kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Что-то мы не догоняем

03.11.09
размер текста:

Кризис усиливает отставание украинской металлургии от российской, и через 2-3 года покупка по средней цене россиянами может стать «пределом мечтаний» для многих отечественных меткомпаний.

Эксперты сходятся во мнении, что черная металлургия России намного лучше переживает кризис, чем украинская. Основные причины – сильная зависимость от импортных энергоресурсов, высокий уровень износа мощностей, очень слабый внутренний рынок и др. Но и в РФ на своем уровне есть проблемы.

Что кроется за цифрами
?

По данным объединения «Металлургпром», за 9 месяцев 2009 г. производство чугуна в Украине снизилось в годовом сравнении на 29,1% (до 18,753 млн т), стали – на 31,7% (до 21,68 млн т), проката – на 27,8% (до 20,333 млн т). Хотя отдельно за сентябрь выпуск проката оказался даже на 4,9% больше, чем год назад – 2,327 млн т. Причина последнего в том, что в сентябре-2008 кризис уже начался, и производство упало.

Среднесуточная выплавка чугуна на отечественных метпредприятиях в сентябре снова упала, даже в сравнении с августом (на 6300 т/сутки, до 69,3 тыс. т). Что можно связывать как с известным сентябрьским дефицитом кокса, так и с по-прежнему слабыми продажами. По итогам же января-сентября суточное производство чугуна составило 68,7 тыс. т (в аналогичный период прошлого года – 96,6 тыс. т), или 71,1% от уровня 2008 г. Впрочем, по оперативным данным, за октябрь среднесуточный выпуск чугуна составил 74,5 тыс. т.

Отметим также, что на середину октября в стране из 41 доменной печи простаивало 14, в т.ч. из-за отсутствия кокса – 1, из-за проблем сбыта – 1, в ремонте – 7, выведено из эксплуатации – 5. Также, из 21 конвертера простаивает 2, из 35 мартеновских печей – 18.

Итак, кризис «урезал» примерно треть украинского металлопроизводства. Казалось бы, в российской металлургии результаты отличаются не сильно. За 9 месяцев года выплавка стали здесь в годовом сравнении упала на 24,8% (до 42,8 млн т). Причем выпуск кислородно-конвертерной стали снизился на 15,2% (до 27,4 млн т), электростали – на 27% (до 11,8 млн т). Производство чугуна в России за такой период сократилось на 21% до 31,7 млн т, готового проката черных металлов – на 20,8% до 37,1 млн т (в т.ч. сортового – на 22,7% до 20,9 млн т, листового – на 17,4% до 16 млн т).

Но это лишь на первый взгляд. Не будем забывать, что металлопроизводство в РФ росло начиная с мая 2009 г., и только в сентябре относительно августа несколько упало за счет снижения выпуска сортового проката. Кроме того, в Федерации правительство не просто вводит отдельные льготы для металлургов, но и напрямую предоставляет им поддержку, субвенции и др. в миллиардных объемах. Наконец, федеральное металлургическое лобби в ряде случаев уже давно пролоббировало для своих холдингов льготные цены на газ и иные энергоносители – тогда как в Украине эти цены не просто экспортные, но еще и с внутренними надбавками.

Не в нашу пользу

Не удивительно, что в России с кризисом было остановлено достаточно мало агрегатов, а сегодня крупнейшие металлурги РФ и вовсе говорят о почти 100%-ой загрузке мощностей. Тогда как в отечественной металлургии в І полугодии года загрузка основных агрегатов лишь немногим превышала 60%. А к осени, по данным «Металлургпрома», достигла уровня 75% в аглодоменном переделе и 90% по конвертерам.

Кроме этого, наша страна уже как минимум несколько лет отстает от России по уровню модернизации и реконструкции базовых металлургических мощностей. Так, украинские меткомпании заморозили практически все обновленческие проекты, притом чаще всего не на какой-то конкретный срок, а «до лучших времен». Это, собственно, и понятно – средств не хватает даже на поддержание текущей работы. И если «Метинвест» или тот же «АрселорМиттал Кривой Рог» (АМКР) хотя бы пытаются продолжать ранее начатые проекты, то у Сергея Таруты и ИСД ситуация с обновлениями сложнее. Хоть данная группа и заявляет регулярно о продолжении различных модернизационных работ.

Кризисное отсутствие инвестиционных средств не отменит того, что у россиян эти средства во многом есть. Крупнейшие проекты реконструкции российских метпредприятий продолжаются и в кризис. Так, в центре «Держзовнишинформ» (ДЗИ) уверены, что «Северсталь» и «Магнитка» продолжат реконструкцию своих прокатных и иных мощностей даже при дальнейшем спаде мировых металлорынков. В том числе и потому, что в России большое собственное потребление: до кризиса внутренние металлопроизводители продавали «своим» примерно 50% своей продукции (примерно 35 млн т). В то время как в Украине в 2009 г. данный показатель упал ниже докризисных 20% и приблизился к 15% (в среднем по всем видам металлопродукции). При этом Москва предпринимает реальные меры по стимуляции внутреннего спроса путем поддержки основных потребляющих отраслей – строительства (включая дорожное), а также машиностроения.

Хотя и здесь не без проблем: меры по стимуляции потребления только запускаются. Тем временем спад спроса в машиностроении РФ с начала года достиг 60%, в ТЭК – 25-30%, сообщает нам президент Российского союза поставщиков металлопродукции Александр Романов. В жилищном строительстве спрос на металлопродукцию упал на 50-55% к уровню 2008 г. Все это привело к сокращению доли федерального рынка в структуре продаж металлургов России до 30-35%.

Отставание растет?


Что же касается себестоимости, то здесь РФ нас в текущем году также сильно обходит, несмотря ни на низкий курс гривны, ни на наш правительственный металлургический Меморандум. Если до кризиса стоимость отечественного производства товарной заготовки находилась на уровне $585/т, то к осени-2009 упала более чем вдвое, до $250-255/т. Но российский показатель составляет $200-210/т – по указанным выше причинам. Отрадно, что остальные крупные производители пока что проигрывают по данному параметру украинским металлургам: Китай – $330/т, Турция $370/т.

А вот в чем металлургия Украины и России схожа – так это в довольно высоком общем уровне обеспеченности железорудным сырьем (ЖРС). Наша страна вообще занимает 1-е место в мире по его запасам, да и РФ «не жалуется». Притом и у соседей есть большие холдинги, вынужденные почти все ЖРС закупать «на стороне» (яркий пример с «Магниткой») – и, конечно же, в Украине (Мариупольский меткомбинат им. Ильича, Индустриальный союз Донбасса). Вместе с тем, по некоторым другим сырьевым и расходным материалам (коксующийся уголь, а также огнеупоры) отечественная металлургия столь же зависит от российских поставщиков, как и в случае газа.

Все это делает отраслевые слияния и поглощения в Украине намного более вероятными, чем в России. Да, и АМКР, и тот же Новолипецкий меткомбинат (НЛМК) выражают конкретный интерес к покупке новых сырьевых активов, и это несмотря на кризис. Скажем, НЛМК не скрывает заинтересованности в приобретении угольных шахт – не только российских, но и украинских. Но в РФ каждый крупный холдинг можно назвать самодостаточным, тогда как в Украине бедные сырьем меткомпании стали кандидатами на «вылет» (как минимум потерю самостоятельности) задолго до кризиса.

Что дальше?

В ДЗИ указывают на постепенное восстановление внутрироссийского спроса на металл, чего еще долго нельзя будет сказать об отечественном. Загрузка мощностей на федеральных метпредприятиях продолжает расти, и к 2010 г. последние могут столкнуться с тем, что не справляются с объемом заказов, как это бывало до кризиса. Тем более что, по словам соруководителя аналитического отдела по России и СНГ, старшего аналитика по металлургической и горнодобывающей отрасли компании UBS Алексея Морозова, «в ІІ полугодии финансовое состояние метхолдингов РФ укрепилось, они прибыльны, могут платить по долгам. Восстанавливаются российские кредитные рынки, и снова можно брать кредиты, перекредитовываться у иностранных банков. У федеральных банков появились дешевые деньги, есть возможность выпускать рублевые облигации, доступны и еврооблигации». Все это будет усиливать конкурентоспособность металлургов России в сравнении с украинскими и другими основными игроками глобального металлорынка, особенно с учетом масштабных проектов реконструкции.

В Украине же износ основных фондов в металлургии составляет 70-80%, и для самого базового поддержания конкурентоспособности ей сегодня требуется ежегодно до 18 млрд грн на модернизации и реконструкции. Самые «острые» направления – замена природного газа на пылеугольное топливо в доменном производстве, вывод мартенов. Но почти все обновления остановлены. В І полугодии освоено на 54% меньше капитальных инвестиций, чем за 6 мес. 2008 г. – менее 2 млрд гривен. Такими темпами примерно к 2012-му году отечественные металлурги не то, что не смогут конкурировать с РФ, они почтут за счастье и удачу продаться россиянам хотя бы по не самой низкой цене. Хотя вполне возможно, что такие продажи состоятся намного раньше 2012-го года.

Максим Полевой

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
19.10.17, Игорь Воронцов
Никель в текущем году оказался в роли слабого звена мирового ГМК. Практически по всем цветным металлам, которые торгуются на Лондонской бирже металлов (LME), котировки в течение года уверенно шли вверх. Так, цинк подорожал с 2715 долл./тонну в январе до 3350 долл./тонну в середине октября, медь – с 5784 до 7146 долл./тонну, алюминий – с 1785 до 2142 долл./тонну.
13.10.17, Ярослав Ярош
Трубный холдинг Виктора Пинчука "Интерпайп" инициировал в Еврокомиссии пересмотр размера антидемпинговых пошлин на поставку бесшовных труб из Украины в страны Евросоюза. Но еще как минимум год этого не произойдет. Поэтому "Интерпайп" снова подался искать счастья на рынки СНГ, в т. ч. России. И уже достиг в этом некоторых успехов.
09.10.17, Максим Полевой
Несмотря на глобальный профицит металлургических мощностей, многие страны строят новые заводы и расширяют существующие. Ключевые причины: выпуск более дорогой продукции или импортозамещение.
05.10.17, Ярослав Ярош
Поддавшись давлению лоббистов из Eurofer, Еврокомиссия все-таки решилась на заградительные меры против горячекатаного плоского проката (HRC – в английской аббревиатуре) из Украины, России, Ирана и Бразилии. Такой исход более чем годового расследования порадует сталепроизводителей из ЕС, но лишь до того момента, пока не сыграет с ними злую шутку. Данное решение оголяет европейский рынок для индийско-турецкой интервенции.
29.09.17, Максим Полевой
Металлургический комбинат "АрселорМиттал Кривой Рог" закончил реконструкцию конвертера, строит две новые МНЛЗ и две коксовые батареи. По планам предприятия до 2020 года инвестиции в производственное развитие должны превысить 1,1 млрд долл.
26.09.17, Игорь Воронцов
Новое руководство госмонополиста ПАО "Укрзализныця" пытается переложить возросшие затраты на потребителей своих услуг – вместо того, чтобы увеличивать объемы грузоперевозок и, соответственно, свои доходы. Однако это требует налаживания операционной эффективности, а железнодорожники пытаются идти по пути наименьшего сопротивления.
25.09.17, Ярослав Ярош
Вот и последний из динозавров европейской металлургии – немецкий концерн ThyssenKrupp – не устоял перед напором молодых азиатских волков. 20 сентября был подписан меморандум о слиянии его сталеплавильных активов с аналогичными активами в Европе индийского холдинга Tata Steel. Сделку предполагается закрыть в начале 2018 г. Если не помешают Еврокомиссия, профсоюзы, выборы и другие форс-мажоры.
20.09.17, Максим Полевой
Конец лета и начало осени ознаменовались взлетом цен на железорудное сырье и металл ввиду сезонного оживления спроса. Подъем на мировом металлорынке продлится по крайней мере до конца года.
18.09.17, Ярослав Ярош
Китайская компания Beijing Skyrizon Aviation и т. д., которую до сих пор позиционировали как партнера и инвестора запорожского производителя авиатехники "Мотор-Сич", оказалась ее хозяином. Сейчас СБУ пытается заблокировать сделку, оформленную еще год назад. Но самолет уже улетел. Конечно, вывозить запорожский завод в Китай никто не намерен, но закрыть, предварительно откачав технологии и мозги, – такой вариант вполне реалистичен.
13.09.17, Максим Полевой
В последние годы в Украине активно растет интерес к электромобилям – экологически чистому транспорту, не зависящему от традиционного топлива и увеличивающихся расходов на него. В 2016 году рынок вырос примерно в 5 раз (1-е место в Европе по скорости роста), до 1434 шт., а в І полугодии этого года – еще в 2,7 раза, до 1668 шт. Аналитики даже называют это главным трендом всего национального авторынка.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!