kjsdsf
Подробнее Запомнить город


ТЭК-2009: груз вчерашних проблем

26.12.08
размер текста:

На Новый год принято желать, чтобы все проблемы остались в году уходящем. Но сколько бы не выпили под разукрашенной елкой украинские энергетики, это не улучшит ситуацию в отрасли. Проблемой №1 остается угроза дефолта для НАК "Нафтогаз Украины".

Формальными основаниями для этого являются непредоставление компанией финплана, а также отчетности по международным финансовым стандартам еще за 2007 год - и, как следствие, отсутствие итоговых данных международного аудита за указанный период. Напомним, что в 2008 году проблема была снята за счет предоставления госгарантий по кредитам "Нафтогаза" на сумму свыше 2 млрд долл. Однако совсем скоро наступает срок подачи отчетности уже за 2008 год. Это означает, что вопрос технического дефолта компании опять стоит в повестке дня.

Почему "Нафтогаз" скрывает истинное финансовое положение, догадаться несложно: негативный аудиторский вывод повлечет требование кредиторов о досрочном погашении обязательств. А в том, что заключение будет негативным, сомневаться не приходится – о непрозрачности финансовых отношений между входящими в холдинг компаниями, об их перекрестном субсидировании и неэффективном использовании средств говорится, в частности, в докладе ГлавКРУ, направленном в Кабмин в начале 2008 года.

Остался неурегулированным и, таким образом, перешел в 2009 год корпоративный конфликт вокруг Кременчугского НПЗ, в результате которого в 2008 году переработка нефти на предприятии снизилась на 52,6% по сравнению с предыдущим периодом - до 2,51 млн тонн (данные за 11 мес). Впрочем, неутешительно выглядит ситуация и в целом по отрасли: по сравнению с 2007 годом загрузка украинских НПЗ снизилась с 25,7 до 19,2% от проектной мощности.

При этом простои возросли с 922 до 936 дней. И хотя потребление топлива не уменьшалось, его дефицита на рынке не наблюдалось - поскольку шло замещение импортом нефтепродуктов, который, по данным Минтопэнерго, в 2008 году возрос по сравнению с предыдущим периодом в два раза. Есть все основания полагать, что в 2009 году этот процесс продолжится – поскольку выпуск в Украине топлива с конкурентным качеством и ценой требует масштабной и дорогостоящей модернизации.

Так, только на Дрогобычском НПЗ программа внедрения гидроочистки и изомеризации бензиновых фракций оценивается в 860 млн долл. Собственники заводов и в более благополучные времена не хотели проводить реконструкцию производства, так сказать, на общих основаниях, требуя налоговых льгот. Теперь же, в период кризиса, реализация инвестпроектов невозможна из-за дороговизны кредитов. Впрочем, желаемых преференций нефтепромышленники все равно не получили. И пока ничего не указывает на изменения в подходе к этому вопросу правительства и парламента.

Актуальным для 2009 года будет еще один вопрос, не решенный в 2008-ом: где взять нефть под аверсное использование трубопровода "Одесса-Броды"? Энергетические саммиты в Киеве, Вильнюсе и Польше на уровне глав заинтересованных государств, поездка В.Ющенко в Баку – все это имело место в 2008 году. Был даже предложен практический вариант, предусматривающий участие в проекте некоей оффшорной кипрской компании в качестве финансового гаранта. Однако в итоге вариант был отброшен в результате категоричной позиции Ю.Тимошенко, запретившей ОАО "Укртранснефть" подписывать какие-либо соглашения по "Одесса-Броды" без согласования с Кабмином. В ответ В.Ющенко потребовал от правительства представить собственные предложения – но их так и не последовало.

На протяжении 2008 года постоянно переносились сроки проведения донорской конференции по участию в модернизации украинской ГТС, оцениваемой в 2,5 млрд долл. Естественно, что теперь она планируется на 2009 год – пока что на февраль. Точно также была перенесена и приватизация энергокомпаний, как распределяющих, так и генерирующих. Правда, здесь уже экономический кризис послужит не тормозом, а катализатором процесса. Поскольку наполнять бюджет надо, а как это сделать в условиях падения производства во всех отраслях и предоставления налоговых льгот? Распродажа госактивов и кредиты международных финансовых организаций, третьего не дано. Поэтому вероятность энергоприватизации в 2009 году следует расценивать как "очень высокую". Брокеры утверждают, что это поможет в 1,5-2 раза поднять рыночную стоимость акций энергокомпаний и фондовый рынок в целом, вернув к нему интерес инвесторов. Других явных преимуществ от этого пока что не просматривается.

Возможно, это связано с действующей в Украине моделью энергорынка, в значительной мере утратившей былую эффективность. Руководство Минтопэнерго обещает в 2009 году как минимум на 10% перевести оптовый рынок электроэнергии на модель прямых договоров. Представители НАК "ЭКУ" и НАЭК "Энергоатом" сомневаются в реалистичности этих планов. По их мнению, такое возможно не раньше 2010-2011 гг. Напомним, что в 2008 году внести изменения в правила работы ОРЭ министерству не удалось. Но это, в принципе, не критично для ТЭКа.

Иное дело газораспределительные сети. Точнее, степень их износа, чреватая техногенными катастрофами. Как известно, первый тревожный звонок для властей прозвучал 13 октября 2007 года, когда в результате взрыва бытового газа в жилом доме в Днепропетровске погибли 23 человека, а более 400 получили травмы различной тяжести. Однако с тех пор Кабмину, Минтопэнерго, Фонду госимущества и Нацкомиссии регулирования электроэнергетики так и не удалось найти действенный механизм для "стимулирования" частных собственников облгоргазов к инвестициям в обновление распределительных сетей.

Справедливости ради следует сказать, что их износ в газораспределяющих компаниях, подконтрольных "Нафтогазу Украины", то есть государству, столь же высок. И 17 января 2008 года днепропетровская трагедия едва не повторилась в Черновцах: там из-за технической неисправности газ среднего давления попал в бытовые приборы жилого дома, что привело к утечке газа в квартирах и создало угрозу взрыва газовоздушной смеси. К сожалению, подобные инциденты возможны и в 2009 году.

 


Комментарии
комментариев: 1
10:55 | 08.01.2009
Тарас
Выход один: надо срочно сбросить всю команду оранжевых, которые довели не только ТЭК, но и всю промышленность Украины до грани развала, в вместо них поставить нормальных не продажных менеджеров....

...


Статьи
21.08.17, Анна Ганзенко, Василий Январев
После ухода Войцеха Балчуна "Укрзализныця" испытывает все те же проблемы, что и до появления польского реформатора: дефицит вагонов, неспособность в полной мере удовлетворить заявки клиентов и всеобъемлющая коррупция. Однако главный метод их решения остается прежним – повышение тарифов на те же 22,5%. Правда, железнодорожники обещают учесть мнение бизнеса, но будет ли это сделано, покажет время.
18.08.17, Ярослав Ярош
Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.
10.08.17, Максим Полевой
В июле Госинспекция ядерного регулирования разрешила НАЭК "Энергоатом" начать строительство Централизованного хранилища отработанного ядерного топлива (ЦХОЯТ) реакторов типа ВВЭР с АЭС Украины, место строительства – зона отчуждения вокруг Чернобыльской станции.
04.08.17, Галина Резник
Во время предвыборной кампании Дональд Трамп обещал помочь возрождению американской сталелитейной промышленности. По его требованию начато расследование по статье 232, которое должно подтвердить, что импорт представляет угрозу национальной безопасности США, а после вынесения этого вердикта планируется ввести сверхвысокие тарифы (около 20%), квоты или комбинацию этих мер против импорта стальной продукции. Многие эксперты считают, что эти действия станут началом мировой торговой войны.
31.07.17, Максим Полевой
Кабинет министров Украины обновил правила компенсации при покупке отечественной агротехники: теперь возмещение получат не производители, а покупатели. Впрочем, они и без того наращивают закупки сельскохозяйственных машин.
24.07.17, Ярослав Ярош
В первом полугодии-2017 металлурги Украины смогли увеличить валютную выручку от экспорта черных металлов почти на 22% относительно прошлогоднего показателя. Второе полугодие может быть еще плодовитее, поскольку оно началось с тотального роста почти на всех интересных для отечественного ГМК рынках. Маятник между спросом и предложением уже в мае-июне основательно качнуло в сторону продавцов, и в ближайшие несколько месяцев они будут заказывать музыку на рынке.
14.07.17, Анна Ганзенко
Пока таможенные и квотные преграды на пути украинской сельскохозяйственной продукции к иностранным покупателям постепенно исчезают, внутренний логистический барьер остается незыблемым.
12.07.17, Максим Полевой
"Укрзализныця" продолжает декларировать планы закупки подвижного состава и локомотивов, однако пытается выстроить их под собственные заводы и импортеров.
07.07.17, Елена Курашина
В ближайшие дни должен состояться долгожданный отчет председателя правления "Укрзализныци" Войцеха Балчуна, по результатам которого Кабинет министров примет решение продлевать или нет контракт с польским реформатором.
05.07.17, Максим Полевой
С окончанием Рамадана, которое произошло 24 июня, на глобальном металлорынке наметилось оживление. Параллельно повышается спрос в Китае, а в Турции в ІІІ квартале ждут ускорения темпов строительства, и эти факторы добавляют оптимизма в краткосрочные прогнозы.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!