Порты помогут металлургам

Точка зору

Правительство продолжает идти на уступки экспортерам в условиях кризиса. До конца недели может быть принято решение о снижении ставок портовых сборов с доведением их до уровня 2008 г. (-40-50%). В портах уверяют, что такой шаг приведет к убыточности половины государственных гаваней, ведь в условиях падения транзита и импорта основную долю прибыли транспортников формируют экспортные отрасли.

Согласно распоряжению Юлии Тимошенко, к заседанию правительства 8 июля Министерство транспорта должно подготовить документы с обоснованием существующих тарифов на перевалку и обслуживание грузов в портах. Впрочем, еще до начала расследования премьер выразила предположение о том, что портовые тарифы не всегда обоснованы.

Поднять вопрос о ставках портовых сборов правительство вынудили представители сразу двух ключевых экспортных отраслей — зернотрейдеры и металлурги. Поводом для недовольства первых стало повышение в конце июня ставок на хранение зерна частными элеваторами на 30-40%. «Мы обратились в Антимонопольный комитет, чтобы он сделал анализ, на каком основании это было сделано»,— заявил председатель Всеукраинского союза сельхозпредприятий Юрий Карасик. Время для таких сюрпризов, полагают зерновики, выбрано очень неудачно — в начале сезона уборки нового урожая. Впрочем, повлиять на эту ситуацию Кабмин может лишь путем переговоров с владельцами элеваторов или давлением на них, считают эксперты. «За выполнение операции выгрузка-погрузка-хранение зернотрейдер должен заплатить $30-32 за 1 т продукции. При этом лишь $4,5-5, то есть около 15%, получит государственный порт»,— объясняет Юрий Васьков, заместитель начальника Одесского порта. Таким образом, основную часть тарифа формирует стивидор, владеющий мощностями для перевалки и хранения зерна.

Настоятельно требуют преференций в портах для себя и металлурги. В начале года идти на компромиссы с правительством они готовы были лишь за льготные условия перевозки своих грузов по железной дороге. Теперь же «делиться сверхприбылями», по их собственному выражению, хотят заставить и порты. «В то время, когда металлурги испытывали трудности, ставки портовых сборов только росли. Сейчас мы не требуем никаких скидок, однако хотим, чтобы было нивелировано хотя бы прошлогоднее повышение»,— отмечает начальник пресс-центра ММК им. Ильича Сергей Магера. Напомним, последний раз ставки портовых сборов Кабмин (по инициативе Минтранса и согласованию всех уполномоченных ведомств) повышал ставки портовых сборов в сентябре прошлого года. Тогда на 58% был увеличен лоцманский сбор за проводку судов и примерно на 40% выросли ставки на грузовые работы. Ранее снижение тарифов сдерживал экс-министр транспорта Иосиф Винский. Теперь же, очевидно, лоббисты скидок попытаются воспользоваться сложившейся ситуацией обезглавленного министерства и переломить ситуацию в свою пользу. При этом рычагом давления для них сможет послужить вопрос с продлением антикризисного меморандума с Кабмином, который пока подвешен в воздухе (срок его действия продлен до 1 октября). Напомним, помимо преференций для себя, металлурги в нем подписывались и под некоторыми обязательствами — в частности, не продавать металл внутри страны дороже, чем за ее пределами. 

Екатерина Гребеник

Новини

25 Квітня 2024

Модель економічного бронювання порушує основоположні принципи конституції – юрист

Тариф на світло треба поступово збільшити до ринкового – експерт

Сумихімпром після тривалої паузи відновив роботу

Україна може стати одним із найважливіших транспортних хабів Європи

НБУ погіршив прогноз зростання української економіки до 3%

Австралійська Mineral Resources збільшила видобуток літію

У НБУ очікують на уповільнення темпів інфляції

Нацбанк знизив облікову ставку до 13,5%

В Німеччині скорочується споживання сталі

SSAB очікує зниження цін на сталь у другому кварталі

Імпорт сталі до США у березні зріс на 1,5%

Нігинський кар’єр повторно виставили на аукціон за 26,32 млн грн

Україна продовжила антидемпінгові мита на імпорт арматури та катанки з рф

До порту Одеси прибув великий контейнеровоз з Китаю

Держава має прибрати перепони, які блокують інвестиції в розвиток зеленої енергетики – адвокат 

Centravis збільшив випуск труб на 14%

ВСІ НОВИНИ ⇢