kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Осторожно! Китайский трубочист!

14.01.10
размер текста:

Под занавес 2009 года стало видно, что в украинской металлургии кризис больше всего присадил трубную отрасль, где объемы производства упали примерно на 35%, тогда как в большинстве других сегментов показатель падения был процентов на 10 ниже. Отечественные трубники в этой плачевной ситуации все чаще волком поглядывают на Китай, который тихой сапой оккупирует традиционные украинские рынки сбыта, зачищая их от конкурентов.

По данным Международной трубной ассоциации, в 2009 году общемировой объем производства труб составит 76-78 млн. тонн, тогда как в 2008-м он превышал 84 млн. тонн, а в 2007-м вообще наблюдался на рекордном уровне в 89 млн. тонн. Производили трубы в прошедшем году около 60 стран мира, и практически все они вынуждены были умерить производство; все, кроме одной - Китая. Там за девять месяцев 2009-го сварных труб было изготовлено на 24,5% больше, а бесшовных на 9,4% больше, чем за аналогичный период предыдущего года. Такое движение против течения стало возможным благодаря тому, что правительство в Пекине даже сейчас не сокращает миллиардные инвестиции в дорогостоящие инфраструктурные проекты в стране. Но вместе с тем, внутренний китайский рынок уже насыщен трубной продукцией по уши, о чем свидетельствует заметное увеличение ее запасов на металлобазах Поднебесной. Поэтому вопрос экспортной экспансии никогда не теряет своей актуальности для китайских трубников, даже когда физические объемы экспорта сужаются.

Так, по итогам трех первых кварталов 2009 года отгрузки за рубеж бесшовных труб из Китая сократились на 41%, сварных - на 26%. Но это известие вряд ли сможет обрадовать конкурентов из Украины, поскольку основные потери китайцы понесли в США, Канаде, Южной Корее, Индии и в странах Евросоюза, то есть в тех плоскостях, где украинские и китайские интересы не сильно пересекались. Однако в том же 2009 году КНР увеличила поставки труб в регионы Ближнего Востока, Турции и Юго-Восточной Азии, где перманентно охотится на покупателей и отечественная труба.

Несколько спасает ситуацию то, что на внешних рынках позиции украинских трубников более сильны в сегменте сварных труб, а китайцы гораздо увереннее чувствуют себя в бесшовном. Но воспользоваться этим преимуществом мешает другой внезапно возникший конкурент - россияне. Ранее они со своими сварными трубами были сосредоточены в основном на внутреннем рынке, но когда в условиях финансового дефицита многие трубопроводные проекты притормозили, им пришлось рубить окно во внешний мир. Надо сказать, что трубники России взялись за это дело настолько размашисто, что экспортерам подобной продукции из Украины пришлось слегка прижаться к стенке.

По данным агентства "Металл-Эксперт", за 9 месяцев 2009 года отгрузка российских труб за рубеж выросла на 22% в годовом исчислении, тогда как экспорт из Украины сократился на 28%. Если конкретно, то Россия нарастила за указанный период поставки сварных труб иностранным заказчикам с 500 до 840 тыс. тонн, уменьшив поставки бесшовной продукции с 400 до 285 тыс. тонн. В Украине же экспорт сварных фактически остался на прошлогоднем уровне (660 тыс. тонн сейчас против 610 тыс. тонн год назад), а экспорт бесшовных упал катастрофически - с 680 до 250 тыс. тонн.

Из вышесказанного напрашивается вывод, что в первом сегменте дорогу отечественным трубникам перешли соседи из России, а во втором - им обоим испортил малину Китай. Это ощущение усиливается, если пробежаться по географии поставок. Оказывается, что в 2009 году отправка российских сварных труб в Туркменистан выросла на 336%, в Узбекистан - на 128%, хотя традиционно в этих странах себя весьма вольготно чувствовали Харцызский трубный и Нижнеднепровский трубопрокатный заводы. ХТЗ, правда, и за себя, и за всю Украину отыгрался на Казахстане, куда экспорт украинской сварной трубы вырос в 4,5 раза. Но в целом на депрессивную картину года это не повлияло.

Возвращаясь же к китайским трубникам, следует отметить, что на Ближнем Востоке (этот регион сбыта также один из самых приоритетных для Украины) они плотно окопались еще в 2008 году. Уже тогда Китай оккупировал 34% рынка бесшовных труб Ирана и 36% рынка сварных труб Объединенных Арабских Эмиратов. Когда же в 2009 году эти и другие страны региона практически вдвое сократили импорт труб, то под урезание попала индийская, корейская, российская, украинская, румынская продукция, но не трубы с клеймом Made in China. Причина такой непотопляемости лежит на поверхности. Практически на протяжении всего года китайцы держали крайне низкую цену на свои трубы – в среднем меньше, чем 800 долл. за тонну. Никто другой из производителей не позволил себе продавать трубы столь дешево, особенно если речь идет о бесшовной продукции.

Потенциально у украинских трубников возможности для снижения цен были. Словно компенсация за низкий спрос, у них сейчас значительно выросла маржа доходности. Так, осенью 2009-го разница между стоимостью трубной заготовки и готовой бесшовной трубы составляла порядка 2500 гривен за тонну, тогда как год назад она была вдвое меньше. За счет сокращения собственной маржи можно было поиграть в демпинговые игры с Китаем на том же Ближнем Востоке или в Турции, где, к слову, трубы из Поднебесной заняли уже одну пятую рынка, но украинские металлургические группы избрали тактику "Лучше меньше, но лучше". В финансовом плане она, возможно, и выигрышна, поскольку, чем шире интервал между себестоимостью и отпускной заводской ценой, тем больше прибыли положит себе в карман производитель. Но с точки зрения тактики есть нюансы.

Остановить китайское наступление, причем не только в трубной области, но и, например, на рынках арматуры, других метизов, где сталевары из КНР наступают на пяты украинским коллегам по цеху, можно только при помощи их же оружия, то есть привлекательной ценой. Другие плотины эта китайская лавина сорвет, как ветер бумажный фонарик. Избыточные производственные мощности в Китае становятся все более острой проблемой для трубников всего мира, не только украинских. США и Европа уже оградились от нее кто пошлинами, кто торговыми ограничениями. Это и послужило причиной резкого падения экспорта китайских труб в индустриально развитые страны. Но раз перед ними закрылись одни двери, они настойчивые станут ломиться в другие. И их совсем не волнует, что за теми дверями на насиженных местах расположились украинские или российские трубники. Сейчас в Китае производство труб примерно на 6 млн. тонн опережает внутреннее потребление, и чтобы пристроить этот излишек тамошние производители почти всегда готовы на агрессивные, демпинговые шаги. В странах же, где собственная трубная отрасль слаба, а экономика держится в основном на нефти и газе, такие китайские подарки встретят с распростертыми объятиями.

И это значит, что для украинских трубных заводов 2010 год может оказаться еще более сложным, чем минувший 2009-й. Пускай отраслевые аналитики и прогнозируют скромный рост продаж труб на мировых рынках (в пределах 2-3%), отечественным производителям откусить даже от этих крох, возможно, и не придется. Более того, актуальным может стать вопрос защиты отечественного рынка от трубного цунами с эпицентром в Китае. Россия, кстати, уже начала повторное расследование относительно поставок китайских труб большого диаметра на ее таможенную территорию.

Ярослав Ярош

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
20.09.17, Максим Полевой
Конец лета и начало осени ознаменовались взлетом цен на железорудное сырье и металл ввиду сезонного оживления спроса. Подъем на мировом металлорынке продлится по крайней мере до конца года.
18.09.17, Ярослав Ярош
Китайская компания Beijing Skyrizon Aviation и т. д., которую до сих пор позиционировали как партнера и инвестора запорожского производителя авиатехники "Мотор-Сич", оказалась ее хозяином. Сейчас СБУ пытается заблокировать сделку, оформленную еще год назад. Но самолет уже улетел. Конечно, вывозить запорожский завод в Китай никто не намерен, но закрыть, предварительно откачав технологии и мозги, – такой вариант вполне реалистичен.
13.09.17, Максим Полевой
В последние годы в Украине активно растет интерес к электромобилям – экологически чистому транспорту, не зависящему от традиционного топлива и увеличивающихся расходов на него. В 2016 году рынок вырос примерно в 5 раз (1-е место в Европе по скорости роста), до 1434 шт., а в І полугодии этого года – еще в 2,7 раза, до 1668 шт. Аналитики даже называют это главным трендом всего национального авторынка.
08.09.17, Ярослав Ярош
Ценовая динамика на мировом рынке титана и соответственно титаносодержащего сырья в XXI веке движется по синусоидальной траектории. Со второй половины 2016 г. кривая цен потянулась вверх. Но частных добытчиков ильменита в Украине эта благоприятная конъюнктура не очень-то греет. Им больше приходится бороться за выживание.
07.09.17, МинПром
С началом осени курс доллара в обменных пунктах пошел вверх. МинПром решил выяснить, какие факторы влияют на снижение курса национальной валюты и на какой отметке стоит ожидать его стабилизации.
05.09.17, Максим Полевой
В странах Европейского Союза газ постепенно дешевеет из-за профицита предложения. Украина тоже экономит благодаря этой тенденции, но эффект сдерживается повышением цен со стороны НАК "Нафтогаз Украины".
31.08.17, Ярослав Ярош
Украина сама загнала себя в юридический капкан, сначала признав за крохотной нидерландской компанией Yuzgas B.V. право на освоение огромного Юзовского газоносного участка, а затем отказав ей в этом. Второй шаг был более рациональным, чем первый. Но запоздалым. Yuzgas быстро отсудил за собой право на Юзовку. И теперь в глазах любого другого инвестора этот проект выглядит как туманный приз на слишком шаткой правовой базе, за который нет смысла бороться.
29.08.17, Максим Полевой
В августе мировые цены на нефть колебались возле отметки в 51 долл./барр. Эта тенденция сформировалась из-за сохраняющегося профицита глобального рынка на фоне нежелания ключевых добытчиков договариваться о скоординированном долгосрочном сокращении добычи. Каждая нефтекомпания и страна, скрыто или явно, пытается сохранить свою долю поставок в тоннаже – даже ценой потери доходности.
21.08.17, Анна Ганзенко, Василий Январев
После ухода Войцеха Балчуна "Укрзализныця" испытывает все те же проблемы, что и до появления польского реформатора: дефицит вагонов, неспособность в полной мере удовлетворить заявки клиентов и всеобъемлющая коррупция. Однако главный метод их решения остается прежним – повышение тарифов на те же 22,5%. Правда, железнодорожники обещают учесть мнение бизнеса, но будет ли это сделано, покажет время.
18.08.17, Ярослав Ярош
Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!