kjsdsf
Подробнее Запомнить город


ТЭК-2009: груз вчерашних проблем

26.12.08
размер текста:

На Новый год принято желать, чтобы все проблемы остались в году уходящем. Но сколько бы не выпили под разукрашенной елкой украинские энергетики, это не улучшит ситуацию в отрасли. Проблемой №1 остается угроза дефолта для НАК "Нафтогаз Украины".

Формальными основаниями для этого являются непредоставление компанией финплана, а также отчетности по международным финансовым стандартам еще за 2007 год - и, как следствие, отсутствие итоговых данных международного аудита за указанный период. Напомним, что в 2008 году проблема была снята за счет предоставления госгарантий по кредитам "Нафтогаза" на сумму свыше 2 млрд долл. Однако совсем скоро наступает срок подачи отчетности уже за 2008 год. Это означает, что вопрос технического дефолта компании опять стоит в повестке дня.

Почему "Нафтогаз" скрывает истинное финансовое положение, догадаться несложно: негативный аудиторский вывод повлечет требование кредиторов о досрочном погашении обязательств. А в том, что заключение будет негативным, сомневаться не приходится – о непрозрачности финансовых отношений между входящими в холдинг компаниями, об их перекрестном субсидировании и неэффективном использовании средств говорится, в частности, в докладе ГлавКРУ, направленном в Кабмин в начале 2008 года.

Остался неурегулированным и, таким образом, перешел в 2009 год корпоративный конфликт вокруг Кременчугского НПЗ, в результате которого в 2008 году переработка нефти на предприятии снизилась на 52,6% по сравнению с предыдущим периодом - до 2,51 млн тонн (данные за 11 мес). Впрочем, неутешительно выглядит ситуация и в целом по отрасли: по сравнению с 2007 годом загрузка украинских НПЗ снизилась с 25,7 до 19,2% от проектной мощности.

При этом простои возросли с 922 до 936 дней. И хотя потребление топлива не уменьшалось, его дефицита на рынке не наблюдалось - поскольку шло замещение импортом нефтепродуктов, который, по данным Минтопэнерго, в 2008 году возрос по сравнению с предыдущим периодом в два раза. Есть все основания полагать, что в 2009 году этот процесс продолжится – поскольку выпуск в Украине топлива с конкурентным качеством и ценой требует масштабной и дорогостоящей модернизации.

Так, только на Дрогобычском НПЗ программа внедрения гидроочистки и изомеризации бензиновых фракций оценивается в 860 млн долл. Собственники заводов и в более благополучные времена не хотели проводить реконструкцию производства, так сказать, на общих основаниях, требуя налоговых льгот. Теперь же, в период кризиса, реализация инвестпроектов невозможна из-за дороговизны кредитов. Впрочем, желаемых преференций нефтепромышленники все равно не получили. И пока ничего не указывает на изменения в подходе к этому вопросу правительства и парламента.

Актуальным для 2009 года будет еще один вопрос, не решенный в 2008-ом: где взять нефть под аверсное использование трубопровода "Одесса-Броды"? Энергетические саммиты в Киеве, Вильнюсе и Польше на уровне глав заинтересованных государств, поездка В.Ющенко в Баку – все это имело место в 2008 году. Был даже предложен практический вариант, предусматривающий участие в проекте некоей оффшорной кипрской компании в качестве финансового гаранта. Однако в итоге вариант был отброшен в результате категоричной позиции Ю.Тимошенко, запретившей ОАО "Укртранснефть" подписывать какие-либо соглашения по "Одесса-Броды" без согласования с Кабмином. В ответ В.Ющенко потребовал от правительства представить собственные предложения – но их так и не последовало.

На протяжении 2008 года постоянно переносились сроки проведения донорской конференции по участию в модернизации украинской ГТС, оцениваемой в 2,5 млрд долл. Естественно, что теперь она планируется на 2009 год – пока что на февраль. Точно также была перенесена и приватизация энергокомпаний, как распределяющих, так и генерирующих. Правда, здесь уже экономический кризис послужит не тормозом, а катализатором процесса. Поскольку наполнять бюджет надо, а как это сделать в условиях падения производства во всех отраслях и предоставления налоговых льгот? Распродажа госактивов и кредиты международных финансовых организаций, третьего не дано. Поэтому вероятность энергоприватизации в 2009 году следует расценивать как "очень высокую". Брокеры утверждают, что это поможет в 1,5-2 раза поднять рыночную стоимость акций энергокомпаний и фондовый рынок в целом, вернув к нему интерес инвесторов. Других явных преимуществ от этого пока что не просматривается.

Возможно, это связано с действующей в Украине моделью энергорынка, в значительной мере утратившей былую эффективность. Руководство Минтопэнерго обещает в 2009 году как минимум на 10% перевести оптовый рынок электроэнергии на модель прямых договоров. Представители НАК "ЭКУ" и НАЭК "Энергоатом" сомневаются в реалистичности этих планов. По их мнению, такое возможно не раньше 2010-2011 гг. Напомним, что в 2008 году внести изменения в правила работы ОРЭ министерству не удалось. Но это, в принципе, не критично для ТЭКа.

Иное дело газораспределительные сети. Точнее, степень их износа, чреватая техногенными катастрофами. Как известно, первый тревожный звонок для властей прозвучал 13 октября 2007 года, когда в результате взрыва бытового газа в жилом доме в Днепропетровске погибли 23 человека, а более 400 получили травмы различной тяжести. Однако с тех пор Кабмину, Минтопэнерго, Фонду госимущества и Нацкомиссии регулирования электроэнергетики так и не удалось найти действенный механизм для "стимулирования" частных собственников облгоргазов к инвестициям в обновление распределительных сетей.

Справедливости ради следует сказать, что их износ в газораспределяющих компаниях, подконтрольных "Нафтогазу Украины", то есть государству, столь же высок. И 17 января 2008 года днепропетровская трагедия едва не повторилась в Черновцах: там из-за технической неисправности газ среднего давления попал в бытовые приборы жилого дома, что привело к утечке газа в квартирах и создало угрозу взрыва газовоздушной смеси. К сожалению, подобные инциденты возможны и в 2009 году.

 


Комментарии
комментариев: 1
10:55 | 08.01.2009
Тарас
Выход один: надо срочно сбросить всю команду оранжевых, которые довели не только ТЭК, но и всю промышленность Украины до грани развала, в вместо них поставить нормальных не продажных менеджеров....

...


Статьи
19.10.17, Игорь Воронцов
Никель в текущем году оказался в роли слабого звена мирового ГМК. Практически по всем цветным металлам, которые торгуются на Лондонской бирже металлов (LME), котировки в течение года уверенно шли вверх. Так, цинк подорожал с 2715 долл./тонну в январе до 3350 долл./тонну в середине октября, медь – с 5784 до 7146 долл./тонну, алюминий – с 1785 до 2142 долл./тонну.
13.10.17, Ярослав Ярош
Трубный холдинг Виктора Пинчука "Интерпайп" инициировал в Еврокомиссии пересмотр размера антидемпинговых пошлин на поставку бесшовных труб из Украины в страны Евросоюза. Но еще как минимум год этого не произойдет. Поэтому "Интерпайп" снова подался искать счастья на рынки СНГ, в т. ч. России. И уже достиг в этом некоторых успехов.
09.10.17, Максим Полевой
Несмотря на глобальный профицит металлургических мощностей, многие страны строят новые заводы и расширяют существующие. Ключевые причины: выпуск более дорогой продукции или импортозамещение.
05.10.17, Ярослав Ярош
Поддавшись давлению лоббистов из Eurofer, Еврокомиссия все-таки решилась на заградительные меры против горячекатаного плоского проката (HRC – в английской аббревиатуре) из Украины, России, Ирана и Бразилии. Такой исход более чем годового расследования порадует сталепроизводителей из ЕС, но лишь до того момента, пока не сыграет с ними злую шутку. Данное решение оголяет европейский рынок для индийско-турецкой интервенции.
29.09.17, Максим Полевой
Металлургический комбинат "АрселорМиттал Кривой Рог" закончил реконструкцию конвертера, строит две новые МНЛЗ и две коксовые батареи. По планам предприятия до 2020 года инвестиции в производственное развитие должны превысить 1,1 млрд долл.
26.09.17, Игорь Воронцов
Новое руководство госмонополиста ПАО "Укрзализныця" пытается переложить возросшие затраты на потребителей своих услуг – вместо того, чтобы увеличивать объемы грузоперевозок и, соответственно, свои доходы. Однако это требует налаживания операционной эффективности, а железнодорожники пытаются идти по пути наименьшего сопротивления.
25.09.17, Ярослав Ярош
Вот и последний из динозавров европейской металлургии – немецкий концерн ThyssenKrupp – не устоял перед напором молодых азиатских волков. 20 сентября был подписан меморандум о слиянии его сталеплавильных активов с аналогичными активами в Европе индийского холдинга Tata Steel. Сделку предполагается закрыть в начале 2018 г. Если не помешают Еврокомиссия, профсоюзы, выборы и другие форс-мажоры.
20.09.17, Максим Полевой
Конец лета и начало осени ознаменовались взлетом цен на железорудное сырье и металл ввиду сезонного оживления спроса. Подъем на мировом металлорынке продлится по крайней мере до конца года.
18.09.17, Ярослав Ярош
Китайская компания Beijing Skyrizon Aviation и т. д., которую до сих пор позиционировали как партнера и инвестора запорожского производителя авиатехники "Мотор-Сич", оказалась ее хозяином. Сейчас СБУ пытается заблокировать сделку, оформленную еще год назад. Но самолет уже улетел. Конечно, вывозить запорожский завод в Китай никто не намерен, но закрыть, предварительно откачав технологии и мозги, – такой вариант вполне реалистичен.
13.09.17, Максим Полевой
В последние годы в Украине активно растет интерес к электромобилям – экологически чистому транспорту, не зависящему от традиционного топлива и увеличивающихся расходов на него. В 2016 году рынок вырос примерно в 5 раз (1-е место в Европе по скорости роста), до 1434 шт., а в І полугодии этого года – еще в 2,7 раза, до 1668 шт. Аналитики даже называют это главным трендом всего национального авторынка.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!