kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Кокс на вырост

02.12.10
размер текста:

Умеренное восстановление производства в отечественной металлургии благоприятно сказывается на коксохимической отрасли, увеличивая спрос на ее продукцию. Так, за 11 месяцев этого года производство валового кокса 6% влажности в Украине увеличилось на 6,8% в сравнении с аналогичным периодом 2009, до 16,893 млн тонн. А всего по итогам нынешнего года инвесткомпания Dragon Capital ожидает роста объемов выпуска валового кокса в Украине до 19,2 млн тонн против 17,3 млн тонн в прошлом году.

Аналитик Dragon Capital Александр Макаров прогнозирует, что данная тенденция сохранится и в 2011 году, причем выпуск валового кокса достигнет 20,1 млн тонн. Благодаря этому станет возможным дополнительный ввод в эксплуатацию ныне свободных мощностей на 2 млн тонн из 4,3 млн тонн, находящихся сейчас в режиме вынужденного простоя.

Локомотивом роста для украинских коксохимиков будет выплавка чугуна, которая по итогам 11 месяцев увеличилось на 7% по сравнению с тем же периодом 2009 года, до 24,919 млн тонн. По итогам года ожидается, что данный показатель вырастет до 26,9 млн тонн против 25,7 млн тонн в прошлом году. Соответственно, в 2011 эксперт ожидает выплавки чугуна в объеме 30,1 млн тонн.

Как отмечает А.Макаров, росту потребления кокса металлургами также поможет повсеместно реализуемый перевод доменных печей с природного газа на пылеугольное топливо. Напомним, что для замены природного газа на ПУТ необходимы дополнительные 60 кг доменного кокса на одну тонну чугуна.

Увеличение выпуска кокса, в свою очередь, приведет к дальнейшему росту импорта коксующихся углей, используемых при его производстве, с 7,5 млн тонн в пересчете на концентрат в 2009 году до 8,5 млн тонн по итогам текущего и до 9,5 млн тонн – в 201. При этом российские поставщики, на долю которых сейчас приходится около 90% всего объема ввозимого коксующегося угля, и далее сохранят доминирующее положение среди импортеров.

Увеличению объемов импорта также будет способствовать снижение добычи отечественными предприятиями, прежде всего в госсекторе. Напомним, что по итогам прошлого года производство коксующегося угля в Украине сократилось на 3,8%, до 25,8 млн тонн. А в нынешнем году прогнозируется уменьшение показателя еще на 2%, до 25,3 млн тонн.

Это означает, что в следующем году за счет импортного концентрата украинские коксохимики будут покрывать примерно треть своих сырьевых потребностей. Тем не менее поставки отечественного концентрата на коксохимзаводы тоже вырастут – до 16,7 млн тонн в текущем году по сравнению с 16,1 млн тонн в 2009 году и до 18,5 млн тонн – в 2011.

Такое значительное увеличение показателя ожидается за счет запуска в эксплуатацию второй очереди шахты "Красноармейская-Западная №1", одного из крупнейших в Украине производителей коксующегося угля, входящего в структуру группы "Донецксталь" предпринимателя Виктора Нусенкиса. Таким образом, высокие расходы на транспортировку российского коксующегося угля и дефицит на внутреннем рынке Украины позволят местным участникам рынка и в дальнейшем чувствовать себя достаточно комфортно.

По оценкам Dragon Capital, в Украине самая низкая себестоимость угольного концентрата у объединения "Павлоградуголь" – 59 долл./тонн (без учета амортизационных отчислений). Далее следуют Красноармейская-Западная №1 – 67 долл./тонн, объединение "Краснодонуголь" – 106 долл./тонн и шахта им.Засядько – 117 долл./тонн. А наиболее высокие расходы на выходе получаются у ГП "Макеевуголь" – 202 долл./тонн.

Таким образом, себестоимость украинского угольного концентрата в целом по отрасли составляла 137 долл./тонн при его цене 165-175 долл. тонн в III квартале нынешнего года. Тем не менее у 2,1 млн тонн произведенного концентрата, или 27% от общего объема, расходы оказались выше рыночной стоимости.

В то же время у крупнейшего в Российской Федерации производителя коксующегося угля ОАО "Шахта "Распадская" этот показатель составляет 24 долл./тонн, а у ОАО "Воркутауголь" – 62 долл./тонн. Однако с учетом расходов на транспортировку до границы Украины себестоимость получается уже 69 долл./тонн и 84 долл./тонн соответственно. Благодаря этому обстоятельству в следующем году на украинских КХЗ прогнозируется сохранение соотношения отечественного и импортного сырья, сопоставимое с 2007 годом.

Тогда, напомним, на Алчевсккоксе и Запорожкоксе оно составило 49% к 51%, на Днепрококсе, Баглейкоксе и Днепродзержинском КХЗ – 56% к 44%, на Макеевкоксе и Ясиновском КХЗ – 71% к 29%, на Авдеевском КХЗ – 88% к 12%, на коксохимическом заводе, входящем в структуру меткомбината "ArcelorMittal Кривой Рог", – 71% к 29%. Одновременно металлурги будут увеличивать импорт готового кокса до 600 тыс. тонн в нынешнем году против 200 тыс. тонн в 2009 году и далее до 800 тыс. тонн в 2011 году. Вместе с тем сами украинские КХЗ в 2011 году смогут существенно нарастить объем своих поставок на внешние рынки благодаря решению Китая повысить заградительную пошлину на вывоз кокса до 40%.

Как известно, ранее КНР обеспечивала до 50% мировых потребностей в коксе. "Поэтому сейчас, в связи с введением лицензирования экспорта кокса и повышением вывозной пошлины до 40%, остальные экспортеры получили невиданный бонус", – отметил А.Макаров, выступая на международной конференции "Рынки металлургического сырья" в Алуште, организованной днепропетровской компанией "Бизнес-форум".

По его оценкам, выпуск кокса в КНР сейчас обходится в 221 долл./тонн, что делает его самым дешевым в мире, особенно в связи с внутренним перепроизводством. Однако дополнительные расходы ведут к повышению его экспортной стоимости до абсолютно нереальных для рынка 443 долл./тонн, из которых 104 долл./тонн приходится на экспортную пошлину, 70 долл./тонн – на получение лицензии, 38 долл./тонн – на НДС, с возвратом которого у производителей есть проблемы, и, наконец, еще 10 долл./тонн добавляет транспортировка.

Причем невозврат НДС в данном случае является дополнительным рычагом воздействия на производителей со стороны китайских властей, провозгласивших ограничение экспорта сырьевых товаров государственной политикой. При этом уже в текущем году в условиях прогнозируемого увеличения мирового производства чугуна на 16%, до 1,04 млрд тонн, на внешних рынках будет все острее ощущаться дефицит кокса.

Этому способствует и нехватка мощностей: ведьтолько в 2009 году в мире были выведены из эксплуатации батареи по производству 12 млн тонн кокса в год. И такой процесс продолжится, поскольку сейчас средний возраст коксовых батарей в мире (без учета Китая) составляет 24 года.

Поэтому по итогам текущего года ожидается наращивание экспорта кокса из Украины до 1,7 млн тонн против 0,9 млн тонн в 2009 году и далее до 2,2 млн тонн в 2011 году. Этому будет в значительной мере способствовать благоприятная ценовая динамика, которую прогнозируют отраслевые эксперты. По расчетам Dragon Capital, средняя стоимость кокса в Украине в следующем году повысится до 307 долл./тонн по сравнению с 290 долл./тонн в нынешнем году – при базовом сценарии, учитывающем невысокий темп восстановления спроса на сталь в мире.

В то же время компания допускает, что по оптимистичным расчетам мировые цены на кокс в 2011 году могут превысить отметку 400 долл./тонн, достигнув тем самым докризисного уровня. Повышению цен на продукцию коксохимиков будет способствовать и удорожание сырьевого компонента. Так, увеличение стоимости коксующегося угля в 2011 году ожидается в Украине до 173 долл./тонн против 164 долл./тонн в 2010.

"Дешевого угля не будет", – подчеркивает А.Макаров. И добавляет, что, несмотря на более низкое качество украинского коксующегося угля, обусловленное повышенным содержанием серы, цены на него зачастую приближаются к мировым. При этом следует отметить, что в следующем году компания Nomura прогнозирует рост цен на коксующийся уголь до 241 долл./тонн по сравнению со 191 долл./тонн в текущем.

Что же касается ввода в строй новых мощностей, то он, скорее всего, будет отставать от вывода отработавших свой срок агрегатов. Это объясняется высокой стоимостью большинства проектов. К примеру, в следующем году запланировали запуск новой коксовой батареи чешская компания Trinecke Zelezarne – производительностью 350 тыс. тонн, российские Северсталь – 700 тыс. тонн и Мечел – 470 тыс. тонн, американский SunCok – 550 тыс. тонн. А японская корпорация Nippon Stеel уже в 2013 году намерена начать эксплуатацию новой батареи мощностью 1 млн тонн кокса в год.

При этом в пересчете на готовую продукцию затраты на строительство новой коксовой батареи для Trinecke Zelezarne составят 314 долл./тонн, для Северстали – 343 долл./тонн, для Nippon Stеel – 640 долл./тонн, для SunCok – и вовсе 691 долл./тонн. Относительно небольшие затраты будут только у Мечела – 96 долл./тонн. Для сравнения: в Украине в 2006-2007 годах были введены в эксплуатацию новые батареи на АМКР и Алчевском КХЗ мощностью 1,1 и 1 млн тонн соответственно. При этом затраты компаний составили 182 долл./тонн и 140 долл./тонн.

Игорь Воронцов

МинПром

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
25.09.17, Ярослав Ярош
Вот и последний из динозавров европейской металлургии – немецкий концерн ThyssenKrupp – не устоял перед напором молодых азиатских волков. 20 сентября был подписан меморандум о слиянии его сталеплавильных активов с аналогичными активами в Европе индийского холдинга Tata Steel. Сделку предполагается закрыть в начале 2018 г. Если не помешают Еврокомиссия, профсоюзы, выборы и другие форс-мажоры.
20.09.17, Максим Полевой
Конец лета и начало осени ознаменовались взлетом цен на железорудное сырье и металл ввиду сезонного оживления спроса. Подъем на мировом металлорынке продлится по крайней мере до конца года.
18.09.17, Ярослав Ярош
Китайская компания Beijing Skyrizon Aviation и т. д., которую до сих пор позиционировали как партнера и инвестора запорожского производителя авиатехники "Мотор-Сич", оказалась ее хозяином. Сейчас СБУ пытается заблокировать сделку, оформленную еще год назад. Но самолет уже улетел. Конечно, вывозить запорожский завод в Китай никто не намерен, но закрыть, предварительно откачав технологии и мозги, – такой вариант вполне реалистичен.
13.09.17, Максим Полевой
В последние годы в Украине активно растет интерес к электромобилям – экологически чистому транспорту, не зависящему от традиционного топлива и увеличивающихся расходов на него. В 2016 году рынок вырос примерно в 5 раз (1-е место в Европе по скорости роста), до 1434 шт., а в І полугодии этого года – еще в 2,7 раза, до 1668 шт. Аналитики даже называют это главным трендом всего национального авторынка.
08.09.17, Ярослав Ярош
Ценовая динамика на мировом рынке титана и соответственно титаносодержащего сырья в XXI веке движется по синусоидальной траектории. Со второй половины 2016 г. кривая цен потянулась вверх. Но частных добытчиков ильменита в Украине эта благоприятная конъюнктура не очень-то греет. Им больше приходится бороться за выживание.
07.09.17, МинПром
С началом осени курс доллара в обменных пунктах пошел вверх. МинПром решил выяснить, какие факторы влияют на снижение курса национальной валюты и на какой отметке стоит ожидать его стабилизации.
05.09.17, Максим Полевой
В странах Европейского Союза газ постепенно дешевеет из-за профицита предложения. Украина тоже экономит благодаря этой тенденции, но эффект сдерживается повышением цен со стороны НАК "Нафтогаз Украины".
31.08.17, Ярослав Ярош
Украина сама загнала себя в юридический капкан, сначала признав за крохотной нидерландской компанией Yuzgas B.V. право на освоение огромного Юзовского газоносного участка, а затем отказав ей в этом. Второй шаг был более рациональным, чем первый. Но запоздалым. Yuzgas быстро отсудил за собой право на Юзовку. И теперь в глазах любого другого инвестора этот проект выглядит как туманный приз на слишком шаткой правовой базе, за который нет смысла бороться.
29.08.17, Максим Полевой
В августе мировые цены на нефть колебались возле отметки в 51 долл./барр. Эта тенденция сформировалась из-за сохраняющегося профицита глобального рынка на фоне нежелания ключевых добытчиков договариваться о скоординированном долгосрочном сокращении добычи. Каждая нефтекомпания и страна, скрыто или явно, пытается сохранить свою долю поставок в тоннаже – даже ценой потери доходности.
21.08.17, Анна Ганзенко, Василий Январев
После ухода Войцеха Балчуна "Укрзализныця" испытывает все те же проблемы, что и до появления польского реформатора: дефицит вагонов, неспособность в полной мере удовлетворить заявки клиентов и всеобъемлющая коррупция. Однако главный метод их решения остается прежним – повышение тарифов на те же 22,5%. Правда, железнодорожники обещают учесть мнение бизнеса, но будет ли это сделано, покажет время.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!