kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Чермет впал в зимнюю спячку

08.12.09
размер текста:

Украинские металлурги в ноябре снизили производство стали на 1% в сравнении с предыдущим месяцем. Учитывая сезонное снижение деловой активности такой результат можно расценивать как положительный. Зима традиционно менее благоприятный период для отечественного чермета, хотя в этот раз есть основания полагать, что украинским предприятиям удастся удержать производство на уровне октября-ноября.

В ноябре выплавка стали уменьшилась на 1,1% или на 29,00 тыс. т по сравнению с октябрем до 2,673 млн. т. Очевидно, что украинский чермет уже достиг своего максимума в этом году (2,7 млн. т), поэтому ожидать дальнейшего роста уже не стоит. Если металлурги смогут удержать нынешний уровень в декабре, то это будет весьма хорошим результатом. Стоит отметить, что, несмотря на спад выплавки стали, динамика производства чугуна и проката осталась положительной. В ноябре производство чугуна по сравнению с октябрем 2009 г. увеличилось на 0,74% до 2,289 млн. т, готового проката – на 12,4% до 2,709 млн. т.

С каждым месяцем результаты деятельности металлургов немного, но улучшаются. По итогам одиннадцати месяцев, глубина падения сократилась до 23%. Положительные тенденции обусловлены небольшим, но устойчивым ростом производства во втором полугодии 2009 г. на фоне низкой сравнительной базой прошлого года. Всего же в январе-ноябре 2009 года украинские предприятия выплавили 27 млн. тонн стали, что почти на 7 млн. т меньше, чем за аналогичный период прошлого года. С чугуном и прокатом ситуация немного лучше: за 11 месяцев 2009 г. украинские метпредприятия сократили производство чугуна по сравнению с аналогичным периодом в 2008 г. на 20% до 23,320 млн. т, готового проката - на 18% до 24,417 млн. т.

При самом оптимистичном прогнозе выплавка стали в декабре не превысит 2,6-2,7 млн. тонн, а, следовательно, по итогам нынешнего года объем выплавки стали составит 29,5-29,7 млн. тонн, что почти на 20% меньше прошлогоднего показателя. Напомним, что в 2008 году производство стали сократилось на 13,4% или на 5,726 млн. т до 37,099 млн. т по сравнению с 2007 годом. Наиболее высокий уровень после развала СССР в Украине был зафиксирован в 2007 году – 43,5 млн. т стали.

Несмотря на достаточно существенное снижение выплавки стали в Украине, нынешний показатель все же оказался более оптимистичным, нежели прогнозировалось в начале года. Тогда прогнозировалось, что 26-27 млн. т будут хорошим результатом в контексте бушующего кризиса. Однако, благодаря адаптивности самих металлургов, правительственной поддержке и существенной девальвации гривны, украинские предприятия сумели снизить себестоимость металлопродукции более чем в два раза по сравнению с докризисным показателем. Кроме того, ценовая пропасть, когда цены на заготовку опускались до 250-260 долл./т, оказалась краткосрочной, а стоимость уже с лета установилась выше 400 долл./т. Это далеко не 1200 долл./т, которые были зафиксированы в мае-июле 2008 г., но, тем не менее, позволяют украинским предприятиям работать с положительной рентабельностью.

Ноябрь является последним благоприятным месяцем для украинской металлургии. В этот период трейдеры делают запасы в преддверии новогодних праздников, что создает дополнительное давление на рынок. Кроме того, большинство предприятий спешат сдать строительные объекты к Новому году, поэтому ускоряют интенсивность работы во второй половине осени, а соответственно и объемы закупок металла. Очевидно, что именно на этой конъюнктурной волне украинские предприятия и удержали производство на уровне октября.

Однако уже с декабря в большинстве странах Северного полушария приостанавливаются строительные работы из-за сложных климатических условий. Объективно мировой спрос начнет сужаться, и увеличить поставки продукции можно только за счет повышение конкурентоспособности своей продукции. Достаточно важным шагом в данном направлении стала пролонгация действия Меморандума, подписанного металлургами и Кабинетом министров. Как минимум, этот документ останется в силе первый квартал следующего года, то есть традиционно самый сложный период для украинских компаний. При этом вопреки жесткой позиции Укрзализныци и Минтранса, в Меморандуме была сохранена также фиксация тарифов на железнодорожные перевозки на уровне начала 2008 г., что является одной из ключевых статей расходов металлургов. В то же время, серьезным негативным фактором для предприятий может стать рост цен на газ, прогнозировать который сейчас достаточно сложно из-за неопределенности в политической сфере.

На международных рынках определенную поддержку украинским компаниям может оказать начавшаяся реструктуризация китайской черной металлургии. Пользуясь кризисом, Китай намерен вывести из эксплуатации устаревшие предприятия черной металлургии, что временно снизит предложение. В этом году правительство Китая закроет заводы, совокупная годовая мощность которых достигает 16 млн. т стали, в следующем году еще около 20 млн. т. Стоит отметить, что даже при нынешней загрузке китайский рынок испытывает определенное напряжение, благодаря чему украинские металлурги впервые за пять лет смогли организовать поставки своей металлопродукции в КНР.

Кроме того, рост цен на нефть позволяет восстанавливать строительство в странах Персидского залива и странах Северной Африки. Сейчас интернациональный производственный цикл сформировался таким образом, что большую часть конструкционной стали данного региона обеспечивают турецкие производители, которые в качестве сырья потребляют украинские полуфабрикаты. Этот "фильтр" усложняет реализацию данного позитивного фактора.

Достаточно оптимистичны перспективы и сегмента длинномерного проката. Западные страны провели реструктуризацию своего автопрома и начинают наращивать производство легковых автомобилей. Преодоление рецессии, о котором уже заявили крупнейшие экономики ЕС, а также США и Япония, позволит расширить спрос на металлопродукцию. И если рынок США для украинских металлургов практически закрыт, то ЕС потребляет значительную часть украинских полуфабрикатов (передельные предприятия в ЕС имеют "Метинвест" и ИСД).

Таким образом, конъюнктура на мировых рынках этой зимой будет намного лучше, нежели предыдущей. Это даст возможность работать в положительной зоне рентабельности, хотя и не столь высокой, как полтора года назад. Однако многие металлургические предприятия уже начинают осознавать, что цены уровня первой половины 2008 г. бывают раз в несколько десятков лет (за всю историю цена заготовки лишь трижды превышала отметку 1000 долл./т), поэтому ждать эфемерного восстановления рынков – это ошибка, которая может обернуться весьма плачевными последствиями. В связи с этим необходимо учиться работать в новых условиях, которые требуют нового подхода.

Максим Соколов

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
25.09.17, Ярослав Ярош
Вот и последний из динозавров европейской металлургии – немецкий концерн ThyssenKrupp – не устоял перед напором молодых азиатских волков. 20 сентября был подписан меморандум о слиянии его сталеплавильных активов с аналогичными активами в Европе индийского холдинга Tata Steel. Сделку предполагается закрыть в начале 2018 г. Если не помешают Еврокомиссия, профсоюзы, выборы и другие форс-мажоры.
20.09.17, Максим Полевой
Конец лета и начало осени ознаменовались взлетом цен на железорудное сырье и металл ввиду сезонного оживления спроса. Подъем на мировом металлорынке продлится по крайней мере до конца года.
18.09.17, Ярослав Ярош
Китайская компания Beijing Skyrizon Aviation и т. д., которую до сих пор позиционировали как партнера и инвестора запорожского производителя авиатехники "Мотор-Сич", оказалась ее хозяином. Сейчас СБУ пытается заблокировать сделку, оформленную еще год назад. Но самолет уже улетел. Конечно, вывозить запорожский завод в Китай никто не намерен, но закрыть, предварительно откачав технологии и мозги, – такой вариант вполне реалистичен.
13.09.17, Максим Полевой
В последние годы в Украине активно растет интерес к электромобилям – экологически чистому транспорту, не зависящему от традиционного топлива и увеличивающихся расходов на него. В 2016 году рынок вырос примерно в 5 раз (1-е место в Европе по скорости роста), до 1434 шт., а в І полугодии этого года – еще в 2,7 раза, до 1668 шт. Аналитики даже называют это главным трендом всего национального авторынка.
08.09.17, Ярослав Ярош
Ценовая динамика на мировом рынке титана и соответственно титаносодержащего сырья в XXI веке движется по синусоидальной траектории. Со второй половины 2016 г. кривая цен потянулась вверх. Но частных добытчиков ильменита в Украине эта благоприятная конъюнктура не очень-то греет. Им больше приходится бороться за выживание.
07.09.17, МинПром
С началом осени курс доллара в обменных пунктах пошел вверх. МинПром решил выяснить, какие факторы влияют на снижение курса национальной валюты и на какой отметке стоит ожидать его стабилизации.
05.09.17, Максим Полевой
В странах Европейского Союза газ постепенно дешевеет из-за профицита предложения. Украина тоже экономит благодаря этой тенденции, но эффект сдерживается повышением цен со стороны НАК "Нафтогаз Украины".
31.08.17, Ярослав Ярош
Украина сама загнала себя в юридический капкан, сначала признав за крохотной нидерландской компанией Yuzgas B.V. право на освоение огромного Юзовского газоносного участка, а затем отказав ей в этом. Второй шаг был более рациональным, чем первый. Но запоздалым. Yuzgas быстро отсудил за собой право на Юзовку. И теперь в глазах любого другого инвестора этот проект выглядит как туманный приз на слишком шаткой правовой базе, за который нет смысла бороться.
29.08.17, Максим Полевой
В августе мировые цены на нефть колебались возле отметки в 51 долл./барр. Эта тенденция сформировалась из-за сохраняющегося профицита глобального рынка на фоне нежелания ключевых добытчиков договариваться о скоординированном долгосрочном сокращении добычи. Каждая нефтекомпания и страна, скрыто или явно, пытается сохранить свою долю поставок в тоннаже – даже ценой потери доходности.
21.08.17, Анна Ганзенко, Василий Январев
После ухода Войцеха Балчуна "Укрзализныця" испытывает все те же проблемы, что и до появления польского реформатора: дефицит вагонов, неспособность в полной мере удовлетворить заявки клиентов и всеобъемлющая коррупция. Однако главный метод их решения остается прежним – повышение тарифов на те же 22,5%. Правда, железнодорожники обещают учесть мнение бизнеса, но будет ли это сделано, покажет время.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!