kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Лом остается дома

10.11.10
размер текста:

Если в 2010 году статистика еще зафиксирует рост экспорта лома из Украины в пределах нескольких процентов, то в 2011 ожидается значительное сокращение вывоза металлургического вторсырья. На это есть как минимум три объективные причины.

2009 год проходил под звездой гиперактивности украинских экспортеров лома. Объем экспортных контрактов, по сравнению с показателями предыдущего года, вырос более чем на 40%, несмотря даже на то, что цена лома на внешних рынках была, пожалуй, самой низкой за всю последнюю пятилетку. В году текущем все происходит с точностью до наоборот. Цены на лом выросли примерно на треть, а экспорт лома топчется на месте.

Ассоциация "УАВтормет" и операторы рынка называют несколько разные цифры, но полностью сходятся в прогнозе: если по итогам 2010 года Украине и удастся перекрыть прошлогодний показатель экспорта лома, то всего на 1-2%. Так, по подсчетам президента Всеукраинской ассоциации вторичных металлов Валентина Куличенко, этот показатель вырастет с 883 тыс. тонн до примерно 900 тыс. тонн. Владимир Бублей, генеральный директор компании "Керамет" (одного из основных операторов в отрасли), чуть более оптимистичен, ожидая прироста экспорта с 950 до 960 тыс. тонн.

Согласно же правительственным данным за три первых квартала 2010 за границу ушло всего 528 тыс. тонн лома, что означает 11% отставание от прошлогоднего графика и вызывает серьезные сомнения в том, что за оставшиеся до Нового года месяцы экспорт сможет пересечь хотя бы до 900-тысячный рубеж. Судя по всему, его нынешний потолок находится примерно на этом уровне, ударившись о который, ломовый ком покатится вниз.

Теперь самое время рассмотреть причины, вызвавшими такой отскок. Их можно сформулировать так: 1) активизация на внутреннем рынке лома традиционных металлургических групп; 2) ввод или ожидание ввода в эксплуатацию новых сталеплавильных мощностей, рассчитанных на потребление лома; 3) фискальные нововведения, предусмотренные в правительственном проекте Налогового кодекса.

Осенью стало заметным значительное увеличение поставок металлолома на украинские предприятия по сравнению с летними цифрами. Так, если в июне-августе объем поставок на крупнейшие сталеплавильные комбинаты и заводы страны суммарно составлял 370-380 тыс. тонн в месяц, то в сентябре он увеличился до 469 тыс. тонн, в октябре – до 502 тыс. тонн. И тем не менее ряд металлургов все равно сетовали на нехватку лома или нерегулярность его поступлений.

Первые признаки ломодефицита уже дали толчок процессу интеграции сталеплавильных и ломозаготовительных компаний. В составе крупных холдингов украинского ГМК появились собственные металлоломные трейдеры либо же на эту деятельность были переориентированы уже существующие структуры. Как считает В.Бублей, такую интеграцию можно считать первым шагом к укрупнению украинского рынка заготовки лома. А сейчас он серьезно раздроблен между тысячами мелких игроков.

Сегмент же потребления, наоборот, достаточно узок. Лом в серьезных количествах в Украине закупает всего десяток компаний. Причем около 80% заготовленного и реализованного в стране лома расходится по трем основным источникам: 41% забирают предприятия группы "Метинвест" (включая теперь и ММК им.Ильича), 28% – Индустриальный союз Донбасса, 11% – ArcelorMittal Кривой Рог. Эти цифры отражают структуру распределения лома внутри страны в 2010 году. Но уже через год она может несколько видоизмениться, ведь тройку лидеров наверняка попытаются потеснить и испытанные бойцы-одиночки, такие как Днепроспецсталь или ДЭМЗ, и новые охотники за ломовым сырьем. Правда, "живых" новичков на ломовом пятачке пока гораздо меньше, чем нарисованных на бумаге.

Так, за последние годы в Украине появились лишь два новых электросталеплавильных производства: завод "Электросталь" в Курахово и "Азовэлектросталь" в Мариуполе. Сейчас они потребляют порядка 700 тыс. тонн лома в год, потенциально – могли бы и в 2 раза больше, но при полной загрузке. Вместе с тем, еще по крайней мере 5 электропечных проектов, также нацеленных на переработку лома, задекларированы, но находятся на той стадии, о которой говорят: "Из большой тучи – мелкий дождь". Инициаторы этих проектов замахивались суммарно на ежегодную переработку 5-6 млн тонн лома (кстати, таких дополнительных объемов в стране не существует физически), но более или менее близок к реализации лишь один из них.

Речь идет о заводе "Днепросталь", который группа "Интерпайп" строит на базе Нижнеднепровского трубопрокатного завода. Он рассчитан на производство 1,35 млн тонн стали и переработку до 2 млн тонн лома. При оптимистическом развитии событий Днепросталь будет введен в эксплуатацию уже в 2011 году, при реалистическом – в 2012. И одного этого запуска достаточно, чтобы с внутренним спросом на лом возникла напряженность, даже со скидкой на то, что сразу на всех парах завод не заработает.

Потенциально опередить Днепросталь может Донецксталь Виктора Нусенкиса, где хозяин уже давно мечтает установить современную электродуговую печь мощностью 1,5 млн тонн стали в год, но никак не насобирает на нее денег. Хотя под саму печку все уже в Донецке готово: и промплощадка, и  предварительный контракт с немецкой Siemens. Не хватает только одного – 700-800 млн долл. А вот контуры новых электросталезаводов в Кременчуге (группа "Феррэкспо"), Белой Церкви ("Еврофинанс"), Мариуполе ("АГ Стил") пока в большей мере нарисованы вилами по воде.

Впрочем, и без них украинские ломозаготовители чувствуют, что уже в следующем году за отечественный лом может развернуться острая борьба. Чувствуют это и в Кабмине, из-за чего, возможно, и имплантировали в проект Налогового кодекса норму об исключении операций с ломом из объектов обложения налогом на добавленную стоимость. Аналогичное правило уже существовало в Украине в 2007-2008 годах. И именно тогда показатели экспорта лома были как никогда низкими – меньше 700 тыс. тонн в год. В.Куличенко не исключает, что и в 2011 году можно ожидать подобного эффекта: работа ломозаготовительной отрасли станет прозрачнее, ведь у трейдеров теперь не будет оснований требовать у государства возмещения НДС, но вследствие этого и их интерес к продаже лома за рубеж поостынет.

Правда, собственно металлурги в благотворное влияние этой фискальной новации не очень верят. Во-первых, в случае отмены НДС на лом при сохранении НДС на его транспортировку дополнительные потери лягут на их плечи. Во-вторых, торговцы ломом вряд ли откажутся от попыток подтянуть внутренние цены на лом до уровня экспортных, чтобы компенсировать недобор на внешних рынках. Тем более, если спрос на их товар внутри Украины будет повышаться.

Ярослав Ярош

МинПром

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
21.08.17, Анна Ганзенко, Василий Январев
После ухода Войцеха Балчуна "Укрзализныця" испытывает все те же проблемы, что и до появления польского реформатора: дефицит вагонов, неспособность в полной мере удовлетворить заявки клиентов и всеобъемлющая коррупция. Однако главный метод их решения остается прежним – повышение тарифов на те же 22,5%. Правда, железнодорожники обещают учесть мнение бизнеса, но будет ли это сделано, покажет время.
18.08.17, Ярослав Ярош
Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.
10.08.17, Максим Полевой
В июле Госинспекция ядерного регулирования разрешила НАЭК "Энергоатом" начать строительство Централизованного хранилища отработанного ядерного топлива (ЦХОЯТ) реакторов типа ВВЭР с АЭС Украины, место строительства – зона отчуждения вокруг Чернобыльской станции.
04.08.17, Галина Резник
Во время предвыборной кампании Дональд Трамп обещал помочь возрождению американской сталелитейной промышленности. По его требованию начато расследование по статье 232, которое должно подтвердить, что импорт представляет угрозу национальной безопасности США, а после вынесения этого вердикта планируется ввести сверхвысокие тарифы (около 20%), квоты или комбинацию этих мер против импорта стальной продукции. Многие эксперты считают, что эти действия станут началом мировой торговой войны.
31.07.17, Максим Полевой
Кабинет министров Украины обновил правила компенсации при покупке отечественной агротехники: теперь возмещение получат не производители, а покупатели. Впрочем, они и без того наращивают закупки сельскохозяйственных машин.
24.07.17, Ярослав Ярош
В первом полугодии-2017 металлурги Украины смогли увеличить валютную выручку от экспорта черных металлов почти на 22% относительно прошлогоднего показателя. Второе полугодие может быть еще плодовитее, поскольку оно началось с тотального роста почти на всех интересных для отечественного ГМК рынках. Маятник между спросом и предложением уже в мае-июне основательно качнуло в сторону продавцов, и в ближайшие несколько месяцев они будут заказывать музыку на рынке.
14.07.17, Анна Ганзенко
Пока таможенные и квотные преграды на пути украинской сельскохозяйственной продукции к иностранным покупателям постепенно исчезают, внутренний логистический барьер остается незыблемым.
12.07.17, Максим Полевой
"Укрзализныця" продолжает декларировать планы закупки подвижного состава и локомотивов, однако пытается выстроить их под собственные заводы и импортеров.
07.07.17, Елена Курашина
В ближайшие дни должен состояться долгожданный отчет председателя правления "Укрзализныци" Войцеха Балчуна, по результатам которого Кабинет министров примет решение продлевать или нет контракт с польским реформатором.
05.07.17, Максим Полевой
С окончанием Рамадана, которое произошло 24 июня, на глобальном металлорынке наметилось оживление. Параллельно повышается спрос в Китае, а в Турции в ІІІ квартале ждут ускорения темпов строительства, и эти факторы добавляют оптимизма в краткосрочные прогнозы.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!