kjsdsf
Подробнее Запомнить город


ТЭК-2009: груз вчерашних проблем

26.12.08
размер текста:

На Новый год принято желать, чтобы все проблемы остались в году уходящем. Но сколько бы не выпили под разукрашенной елкой украинские энергетики, это не улучшит ситуацию в отрасли. Проблемой №1 остается угроза дефолта для НАК "Нафтогаз Украины".

Формальными основаниями для этого являются непредоставление компанией финплана, а также отчетности по международным финансовым стандартам еще за 2007 год - и, как следствие, отсутствие итоговых данных международного аудита за указанный период. Напомним, что в 2008 году проблема была снята за счет предоставления госгарантий по кредитам "Нафтогаза" на сумму свыше 2 млрд долл. Однако совсем скоро наступает срок подачи отчетности уже за 2008 год. Это означает, что вопрос технического дефолта компании опять стоит в повестке дня.

Почему "Нафтогаз" скрывает истинное финансовое положение, догадаться несложно: негативный аудиторский вывод повлечет требование кредиторов о досрочном погашении обязательств. А в том, что заключение будет негативным, сомневаться не приходится – о непрозрачности финансовых отношений между входящими в холдинг компаниями, об их перекрестном субсидировании и неэффективном использовании средств говорится, в частности, в докладе ГлавКРУ, направленном в Кабмин в начале 2008 года.

Остался неурегулированным и, таким образом, перешел в 2009 год корпоративный конфликт вокруг Кременчугского НПЗ, в результате которого в 2008 году переработка нефти на предприятии снизилась на 52,6% по сравнению с предыдущим периодом - до 2,51 млн тонн (данные за 11 мес). Впрочем, неутешительно выглядит ситуация и в целом по отрасли: по сравнению с 2007 годом загрузка украинских НПЗ снизилась с 25,7 до 19,2% от проектной мощности.

При этом простои возросли с 922 до 936 дней. И хотя потребление топлива не уменьшалось, его дефицита на рынке не наблюдалось - поскольку шло замещение импортом нефтепродуктов, который, по данным Минтопэнерго, в 2008 году возрос по сравнению с предыдущим периодом в два раза. Есть все основания полагать, что в 2009 году этот процесс продолжится – поскольку выпуск в Украине топлива с конкурентным качеством и ценой требует масштабной и дорогостоящей модернизации.

Так, только на Дрогобычском НПЗ программа внедрения гидроочистки и изомеризации бензиновых фракций оценивается в 860 млн долл. Собственники заводов и в более благополучные времена не хотели проводить реконструкцию производства, так сказать, на общих основаниях, требуя налоговых льгот. Теперь же, в период кризиса, реализация инвестпроектов невозможна из-за дороговизны кредитов. Впрочем, желаемых преференций нефтепромышленники все равно не получили. И пока ничего не указывает на изменения в подходе к этому вопросу правительства и парламента.

Актуальным для 2009 года будет еще один вопрос, не решенный в 2008-ом: где взять нефть под аверсное использование трубопровода "Одесса-Броды"? Энергетические саммиты в Киеве, Вильнюсе и Польше на уровне глав заинтересованных государств, поездка В.Ющенко в Баку – все это имело место в 2008 году. Был даже предложен практический вариант, предусматривающий участие в проекте некоей оффшорной кипрской компании в качестве финансового гаранта. Однако в итоге вариант был отброшен в результате категоричной позиции Ю.Тимошенко, запретившей ОАО "Укртранснефть" подписывать какие-либо соглашения по "Одесса-Броды" без согласования с Кабмином. В ответ В.Ющенко потребовал от правительства представить собственные предложения – но их так и не последовало.

На протяжении 2008 года постоянно переносились сроки проведения донорской конференции по участию в модернизации украинской ГТС, оцениваемой в 2,5 млрд долл. Естественно, что теперь она планируется на 2009 год – пока что на февраль. Точно также была перенесена и приватизация энергокомпаний, как распределяющих, так и генерирующих. Правда, здесь уже экономический кризис послужит не тормозом, а катализатором процесса. Поскольку наполнять бюджет надо, а как это сделать в условиях падения производства во всех отраслях и предоставления налоговых льгот? Распродажа госактивов и кредиты международных финансовых организаций, третьего не дано. Поэтому вероятность энергоприватизации в 2009 году следует расценивать как "очень высокую". Брокеры утверждают, что это поможет в 1,5-2 раза поднять рыночную стоимость акций энергокомпаний и фондовый рынок в целом, вернув к нему интерес инвесторов. Других явных преимуществ от этого пока что не просматривается.

Возможно, это связано с действующей в Украине моделью энергорынка, в значительной мере утратившей былую эффективность. Руководство Минтопэнерго обещает в 2009 году как минимум на 10% перевести оптовый рынок электроэнергии на модель прямых договоров. Представители НАК "ЭКУ" и НАЭК "Энергоатом" сомневаются в реалистичности этих планов. По их мнению, такое возможно не раньше 2010-2011 гг. Напомним, что в 2008 году внести изменения в правила работы ОРЭ министерству не удалось. Но это, в принципе, не критично для ТЭКа.

Иное дело газораспределительные сети. Точнее, степень их износа, чреватая техногенными катастрофами. Как известно, первый тревожный звонок для властей прозвучал 13 октября 2007 года, когда в результате взрыва бытового газа в жилом доме в Днепропетровске погибли 23 человека, а более 400 получили травмы различной тяжести. Однако с тех пор Кабмину, Минтопэнерго, Фонду госимущества и Нацкомиссии регулирования электроэнергетики так и не удалось найти действенный механизм для "стимулирования" частных собственников облгоргазов к инвестициям в обновление распределительных сетей.

Справедливости ради следует сказать, что их износ в газораспределяющих компаниях, подконтрольных "Нафтогазу Украины", то есть государству, столь же высок. И 17 января 2008 года днепропетровская трагедия едва не повторилась в Черновцах: там из-за технической неисправности газ среднего давления попал в бытовые приборы жилого дома, что привело к утечке газа в квартирах и создало угрозу взрыва газовоздушной смеси. К сожалению, подобные инциденты возможны и в 2009 году.

 


Комментарии
комментариев: 1
10:55 | 08.01.2009
Тарас
Выход один: надо срочно сбросить всю команду оранжевых, которые довели не только ТЭК, но и всю промышленность Украины до грани развала, в вместо них поставить нормальных не продажных менеджеров....

...


Статьи
14.07.17, Анна Ганзенко
Пока таможенные и квотные преграды на пути украинской сельскохозяйственной продукции к иностранным покупателям постепенно исчезают, внутренний логистический барьер остается незыблемым.
12.07.17, Максим Полевой
"Укрзализныця" продолжает декларировать планы закупки подвижного состава и локомотивов, однако пытается выстроить их под собственные заводы и импортеров.
07.07.17, Елена Курашина
В ближайшие дни должен состояться долгожданный отчет председателя правления "Укрзализныци" Войцеха Балчуна, по результатам которого Кабинет министров примет решение продлевать или нет контракт с польским реформатором.
05.07.17, Максим Полевой
С окончанием Рамадана, которое произошло 24 июня, на глобальном металлорынке наметилось оживление. Параллельно повышается спрос в Китае, а в Турции в ІІІ квартале ждут ускорения темпов строительства, и эти факторы добавляют оптимизма в краткосрочные прогнозы.
30.06.17, Максим Полевой
Украина и Беларусь активизировали переговоры о создании транзитного речного хаба на границе двух стран, в с. Нижние Жары Гомельской обл. Минск заинтересован в порте типа "река-море", чтобы погружать свою продукцию на суда каботажного класса, способные идти в Черное море и прибрежные государства без дополнительной перегрузки – это снижает транспортные расходы. Стоимость порта составляет 8-10 млн долл., а подвод ж/д ветки – до 100 млн долл.
26.06.17, Василий Январев
Группа компаний Smart Energy в июне начинает коммерческую эксплуатацию скважины №109 на Мехедовско-Голотовщинском месторождении и проведет ряд капремонтов, что позволит увеличить добычу газа по итогам года до 220 млн куб. м. Генеральный директор группы Сергей Глазунов рассказал о производственных планах на ближайшее время, инвестициях в бурение новых и реанимацию законсервированных скважин, рентных ставках, а также о том, почему газодобыча похожа на открытие консервных банок.
22.06.17, Ярослав Ярош
9 июня жители небольшого прикарпатского городка Калуш в Ивано-Франковской области почувствовали в воздухе уже слегка призабытый неприятный запах и увидели черный столб дыма на небосводе. Подобные явления наблюдались и несколько следующих дней. Они четко обозначили намерения новых собственников местного химического гиганта "Карпатнафтохим" вернуть его в работу. Пресс-служба предприятия уже поспешила отрапортовать о запуске производства, но инсайдерская информация утверждает, что после 5-летнего простоя заводские линии работают далеко не так исправно, как хотелось бы.
16.06.17, Максим Полевой
Украинские города понемногу обновляют изрядно устаревший коммунальный транспорт. За соответствующие заказы активно борются и отечественные, и иностранные поставщики.
12.06.17, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal Лакшми Миттала упрочил позиции на высоколиквидном рынке ЕС за счет покупки металлургического комбината Ilva в Южной Италии. Возобновление его работы на полную мощность закрепит позиции Италии в топ-10 крупнейших мировых производителей стали и оставит за его бортом Украину.
07.06.17, Ярослав Ярош
В конце мая возле села Васильевка на Буковине был залит первый куб бетона в строительство второй очереди Днестровской гидроаккумулирующей электростанции. Пока речь идет только об установке четвертого агрегата ГАЭС. Потенциально же их число может вырасти до семи. И тогда слаженная работа новых агрегатов поможет стране отказаться от потребления почти 3 млн тонн дефицитного энергетического угля.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!