kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Витамины для роста

11.12.09
размер текста:

Кабинет министров сообщает, что на горно-металлургическом рынке страны начался существенный рост. Однако следует заметить, что имеется в виду рост производства продукции по сравнению с предыдущими месяцами. А в итоге к концу года металлурги все также будут в минусах, но правительство утешает тот факт, что эти минусы намного сократились по сравнению со сделанными ранее пессимистическими прогнозами. Что же сделало правительство для того, чтобы ситуация на рынке наладилась?

Сталь и прокат

Министр промышленной политики Владимир Новицкий в последнее время пребывает в приподнятом настроении. Еще бы, ведь в ноябре текущего года предприятия ГМК вышли на самые высокие показатели посуточного производства продукции с начала кризиса. В этом плане металлурги отличились в производстве стали, чугуна и проката. По его словам, падение показателей по производству основных видов продукции в сравнении с прошлым годом составляет 18-20%. "Это намного лучше, чем было в предыдущие месяцы, и сегодня мы можем прогнозировать, что этот год мы закончим с показателями, если говорить о сырье, то на уровне 90-95%, по коксу – "минус" 12%, по прокату – "минус" 17%, по стали – "минус" 20%. Это намного лучше, чем было несколько месяцев назад", - подчеркнул Новицкий.

Поэтому, если сравнивать показатели с предыдущим годом, то повод для радости можно назвать относительным. В частности, наибольшее падение по сравнению с прошлым годом произошло в литье стали – на 23% до 27 млн. т. Немногим меньше составило падение производства чугуна – на 20% до 23,3 млн. т и готового проката – на 18% до 24,4 млн. т, производство кокса – на 14% до 15,8 млн. т. К примеру, в прошлом месяце суточное производство готового проката украинских предприятий составило 78,9 тыс. т, а в целом за 11 месяцев – 73,1 тыс. т, тогда как в прошлом году в среднем производство готового проката составляло 85,9 тыс. т. Что касается остальных видов продукции, то в среднем суточное производство стали составило 89,1 тыс. т, а за 11 месяцев – 80,9 тыс. т, чугуна – 76,3 тыс. т, а за 11 месяцев – 68,9 тыс. т. Следует отметить, что в прошлом году суточное производство стали в среднем за 11 месяцев составило 101,3 тыс. т, а чугуна – 84,7 тыс. т.

Более существенное падение объемов производства постигло трубный рынок - трубники уменьшили выпуск продукции на 35% до 1,5 млн. т. В прошлом месяце они произвели в среднем 4 тыс. т продукции, за 11 месяцев показатель составил 4,4 тыс. т, тогда как в прошлом году он был на порядок выше – 6,4 тыс. т. Также уменьшился среднесуточный показатель производства кокса: в прошлом месяце – 50,3 тыс. т, в среднем за 11 месяцев – 47,2 тыс. т, тогда как за 11 месяцев 2008 года – 53,5 тыс. т кокса. Во многом падение производства готового проката было связано с падением поставок металлолома на украинские металлургические предприятия. По сравнению с прошлым годом поставки металлолома упали на 27% - до 4 млн. т. Суточные объемы поставок в прошлом месяце составили 14,9 тыс. т, а в среднем за 11 месяцев этого года - 12,3 тыс. т, тогда как прошлогодний показатель составил 16 тыс. т.

Горняки держат темп


Немного лучше в плане падения объемов производства чувствовали себя горняки. В частности, за 11 месяцев текущего года горнорудные предприятия страны сократили производство: железной руды на 12% до 59,3 млн. т, концентрата – на 7% до 49,4 млн. т, подготовленного ЖРС – на 16% до 50,1 млн. т, в том числе агломерата – на 22% до 31,7 млн. т, окатышей – на 4% до 18,5 млн. т. Кроме того, немногим лучше оказались и среднесуточные показатели производства продукции. Например, производство железной руды в прошлом месяце составило 212 тыс. т, а за 11 месяцев – 177,7 тыс. т, тогда как в 2008 году средний показатель производства за 11 месяцев составил 196 тыс. т. Не намного снизился и объем производства концентрата: в прошлом месяце – 174,7 тыс. т, за 11 месяцев – 147,9 тыс. т, тогда как за аналогичный период прошлого года этот показатель составил 173,5 тыс. т. Что касается подготовленного железорудного сырья, то горняки в ноябре превысили лишь среднесуточный годовой показатель производства окатышей: в прошлом месяце было в среднем произведено 63,8 тыс. т, за 11 месяцев 55,4 тыс. т, тогда как в прошлом году этот показатель составил 55,8 тыс. т. Более значительно упал объем производства агломерата: в прошлом месяце – 100,7 тыс. т, за 11 месяцев – 94,9 тыс. т, тогда как в прошлом году – 117,7 тыс. т. В общем среднесуточный выпуск подготовленного ЖРС в прошлом месяце составил 164 тыс. т, за 11 месяцев – 150,2 тыс. т, тогда как в прошлом году за 11 месяцев было произведено 173,5 тыс. т сырья.

Что же сделало правительство для того, чтобы отечественные металлурги показывали рост? Ну, во-первых, это всем известный "меморандум о взаимопонимании с предприятиями ГМК", который был принят в октябре прошлого года в связи с наступлением мирового финансового кризиса. Данный меморандум, как сообщил Владимир Новицкий, был продлен на первый квартал 2010 года. В частности, правительство в рамках данного соглашения с металлургами и горняками сохраняет мораторий на повышение тарифов на газ, электроэнергию и железнодорожные перевозки для предприятий горно-металлургического сектора.

Вторым позитивным моментом для металлургов было одобрение законопроекта, который предусматривает освобождение от уплаты НДС на поставки лома черных и цветных металлов в нашу страну. По словам Новицкого, данный законопроект предусматривает внесение изменений в закон "О налоге на добавленную стоимость" и в ближайшее время будет внесен на рассмотрение парламента. Однако ситуация в стране на сегодняшний момент носит обратный характер – Украина является активным экспортером металлолома, поэтому пока не известно каким образом в данный момент этот законопроект может реально помочь отечественным металлургам. К примеру, в январе-октябре 2009 года по сравнению с январем-октябрем 2008 года экспорт черного металлолома увеличился на 25,1% и составил 726,8 тыс. т. Несмотря на это, в Минпромполитики утверждают, что к 2012 году потребность отечественных предприятий в ломе возрастет - его дефицит может достичь порядка 1,5 млн. т. Поэтому данный законопроект может действительно оказать услугу металлургам только через несколько лет.

Кокса по-прежнему не хватает

Но вот более актуальная проблема на сегодняшний день – импорт коксующихся углей до сих пор не сдвинулась с места. Ни для кого не секрет, что отечественные металлурги испытывают острый дефицит кокса. В этом плане на своем ближайшем заседании Кабинет министров планирует рассмотреть целесообразность введения защитных мероприятий относительно импорта в Украину коксующегося угля. Однако, как неоднократно упоминалось ранее, премьер-министр Юлия Тимошенко настаивает на том, чтобы ввести квоты на импорт кокса в Украину. Это по ее мнению, должно позитивно отразиться на отечественных угледобывающих предприятиях, в частности, государственных. Однако украинские металлурги против подобной инициативы, так как они подчеркивают, что качество отечественных марок углей слишком низкое, из-за чего предприятия ГМК несут дополнительные производственные расходы.

Тем временем угольные предприятия в январе-ноябре текущего года сократили добычу угля на 7,7% по сравнению с прошлым годом – до 66 млн. т. Из них добыча коксующегося угля сократилась на 5,9% - до 23,4 млн. т, а энергетического – на 8,7% до 42,6 млн. т. Тем не менее, по информации Кабинета министров, в октябре текущего года по сравнению с предыдущим месяцем экспорт кокса из Украины увеличился на 75,4% до 100 тыс. т. В денежном эквиваленте данный объем оценивается почти в 17 млн. долл. А в целом с января по октябрь текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года экспорт кокса уменьшился на 21,9% и составил 728,8 тыс. т.

Море по колено

В последнее время стала актуальной еще одна проблема, с которой в прошлом уже сталкивалась корпорация "Индустриальный Союз Донбасса". Металлургические предприятия этой корпорации года два назад заключили контракты на импорт железорудного сырья из Бразилии. Однако чтобы диверсифицировать поставки, им пришлось завозить ЖРС на крупнотоннажных суднах в болгарские глубоководные порты. Там они перегружали сырье на менее вместительные судна и доставляли руду в украинские порты. При этом, естественно, они несли дополнительные убытки. Исправить ситуацию они были не в силах, так как украинские порты менее глубоководные, соответственно, не могли принять крупнотоннажные судна. Тогда ИСД остро поднял этот вопрос перед правительством, однако с тех пор в этом направлении не было сделано ни шагу.

На данный момент с похожей проблемой столкнулась группа "Метинвест". Однако у них проблема носит обратный характер – предприятия группы, наладив экспорт крупных партий руды в Китай, вынуждены погружать сырье на мелкие судна в украинских портах. После этого сырье отвозят на глубоководный керченский рейд, где ЖРС погружается на крупнотоннажные суда класса Capesize. Следует отметить, что украинские предприятия впервые осуществляют такие крупные объемы поставок сырья в Китай. Транспортировка на крупнотоннажных судах снижает конечную цену продукции на 10%, что в конечном итоге, позволяет им демпинговать на китайском рынке. А момент демпинга в данном случае очень важен, так как конкурентами украинцев в Китае являются такие именитые игроки мирового рынка как бразильцы и австралийцы, качество руды которых на порядок выше украинского сырья. Таким образом, по мнению экспертов, украинские предприятия в случае решения вопроса с пропускной способностью украинских портов могли бы стать одними из крупнейших экспортеров сырья для китайского рынка. На сегодняшний день объемы экспорта украинского сырья в Китай составляют порядка 1 млрд. т в год. А решение вопроса глубоководности украинских портов послужило бы дополнительным толчком к росту отечественного рынка ГМК. Однако печальный опыт прошлых лет не оставляет никаких надежд на решение этой проблемы: правительство не решается идти на приватизацию портов, как и что-либо предпринимать для улучшения их пропускной способности.

Максим Гачев

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
21.08.17, Анна Ганзенко, Василий Январев
После ухода Войцеха Балчуна "Укрзализныця" испытывает все те же проблемы, что и до появления польского реформатора: дефицит вагонов, неспособность в полной мере удовлетворить заявки клиентов и всеобъемлющая коррупция. Однако главный метод их решения остается прежним – повышение тарифов на те же 22,5%. Правда, железнодорожники обещают учесть мнение бизнеса, но будет ли это сделано, покажет время.
18.08.17, Ярослав Ярош
Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.
10.08.17, Максим Полевой
В июле Госинспекция ядерного регулирования разрешила НАЭК "Энергоатом" начать строительство Централизованного хранилища отработанного ядерного топлива (ЦХОЯТ) реакторов типа ВВЭР с АЭС Украины, место строительства – зона отчуждения вокруг Чернобыльской станции.
04.08.17, Галина Резник
Во время предвыборной кампании Дональд Трамп обещал помочь возрождению американской сталелитейной промышленности. По его требованию начато расследование по статье 232, которое должно подтвердить, что импорт представляет угрозу национальной безопасности США, а после вынесения этого вердикта планируется ввести сверхвысокие тарифы (около 20%), квоты или комбинацию этих мер против импорта стальной продукции. Многие эксперты считают, что эти действия станут началом мировой торговой войны.
31.07.17, Максим Полевой
Кабинет министров Украины обновил правила компенсации при покупке отечественной агротехники: теперь возмещение получат не производители, а покупатели. Впрочем, они и без того наращивают закупки сельскохозяйственных машин.
24.07.17, Ярослав Ярош
В первом полугодии-2017 металлурги Украины смогли увеличить валютную выручку от экспорта черных металлов почти на 22% относительно прошлогоднего показателя. Второе полугодие может быть еще плодовитее, поскольку оно началось с тотального роста почти на всех интересных для отечественного ГМК рынках. Маятник между спросом и предложением уже в мае-июне основательно качнуло в сторону продавцов, и в ближайшие несколько месяцев они будут заказывать музыку на рынке.
14.07.17, Анна Ганзенко
Пока таможенные и квотные преграды на пути украинской сельскохозяйственной продукции к иностранным покупателям постепенно исчезают, внутренний логистический барьер остается незыблемым.
12.07.17, Максим Полевой
"Укрзализныця" продолжает декларировать планы закупки подвижного состава и локомотивов, однако пытается выстроить их под собственные заводы и импортеров.
07.07.17, Елена Курашина
В ближайшие дни должен состояться долгожданный отчет председателя правления "Укрзализныци" Войцеха Балчуна, по результатам которого Кабинет министров примет решение продлевать или нет контракт с польским реформатором.
05.07.17, Максим Полевой
С окончанием Рамадана, которое произошло 24 июня, на глобальном металлорынке наметилось оживление. Параллельно повышается спрос в Китае, а в Турции в ІІІ квартале ждут ускорения темпов строительства, и эти факторы добавляют оптимизма в краткосрочные прогнозы.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!