Год за три: о чем отчитался финансово-экономический блок Кабмина

Точка зору

Слухи о возможной отставке премьер-министра Арсения Яценюка набирают обороты: вскоре он должен будет отчитываться в Верховной раде о проделанной за год работе, после чего у парламента появится возможность завершить его каденцию. Основные претензии к Яценюку – коррупция и неудовлетворительная экономическая ситуация. Тем временем сегодня свои отчеты представили члены его Кабмина. О чем говорили министры экономического блока и что о финансово-экономическом положении Украины думают эксперты – читайте в материале Forbes.

Учитывая нынешнюю ситуацию в Украине, экономическому блоку правительства отчитаться о проделанной работе было сложнее всего. Так, сперва Наталия Яресько решила рассказать о том, насколько сложным было положение дел в начале года. И министр справедливо отметила, что ее первоочередной задачей было стабилизировать финансовую систему страны. Далее она перечисляла успехи Министерства финансов, которые касались в основном сотрудничества Украины с внешними донорами.

При этом об очевидных провалах финансовой политики Украины глава Минфина не упоминала, а в конце произнесла весьма актуальный тезис: «Министерство финансов везде в мире отвечает за наиболее сложный и наиболее важный для развития экономики ее сегмент. Здоровые государственные финансы означают наличие возможностей для стремительного роста экономики, предсказуемость инфляции и валютного курса, без которых невозможно и говорить о каких-либо инвестициях или создании рабочих мест в стране», – сказала Наталия Яресько. После этой фразы к ранее перечисленным успехам возникает много вопросов.

«Чтобы остановить неустанную девальвацию гривны и двузначные темпы инфляции, нам нужно было срочно заручиться финансовой поддержкой иностранных партнеров. Эта поддержка была нужна для «закрытия» дефицита платежного баланса в объеме $40 млрд в течение следующих четырех лет», – подчеркнула министр.

Поддержкой иностранных кредиторов Украина заручилась, что является не столько заслугой нового министра, сколько эффектом от резко изменившихся после Революции достоинства геополитических раскладов. Однако, при всей благосклонности внешних партнеров, ни девальвацию, ни инфляцию остановить не удалось. Напомним, по итогам 2015-го инфляция ожидается на уровне 45-50% год к году; а усилившиеся осенью девальвационные ожидания – не в последнюю очередь результат действий главы Минфина, которая еще до начала последнего витка девальвации – с 22 до 25 гривен за доллар – объявила свой прогнозный курс Госбюджета-2016 на уровне 24,1 грн/$.

Своеобразной манипуляцией выглядит тезис министра о дефиците платежного баланса в объеме $40 млрд. На самом же деле в программе расширенного сотрудничества с МВФ (EFF) дефицит обозначен на уровне $12 млрд. Для его покрытия нужна была реструктуризация внешнего коммерческого долга Украины на сумму в $15 млрд. Оставшиеся $25 млрд страна должна в основном направлять в ЗВР, однако никак не покрывать дефицит платежного баланса.

Отдельной темой является реструктуризация внешнего долга Украины. Однако тут больше вопросов не к самой Наталии Яресько, а к Арсению Яценюку как к главе правительства. Опрошенные Forbes эксперты ранее указывали на то, что логичнее было бы начать реструктуризацию еще до того, как Украина заручилась поддержкой МВФ, и просить реального списания долга и уменьшения купонных выплат. В итоге Украина получила перенесенный долг с повышенными купонами. Страна добилась «стрижки» в 20% от номинала, зато обязалась выпустить дерривативы VRI, по которым неизвестно сколько нужно будет платить в будущем.

В презентации министерства, представленной по итогам выступления Наталии Яресько, не отображено несколько достаточно важных моментов, в частности – кто ответственен за срыв бюджетного процесса и за нынешнее состояние налоговой реформы. Минфин явно не торопился посвящать общественность в проекты обоих документов. Уже через несколько недель должен начаться новый бюджетный период, но до сих пор ни у бизнеса, ни у населения нет возможности сложить четкое представление о том, какой в итоге будет новая система налогообложения и главная смета страны.

То, что преподносится правительством как достижение в сотрудничестве с МВФ, было раскритиковано международными и украинскими экспертами. Так, кредит Фонда выделяется в том числе для структурных реформ в экономике, имплементация которых пока что не очень успешна. Как ранее в комментариях к публикациям Forbes отмечал член совета НБУ Роман Шпек, «отставание с внесением бюджета, проведением ряда антикоррупционных норм и т.д. привело к тому, что мы их переносим на будущий год и недополучаем $5-6 млрд». По словам эксперта, шатание и брожение внутри некоторых партий приводит к тому, что вся экономика страдает: не меняется предпринимательский климат, коррупция сохраняется, банки не будут иметь возможности кредитовать реальный сектор экономики.

Очевидно, несколько легче было отчитаться министру экономического развития и торговли Айварасу Абромавичусу: его ведомство редко связывают с нынешними экономическими трудностями Украины.

«12 месяцев назад Минэкономразвития было коррумпированным учреждением, покрывало огромную коррупцию в госзакупках, невероятные хищения из Госрезерва, обеспечивало нулевую поддержку бизнеса, и никакого продвижения экономических интересов Украины за рубежом. За этот год удалось изменить очень многое. В 2015 году мы сосредоточились на пяти ключевых реформах», – начал свое выступление Абромавичус. Среди основных реформ министр выделил реорганизацию самого министерства, дерегуляцию, реформу госпредприятий, реформу госзакупок, развитие экспорта и торговли.

В то же время объективно оценить действие этих реформ сегодня достаточно сложно. Министерство вместе с общественными организациями активно проработало законодательство в сфере госзакупок, но сэкономит ли на этом бюджет, можно будет увидеть по результатам будущих периодов.

Крайне важной является и реформа госпредприятий, однако здесь не все зависит от самого министерства: как минимум у него недостаточно рычагов влияния, для того чтобы отделить государственную собственность от навязчивого политического влияния, целью которого является обогащение отдельно взятых чиновников или финансово-промышленных групп.

Так, министерство пришло к тезису о том, что для того чтобы убрать коррупцию из госпредприятий, большинство из них нужно приватизировать. А для тех, которые останутся в госсобственности, предложено создать государственный холдинг.

В то же время приватизация воспринимается в украинском обществе неоднозначно. «Приватизировать нужно по новым законам, исправленным. Потому что, как показали итоги приватизации прошлых лет, деятельность большинства приватизированных предприятий была неуспешной, вне зависимости от того, каким было правительство. Но в условиях обвала рынка результаты приватизации могут быть плачевными, так как активы очень дешевы», – предупреждает академик Валерий Геец. Он и другие эксперты, опрошенные Forbes, подчеркивают необходимость приватизации лишь при благоприятных рыночных условиях.

Одним из своих таргетов на следующий год Абромавичус обозначил попадание в топ-50 Doing Business. Учитывая работу всего правительства, а не отдельно взятого министерства – это, вероятно, задача не из простых. «Не видно предпосылок для изменений. Правительство коренных изменений не предлагает, а парламент ничего не делает для либерализации рынка. Но чтобы попасть в топ-50 Doing Business, нужно либерализовать рынки, – считает советник губернатора Одесской области Саша Боровик. – На местах мы встречались с саботажем, в том числе со стороны властей. В наших политических дискуссиях начали проскальзывать идеи, что нам не нужно реформироваться быстро, мы можем реформироваться за три года, пять лет. Но за это время коррупционная система перестроится под новые условия». Также из дискуссий исчезла идея деолигархизации, которую еще полгода назад преподносили как панацею и послы США с Великобританией, и руководство страны.

В целом же работа экономического блока пока что напоминает работу арбитражного управляющего, функция которого заключается в распродаже активов, аккумулировании ликвидности и сокращении расходов. Так, одной из фундаментальных проблем остается занятость населения. По данным главы парламентского комитета по вопросам здравоохранения Ольги Богомолец, количество мигрантов за год выросло в 15 раз. Очевидно, что такой отток является детектором реальных изменений в обществе. Исходя из слов Абромавичуса, Украина рассчитывает в следующем году стать «фабрикой Европы», однако без реальной борьбы с коррупцией, которая зависит от всех ветвей власти, этот расчет вряд ли оправдается.

Директор института стратегических исследований «Новая Украина» Андрей Ермолаев полагает, что коррупция в Украине является «элементом эксплуатации, а не просто жадностью отдельно взятых чиновников». И вопрос реформ – это формирование новой системы отношений, который является революционным. «Пока не будут изменены отношения между чиновниками и группами крупного капитала, говорить о реформах нельзя», – резюмирует Ермолаев.

Александр Моисеенко, Маргарита Ормоцадзе

Новини

26 Квітня 2024

72% роботодавців в Україні нарікають на дефіцит кадрів

Anglo American відхилила пропозицію BHP

Тігіпко придбав вагонобудівний завод в Австрії

Відсутність продажу брухту Укрзалізниці негативно позначається на діяльності компанії

НКРЕКП відмовилася скасовувати прайс-кепи для промисловості

В лютому імпорт напівфабрикатів з України становив 100 тисяч тонн

США вперше за 40 років розпочнуть виробництво ядерних боєголовок

У Києві вже відновили 70% енергообладнання, пошкодженого російськими обстрілами

25 Квітня 2024

Модель економічного бронювання порушує основоположні принципи конституції – юрист

Тариф на світло треба поступово збільшити до ринкового – експерт

Сумихімпром після тривалої паузи відновив роботу

Україна може стати одним із найважливіших транспортних хабів Європи

НБУ погіршив прогноз зростання української економіки до 3%

Австралійська Mineral Resources збільшила видобуток літію

У НБУ очікують на уповільнення темпів інфляції

Нацбанк знизив облікову ставку до 13,5%

ВСІ НОВИНИ ⇢