kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Витамины для роста

11.12.09
размер текста:

Кабинет министров сообщает, что на горно-металлургическом рынке страны начался существенный рост. Однако следует заметить, что имеется в виду рост производства продукции по сравнению с предыдущими месяцами. А в итоге к концу года металлурги все также будут в минусах, но правительство утешает тот факт, что эти минусы намного сократились по сравнению со сделанными ранее пессимистическими прогнозами. Что же сделало правительство для того, чтобы ситуация на рынке наладилась?

Сталь и прокат

Министр промышленной политики Владимир Новицкий в последнее время пребывает в приподнятом настроении. Еще бы, ведь в ноябре текущего года предприятия ГМК вышли на самые высокие показатели посуточного производства продукции с начала кризиса. В этом плане металлурги отличились в производстве стали, чугуна и проката. По его словам, падение показателей по производству основных видов продукции в сравнении с прошлым годом составляет 18-20%. "Это намного лучше, чем было в предыдущие месяцы, и сегодня мы можем прогнозировать, что этот год мы закончим с показателями, если говорить о сырье, то на уровне 90-95%, по коксу – "минус" 12%, по прокату – "минус" 17%, по стали – "минус" 20%. Это намного лучше, чем было несколько месяцев назад", - подчеркнул Новицкий.

Поэтому, если сравнивать показатели с предыдущим годом, то повод для радости можно назвать относительным. В частности, наибольшее падение по сравнению с прошлым годом произошло в литье стали – на 23% до 27 млн. т. Немногим меньше составило падение производства чугуна – на 20% до 23,3 млн. т и готового проката – на 18% до 24,4 млн. т, производство кокса – на 14% до 15,8 млн. т. К примеру, в прошлом месяце суточное производство готового проката украинских предприятий составило 78,9 тыс. т, а в целом за 11 месяцев – 73,1 тыс. т, тогда как в прошлом году в среднем производство готового проката составляло 85,9 тыс. т. Что касается остальных видов продукции, то в среднем суточное производство стали составило 89,1 тыс. т, а за 11 месяцев – 80,9 тыс. т, чугуна – 76,3 тыс. т, а за 11 месяцев – 68,9 тыс. т. Следует отметить, что в прошлом году суточное производство стали в среднем за 11 месяцев составило 101,3 тыс. т, а чугуна – 84,7 тыс. т.

Более существенное падение объемов производства постигло трубный рынок - трубники уменьшили выпуск продукции на 35% до 1,5 млн. т. В прошлом месяце они произвели в среднем 4 тыс. т продукции, за 11 месяцев показатель составил 4,4 тыс. т, тогда как в прошлом году он был на порядок выше – 6,4 тыс. т. Также уменьшился среднесуточный показатель производства кокса: в прошлом месяце – 50,3 тыс. т, в среднем за 11 месяцев – 47,2 тыс. т, тогда как за 11 месяцев 2008 года – 53,5 тыс. т кокса. Во многом падение производства готового проката было связано с падением поставок металлолома на украинские металлургические предприятия. По сравнению с прошлым годом поставки металлолома упали на 27% - до 4 млн. т. Суточные объемы поставок в прошлом месяце составили 14,9 тыс. т, а в среднем за 11 месяцев этого года - 12,3 тыс. т, тогда как прошлогодний показатель составил 16 тыс. т.

Горняки держат темп


Немного лучше в плане падения объемов производства чувствовали себя горняки. В частности, за 11 месяцев текущего года горнорудные предприятия страны сократили производство: железной руды на 12% до 59,3 млн. т, концентрата – на 7% до 49,4 млн. т, подготовленного ЖРС – на 16% до 50,1 млн. т, в том числе агломерата – на 22% до 31,7 млн. т, окатышей – на 4% до 18,5 млн. т. Кроме того, немногим лучше оказались и среднесуточные показатели производства продукции. Например, производство железной руды в прошлом месяце составило 212 тыс. т, а за 11 месяцев – 177,7 тыс. т, тогда как в 2008 году средний показатель производства за 11 месяцев составил 196 тыс. т. Не намного снизился и объем производства концентрата: в прошлом месяце – 174,7 тыс. т, за 11 месяцев – 147,9 тыс. т, тогда как за аналогичный период прошлого года этот показатель составил 173,5 тыс. т. Что касается подготовленного железорудного сырья, то горняки в ноябре превысили лишь среднесуточный годовой показатель производства окатышей: в прошлом месяце было в среднем произведено 63,8 тыс. т, за 11 месяцев 55,4 тыс. т, тогда как в прошлом году этот показатель составил 55,8 тыс. т. Более значительно упал объем производства агломерата: в прошлом месяце – 100,7 тыс. т, за 11 месяцев – 94,9 тыс. т, тогда как в прошлом году – 117,7 тыс. т. В общем среднесуточный выпуск подготовленного ЖРС в прошлом месяце составил 164 тыс. т, за 11 месяцев – 150,2 тыс. т, тогда как в прошлом году за 11 месяцев было произведено 173,5 тыс. т сырья.

Что же сделало правительство для того, чтобы отечественные металлурги показывали рост? Ну, во-первых, это всем известный "меморандум о взаимопонимании с предприятиями ГМК", который был принят в октябре прошлого года в связи с наступлением мирового финансового кризиса. Данный меморандум, как сообщил Владимир Новицкий, был продлен на первый квартал 2010 года. В частности, правительство в рамках данного соглашения с металлургами и горняками сохраняет мораторий на повышение тарифов на газ, электроэнергию и железнодорожные перевозки для предприятий горно-металлургического сектора.

Вторым позитивным моментом для металлургов было одобрение законопроекта, который предусматривает освобождение от уплаты НДС на поставки лома черных и цветных металлов в нашу страну. По словам Новицкого, данный законопроект предусматривает внесение изменений в закон "О налоге на добавленную стоимость" и в ближайшее время будет внесен на рассмотрение парламента. Однако ситуация в стране на сегодняшний момент носит обратный характер – Украина является активным экспортером металлолома, поэтому пока не известно каким образом в данный момент этот законопроект может реально помочь отечественным металлургам. К примеру, в январе-октябре 2009 года по сравнению с январем-октябрем 2008 года экспорт черного металлолома увеличился на 25,1% и составил 726,8 тыс. т. Несмотря на это, в Минпромполитики утверждают, что к 2012 году потребность отечественных предприятий в ломе возрастет - его дефицит может достичь порядка 1,5 млн. т. Поэтому данный законопроект может действительно оказать услугу металлургам только через несколько лет.

Кокса по-прежнему не хватает

Но вот более актуальная проблема на сегодняшний день – импорт коксующихся углей до сих пор не сдвинулась с места. Ни для кого не секрет, что отечественные металлурги испытывают острый дефицит кокса. В этом плане на своем ближайшем заседании Кабинет министров планирует рассмотреть целесообразность введения защитных мероприятий относительно импорта в Украину коксующегося угля. Однако, как неоднократно упоминалось ранее, премьер-министр Юлия Тимошенко настаивает на том, чтобы ввести квоты на импорт кокса в Украину. Это по ее мнению, должно позитивно отразиться на отечественных угледобывающих предприятиях, в частности, государственных. Однако украинские металлурги против подобной инициативы, так как они подчеркивают, что качество отечественных марок углей слишком низкое, из-за чего предприятия ГМК несут дополнительные производственные расходы.

Тем временем угольные предприятия в январе-ноябре текущего года сократили добычу угля на 7,7% по сравнению с прошлым годом – до 66 млн. т. Из них добыча коксующегося угля сократилась на 5,9% - до 23,4 млн. т, а энергетического – на 8,7% до 42,6 млн. т. Тем не менее, по информации Кабинета министров, в октябре текущего года по сравнению с предыдущим месяцем экспорт кокса из Украины увеличился на 75,4% до 100 тыс. т. В денежном эквиваленте данный объем оценивается почти в 17 млн. долл. А в целом с января по октябрь текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года экспорт кокса уменьшился на 21,9% и составил 728,8 тыс. т.

Море по колено

В последнее время стала актуальной еще одна проблема, с которой в прошлом уже сталкивалась корпорация "Индустриальный Союз Донбасса". Металлургические предприятия этой корпорации года два назад заключили контракты на импорт железорудного сырья из Бразилии. Однако чтобы диверсифицировать поставки, им пришлось завозить ЖРС на крупнотоннажных суднах в болгарские глубоководные порты. Там они перегружали сырье на менее вместительные судна и доставляли руду в украинские порты. При этом, естественно, они несли дополнительные убытки. Исправить ситуацию они были не в силах, так как украинские порты менее глубоководные, соответственно, не могли принять крупнотоннажные судна. Тогда ИСД остро поднял этот вопрос перед правительством, однако с тех пор в этом направлении не было сделано ни шагу.

На данный момент с похожей проблемой столкнулась группа "Метинвест". Однако у них проблема носит обратный характер – предприятия группы, наладив экспорт крупных партий руды в Китай, вынуждены погружать сырье на мелкие судна в украинских портах. После этого сырье отвозят на глубоководный керченский рейд, где ЖРС погружается на крупнотоннажные суда класса Capesize. Следует отметить, что украинские предприятия впервые осуществляют такие крупные объемы поставок сырья в Китай. Транспортировка на крупнотоннажных судах снижает конечную цену продукции на 10%, что в конечном итоге, позволяет им демпинговать на китайском рынке. А момент демпинга в данном случае очень важен, так как конкурентами украинцев в Китае являются такие именитые игроки мирового рынка как бразильцы и австралийцы, качество руды которых на порядок выше украинского сырья. Таким образом, по мнению экспертов, украинские предприятия в случае решения вопроса с пропускной способностью украинских портов могли бы стать одними из крупнейших экспортеров сырья для китайского рынка. На сегодняшний день объемы экспорта украинского сырья в Китай составляют порядка 1 млрд. т в год. А решение вопроса глубоководности украинских портов послужило бы дополнительным толчком к росту отечественного рынка ГМК. Однако печальный опыт прошлых лет не оставляет никаких надежд на решение этой проблемы: правительство не решается идти на приватизацию портов, как и что-либо предпринимать для улучшения их пропускной способности.

Максим Гачев

 


Комментарии
комментариев: 0

загрузка...


Статьи
18.01.17, Максим Полевой
В 2016 году украинские рудники и горно-обогатительные комбинаты нарастили производство подготовленного сырья, но сократили экспорт. В новом году, в случае оживления рынков сбыта, можно надеяться на восстановление экспортных показателей.
16.01.17, Елена Курашина
Несмотря на заверения не повышать тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом без диалога с бизнесом, на практике все происходит с точностью до наоборот. "Укрзализныця" так и не предоставила бизнесу и профильным ассоциациям свой финансовый план на 2017 год, а "круглый стол" по вопросу повышения тарифов прошел без участия тех, кто их будет платить.
10.01.17, Галина Резник
США и ЕС отказались предоставить Китаю статус страны с рыночной экономикой. Основная причина – стремление защитить свои рынки от дешевой стальной продукции. Стальное лобби в западных странах обвиняет китайских поставщиков в субсидированном экспорте, и сейчас правительства поддерживают своих производителей введением высоких компенсационных пошлин против китайской стали.
29.12.16, Василий Январев
Министерство инфраструктуры Украины после недолгой борьбы и небольшой критики одобрило финансовый план "Укрзализныци" на 2017 год, который предусматривает повышение грузовых тарифов на 25%, а пассажирских – на 35%. Но это еще не все: "УЗ" и профильное министерство предлагают внести изменения в распоряжение №209-р от 2012 года, что даст возможность железной дороге бесконтрольно повышать стоимость перевозки в полувагонах.
26.12.16, Максим Полевой
Верховная Рада продлила льготы для украинского авиапрома до 2025 года. Однако эффективность преференций будет зависеть от грамотного маркетинга производителей авиационной техники.
22.12.16, Ярослав Ярош
После двукратной неудачи с продажей Одесского припортового завода украинские власти попытаются сделать в приватизации ставку на другую "голубую фишку". В декабре завершен процесс корпоратизации Объединенной горно-химической компании (ОГХК) и трансформации ее в ПАО. В 2017 г. Кабмин попытается найти на этот актив покупателя. В своем составе ОГХК объединяет крупнейшие ильменитовые ГОКи страны, а также имеет в управлении 51% акций Запорожского титано-магниевого комбината.
16.12.16, Игорь Воронцов
Рынок металлоконструкций в Украине находится в процессе важнейших изменений. Он пытается стать экспортно-ориентированным в условиях прекращения торговых отношений с прежним основным партнером – Российской Федерацией. По мнению участников рынка, перспективным направлением является Евросоюз. С ним связаны основные ожидания. Текущая ситуация в отрасли, которая является одним из главных клиентов металлургических предприятий, обсуждалась на V национальной конференции участников рынка стального строительства, состоявшейся в Киеве 13 декабря.
14.12.16, Ярослав Ярош
Если первую в 2016 г. неудачную продажу Одесского припортового завода можно было списать на случайность, то вторая – уже тенденция. Приватизация ОПЗ показала, что доверия у инвесторов не вызывает ни сам объект, ни бизнес-климат в Украине. Глава Фонда госимущества Игорь Билоус в сердцах даже заявил о возможной остановке завода. Правда, премьер Владимир Гройсман намекнул о возможной отставке самого И.Билоуса.
12.12.16, Галина Резник
Цены на железную руду упорно опровергают прогнозы экспертов: вместо предсказанного падения они удвоились и достигли двухлетнего максимума. Причем избыток поставок никуда не делся, и радикального роста потребления не произошло. Просто, как бывало уже не раз, одновременно возникло несколько непредвиденных обстоятельств, которые наложились друг на друга и создали неожиданный синергический эффект.
08.12.16, Ярослав Ярош
Уже с января зависимость стран ЕС от российского газа может увеличиться примерно на 10%, а Украина потеряет около 20% от нынешних объемов транзита через свою территорию. Таковы последствия допуска "Газпрома" к внутриевропейскому газопроводу OPAL. Единственный, кто еще способен помешать этому, — Польша, взявшаяся оспаривать решение Еврокомиссии в судебном порядке.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!