kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Заложники Миттала

16.11.09
размер текста:

Украинские производители метизов как основную особенность рынка отмечают жесткий ценовой диктат со стороны поставщика сырья. При этом они не видят реальных возможностей для изменения ситуации, сложившейся в 2005 г. после прихода на комбинат "Криворожсталь" нового собственника в лице Лакшми Миттала.

Именно это предприятие, переименованное в "АрселорМиттал Кривой Рог", занимает в Украине доминирующее положение по производству специальной углеродистой стали, используемой для производства горячекатаной (стержневой) и холоднотянутой (проволочной) арматуры. До начала кризиса в небольшом количестве ее также выпускал Макеевский металлургический завод. Однако эти объемы не позволяли существенно влиять на ситуацию в данном сегменте рынка.

Пользуясь этим, "АрселорМиттал Кривой Рог" перманентно повышает стоимость заготовки, используемой в метизном производстве. Так, только с июля по сентябрь текущего года отпускная цена его арматурной стали возросла с 4012 до 5520 грн/т. Как отмечают метизники, это ведет к удорожанию их продукции, делая ее неконкурентной по сравнению, прежде всего, с российскими аналогами.

Но особого выбора у отечественных производителей нет. Ближайшим потенциальным импортером арматурной стали для них является российская "Северсталь". Однако на ее продукцию в Украине может рассчитывать разве что подконтрольный группе А.Мордашова "Днепрометиз". Понятно, что в снабжении конкурентов "Северсталь" абсолютно не заинтересована.

А везти арматурную заготовку в Макеевку или в Запорожье из стран дальнего зарубежья, либо из удаленных Магнитогорского и Западно-Сибирского комбинатов - еще более затратно. Вот почему действия "АрселорМиттал Кривой Рог" производители метизов не обжалуют ни в государственных органах (Антимонопольный комитет), ни в судах. "Не нравится – не покупайте" - позиция представителей Л. Миттала предельно проста. А раз дополнения к существующим договорам подписываются добровольно, то нет и предмета для разбирательств.

Тем не менее, и на этом неприятности украинских метизников, завязанных на поставках из Кривого Рога, не исчерпываются. Как отмечают, в частности, на Макеевском метизном заводе, до 25% получаемого от "АрселорМиттал" металла в процессе производства идет в отходы, что также снижает рентабельность. В Макеевке уверены, что причиной тому является недостаточно полное снятие металлургами слоя шлаковой пены с жидкой стали перед разливкой.

И тут, как и в случае с повышением цен, украинские потребители арматурной стали бессильны перед ее основным производителем. Тем более что комбинат не признает своей вины. По мнению его представителей, сложившаяся ситуация вызвана неполадками в работе прокатного оборудования завода, а не качеством самой заготовки.

Тем не менее, ситуация в метизной отрасли Украины во многом является отражением глобальных тенденций, отмечаемых в ГМК. Поэтому, например, экспорт крученого провода и тросов, крупнейшим производителем которого в Украине является одесский "Стальканат", за 8 месяцев уменьшился по сравнению с тем же периодом 2008 г. на 26,43%, до 7,239 тыс. т. В денежном эквиваленте снижение еще больше, на 29,85%, до 12,348 млн. долл - за счет падения цен на мировых рынках. Еще более наглядно ухудшение финансовых результатов метизников просматривается по позиции "гвозди, скобы и канцелярские скрепки", выпускаемой на "Днепрометизе" и Запорожском метизном заводе. Здесь за январь-август экспорт уменьшился незначительно, на 5,62%, до 19,603 тыс. т. Однако объемы удалось сохранить только за счет существенного снижения цен. Поэтому в денежном эквиваленте продажи сократились на 49,68%, до 11,785 млн. долл.

Причем необходимо отметить, что в Российской Федерации, которая продолжает оставаться одним из основных потребителей украинских метизов, на их ввоз действует заградительная пошлина в размере 25% от таможенной стоимости. Исключение российскими властями сделано только для Дружковского метизного завода – на его продукцию пошлина не распространяется. Тем не менее, это не меняет ситуацию для отрасли кардинально.

Также существенную долю в структуре производства метизов занимают прочие крепежные детали: винты, болты, гайки, шайбы, заклепки и вкручиваемые крючки. Здесь экспорт за 8 мес. уменьшился на 42,29% по сравнению с тем же периодом 2008г., - до 9,585 тыс. т, или на 53,2% в денежном исчислении, до 15,383 млн. долл.

Единственным положительным моментом здесь является тот факт, что импорт по указанным позициям за январь-август сократился еще более существенно, на 67,67%, до 13,524 тыс. т, или на 58,12%, до 29,43 млн. долл в денежном эквиваленте. Причем снижение вызвано не только девальвацией гривны, делающей невыгодным завоз в Украину аналогичной продукции. Главной причиной является более чем двукратное падение объемов выполнения строительных работ, а крепежные детали используются преимущественно в строительной отрасли.

В таких условиях дополнительные трудности, которые украинским метизникам приходится преодолевать из-за повышения цен на заготовку со стороны "АрселорМиттал Кривой Рог", лишь усугубляют ситуацию.

Игорь Воронцов

 


Комментарии
комментариев: 0

загрузка...


Статьи
20.01.17, Игорь Воронцов
Рост мировых цен на сырье для ГМК позволяет ведущим компаниям отложить ранее заявленные планы по консолидации. Исключение составит только Китай, где власти были вынуждены начать реальную реформу металлургии в связи с экологической катастрофой. Дальнейшая глобализация в мировом ГМК, таким образом, откладывается до худших времен.
18.01.17, Максим Полевой
В 2016 году украинские рудники и горно-обогатительные комбинаты нарастили производство подготовленного сырья, но сократили экспорт. В новом году, в случае оживления рынков сбыта, можно надеяться на восстановление экспортных показателей.
16.01.17, Елена Курашина
Несмотря на заверения не повышать тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом без диалога с бизнесом, на практике все происходит с точностью до наоборот. "Укрзализныця" так и не предоставила бизнесу и профильным ассоциациям свой финансовый план на 2017 год, а "круглый стол" по вопросу повышения тарифов прошел без участия тех, кто их будет платить.
10.01.17, Галина Резник
США и ЕС отказались предоставить Китаю статус страны с рыночной экономикой. Основная причина – стремление защитить свои рынки от дешевой стальной продукции. Стальное лобби в западных странах обвиняет китайских поставщиков в субсидированном экспорте, и сейчас правительства поддерживают своих производителей введением высоких компенсационных пошлин против китайской стали.
29.12.16, Василий Январев
Министерство инфраструктуры Украины после недолгой борьбы и небольшой критики одобрило финансовый план "Укрзализныци" на 2017 год, который предусматривает повышение грузовых тарифов на 25%, а пассажирских – на 35%. Но это еще не все: "УЗ" и профильное министерство предлагают внести изменения в распоряжение №209-р от 2012 года, что даст возможность железной дороге бесконтрольно повышать стоимость перевозки в полувагонах.
26.12.16, Максим Полевой
Верховная Рада продлила льготы для украинского авиапрома до 2025 года. Однако эффективность преференций будет зависеть от грамотного маркетинга производителей авиационной техники.
22.12.16, Ярослав Ярош
После двукратной неудачи с продажей Одесского припортового завода украинские власти попытаются сделать в приватизации ставку на другую "голубую фишку". В декабре завершен процесс корпоратизации Объединенной горно-химической компании (ОГХК) и трансформации ее в ПАО. В 2017 г. Кабмин попытается найти на этот актив покупателя. В своем составе ОГХК объединяет крупнейшие ильменитовые ГОКи страны, а также имеет в управлении 51% акций Запорожского титано-магниевого комбината.
16.12.16, Игорь Воронцов
Рынок металлоконструкций в Украине находится в процессе важнейших изменений. Он пытается стать экспортно-ориентированным в условиях прекращения торговых отношений с прежним основным партнером – Российской Федерацией. По мнению участников рынка, перспективным направлением является Евросоюз. С ним связаны основные ожидания. Текущая ситуация в отрасли, которая является одним из главных клиентов металлургических предприятий, обсуждалась на V национальной конференции участников рынка стального строительства, состоявшейся в Киеве 13 декабря.
14.12.16, Ярослав Ярош
Если первую в 2016 г. неудачную продажу Одесского припортового завода можно было списать на случайность, то вторая – уже тенденция. Приватизация ОПЗ показала, что доверия у инвесторов не вызывает ни сам объект, ни бизнес-климат в Украине. Глава Фонда госимущества Игорь Билоус в сердцах даже заявил о возможной остановке завода. Правда, премьер Владимир Гройсман намекнул о возможной отставке самого И.Билоуса.
12.12.16, Галина Резник
Цены на железную руду упорно опровергают прогнозы экспертов: вместо предсказанного падения они удвоились и достигли двухлетнего максимума. Причем избыток поставок никуда не делся, и радикального роста потребления не произошло. Просто, как бывало уже не раз, одновременно возникло несколько непредвиденных обстоятельств, которые наложились друг на друга и создали неожиданный синергический эффект.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!