5 млрд. долларов. Поэтому повышение цен на газ для населения еще один неизбежный фактор, который ожидается в текущем году. И вопреки утверждению Гудымы, оно может начаться и раньше – сразу после президентских выборов. Повышение цен на газ для населения необходимо было стране еще в середине прошлого года, кстати, это было одним из требований Международного валютного фонда. Единственной причиной, почему это не сделало правительство Тимошенко, был предвыборный фактор – в случае повышения цен для населения Кабмином Тимошенко она рисковала потерять голоса избирателей. В частности, по информации лидера партии "Фронт перемен" Арсения Яценюка, цена на газ повысится в текущем году примерно на 100 долларов. "Я видел проект постановления за подписью Тимошенко, которым на этот год запланировано повышение цены на газ для населения на 80%, по 20% ежеквартально", - заявил Яценюк.

В "Нафтогазе" уже приступили к поиску недостающих в текущем году 4 миллиардов долларов. В частности, по словам Богдана Соколовского, "Нафтогаз" в текущем году намерен привлечь кредит на сумму 4 млрд. долларов. Если учесть, что в прошлом году газовая монополия привлекла кредит 3 млрд. долларов, то, по данным Соколовского, долг НАК "Нафтогаз" может составить рекордную цифру – 11 млрд. долларов. Таким образом, это может негативно отразиться на возможности компании привлекать заемные средства, а также снизит интерес инвесторов к евробондам компании.

Наша газотранспортная?

Еще одним событием в текущем году на газовом рынке Украины может стать начало модернизации газотранспортной системы. Об этом уже не раз заходила речь в прошлом году, правительство даже намерено было привлечь средства Евросоюза для этой цели. О своей заинтересованности в модернизации украинской ГТС не раз заявляла и Россия. Однако условия ее участия не совсем устраивали правительство нашей страны. Но, после того как Евросоюз проявил свою нерешительность в этом проекте, Украина все же вынуждена была обратиться за помощью к россиянам. Каковы точные условия сотрудничества в этом проекте пока точно никто не знает. Это известно лишь премьер-министру Украину. Вместе с тем определенные источники уже не раз заявляли, что в результате такого сотрудничества Украина может потерять контроль над своей ГТС, что приведет к снижению ее энергобезопасности. Закон Украины запрещает продажу украинской газотранспортной системы, однако о продаже никто не говорит – можно воспользоваться любой формой управления или контроля и таким образом отдать ГТС россиянам, не нарушая закон.

К примеру, приблизительный вариант уже происходит на данный момент. Как сообщил Богдан Соколовский, Украина потеряла возможность управлять своей газотранспортной системой. "На сегодняшний день ГТС юридически наша, но мы фактически потеряли возможность управлять ею. Де-юре она наша, а де-факто мы управлять ею самостоятельно не можем. Управление фактически перешло к "Газпрому", - сказал он. Подтверждение невозможности управлять системой, считает Соколовский, содержится в декабрьском письме главы НАК "Нафтогаз Украины" Олега Дубины в Секретариат Президента. В письме Дубина отказывается без согласия "Газпрома" предоставить дополнения к газовым контрактам от 19 января, подписанные 25 ноября 2009 года. "Это письмо он написал в Секретариат, и в нем говорилось о том, что без разрешения (именно разрешения, а не согласования) "Газпрома" он не может передать копии протоколов от 24 ноября. Поэтому мы до конца и не знаем, что в этих протоколах записано, какие там обязательства мы взяли на себя. О чем это говорит? О том, что мы де-факто не управляем", - утверждает Соколовский.

Кроме того, Соколовский отметил, что "Газпром" законтрактовал все транзитные мощности украинской ГТС. "Фактически НАК потерял возможность быть независимым, он вынужден делать все то, что ему скажет "Газпром". Для россиян это нормально – это их тактика и стратегия. За них можно только порадоваться", – отметил он. Поэтому, какие именно дополнения к контракту от 19 января 2009 года подписала Украина, пока не известно. Однако, по мнению экспертов, они касаются нашей газотранспортной системы и детали этих дополнений станут известны после выборов президента. Как недавно заявил Ющенко, Украина уже потеряла 70% своей газотранспортной системы. Ющенко объяснил это тем, что правительство подписало газовые соглашения, которые ведут к банкротству НАК "Нафтогаз Украины", на балансе которого находится украинская ГТС. Кроме того, он отметил, что целью газовой политики правительства является сдача украинской газотранспортной системы.

В свою очередь Юлия Тимошенко заверила, что не допустит приватизации украинской газотранспортной системы. "Пока я при власти, в оппозиции, пока я жива, я не допущу, чтобы газотранспортная система, которая является нашим оружием в укреплении нашей независимости - и политической, и энергетической – чтобы кто-либо на это позарился", - сказала Тимошенко. Премьер отметила, что сейчас ГТС Украины находится в государственной собственности. "Я убрала с газотранспортной системы все эти раковые опухоли, которые были внедрены, в том числе и сегодняшними кандидатами в Президенты – это РосУкрЭнерго, которая в сущности уже у нас забирала эту газотранспортную систему. Сегодня мы имеем собственность, имеем путь к энергетической независимости Украины, и мы будем его укреплять", - прибавила она. Тимошенко напомнила, что именно благодаря ее усилиям и поддержке ее фракции в парламенте был принят закон о невозможности приватизации ГТС. "Мы защитили газотранспортную систему на все времена, сказав, что ее нельзя приватизировать, создавать консорциумы, передавать в аренду, в какие-либо совместные предприятия", - отметила глава правительства.

Собственная добыча


Большие надежды в текущем году возлагаются и на увеличение собственной добычи нефти и газа. Как недавно заявила Юлия Тимошенко, Украина может самостоятельно обеспечить себя нефтью и газом. "У нашей страны есть колоссальные ресурсы и потенциал, потому что мы себя можем самостоятельно как минимум обеспечить нефтью и газом в полном объеме. Для этого нам нужно сделать только одну важную вещь - разработать стратегические месторождения, которые находятся в шельфе Черного моря. У нас там такие рельефы почв, что мы можем из половины мира перекачать в Украину нефти и газа. Поэтому вокруг шельфов Черного моря идет такая драка в мире - кому они будут принадлежать. Они сегодня принадлежат нам", - заявила премьер.

О том, что Украина способна обеспечить себя нефтью и газом собственной добычи давно уже всем известно. Остается непонятным лишь один вопрос: почему до сих пор этого не произошло? К примеру, за прошлый год добыча газа на территории Украины в январе-ноябре 2009 года возросла на 1,1% на 218,1 млн. кубометров по сравнению с аналогичным периодом 2008 года - до 19 млрд. 412,9 млн. кубометров, в том числе природного - на 1,6% (на 288,7 млн. кубометров) до 18 млрд. 541,4 млн. кубометров. Естественно, что при таких низких объемах роста добычи Украина еще не скоро сможет обеспечить себя, к примеру, газом, несмотря на то, что этот ресурс является для нашей страны наиболее стратегическим.

Так почему же до сих пор Украина не начала добывать необходимые объемы газа и нефти? Ответ прост: все проекты по разработке месторождений на шельфе Черного моря блокировались собственным же правительством. Правительство объясняло это тем, что условия участия в этом проекте, которые предлагали иностранные компании, не устраивали Украину. Хотя, если взять во внимание нынешние проблемы с газом, то предложения иностранцев являлись просто спасительной соломинкой для Украины. По мнению экспертов, причина блокирования разработки черноморских месторождений кроется в другом. На самом деле виновником этого является "Газпром", так как именно ему не выгодна энергетическая независимость Украины. Если Украина сможет обеспечивать себя собственным газом, то "Газпром" потеряет крупнейшего потребителя газа. Поэтому с помощью определенных инструментов, путем договоренностей с некоторыми представителями украинской власти, он инициирует приостановление этого процесса. В результате начало разработки собственных крупных энергетических месторождений в Украине возможно лишь в случае прихода к власти определенных политических сил, на которые не в силах будет влиять российский газовый монополист. Это является единственным спасением для Украины, и новая власть должна поставить добычу собственного газа на первое место в списке своих задач.

Тарас Жирош

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
25.09.17, Ярослав Ярош
Вот и последний из динозавров европейской металлургии – немецкий концерн ThyssenKrupp – не устоял перед напором молодых азиатских волков. 20 сентября был подписан меморандум о слиянии его сталеплавильных активов с аналогичными активами в Европе индийского холдинга Tata Steel. Сделку предполагается закрыть в начале 2018 г. Если не помешают Еврокомиссия, профсоюзы, выборы и другие форс-мажоры.
20.09.17, Максим Полевой
Конец лета и начало осени ознаменовались взлетом цен на железорудное сырье и металл ввиду сезонного оживления спроса. Подъем на мировом металлорынке продлится по крайней мере до конца года.
18.09.17, Ярослав Ярош
Китайская компания Beijing Skyrizon Aviation и т. д., которую до сих пор позиционировали как партнера и инвестора запорожского производителя авиатехники "Мотор-Сич", оказалась ее хозяином. Сейчас СБУ пытается заблокировать сделку, оформленную еще год назад. Но самолет уже улетел. Конечно, вывозить запорожский завод в Китай никто не намерен, но закрыть, предварительно откачав технологии и мозги, – такой вариант вполне реалистичен.
13.09.17, Максим Полевой
В последние годы в Украине активно растет интерес к электромобилям – экологически чистому транспорту, не зависящему от традиционного топлива и увеличивающихся расходов на него. В 2016 году рынок вырос примерно в 5 раз (1-е место в Европе по скорости роста), до 1434 шт., а в І полугодии этого года – еще в 2,7 раза, до 1668 шт. Аналитики даже называют это главным трендом всего национального авторынка.
08.09.17, Ярослав Ярош
Ценовая динамика на мировом рынке титана и соответственно титаносодержащего сырья в XXI веке движется по синусоидальной траектории. Со второй половины 2016 г. кривая цен потянулась вверх. Но частных добытчиков ильменита в Украине эта благоприятная конъюнктура не очень-то греет. Им больше приходится бороться за выживание.
07.09.17, МинПром
С началом осени курс доллара в обменных пунктах пошел вверх. МинПром решил выяснить, какие факторы влияют на снижение курса национальной валюты и на какой отметке стоит ожидать его стабилизации.
05.09.17, Максим Полевой
В странах Европейского Союза газ постепенно дешевеет из-за профицита предложения. Украина тоже экономит благодаря этой тенденции, но эффект сдерживается повышением цен со стороны НАК "Нафтогаз Украины".
31.08.17, Ярослав Ярош
Украина сама загнала себя в юридический капкан, сначала признав за крохотной нидерландской компанией Yuzgas B.V. право на освоение огромного Юзовского газоносного участка, а затем отказав ей в этом. Второй шаг был более рациональным, чем первый. Но запоздалым. Yuzgas быстро отсудил за собой право на Юзовку. И теперь в глазах любого другого инвестора этот проект выглядит как туманный приз на слишком шаткой правовой базе, за который нет смысла бороться.
29.08.17, Максим Полевой
В августе мировые цены на нефть колебались возле отметки в 51 долл./барр. Эта тенденция сформировалась из-за сохраняющегося профицита глобального рынка на фоне нежелания ключевых добытчиков договариваться о скоординированном долгосрочном сокращении добычи. Каждая нефтекомпания и страна, скрыто или явно, пытается сохранить свою долю поставок в тоннаже – даже ценой потери доходности.
21.08.17, Анна Ганзенко, Василий Январев
После ухода Войцеха Балчуна "Укрзализныця" испытывает все те же проблемы, что и до появления польского реформатора: дефицит вагонов, неспособность в полной мере удовлетворить заявки клиентов и всеобъемлющая коррупция. Однако главный метод их решения остается прежним – повышение тарифов на те же 22,5%. Правда, железнодорожники обещают учесть мнение бизнеса, но будет ли это сделано, покажет время.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!