kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Кокс на вырост

02.12.10
размер текста:

Умеренное восстановление производства в отечественной металлургии благоприятно сказывается на коксохимической отрасли, увеличивая спрос на ее продукцию. Так, за 11 месяцев этого года производство валового кокса 6% влажности в Украине увеличилось на 6,8% в сравнении с аналогичным периодом 2009, до 16,893 млн тонн. А всего по итогам нынешнего года инвесткомпания Dragon Capital ожидает роста объемов выпуска валового кокса в Украине до 19,2 млн тонн против 17,3 млн тонн в прошлом году.

Аналитик Dragon Capital Александр Макаров прогнозирует, что данная тенденция сохранится и в 2011 году, причем выпуск валового кокса достигнет 20,1 млн тонн. Благодаря этому станет возможным дополнительный ввод в эксплуатацию ныне свободных мощностей на 2 млн тонн из 4,3 млн тонн, находящихся сейчас в режиме вынужденного простоя.

Локомотивом роста для украинских коксохимиков будет выплавка чугуна, которая по итогам 11 месяцев увеличилось на 7% по сравнению с тем же периодом 2009 года, до 24,919 млн тонн. По итогам года ожидается, что данный показатель вырастет до 26,9 млн тонн против 25,7 млн тонн в прошлом году. Соответственно, в 2011 эксперт ожидает выплавки чугуна в объеме 30,1 млн тонн.

Как отмечает А.Макаров, росту потребления кокса металлургами также поможет повсеместно реализуемый перевод доменных печей с природного газа на пылеугольное топливо. Напомним, что для замены природного газа на ПУТ необходимы дополнительные 60 кг доменного кокса на одну тонну чугуна.

Увеличение выпуска кокса, в свою очередь, приведет к дальнейшему росту импорта коксующихся углей, используемых при его производстве, с 7,5 млн тонн в пересчете на концентрат в 2009 году до 8,5 млн тонн по итогам текущего и до 9,5 млн тонн – в 201. При этом российские поставщики, на долю которых сейчас приходится около 90% всего объема ввозимого коксующегося угля, и далее сохранят доминирующее положение среди импортеров.

Увеличению объемов импорта также будет способствовать снижение добычи отечественными предприятиями, прежде всего в госсекторе. Напомним, что по итогам прошлого года производство коксующегося угля в Украине сократилось на 3,8%, до 25,8 млн тонн. А в нынешнем году прогнозируется уменьшение показателя еще на 2%, до 25,3 млн тонн.

Это означает, что в следующем году за счет импортного концентрата украинские коксохимики будут покрывать примерно треть своих сырьевых потребностей. Тем не менее поставки отечественного концентрата на коксохимзаводы тоже вырастут – до 16,7 млн тонн в текущем году по сравнению с 16,1 млн тонн в 2009 году и до 18,5 млн тонн – в 2011.

Такое значительное увеличение показателя ожидается за счет запуска в эксплуатацию второй очереди шахты "Красноармейская-Западная №1", одного из крупнейших в Украине производителей коксующегося угля, входящего в структуру группы "Донецксталь" предпринимателя Виктора Нусенкиса. Таким образом, высокие расходы на транспортировку российского коксующегося угля и дефицит на внутреннем рынке Украины позволят местным участникам рынка и в дальнейшем чувствовать себя достаточно комфортно.

По оценкам Dragon Capital, в Украине самая низкая себестоимость угольного концентрата у объединения "Павлоградуголь" – 59 долл./тонн (без учета амортизационных отчислений). Далее следуют Красноармейская-Западная №1 – 67 долл./тонн, объединение "Краснодонуголь" – 106 долл./тонн и шахта им.Засядько – 117 долл./тонн. А наиболее высокие расходы на выходе получаются у ГП "Макеевуголь" – 202 долл./тонн.

Таким образом, себестоимость украинского угольного концентрата в целом по отрасли составляла 137 долл./тонн при его цене 165-175 долл. тонн в III квартале нынешнего года. Тем не менее у 2,1 млн тонн произведенного концентрата, или 27% от общего объема, расходы оказались выше рыночной стоимости.

В то же время у крупнейшего в Российской Федерации производителя коксующегося угля ОАО "Шахта "Распадская" этот показатель составляет 24 долл./тонн, а у ОАО "Воркутауголь" – 62 долл./тонн. Однако с учетом расходов на транспортировку до границы Украины себестоимость получается уже 69 долл./тонн и 84 долл./тонн соответственно. Благодаря этому обстоятельству в следующем году на украинских КХЗ прогнозируется сохранение соотношения отечественного и импортного сырья, сопоставимое с 2007 годом.

Тогда, напомним, на Алчевсккоксе и Запорожкоксе оно составило 49% к 51%, на Днепрококсе, Баглейкоксе и Днепродзержинском КХЗ – 56% к 44%, на Макеевкоксе и Ясиновском КХЗ – 71% к 29%, на Авдеевском КХЗ – 88% к 12%, на коксохимическом заводе, входящем в структуру меткомбината "ArcelorMittal Кривой Рог", – 71% к 29%. Одновременно металлурги будут увеличивать импорт готового кокса до 600 тыс. тонн в нынешнем году против 200 тыс. тонн в 2009 году и далее до 800 тыс. тонн в 2011 году. Вместе с тем сами украинские КХЗ в 2011 году смогут существенно нарастить объем своих поставок на внешние рынки благодаря решению Китая повысить заградительную пошлину на вывоз кокса до 40%.

Как известно, ранее КНР обеспечивала до 50% мировых потребностей в коксе. "Поэтому сейчас, в связи с введением лицензирования экспорта кокса и повышением вывозной пошлины до 40%, остальные экспортеры получили невиданный бонус", – отметил А.Макаров, выступая на международной конференции "Рынки металлургического сырья" в Алуште, организованной днепропетровской компанией "Бизнес-форум".

По его оценкам, выпуск кокса в КНР сейчас обходится в 221 долл./тонн, что делает его самым дешевым в мире, особенно в связи с внутренним перепроизводством. Однако дополнительные расходы ведут к повышению его экспортной стоимости до абсолютно нереальных для рынка 443 долл./тонн, из которых 104 долл./тонн приходится на экспортную пошлину, 70 долл./тонн – на получение лицензии, 38 долл./тонн – на НДС, с возвратом которого у производителей есть проблемы, и, наконец, еще 10 долл./тонн добавляет транспортировка.

Причем невозврат НДС в данном случае является дополнительным рычагом воздействия на производителей со стороны китайских властей, провозгласивших ограничение экспорта сырьевых товаров государственной политикой. При этом уже в текущем году в условиях прогнозируемого увеличения мирового производства чугуна на 16%, до 1,04 млрд тонн, на внешних рынках будет все острее ощущаться дефицит кокса.

Этому способствует и нехватка мощностей: ведьтолько в 2009 году в мире были выведены из эксплуатации батареи по производству 12 млн тонн кокса в год. И такой процесс продолжится, поскольку сейчас средний возраст коксовых батарей в мире (без учета Китая) составляет 24 года.

Поэтому по итогам текущего года ожидается наращивание экспорта кокса из Украины до 1,7 млн тонн против 0,9 млн тонн в 2009 году и далее до 2,2 млн тонн в 2011 году. Этому будет в значительной мере способствовать благоприятная ценовая динамика, которую прогнозируют отраслевые эксперты. По расчетам Dragon Capital, средняя стоимость кокса в Украине в следующем году повысится до 307 долл./тонн по сравнению с 290 долл./тонн в нынешнем году – при базовом сценарии, учитывающем невысокий темп восстановления спроса на сталь в мире.

В то же время компания допускает, что по оптимистичным расчетам мировые цены на кокс в 2011 году могут превысить отметку 400 долл./тонн, достигнув тем самым докризисного уровня. Повышению цен на продукцию коксохимиков будет способствовать и удорожание сырьевого компонента. Так, увеличение стоимости коксующегося угля в 2011 году ожидается в Украине до 173 долл./тонн против 164 долл./тонн в 2010.

"Дешевого угля не будет", – подчеркивает А.Макаров. И добавляет, что, несмотря на более низкое качество украинского коксующегося угля, обусловленное повышенным содержанием серы, цены на него зачастую приближаются к мировым. При этом следует отметить, что в следующем году компания Nomura прогнозирует рост цен на коксующийся уголь до 241 долл./тонн по сравнению со 191 долл./тонн в текущем.

Что же касается ввода в строй новых мощностей, то он, скорее всего, будет отставать от вывода отработавших свой срок агрегатов. Это объясняется высокой стоимостью большинства проектов. К примеру, в следующем году запланировали запуск новой коксовой батареи чешская компания Trinecke Zelezarne – производительностью 350 тыс. тонн, российские Северсталь – 700 тыс. тонн и Мечел – 470 тыс. тонн, американский SunCok – 550 тыс. тонн. А японская корпорация Nippon Stеel уже в 2013 году намерена начать эксплуатацию новой батареи мощностью 1 млн тонн кокса в год.

При этом в пересчете на готовую продукцию затраты на строительство новой коксовой батареи для Trinecke Zelezarne составят 314 долл./тонн, для Северстали – 343 долл./тонн, для Nippon Stеel – 640 долл./тонн, для SunCok – и вовсе 691 долл./тонн. Относительно небольшие затраты будут только у Мечела – 96 долл./тонн. Для сравнения: в Украине в 2006-2007 годах были введены в эксплуатацию новые батареи на АМКР и Алчевском КХЗ мощностью 1,1 и 1 млн тонн соответственно. При этом затраты компаний составили 182 долл./тонн и 140 долл./тонн.

Игорь Воронцов

МинПром

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
18.08.17, Ярослав Ярош
Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.
10.08.17, Максим Полевой
В июле Госинспекция ядерного регулирования разрешила НАЭК "Энергоатом" начать строительство Централизованного хранилища отработанного ядерного топлива (ЦХОЯТ) реакторов типа ВВЭР с АЭС Украины, место строительства – зона отчуждения вокруг Чернобыльской станции.
04.08.17, Галина Резник
Во время предвыборной кампании Дональд Трамп обещал помочь возрождению американской сталелитейной промышленности. По его требованию начато расследование по статье 232, которое должно подтвердить, что импорт представляет угрозу национальной безопасности США, а после вынесения этого вердикта планируется ввести сверхвысокие тарифы (около 20%), квоты или комбинацию этих мер против импорта стальной продукции. Многие эксперты считают, что эти действия станут началом мировой торговой войны.
31.07.17, Максим Полевой
Кабинет министров Украины обновил правила компенсации при покупке отечественной агротехники: теперь возмещение получат не производители, а покупатели. Впрочем, они и без того наращивают закупки сельскохозяйственных машин.
24.07.17, Ярослав Ярош
В первом полугодии-2017 металлурги Украины смогли увеличить валютную выручку от экспорта черных металлов почти на 22% относительно прошлогоднего показателя. Второе полугодие может быть еще плодовитее, поскольку оно началось с тотального роста почти на всех интересных для отечественного ГМК рынках. Маятник между спросом и предложением уже в мае-июне основательно качнуло в сторону продавцов, и в ближайшие несколько месяцев они будут заказывать музыку на рынке.
14.07.17, Анна Ганзенко
Пока таможенные и квотные преграды на пути украинской сельскохозяйственной продукции к иностранным покупателям постепенно исчезают, внутренний логистический барьер остается незыблемым.
12.07.17, Максим Полевой
"Укрзализныця" продолжает декларировать планы закупки подвижного состава и локомотивов, однако пытается выстроить их под собственные заводы и импортеров.
07.07.17, Елена Курашина
В ближайшие дни должен состояться долгожданный отчет председателя правления "Укрзализныци" Войцеха Балчуна, по результатам которого Кабинет министров примет решение продлевать или нет контракт с польским реформатором.
05.07.17, Максим Полевой
С окончанием Рамадана, которое произошло 24 июня, на глобальном металлорынке наметилось оживление. Параллельно повышается спрос в Китае, а в Турции в ІІІ квартале ждут ускорения темпов строительства, и эти факторы добавляют оптимизма в краткосрочные прогнозы.
30.06.17, Максим Полевой
Украина и Беларусь активизировали переговоры о создании транзитного речного хаба на границе двух стран, в с. Нижние Жары Гомельской обл. Минск заинтересован в порте типа "река-море", чтобы погружать свою продукцию на суда каботажного класса, способные идти в Черное море и прибрежные государства без дополнительной перегрузки – это снижает транспортные расходы. Стоимость порта составляет 8-10 млн долл., а подвод ж/д ветки – до 100 млн долл.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!