kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Заложники Миттала

16.11.09
размер текста:

Украинские производители метизов как основную особенность рынка отмечают жесткий ценовой диктат со стороны поставщика сырья. При этом они не видят реальных возможностей для изменения ситуации, сложившейся в 2005 г. после прихода на комбинат "Криворожсталь" нового собственника в лице Лакшми Миттала.

Именно это предприятие, переименованное в "АрселорМиттал Кривой Рог", занимает в Украине доминирующее положение по производству специальной углеродистой стали, используемой для производства горячекатаной (стержневой) и холоднотянутой (проволочной) арматуры. До начала кризиса в небольшом количестве ее также выпускал Макеевский металлургический завод. Однако эти объемы не позволяли существенно влиять на ситуацию в данном сегменте рынка.

Пользуясь этим, "АрселорМиттал Кривой Рог" перманентно повышает стоимость заготовки, используемой в метизном производстве. Так, только с июля по сентябрь текущего года отпускная цена его арматурной стали возросла с 4012 до 5520 грн/т. Как отмечают метизники, это ведет к удорожанию их продукции, делая ее неконкурентной по сравнению, прежде всего, с российскими аналогами.

Но особого выбора у отечественных производителей нет. Ближайшим потенциальным импортером арматурной стали для них является российская "Северсталь". Однако на ее продукцию в Украине может рассчитывать разве что подконтрольный группе А.Мордашова "Днепрометиз". Понятно, что в снабжении конкурентов "Северсталь" абсолютно не заинтересована.

А везти арматурную заготовку в Макеевку или в Запорожье из стран дальнего зарубежья, либо из удаленных Магнитогорского и Западно-Сибирского комбинатов - еще более затратно. Вот почему действия "АрселорМиттал Кривой Рог" производители метизов не обжалуют ни в государственных органах (Антимонопольный комитет), ни в судах. "Не нравится – не покупайте" - позиция представителей Л. Миттала предельно проста. А раз дополнения к существующим договорам подписываются добровольно, то нет и предмета для разбирательств.

Тем не менее, и на этом неприятности украинских метизников, завязанных на поставках из Кривого Рога, не исчерпываются. Как отмечают, в частности, на Макеевском метизном заводе, до 25% получаемого от "АрселорМиттал" металла в процессе производства идет в отходы, что также снижает рентабельность. В Макеевке уверены, что причиной тому является недостаточно полное снятие металлургами слоя шлаковой пены с жидкой стали перед разливкой.

И тут, как и в случае с повышением цен, украинские потребители арматурной стали бессильны перед ее основным производителем. Тем более что комбинат не признает своей вины. По мнению его представителей, сложившаяся ситуация вызвана неполадками в работе прокатного оборудования завода, а не качеством самой заготовки.

Тем не менее, ситуация в метизной отрасли Украины во многом является отражением глобальных тенденций, отмечаемых в ГМК. Поэтому, например, экспорт крученого провода и тросов, крупнейшим производителем которого в Украине является одесский "Стальканат", за 8 месяцев уменьшился по сравнению с тем же периодом 2008 г. на 26,43%, до 7,239 тыс. т. В денежном эквиваленте снижение еще больше, на 29,85%, до 12,348 млн. долл - за счет падения цен на мировых рынках. Еще более наглядно ухудшение финансовых результатов метизников просматривается по позиции "гвозди, скобы и канцелярские скрепки", выпускаемой на "Днепрометизе" и Запорожском метизном заводе. Здесь за январь-август экспорт уменьшился незначительно, на 5,62%, до 19,603 тыс. т. Однако объемы удалось сохранить только за счет существенного снижения цен. Поэтому в денежном эквиваленте продажи сократились на 49,68%, до 11,785 млн. долл.

Причем необходимо отметить, что в Российской Федерации, которая продолжает оставаться одним из основных потребителей украинских метизов, на их ввоз действует заградительная пошлина в размере 25% от таможенной стоимости. Исключение российскими властями сделано только для Дружковского метизного завода – на его продукцию пошлина не распространяется. Тем не менее, это не меняет ситуацию для отрасли кардинально.

Также существенную долю в структуре производства метизов занимают прочие крепежные детали: винты, болты, гайки, шайбы, заклепки и вкручиваемые крючки. Здесь экспорт за 8 мес. уменьшился на 42,29% по сравнению с тем же периодом 2008г., - до 9,585 тыс. т, или на 53,2% в денежном исчислении, до 15,383 млн. долл.

Единственным положительным моментом здесь является тот факт, что импорт по указанным позициям за январь-август сократился еще более существенно, на 67,67%, до 13,524 тыс. т, или на 58,12%, до 29,43 млн. долл в денежном эквиваленте. Причем снижение вызвано не только девальвацией гривны, делающей невыгодным завоз в Украину аналогичной продукции. Главной причиной является более чем двукратное падение объемов выполнения строительных работ, а крепежные детали используются преимущественно в строительной отрасли.

В таких условиях дополнительные трудности, которые украинским метизникам приходится преодолевать из-за повышения цен на заготовку со стороны "АрселорМиттал Кривой Рог", лишь усугубляют ситуацию.

Игорь Воронцов

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
20.09.17, Максим Полевой
Конец лета и начало осени ознаменовались взлетом цен на железорудное сырье и металл ввиду сезонного оживления спроса. Подъем на мировом металлорынке продлится по крайней мере до конца года.
18.09.17, Ярослав Ярош
Китайская компания Beijing Skyrizon Aviation и т. д., которую до сих пор позиционировали как партнера и инвестора запорожского производителя авиатехники "Мотор-Сич", оказалась ее хозяином. Сейчас СБУ пытается заблокировать сделку, оформленную еще год назад. Но самолет уже улетел. Конечно, вывозить запорожский завод в Китай никто не намерен, но закрыть, предварительно откачав технологии и мозги, – такой вариант вполне реалистичен.
13.09.17, Максим Полевой
В последние годы в Украине активно растет интерес к электромобилям – экологически чистому транспорту, не зависящему от традиционного топлива и увеличивающихся расходов на него. В 2016 году рынок вырос примерно в 5 раз (1-е место в Европе по скорости роста), до 1434 шт., а в І полугодии этого года – еще в 2,7 раза, до 1668 шт. Аналитики даже называют это главным трендом всего национального авторынка.
08.09.17, Ярослав Ярош
Ценовая динамика на мировом рынке титана и соответственно титаносодержащего сырья в XXI веке движется по синусоидальной траектории. Со второй половины 2016 г. кривая цен потянулась вверх. Но частных добытчиков ильменита в Украине эта благоприятная конъюнктура не очень-то греет. Им больше приходится бороться за выживание.
07.09.17, МинПром
С началом осени курс доллара в обменных пунктах пошел вверх. МинПром решил выяснить, какие факторы влияют на снижение курса национальной валюты и на какой отметке стоит ожидать его стабилизации.
05.09.17, Максим Полевой
В странах Европейского Союза газ постепенно дешевеет из-за профицита предложения. Украина тоже экономит благодаря этой тенденции, но эффект сдерживается повышением цен со стороны НАК "Нафтогаз Украины".
31.08.17, Ярослав Ярош
Украина сама загнала себя в юридический капкан, сначала признав за крохотной нидерландской компанией Yuzgas B.V. право на освоение огромного Юзовского газоносного участка, а затем отказав ей в этом. Второй шаг был более рациональным, чем первый. Но запоздалым. Yuzgas быстро отсудил за собой право на Юзовку. И теперь в глазах любого другого инвестора этот проект выглядит как туманный приз на слишком шаткой правовой базе, за который нет смысла бороться.
29.08.17, Максим Полевой
В августе мировые цены на нефть колебались возле отметки в 51 долл./барр. Эта тенденция сформировалась из-за сохраняющегося профицита глобального рынка на фоне нежелания ключевых добытчиков договариваться о скоординированном долгосрочном сокращении добычи. Каждая нефтекомпания и страна, скрыто или явно, пытается сохранить свою долю поставок в тоннаже – даже ценой потери доходности.
21.08.17, Анна Ганзенко, Василий Январев
После ухода Войцеха Балчуна "Укрзализныця" испытывает все те же проблемы, что и до появления польского реформатора: дефицит вагонов, неспособность в полной мере удовлетворить заявки клиентов и всеобъемлющая коррупция. Однако главный метод их решения остается прежним – повышение тарифов на те же 22,5%. Правда, железнодорожники обещают учесть мнение бизнеса, но будет ли это сделано, покажет время.
18.08.17, Ярослав Ярош
Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!