kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Заложники Миттала

16.11.09
размер текста:

Украинские производители метизов как основную особенность рынка отмечают жесткий ценовой диктат со стороны поставщика сырья. При этом они не видят реальных возможностей для изменения ситуации, сложившейся в 2005 г. после прихода на комбинат "Криворожсталь" нового собственника в лице Лакшми Миттала.

Именно это предприятие, переименованное в "АрселорМиттал Кривой Рог", занимает в Украине доминирующее положение по производству специальной углеродистой стали, используемой для производства горячекатаной (стержневой) и холоднотянутой (проволочной) арматуры. До начала кризиса в небольшом количестве ее также выпускал Макеевский металлургический завод. Однако эти объемы не позволяли существенно влиять на ситуацию в данном сегменте рынка.

Пользуясь этим, "АрселорМиттал Кривой Рог" перманентно повышает стоимость заготовки, используемой в метизном производстве. Так, только с июля по сентябрь текущего года отпускная цена его арматурной стали возросла с 4012 до 5520 грн/т. Как отмечают метизники, это ведет к удорожанию их продукции, делая ее неконкурентной по сравнению, прежде всего, с российскими аналогами.

Но особого выбора у отечественных производителей нет. Ближайшим потенциальным импортером арматурной стали для них является российская "Северсталь". Однако на ее продукцию в Украине может рассчитывать разве что подконтрольный группе А.Мордашова "Днепрометиз". Понятно, что в снабжении конкурентов "Северсталь" абсолютно не заинтересована.

А везти арматурную заготовку в Макеевку или в Запорожье из стран дальнего зарубежья, либо из удаленных Магнитогорского и Западно-Сибирского комбинатов - еще более затратно. Вот почему действия "АрселорМиттал Кривой Рог" производители метизов не обжалуют ни в государственных органах (Антимонопольный комитет), ни в судах. "Не нравится – не покупайте" - позиция представителей Л. Миттала предельно проста. А раз дополнения к существующим договорам подписываются добровольно, то нет и предмета для разбирательств.

Тем не менее, и на этом неприятности украинских метизников, завязанных на поставках из Кривого Рога, не исчерпываются. Как отмечают, в частности, на Макеевском метизном заводе, до 25% получаемого от "АрселорМиттал" металла в процессе производства идет в отходы, что также снижает рентабельность. В Макеевке уверены, что причиной тому является недостаточно полное снятие металлургами слоя шлаковой пены с жидкой стали перед разливкой.

И тут, как и в случае с повышением цен, украинские потребители арматурной стали бессильны перед ее основным производителем. Тем более что комбинат не признает своей вины. По мнению его представителей, сложившаяся ситуация вызвана неполадками в работе прокатного оборудования завода, а не качеством самой заготовки.

Тем не менее, ситуация в метизной отрасли Украины во многом является отражением глобальных тенденций, отмечаемых в ГМК. Поэтому, например, экспорт крученого провода и тросов, крупнейшим производителем которого в Украине является одесский "Стальканат", за 8 месяцев уменьшился по сравнению с тем же периодом 2008 г. на 26,43%, до 7,239 тыс. т. В денежном эквиваленте снижение еще больше, на 29,85%, до 12,348 млн. долл - за счет падения цен на мировых рынках. Еще более наглядно ухудшение финансовых результатов метизников просматривается по позиции "гвозди, скобы и канцелярские скрепки", выпускаемой на "Днепрометизе" и Запорожском метизном заводе. Здесь за январь-август экспорт уменьшился незначительно, на 5,62%, до 19,603 тыс. т. Однако объемы удалось сохранить только за счет существенного снижения цен. Поэтому в денежном эквиваленте продажи сократились на 49,68%, до 11,785 млн. долл.

Причем необходимо отметить, что в Российской Федерации, которая продолжает оставаться одним из основных потребителей украинских метизов, на их ввоз действует заградительная пошлина в размере 25% от таможенной стоимости. Исключение российскими властями сделано только для Дружковского метизного завода – на его продукцию пошлина не распространяется. Тем не менее, это не меняет ситуацию для отрасли кардинально.

Также существенную долю в структуре производства метизов занимают прочие крепежные детали: винты, болты, гайки, шайбы, заклепки и вкручиваемые крючки. Здесь экспорт за 8 мес. уменьшился на 42,29% по сравнению с тем же периодом 2008г., - до 9,585 тыс. т, или на 53,2% в денежном исчислении, до 15,383 млн. долл.

Единственным положительным моментом здесь является тот факт, что импорт по указанным позициям за январь-август сократился еще более существенно, на 67,67%, до 13,524 тыс. т, или на 58,12%, до 29,43 млн. долл в денежном эквиваленте. Причем снижение вызвано не только девальвацией гривны, делающей невыгодным завоз в Украину аналогичной продукции. Главной причиной является более чем двукратное падение объемов выполнения строительных работ, а крепежные детали используются преимущественно в строительной отрасли.

В таких условиях дополнительные трудности, которые украинским метизникам приходится преодолевать из-за повышения цен на заготовку со стороны "АрселорМиттал Кривой Рог", лишь усугубляют ситуацию.

Игорь Воронцов

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
24.07.17, Ярослав Ярош
В первом полугодии-2017 металлурги Украины смогли увеличить валютную выручку от экспорта черных металлов почти на 22% относительно прошлогоднего показателя. Второе полугодие может быть еще плодовитее, поскольку оно началось с тотального роста почти на всех интересных для отечественного ГМК рынках. Маятник между спросом и предложением уже в мае-июне основательно качнуло в сторону продавцов, и в ближайшие несколько месяцев они будут заказывать музыку на рынке.
14.07.17, Анна Ганзенко
Пока таможенные и квотные преграды на пути украинской сельскохозяйственной продукции к иностранным покупателям постепенно исчезают, внутренний логистический барьер остается незыблемым.
12.07.17, Максим Полевой
"Укрзализныця" продолжает декларировать планы закупки подвижного состава и локомотивов, однако пытается выстроить их под собственные заводы и импортеров.
07.07.17, Елена Курашина
В ближайшие дни должен состояться долгожданный отчет председателя правления "Укрзализныци" Войцеха Балчуна, по результатам которого Кабинет министров примет решение продлевать или нет контракт с польским реформатором.
05.07.17, Максим Полевой
С окончанием Рамадана, которое произошло 24 июня, на глобальном металлорынке наметилось оживление. Параллельно повышается спрос в Китае, а в Турции в ІІІ квартале ждут ускорения темпов строительства, и эти факторы добавляют оптимизма в краткосрочные прогнозы.
30.06.17, Максим Полевой
Украина и Беларусь активизировали переговоры о создании транзитного речного хаба на границе двух стран, в с. Нижние Жары Гомельской обл. Минск заинтересован в порте типа "река-море", чтобы погружать свою продукцию на суда каботажного класса, способные идти в Черное море и прибрежные государства без дополнительной перегрузки – это снижает транспортные расходы. Стоимость порта составляет 8-10 млн долл., а подвод ж/д ветки – до 100 млн долл.
26.06.17, Василий Январев
Группа компаний Smart Energy в июне начинает коммерческую эксплуатацию скважины №109 на Мехедовско-Голотовщинском месторождении и проведет ряд капремонтов, что позволит увеличить добычу газа по итогам года до 220 млн куб. м. Генеральный директор группы Сергей Глазунов рассказал о производственных планах на ближайшее время, инвестициях в бурение новых и реанимацию законсервированных скважин, рентных ставках, а также о том, почему газодобыча похожа на открытие консервных банок.
22.06.17, Ярослав Ярош
9 июня жители небольшого прикарпатского городка Калуш в Ивано-Франковской области почувствовали в воздухе уже слегка призабытый неприятный запах и увидели черный столб дыма на небосводе. Подобные явления наблюдались и несколько следующих дней. Они четко обозначили намерения новых собственников местного химического гиганта "Карпатнафтохим" вернуть его в работу. Пресс-служба предприятия уже поспешила отрапортовать о запуске производства, но инсайдерская информация утверждает, что после 5-летнего простоя заводские линии работают далеко не так исправно, как хотелось бы.
16.06.17, Максим Полевой
Украинские города понемногу обновляют изрядно устаревший коммунальный транспорт. За соответствующие заказы активно борются и отечественные, и иностранные поставщики.
12.06.17, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal Лакшми Миттала упрочил позиции на высоколиквидном рынке ЕС за счет покупки металлургического комбината Ilva в Южной Италии. Возобновление его работы на полную мощность закрепит позиции Италии в топ-10 крупнейших мировых производителей стали и оставит за его бортом Украину.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!