kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Витамины для роста

11.12.09
размер текста:

Кабинет министров сообщает, что на горно-металлургическом рынке страны начался существенный рост. Однако следует заметить, что имеется в виду рост производства продукции по сравнению с предыдущими месяцами. А в итоге к концу года металлурги все также будут в минусах, но правительство утешает тот факт, что эти минусы намного сократились по сравнению со сделанными ранее пессимистическими прогнозами. Что же сделало правительство для того, чтобы ситуация на рынке наладилась?

Сталь и прокат

Министр промышленной политики Владимир Новицкий в последнее время пребывает в приподнятом настроении. Еще бы, ведь в ноябре текущего года предприятия ГМК вышли на самые высокие показатели посуточного производства продукции с начала кризиса. В этом плане металлурги отличились в производстве стали, чугуна и проката. По его словам, падение показателей по производству основных видов продукции в сравнении с прошлым годом составляет 18-20%. "Это намного лучше, чем было в предыдущие месяцы, и сегодня мы можем прогнозировать, что этот год мы закончим с показателями, если говорить о сырье, то на уровне 90-95%, по коксу – "минус" 12%, по прокату – "минус" 17%, по стали – "минус" 20%. Это намного лучше, чем было несколько месяцев назад", - подчеркнул Новицкий.

Поэтому, если сравнивать показатели с предыдущим годом, то повод для радости можно назвать относительным. В частности, наибольшее падение по сравнению с прошлым годом произошло в литье стали – на 23% до 27 млн. т. Немногим меньше составило падение производства чугуна – на 20% до 23,3 млн. т и готового проката – на 18% до 24,4 млн. т, производство кокса – на 14% до 15,8 млн. т. К примеру, в прошлом месяце суточное производство готового проката украинских предприятий составило 78,9 тыс. т, а в целом за 11 месяцев – 73,1 тыс. т, тогда как в прошлом году в среднем производство готового проката составляло 85,9 тыс. т. Что касается остальных видов продукции, то в среднем суточное производство стали составило 89,1 тыс. т, а за 11 месяцев – 80,9 тыс. т, чугуна – 76,3 тыс. т, а за 11 месяцев – 68,9 тыс. т. Следует отметить, что в прошлом году суточное производство стали в среднем за 11 месяцев составило 101,3 тыс. т, а чугуна – 84,7 тыс. т.

Более существенное падение объемов производства постигло трубный рынок - трубники уменьшили выпуск продукции на 35% до 1,5 млн. т. В прошлом месяце они произвели в среднем 4 тыс. т продукции, за 11 месяцев показатель составил 4,4 тыс. т, тогда как в прошлом году он был на порядок выше – 6,4 тыс. т. Также уменьшился среднесуточный показатель производства кокса: в прошлом месяце – 50,3 тыс. т, в среднем за 11 месяцев – 47,2 тыс. т, тогда как за 11 месяцев 2008 года – 53,5 тыс. т кокса. Во многом падение производства готового проката было связано с падением поставок металлолома на украинские металлургические предприятия. По сравнению с прошлым годом поставки металлолома упали на 27% - до 4 млн. т. Суточные объемы поставок в прошлом месяце составили 14,9 тыс. т, а в среднем за 11 месяцев этого года - 12,3 тыс. т, тогда как прошлогодний показатель составил 16 тыс. т.

Горняки держат темп


Немного лучше в плане падения объемов производства чувствовали себя горняки. В частности, за 11 месяцев текущего года горнорудные предприятия страны сократили производство: железной руды на 12% до 59,3 млн. т, концентрата – на 7% до 49,4 млн. т, подготовленного ЖРС – на 16% до 50,1 млн. т, в том числе агломерата – на 22% до 31,7 млн. т, окатышей – на 4% до 18,5 млн. т. Кроме того, немногим лучше оказались и среднесуточные показатели производства продукции. Например, производство железной руды в прошлом месяце составило 212 тыс. т, а за 11 месяцев – 177,7 тыс. т, тогда как в 2008 году средний показатель производства за 11 месяцев составил 196 тыс. т. Не намного снизился и объем производства концентрата: в прошлом месяце – 174,7 тыс. т, за 11 месяцев – 147,9 тыс. т, тогда как за аналогичный период прошлого года этот показатель составил 173,5 тыс. т. Что касается подготовленного железорудного сырья, то горняки в ноябре превысили лишь среднесуточный годовой показатель производства окатышей: в прошлом месяце было в среднем произведено 63,8 тыс. т, за 11 месяцев 55,4 тыс. т, тогда как в прошлом году этот показатель составил 55,8 тыс. т. Более значительно упал объем производства агломерата: в прошлом месяце – 100,7 тыс. т, за 11 месяцев – 94,9 тыс. т, тогда как в прошлом году – 117,7 тыс. т. В общем среднесуточный выпуск подготовленного ЖРС в прошлом месяце составил 164 тыс. т, за 11 месяцев – 150,2 тыс. т, тогда как в прошлом году за 11 месяцев было произведено 173,5 тыс. т сырья.

Что же сделало правительство для того, чтобы отечественные металлурги показывали рост? Ну, во-первых, это всем известный "меморандум о взаимопонимании с предприятиями ГМК", который был принят в октябре прошлого года в связи с наступлением мирового финансового кризиса. Данный меморандум, как сообщил Владимир Новицкий, был продлен на первый квартал 2010 года. В частности, правительство в рамках данного соглашения с металлургами и горняками сохраняет мораторий на повышение тарифов на газ, электроэнергию и железнодорожные перевозки для предприятий горно-металлургического сектора.

Вторым позитивным моментом для металлургов было одобрение законопроекта, который предусматривает освобождение от уплаты НДС на поставки лома черных и цветных металлов в нашу страну. По словам Новицкого, данный законопроект предусматривает внесение изменений в закон "О налоге на добавленную стоимость" и в ближайшее время будет внесен на рассмотрение парламента. Однако ситуация в стране на сегодняшний момент носит обратный характер – Украина является активным экспортером металлолома, поэтому пока не известно каким образом в данный момент этот законопроект может реально помочь отечественным металлургам. К примеру, в январе-октябре 2009 года по сравнению с январем-октябрем 2008 года экспорт черного металлолома увеличился на 25,1% и составил 726,8 тыс. т. Несмотря на это, в Минпромполитики утверждают, что к 2012 году потребность отечественных предприятий в ломе возрастет - его дефицит может достичь порядка 1,5 млн. т. Поэтому данный законопроект может действительно оказать услугу металлургам только через несколько лет.

Кокса по-прежнему не хватает

Но вот более актуальная проблема на сегодняшний день – импорт коксующихся углей до сих пор не сдвинулась с места. Ни для кого не секрет, что отечественные металлурги испытывают острый дефицит кокса. В этом плане на своем ближайшем заседании Кабинет министров планирует рассмотреть целесообразность введения защитных мероприятий относительно импорта в Украину коксующегося угля. Однако, как неоднократно упоминалось ранее, премьер-министр Юлия Тимошенко настаивает на том, чтобы ввести квоты на импорт кокса в Украину. Это по ее мнению, должно позитивно отразиться на отечественных угледобывающих предприятиях, в частности, государственных. Однако украинские металлурги против подобной инициативы, так как они подчеркивают, что качество отечественных марок углей слишком низкое, из-за чего предприятия ГМК несут дополнительные производственные расходы.

Тем временем угольные предприятия в январе-ноябре текущего года сократили добычу угля на 7,7% по сравнению с прошлым годом – до 66 млн. т. Из них добыча коксующегося угля сократилась на 5,9% - до 23,4 млн. т, а энергетического – на 8,7% до 42,6 млн. т. Тем не менее, по информации Кабинета министров, в октябре текущего года по сравнению с предыдущим месяцем экспорт кокса из Украины увеличился на 75,4% до 100 тыс. т. В денежном эквиваленте данный объем оценивается почти в 17 млн. долл. А в целом с января по октябрь текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года экспорт кокса уменьшился на 21,9% и составил 728,8 тыс. т.

Море по колено

В последнее время стала актуальной еще одна проблема, с которой в прошлом уже сталкивалась корпорация "Индустриальный Союз Донбасса". Металлургические предприятия этой корпорации года два назад заключили контракты на импорт железорудного сырья из Бразилии. Однако чтобы диверсифицировать поставки, им пришлось завозить ЖРС на крупнотоннажных суднах в болгарские глубоководные порты. Там они перегружали сырье на менее вместительные судна и доставляли руду в украинские порты. При этом, естественно, они несли дополнительные убытки. Исправить ситуацию они были не в силах, так как украинские порты менее глубоководные, соответственно, не могли принять крупнотоннажные судна. Тогда ИСД остро поднял этот вопрос перед правительством, однако с тех пор в этом направлении не было сделано ни шагу.

На данный момент с похожей проблемой столкнулась группа "Метинвест". Однако у них проблема носит обратный характер – предприятия группы, наладив экспорт крупных партий руды в Китай, вынуждены погружать сырье на мелкие судна в украинских портах. После этого сырье отвозят на глубоководный керченский рейд, где ЖРС погружается на крупнотоннажные суда класса Capesize. Следует отметить, что украинские предприятия впервые осуществляют такие крупные объемы поставок сырья в Китай. Транспортировка на крупнотоннажных судах снижает конечную цену продукции на 10%, что в конечном итоге, позволяет им демпинговать на китайском рынке. А момент демпинга в данном случае очень важен, так как конкурентами украинцев в Китае являются такие именитые игроки мирового рынка как бразильцы и австралийцы, качество руды которых на порядок выше украинского сырья. Таким образом, по мнению экспертов, украинские предприятия в случае решения вопроса с пропускной способностью украинских портов могли бы стать одними из крупнейших экспортеров сырья для китайского рынка. На сегодняшний день объемы экспорта украинского сырья в Китай составляют порядка 1 млрд. т в год. А решение вопроса глубоководности украинских портов послужило бы дополнительным толчком к росту отечественного рынка ГМК. Однако печальный опыт прошлых лет не оставляет никаких надежд на решение этой проблемы: правительство не решается идти на приватизацию портов, как и что-либо предпринимать для улучшения их пропускной способности.

Максим Гачев

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
26.06.17, Василий Январев
Группа компаний Smart Energy в июне начинает коммерческую эксплуатацию скважины №109 на Мехедовско-Голотовщинском месторождении и проведет ряд капремонтов, что позволит увеличить добычу газа по итогам года до 220 млн куб. м. Генеральный директор группы Сергей Глазунов рассказал о производственных планах на ближайшее время, инвестициях в бурение новых и реанимацию законсервированных скважин, рентных ставках, а также о том, почему газодобыча похожа на открытие консервных банок.
22.06.17, Ярослав Ярош
9 июня жители небольшого прикарпатского городка Калуш в Ивано-Франковской области почувствовали в воздухе уже слегка призабытый неприятный запах и увидели черный столб дыма на небосводе. Подобные явления наблюдались и несколько следующих дней. Они четко обозначили намерения новых собственников местного химического гиганта "Карпатнафтохим" вернуть его в работу. Пресс-служба предприятия уже поспешила отрапортовать о запуске производства, но инсайдерская информация утверждает, что после 5-летнего простоя заводские линии работают далеко не так исправно, как хотелось бы.
16.06.17, Максим Полевой
Украинские города понемногу обновляют изрядно устаревший коммунальный транспорт. За соответствующие заказы активно борются и отечественные, и иностранные поставщики.
12.06.17, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal Лакшми Миттала упрочил позиции на высоколиквидном рынке ЕС за счет покупки металлургического комбината Ilva в Южной Италии. Возобновление его работы на полную мощность закрепит позиции Италии в топ-10 крупнейших мировых производителей стали и оставит за его бортом Украину.
07.06.17, Ярослав Ярош
В конце мая возле села Васильевка на Буковине был залит первый куб бетона в строительство второй очереди Днестровской гидроаккумулирующей электростанции. Пока речь идет только об установке четвертого агрегата ГАЭС. Потенциально же их число может вырасти до семи. И тогда слаженная работа новых агрегатов поможет стране отказаться от потребления почти 3 млн тонн дефицитного энергетического угля.
29.05.17, Максим Полевой
Украинское судостроение пытается выживать в современных кризисных условиях, в том числе переориентируясь на непрофильные заказы. Украинские верфи остаются конкурентоспособными на внешних рынках, но для полноценного возрождения отрасль нуждается в государственной поддержке и развитии экспортного маркетинга.
23.05.17, Елена Курашина
"Укрзализныця" подготовила новый проект финансового плана на 2017 год, который предусматривает повышение тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом на 22,5% с 1 июня. По сравнению с предыдущим вариантом финплана "УЗ" минимально понизила свои тарифные аппетиты, но суть документа не поменялась: железная дорога по-прежнему хочет решить все свои проблемы за счет бизнеса без каких-либо объяснений и обсуждений с общественностью.
17.05.17, Игорь Воронцов
Одна из крупнейших госкомпаний страны "Укрзализныця" все больше отрывается от экономических реалий. Под руководством модного импортного "реформатора" Войцеха Балчуна она стабильно теряет объемы грузоперевозок, свой основной источник дохода. Заоблачная зарплата генерального директора "УЗ" в 3,125 млн грн. в месяц давно стала притчей во языцех – а вот обещанных коренных улучшений, которые и подразумевает слово "реформы", через год после его назначения по-прежнему не просматривается.
11.05.17, Галина Резник
В последние годы рынок железной руды упорно опровергает прогнозы экспертов. Масштабное расширение добычи крупнейшими горнорудными компаниями привело к значительному избытку поставок, кроме того, на рынок возвращаются китайские железорудные компании, остановившие добычу в период низких цен. Однако нарушение рыночного баланса не вызвало ожидаемого стабильного снижения цен: после спада происходят периодические скачки.
05.05.17, Максим Полевой
Министерство экономического развития и торговли презентовало Экспортную стратегию Украины на ближайшую "пятилетку". Большинство поставленных целей достижимы – если не помешает война, политические дрязги и косность заинтересованных сторон.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!