kjsdsf
Подробнее Запомнить город


«Нафтогаз» нашел углеводороды в Африке

29.10.09
размер текста:

Несмотря на наличие достаточно широкого портфеля активов за рубежом, НАК «Нафтогаз Украины» намерен принять участия в тендерах на разработку и эксплуатацию месторождений углеводородов еще и в Алжире. Украине крайне необходимы подобные проекты. Однако настораживает то, что за 8 лет зарубежных скитаний НАК так и не добился ощутимых успехов. Кроме того, остается непонятным, откуда на такие проекты собирается взять деньги компания, объявившая менее месяца назад технический дефолт.

На днях исполняющий обязанности Временного поверенного в делах Украины в Алжире Андрей Билецкий сообщил, что украинские компании намерены участвовать в тендере на разработку нефтегазовых месторождений на юге Алжира, который алжирские власти, как ожидается, объявят в январе следующего года.

Билецкий не уточнил, кто конкретно собирается участвовать в тендере, сославшись на коммерческую тайну. Однако он добавил, что это и частные, и государственные предприятия. Позже алжирские власти сообщили, что среди государственных предприятий претендентом на алжирские месторождения является НАК «Нафтогаз».

Расширение географии добычи углеродов, прежде всего нефти, продиктовано объективным желанием правительства диверсифицировать источники сырья для украинских НПЗ. Сейчас из-за острой нехватки нефти собственной добычи, и отказом российских ТНК поставлять нефть на украинские заводы, за исключением тех, которые принадлежат россиянам, национальные НПЗ загружены менее чем на 20%, а внутренний рынок испытывает дефицит готовых нефтепродуктов.

Дополнительный ресурс нефти объемом 4-5 млн. тонн мог бы кардинально изменить ситуацию на топливном рынке Украины. Вместе с украинским сырьем это позволило бы наполнить до 50% рынка собственными продуктами, чего оказалось бы достаточно, чтобы разбавить монополию российских ТНК и снизить цены до экономически обоснованных. Кроме нефти, Украине также не помешают и дополнительные объемы газа.

Несмотря на видимую пользу освоения зарубежных месторождений, НАК осваивает их крайне медленно. Первой страной, где удалось укрепиться компании, стала Ливия. Здесь интересы «Нафтогаза» присутствуют с 2002 г. Тогда из-за международной изоляции Триполи вынуждена была искать партнеров в странах, которые по тем или иным причинам также были отодвинуты на обочину геоэкономических процессов. Таковой на то время была и Украина, руководство которой после «кассетного скандала» 2001 г. не очень то приветствовали в цивилизованных странах.

НАК «Нафтогаз Украины» с охотой согласился участвовать в совместном освоении ливийских недр, о чем в 2002 г. были достигнуты предварительные договоренности с ливийской Национальной нефтяной корпорацией (NOC, National Oil Corporation). Ливия была оптимальным партнером для Украины в этом направлении. Нефть здесь находится на сравнительно небольших глубинах, что облегчает добычу и снижает ее себестоимость. К тому же сырье более качественное, чем российская, украинская и казахская нефть.

Соглашение о разделе продукции между двумя компаниями было подписано в октябре 2004 г. и предусматривало разработку блоков, площадь которых превышает 200 тыс. кв. км, а прогнозные ресурсы составляют около 110 млн. тонн нефти и 30 млрд. кубометров природного газа. Минимальный объем инвестиций «Нафтогаза» в поисково-разведочные работы в Ливии по условиям СРП должен был составить $57,5 млн.

Однако смена власти в Украине повлекла пересмотр к перспективам ливийского проекта. К слову, к присутствию НАКа в Ливии крайне негативно относились США, поэтому не исключено, что сворачивание деятельности в этой стране было обусловлено теми же причинами, что и отказ от строительством АЭС в Иране.

За последние 4 года «Нафтогаз» вложил лишь 16 млн. долл., а с начала этого года разработка месторождений вообще прекратилась. Как результат в конце лета этого года ливийская сторона три из четырех нефтегазовых полей, которые должен был бы разрабатывать НАК, предложила «Газпрому».

Вместо Ливии новое руководство НАКа (после увольнения Ю. Бойко в 2005 г.) начало продвигать свои интересы в ОАЭ и Египте. В начале 2005 г. между украинской компанией, правительством эмирата Аль-Фуджейра и Naftogaz Middle East L.L.C. было подписано соглашение, которым предусмотрено проведение работ по поиску и разведке месторождений углеводородов на территории эмирата Аль-Фуджейра, и в случае открытия запасов - их разработку и эксплуатацию. Четыре года НАК искала газ, и только в конце марта 2009 г. она начала бурение первой поисковой скважины Hamad-1. По состоянию на август глубина скважины достигала 3160 м. Учитывая, что глубина скважины должна составить 5,5 тыс. км, скорее всего, с ОАЭ Украина газ еще не получит.

В конце 2006 г. НАК «Нафтогаз» проник и в Египет. Между «Египетской генеральной нефтяной корпорацией» и украинской монополией было заключено Концессионное соглашение по освоению участка Алам Ель Шавиш площадью 994 кв. км на территории Западной Пустыни Египта. В середине февраля этого года из первой разведывательной скважины Hg-34/3 глубиной 3505 м получен приток нефти дебитом 80 тонн (588 баррелей) в сутки. До конца текущего года планируется пробурить 5 поисковых скважин в Египте и выйти на коммерческий уровень добычи.

Несмотря на то, что НАК пока не запустил полноценно ни один проект, компания продолжает экстенсивно расширять свое присутствие в Африке. В середине августа она сообщила, что подготавливает материалы для участия в тендерах по разработке месторождений нефти и газа в Египте и Алжире. Приглашение участвовать в конкурсе поступили от государственного агентства Алжира ALNAFT, занимающегося использованием углеводородных ресурсов и компании Ganope из Египта.

1 октября по информации министра энергетики Алжира Шакиб Хелиля, НАК «Нафтогаз» подал официальную заявку на участие в тендере. «Компания «Нафтогаз» подала заявку. И если она будет отвечать квалификационным требованиям, например, если она занималась разработкой в других странах, имеет опыт и может доказать, что владеет необходимыми ресурсами для успешной работы, она пройдет квалификацию и получит возможность разрабатывать месторождения», - сказал он.

Между тем, даже если опыт НАКа в Египте и ОАЭ признают удовлетворительным (а на опыт в Ливии не обратят внимания), украинской компании будет крайне тяжело обойти своих конкурентов. На алжирском рынке уже присутствуют международные энергетические компании, которые занимаются разработкой нефтегазовых месторождений. Среди них – французские «Газ де Франс» и «Тоталь», российские «Газпром» и «Роснефть».

Примечательно, что уже 9 октября Министр энергетики РФ Сергей Шматко побежал на встречу с послом Алжира Смаилом Шерги, на которой «стороны обсудили широкий комплекс вопросов, касающихся развития сотрудничества в энергетической сфере».

Не вызывает сомнения, что во время встречи некоторые месторождения уже обрели собственника. Украинские же власти Алжир доверили осваивать непосредственно НАКу. Между тем, добыча углеводородов за рубежом является одним из ключевых государственных интересов Украины, поэтому решению этой задачи стоило бы уделить соответствующее внимание.

Максим Соколов

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
18.08.17, Ярослав Ярош
Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.
10.08.17, Максим Полевой
В июле Госинспекция ядерного регулирования разрешила НАЭК "Энергоатом" начать строительство Централизованного хранилища отработанного ядерного топлива (ЦХОЯТ) реакторов типа ВВЭР с АЭС Украины, место строительства – зона отчуждения вокруг Чернобыльской станции.
04.08.17, Галина Резник
Во время предвыборной кампании Дональд Трамп обещал помочь возрождению американской сталелитейной промышленности. По его требованию начато расследование по статье 232, которое должно подтвердить, что импорт представляет угрозу национальной безопасности США, а после вынесения этого вердикта планируется ввести сверхвысокие тарифы (около 20%), квоты или комбинацию этих мер против импорта стальной продукции. Многие эксперты считают, что эти действия станут началом мировой торговой войны.
31.07.17, Максим Полевой
Кабинет министров Украины обновил правила компенсации при покупке отечественной агротехники: теперь возмещение получат не производители, а покупатели. Впрочем, они и без того наращивают закупки сельскохозяйственных машин.
24.07.17, Ярослав Ярош
В первом полугодии-2017 металлурги Украины смогли увеличить валютную выручку от экспорта черных металлов почти на 22% относительно прошлогоднего показателя. Второе полугодие может быть еще плодовитее, поскольку оно началось с тотального роста почти на всех интересных для отечественного ГМК рынках. Маятник между спросом и предложением уже в мае-июне основательно качнуло в сторону продавцов, и в ближайшие несколько месяцев они будут заказывать музыку на рынке.
14.07.17, Анна Ганзенко
Пока таможенные и квотные преграды на пути украинской сельскохозяйственной продукции к иностранным покупателям постепенно исчезают, внутренний логистический барьер остается незыблемым.
12.07.17, Максим Полевой
"Укрзализныця" продолжает декларировать планы закупки подвижного состава и локомотивов, однако пытается выстроить их под собственные заводы и импортеров.
07.07.17, Елена Курашина
В ближайшие дни должен состояться долгожданный отчет председателя правления "Укрзализныци" Войцеха Балчуна, по результатам которого Кабинет министров примет решение продлевать или нет контракт с польским реформатором.
05.07.17, Максим Полевой
С окончанием Рамадана, которое произошло 24 июня, на глобальном металлорынке наметилось оживление. Параллельно повышается спрос в Китае, а в Турции в ІІІ квартале ждут ускорения темпов строительства, и эти факторы добавляют оптимизма в краткосрочные прогнозы.
30.06.17, Максим Полевой
Украина и Беларусь активизировали переговоры о создании транзитного речного хаба на границе двух стран, в с. Нижние Жары Гомельской обл. Минск заинтересован в порте типа "река-море", чтобы погружать свою продукцию на суда каботажного класса, способные идти в Черное море и прибрежные государства без дополнительной перегрузки – это снижает транспортные расходы. Стоимость порта составляет 8-10 млн долл., а подвод ж/д ветки – до 100 млн долл.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!