Лев Толстой как зеркало перформанса

Мюнхенский театр "Каммершпиле" показал спектакль "Война и мир" — проект британско-немецкой театральной группы Gob Squad. Какое отношение эта постановка имеет к роману Льва Толстого, проверил РОМАН ДОЛЖАНСКИЙ.

Спектакль начинается еще в фойе — актеры в телесного цвета трико и накидках, имитирующих старинные вечерние платья со шлейфами, выходят к зрителям, выбирают кого-нибудь из них и тихо о чем-то спрашивают, записывая ответы в блокнотики. Зачем — становится понятно после звонка.

Пока публика рассаживается в зале, то и дело раздается звук колокольчика, и актеры представляют своих "подопечных", выводя их на сцену или подводя к бортику бельэтажа, остальным зрителям: зовут так-то, из такой-то семьи, тем-то интересуется, там-то работает — в общем, минимальный набор для того, чтобы начать непринужденную, ни к чему не обязывающую светскую беседу. Например, в салоне. Вот как в салоне Анны Павловны Шерер из романа "Война и мир".

Собственно говоря, весь спектакль Gob Squad своего рода салон, в который приглашены зрители. Была бы воля авторов (постановки этой известной группы — коллективное творчество, список режиссеров и перформеров всегда совпадает), так всю публику, наверное, рассадили бы за столики для создания непринужденной атмосферы. Но в театральном зале освободили место лишь для пары столов с напитками и закусками, прямо перед сценой.

За ними вместе с ведущими оказываются лишь трое из тех, чьи личные данные стали достоянием общественности. Они в "Войне и мире" становятся соучастниками представления. А видеокамеры делают их беседы с перформерами достоянием всего зала — на двух из трех больших экранов, висящих на сцене.

Сочинение Gob Squad, конечно, не является формальной инсценировкой романа Льва Толстого. "Война и мир" взята, во-первых, за название — в мире, хотим мы этого или нет, объективно пахнет войной, а во-вторых, как пример великого произведения, не знать которое стыдно, но которое не все читали от начала до конца. На прямой вопрос: "Кто читал роман Толстого?" — руку в зале поднимает в лучшем случае один из десяти.

Своих собеседников перформеры то соблазняют, то отговаривают читать оригинал — увесистая потрепанная книга с закладками переходит из рук в руки, а ее краткое содержание в пересказе отдает банальностью.

Для тех, кто знаком с творчеством Gob Squad, ничего удивительного в форме их нового представления нет — вот уже более 20 лет эта двуязычная группа, сегодня состоящая из семи человек, не просто соединяет мультимедийные и театральные выразительные средства, но и разрабатывает новые способы коммуникации с публикой.

Пассивным наблюдателем зрителю здесь точно не быть. Вот, скажем, в "Войне и мире" один из авторов-актеров просит девушку-соведущую или дать ему пощечину, или поцеловать его. Она, правда, отказывается и от того и от другого. А завтрашняя может и согласиться. Обаяние, остроумие, умение вести заинтересованный импровизированный диалог и при этом не разрушать структуру всего представления — этим качествам у Gob Squad можно только поучиться.

Что касается структуры, то после "салонных" бесед знакомые персонажи Толстого в спектакле все-таки появляются. Но лишь как гротескное модное дефиле: из стоящего посреди сцены шатра навстречу публике выходят актеры, преображенные какими-нибудь новыми деталями своих и без того экстравагантных нарядов. Кто — нелепым париком, кто — накладным гульфиком, кто — клоунским мундиром.

Царь Александр I и император Наполеон представлены чуть подробнее, ведь это они решали судьбы мира. Но важны все-таки для Gob Squad не конкретные герои толстовской эпопеи, а некий карнавал истории, протянувшийся с позапрошлого, толстовского века до наших дней,— находится место и карикатурному Ленину, смачно, взасос целующему "зеркало русской революции", и Микки-Маусу, и Мэрилин Монро, и даже современным политикам.

Слово за слово, шутка за шуткой, один видеоэффект за другим, но каким-то ненасильственным образом на сцене действительно создается образ безумного мира, населенного разнообразными живыми людьми и при этом чреватого жуткими конфликтами. Задавая простые вопросы, показывая простые предметы (среди которых будут и орудия убийства), вроде дурачась, пританцовывая, развлекая собравшихся и болтая чепуху, Gob Squad в конце концов оставляют зрителя в растерянности и тревоге.

В финале полуторачасового вечера сцена, весь вид которой до этого будто протестовал против привычек театрального иллюзиона, красиво преображается — сверху высыпается порция белого снега, шатер съезжает в сторону и картинно рушится, а перформеры стоят, грустно замерев перед сгущающейся темнотой. Возможно, Льву Толстому эта неожиданная метафора всеобщего бессилия и обреченности перед стихийностью мировой истории как раз понравилась бы.

МинПром    

Новини

25 Квітня 2024

Модель економічного бронювання порушує основоположні принципи конституції – юрист

Тариф на світло треба поступово збільшити до ринкового – експерт

Сумихімпром після тривалої паузи відновив роботу

Україна може стати одним із найважливіших транспортних хабів Європи

НБУ погіршив прогноз зростання української економіки до 3%

Австралійська Mineral Resources збільшила видобуток літію

У НБУ очікують на уповільнення темпів інфляції

Нацбанк знизив облікову ставку до 13,5%

В Німеччині скорочується споживання сталі

SSAB очікує зниження цін на сталь у другому кварталі

Імпорт сталі до США у березні зріс на 1,5%

Нігинський кар’єр повторно виставили на аукціон за 26,32 млн грн

Україна продовжила антидемпінгові мита на імпорт арматури та катанки з рф

До порту Одеси прибув великий контейнеровоз з Китаю

Держава має прибрати перепони, які блокують інвестиції в розвиток зеленої енергетики – адвокат 

Centravis збільшив випуск труб на 14%

ВСІ НОВИНИ ⇢