kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Осторожно! Китайский трубочист!

14.01.10
размер текста:

Под занавес 2009 года стало видно, что в украинской металлургии кризис больше всего присадил трубную отрасль, где объемы производства упали примерно на 35%, тогда как в большинстве других сегментов показатель падения был процентов на 10 ниже. Отечественные трубники в этой плачевной ситуации все чаще волком поглядывают на Китай, который тихой сапой оккупирует традиционные украинские рынки сбыта, зачищая их от конкурентов.

По данным Международной трубной ассоциации, в 2009 году общемировой объем производства труб составит 76-78 млн. тонн, тогда как в 2008-м он превышал 84 млн. тонн, а в 2007-м вообще наблюдался на рекордном уровне в 89 млн. тонн. Производили трубы в прошедшем году около 60 стран мира, и практически все они вынуждены были умерить производство; все, кроме одной - Китая. Там за девять месяцев 2009-го сварных труб было изготовлено на 24,5% больше, а бесшовных на 9,4% больше, чем за аналогичный период предыдущего года. Такое движение против течения стало возможным благодаря тому, что правительство в Пекине даже сейчас не сокращает миллиардные инвестиции в дорогостоящие инфраструктурные проекты в стране. Но вместе с тем, внутренний китайский рынок уже насыщен трубной продукцией по уши, о чем свидетельствует заметное увеличение ее запасов на металлобазах Поднебесной. Поэтому вопрос экспортной экспансии никогда не теряет своей актуальности для китайских трубников, даже когда физические объемы экспорта сужаются.

Так, по итогам трех первых кварталов 2009 года отгрузки за рубеж бесшовных труб из Китая сократились на 41%, сварных - на 26%. Но это известие вряд ли сможет обрадовать конкурентов из Украины, поскольку основные потери китайцы понесли в США, Канаде, Южной Корее, Индии и в странах Евросоюза, то есть в тех плоскостях, где украинские и китайские интересы не сильно пересекались. Однако в том же 2009 году КНР увеличила поставки труб в регионы Ближнего Востока, Турции и Юго-Восточной Азии, где перманентно охотится на покупателей и отечественная труба.

Несколько спасает ситуацию то, что на внешних рынках позиции украинских трубников более сильны в сегменте сварных труб, а китайцы гораздо увереннее чувствуют себя в бесшовном. Но воспользоваться этим преимуществом мешает другой внезапно возникший конкурент - россияне. Ранее они со своими сварными трубами были сосредоточены в основном на внутреннем рынке, но когда в условиях финансового дефицита многие трубопроводные проекты притормозили, им пришлось рубить окно во внешний мир. Надо сказать, что трубники России взялись за это дело настолько размашисто, что экспортерам подобной продукции из Украины пришлось слегка прижаться к стенке.

По данным агентства "Металл-Эксперт", за 9 месяцев 2009 года отгрузка российских труб за рубеж выросла на 22% в годовом исчислении, тогда как экспорт из Украины сократился на 28%. Если конкретно, то Россия нарастила за указанный период поставки сварных труб иностранным заказчикам с 500 до 840 тыс. тонн, уменьшив поставки бесшовной продукции с 400 до 285 тыс. тонн. В Украине же экспорт сварных фактически остался на прошлогоднем уровне (660 тыс. тонн сейчас против 610 тыс. тонн год назад), а экспорт бесшовных упал катастрофически - с 680 до 250 тыс. тонн.

Из вышесказанного напрашивается вывод, что в первом сегменте дорогу отечественным трубникам перешли соседи из России, а во втором - им обоим испортил малину Китай. Это ощущение усиливается, если пробежаться по географии поставок. Оказывается, что в 2009 году отправка российских сварных труб в Туркменистан выросла на 336%, в Узбекистан - на 128%, хотя традиционно в этих странах себя весьма вольготно чувствовали Харцызский трубный и Нижнеднепровский трубопрокатный заводы. ХТЗ, правда, и за себя, и за всю Украину отыгрался на Казахстане, куда экспорт украинской сварной трубы вырос в 4,5 раза. Но в целом на депрессивную картину года это не повлияло.

Возвращаясь же к китайским трубникам, следует отметить, что на Ближнем Востоке (этот регион сбыта также один из самых приоритетных для Украины) они плотно окопались еще в 2008 году. Уже тогда Китай оккупировал 34% рынка бесшовных труб Ирана и 36% рынка сварных труб Объединенных Арабских Эмиратов. Когда же в 2009 году эти и другие страны региона практически вдвое сократили импорт труб, то под урезание попала индийская, корейская, российская, украинская, румынская продукция, но не трубы с клеймом Made in China. Причина такой непотопляемости лежит на поверхности. Практически на протяжении всего года китайцы держали крайне низкую цену на свои трубы – в среднем меньше, чем 800 долл. за тонну. Никто другой из производителей не позволил себе продавать трубы столь дешево, особенно если речь идет о бесшовной продукции.

Потенциально у украинских трубников возможности для снижения цен были. Словно компенсация за низкий спрос, у них сейчас значительно выросла маржа доходности. Так, осенью 2009-го разница между стоимостью трубной заготовки и готовой бесшовной трубы составляла порядка 2500 гривен за тонну, тогда как год назад она была вдвое меньше. За счет сокращения собственной маржи можно было поиграть в демпинговые игры с Китаем на том же Ближнем Востоке или в Турции, где, к слову, трубы из Поднебесной заняли уже одну пятую рынка, но украинские металлургические группы избрали тактику "Лучше меньше, но лучше". В финансовом плане она, возможно, и выигрышна, поскольку, чем шире интервал между себестоимостью и отпускной заводской ценой, тем больше прибыли положит себе в карман производитель. Но с точки зрения тактики есть нюансы.

Остановить китайское наступление, причем не только в трубной области, но и, например, на рынках арматуры, других метизов, где сталевары из КНР наступают на пяты украинским коллегам по цеху, можно только при помощи их же оружия, то есть привлекательной ценой. Другие плотины эта китайская лавина сорвет, как ветер бумажный фонарик. Избыточные производственные мощности в Китае становятся все более острой проблемой для трубников всего мира, не только украинских. США и Европа уже оградились от нее кто пошлинами, кто торговыми ограничениями. Это и послужило причиной резкого падения экспорта китайских труб в индустриально развитые страны. Но раз перед ними закрылись одни двери, они настойчивые станут ломиться в другие. И их совсем не волнует, что за теми дверями на насиженных местах расположились украинские или российские трубники. Сейчас в Китае производство труб примерно на 6 млн. тонн опережает внутреннее потребление, и чтобы пристроить этот излишек тамошние производители почти всегда готовы на агрессивные, демпинговые шаги. В странах же, где собственная трубная отрасль слаба, а экономика держится в основном на нефти и газе, такие китайские подарки встретят с распростертыми объятиями.

И это значит, что для украинских трубных заводов 2010 год может оказаться еще более сложным, чем минувший 2009-й. Пускай отраслевые аналитики и прогнозируют скромный рост продаж труб на мировых рынках (в пределах 2-3%), отечественным производителям откусить даже от этих крох, возможно, и не придется. Более того, актуальным может стать вопрос защиты отечественного рынка от трубного цунами с эпицентром в Китае. Россия, кстати, уже начала повторное расследование относительно поставок китайских труб большого диаметра на ее таможенную территорию.

Ярослав Ярош

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
24.07.17, Ярослав Ярош
В первом полугодии-2017 металлурги Украины смогли увеличить валютную выручку от экспорта черных металлов почти на 22% относительно прошлогоднего показателя. Второе полугодие может быть еще плодовитее, поскольку оно началось с тотального роста почти на всех интересных для отечественного ГМК рынках. Маятник между спросом и предложением уже в мае-июне основательно качнуло в сторону продавцов, и в ближайшие несколько месяцев они будут заказывать музыку на рынке.
14.07.17, Анна Ганзенко
Пока таможенные и квотные преграды на пути украинской сельскохозяйственной продукции к иностранным покупателям постепенно исчезают, внутренний логистический барьер остается незыблемым.
12.07.17, Максим Полевой
"Укрзализныця" продолжает декларировать планы закупки подвижного состава и локомотивов, однако пытается выстроить их под собственные заводы и импортеров.
07.07.17, Елена Курашина
В ближайшие дни должен состояться долгожданный отчет председателя правления "Укрзализныци" Войцеха Балчуна, по результатам которого Кабинет министров примет решение продлевать или нет контракт с польским реформатором.
05.07.17, Максим Полевой
С окончанием Рамадана, которое произошло 24 июня, на глобальном металлорынке наметилось оживление. Параллельно повышается спрос в Китае, а в Турции в ІІІ квартале ждут ускорения темпов строительства, и эти факторы добавляют оптимизма в краткосрочные прогнозы.
30.06.17, Максим Полевой
Украина и Беларусь активизировали переговоры о создании транзитного речного хаба на границе двух стран, в с. Нижние Жары Гомельской обл. Минск заинтересован в порте типа "река-море", чтобы погружать свою продукцию на суда каботажного класса, способные идти в Черное море и прибрежные государства без дополнительной перегрузки – это снижает транспортные расходы. Стоимость порта составляет 8-10 млн долл., а подвод ж/д ветки – до 100 млн долл.
26.06.17, Василий Январев
Группа компаний Smart Energy в июне начинает коммерческую эксплуатацию скважины №109 на Мехедовско-Голотовщинском месторождении и проведет ряд капремонтов, что позволит увеличить добычу газа по итогам года до 220 млн куб. м. Генеральный директор группы Сергей Глазунов рассказал о производственных планах на ближайшее время, инвестициях в бурение новых и реанимацию законсервированных скважин, рентных ставках, а также о том, почему газодобыча похожа на открытие консервных банок.
22.06.17, Ярослав Ярош
9 июня жители небольшого прикарпатского городка Калуш в Ивано-Франковской области почувствовали в воздухе уже слегка призабытый неприятный запах и увидели черный столб дыма на небосводе. Подобные явления наблюдались и несколько следующих дней. Они четко обозначили намерения новых собственников местного химического гиганта "Карпатнафтохим" вернуть его в работу. Пресс-служба предприятия уже поспешила отрапортовать о запуске производства, но инсайдерская информация утверждает, что после 5-летнего простоя заводские линии работают далеко не так исправно, как хотелось бы.
16.06.17, Максим Полевой
Украинские города понемногу обновляют изрядно устаревший коммунальный транспорт. За соответствующие заказы активно борются и отечественные, и иностранные поставщики.
12.06.17, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal Лакшми Миттала упрочил позиции на высоколиквидном рынке ЕС за счет покупки металлургического комбината Ilva в Южной Италии. Возобновление его работы на полную мощность закрепит позиции Италии в топ-10 крупнейших мировых производителей стали и оставит за его бортом Украину.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!