Подробнее Запомнить город


Лом остается дома

10.11.10
размер текста:

Если в 2010 году статистика еще зафиксирует рост экспорта лома из Украины в пределах нескольких процентов, то в 2011 ожидается значительное сокращение вывоза металлургического вторсырья. На это есть как минимум три объективные причины.

2009 год проходил под звездой гиперактивности украинских экспортеров лома. Объем экспортных контрактов, по сравнению с показателями предыдущего года, вырос более чем на 40%, несмотря даже на то, что цена лома на внешних рынках была, пожалуй, самой низкой за всю последнюю пятилетку. В году текущем все происходит с точностью до наоборот. Цены на лом выросли примерно на треть, а экспорт лома топчется на месте.

Ассоциация "УАВтормет" и операторы рынка называют несколько разные цифры, но полностью сходятся в прогнозе: если по итогам 2010 года Украине и удастся перекрыть прошлогодний показатель экспорта лома, то всего на 1-2%. Так, по подсчетам президента Всеукраинской ассоциации вторичных металлов Валентина Куличенко, этот показатель вырастет с 883 тыс. тонн до примерно 900 тыс. тонн. Владимир Бублей, генеральный директор компании "Керамет" (одного из основных операторов в отрасли), чуть более оптимистичен, ожидая прироста экспорта с 950 до 960 тыс. тонн.

Согласно же правительственным данным за три первых квартала 2010 за границу ушло всего 528 тыс. тонн лома, что означает 11% отставание от прошлогоднего графика и вызывает серьезные сомнения в том, что за оставшиеся до Нового года месяцы экспорт сможет пересечь хотя бы до 900-тысячный рубеж. Судя по всему, его нынешний потолок находится примерно на этом уровне, ударившись о который, ломовый ком покатится вниз.

Теперь самое время рассмотреть причины, вызвавшими такой отскок. Их можно сформулировать так: 1) активизация на внутреннем рынке лома традиционных металлургических групп; 2) ввод или ожидание ввода в эксплуатацию новых сталеплавильных мощностей, рассчитанных на потребление лома; 3) фискальные нововведения, предусмотренные в правительственном проекте Налогового кодекса.

Осенью стало заметным значительное увеличение поставок металлолома на украинские предприятия по сравнению с летними цифрами. Так, если в июне-августе объем поставок на крупнейшие сталеплавильные комбинаты и заводы страны суммарно составлял 370-380 тыс. тонн в месяц, то в сентябре он увеличился до 469 тыс. тонн, в октябре – до 502 тыс. тонн. И тем не менее ряд металлургов все равно сетовали на нехватку лома или нерегулярность его поступлений.

Первые признаки ломодефицита уже дали толчок процессу интеграции сталеплавильных и ломозаготовительных компаний. В составе крупных холдингов украинского ГМК появились собственные металлоломные трейдеры либо же на эту деятельность были переориентированы уже существующие структуры. Как считает В.Бублей, такую интеграцию можно считать первым шагом к укрупнению украинского рынка заготовки лома. А сейчас он серьезно раздроблен между тысячами мелких игроков.

Сегмент же потребления, наоборот, достаточно узок. Лом в серьезных количествах в Украине закупает всего десяток компаний. Причем около 80% заготовленного и реализованного в стране лома расходится по трем основным источникам: 41% забирают предприятия группы "Метинвест" (включая теперь и ММК им.Ильича), 28% – Индустриальный союз Донбасса, 11% – ArcelorMittal Кривой Рог. Эти цифры отражают структуру распределения лома внутри страны в 2010 году. Но уже через год она может несколько видоизмениться, ведь тройку лидеров наверняка попытаются потеснить и испытанные бойцы-одиночки, такие как Днепроспецсталь или ДЭМЗ, и новые охотники за ломовым сырьем. Правда, "живых" новичков на ломовом пятачке пока гораздо меньше, чем нарисованных на бумаге.

Так, за последние годы в Украине появились лишь два новых электросталеплавильных производства: завод "Электросталь" в Курахово и "Азовэлектросталь" в Мариуполе. Сейчас они потребляют порядка 700 тыс. тонн лома в год, потенциально – могли бы и в 2 раза больше, но при полной загрузке. Вместе с тем, еще по крайней мере 5 электропечных проектов, также нацеленных на переработку лома, задекларированы, но находятся на той стадии, о которой говорят: "Из большой тучи – мелкий дождь". Инициаторы этих проектов замахивались суммарно на ежегодную переработку 5-6 млн тонн лома (кстати, таких дополнительных объемов в стране не существует физически), но более или менее близок к реализации лишь один из них.

Речь идет о заводе "Днепросталь", который группа "Интерпайп" строит на базе Нижнеднепровского трубопрокатного завода. Он рассчитан на производство 1,35 млн тонн стали и переработку до 2 млн тонн лома. При оптимистическом развитии событий Днепросталь будет введен в эксплуатацию уже в 2011 году, при реалистическом – в 2012. И одного этого запуска достаточно, чтобы с внутренним спросом на лом возникла напряженность, даже со скидкой на то, что сразу на всех парах завод не заработает.

Потенциально опередить Днепросталь может Донецксталь Виктора Нусенкиса, где хозяин уже давно мечтает установить современную электродуговую печь мощностью 1,5 млн тонн стали в год, но никак не насобирает на нее денег. Хотя под саму печку все уже в Донецке готово: и промплощадка, и  предварительный контракт с немецкой Siemens. Не хватает только одного – 700-800 млн долл. А вот контуры новых электросталезаводов в Кременчуге (группа "Феррэкспо"), Белой Церкви ("Еврофинанс"), Мариуполе ("АГ Стил") пока в большей мере нарисованы вилами по воде.

Впрочем, и без них украинские ломозаготовители чувствуют, что уже в следующем году за отечественный лом может развернуться острая борьба. Чувствуют это и в Кабмине, из-за чего, возможно, и имплантировали в проект Налогового кодекса норму об исключении операций с ломом из объектов обложения налогом на добавленную стоимость. Аналогичное правило уже существовало в Украине в 2007-2008 годах. И именно тогда показатели экспорта лома были как никогда низкими – меньше 700 тыс. тонн в год. В.Куличенко не исключает, что и в 2011 году можно ожидать подобного эффекта: работа ломозаготовительной отрасли станет прозрачнее, ведь у трейдеров теперь не будет оснований требовать у государства возмещения НДС, но вследствие этого и их интерес к продаже лома за рубеж поостынет.

Правда, собственно металлурги в благотворное влияние этой фискальной новации не очень верят. Во-первых, в случае отмены НДС на лом при сохранении НДС на его транспортировку дополнительные потери лягут на их плечи. Во-вторых, торговцы ломом вряд ли откажутся от попыток подтянуть внутренние цены на лом до уровня экспортных, чтобы компенсировать недобор на внешних рынках. Тем более, если спрос на их товар внутри Украины будет повышаться.

Ярослав Ярош

МинПром

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
08.12.17, Максим Полевой
В Турции активно развивается собственная металлургия, но быстрорастущий внутренний спрос оставляет шансы и для импортеров металлопродукции, включая Украину.
05.12.17, Ярослав Ярош
Правительство Польши пытается отсудить у украинских владельцев автомобильного завода FSO Zeran 250 млн злотых (около 70 млн долл.) за невыполнение инвестиционных обязательств и ущерб польскому автопрому. Юридические перспективы у этого иска призрачные, но он может спровоцировать претензии и к другим украинским активам в соседней стране.
30.11.17, Максим Полевой
Индия активно развивает свою металлургию и ведет экспортную экспансию. Но возможности для работы на металлорынке этой страны по-прежнему есть.
27.11.17, Ярослав Ярош
За три с лишним года военного конфликта на Донбассе Украина научилась обходиться без российского природного газа. А вот с корзиной нефтепродуктов такого не получилось. Сегодня 75% всего топлива, которым заправляются украинские водители, или сделано из российской нефти, или импортируется из России. И у операторов рынка до сих пор нет готового ответа, как уйти от такой зависимости.
24.11.17, Максим Полевой
Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича продолжает реализацию масштабной программы реконструкции, которая позволяет ему укрепить позиции в условиях обострения конкурентной борьбы на внешних рынках.
21.11.17, Анна Ганзенко
В последний день октября в затянувшемся споре между железнодорожниками и представителями крупного бизнеса, казалось, была поставлена точка: грузовые тарифы приказом Мининфраструктуры были повышены на 15%. Тем не менее рост тарифов не улучшил работу госмонополиста, особенно в плане обеспечения украинских предприятий полувагонами.
17.11.17, Ярослав Ярош
Правительство Венгрии в очередной раз высказало вслух желание выкупить обратно в госсобственность единственный металлургический комбинат страны – ISD Dunaferr. Но у этой попытки шансов на успех не больше, чем у всех предыдущих. Дела у предприятия, в котором, возможно, еще присутствует украинский капитал, в последнее время пошли на поправку. Возможно, потому, что этими делами теперь занимается российский бизнесмен Сулейман Керимов.
10.11.17, Ярослав Ярош
Уходящий год в целом баловал металлургов. Цены на сталь в Европе достигли 6-летнего максимума. Мировое потребление выросло примерно на 7%. Капитализация отрасли увеличилась на 70%. На год 2018-й стальные ассоциации дают более осторожные прогнозы. Но и в начале текущего года они ожидали меньшего, чем получили по факту.
08.11.17, Игорь Воронцов
Нынешний отопительный сезон обещает надолго запомниться украинцам. Для этого есть все предпосылки: запасы угля на тепловых электростанциях и теплоэлектроцентралях текущей осенью побили антирекорд.
01.11.17, Ярослав Ярош
Группа ТАС Сергея Тигипко после 10-летнего перерыва снова вступает в права владельца крупнейшего в Украине производителя проволоки и гвоздей – завода "Днепрометиз". 27 октября его предыдущий собственник, российский холдинг "Северсталь", сообщил о завершении сделки по продаже актива неназванному покупателю. Но еще за день до этого в наблюдательные органы "Днепрометиза" вошли люди, представляющие группу ТАС.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!