Роман Насиров: Бизнес не может быть недоволен

Точка зору

Выполнение госбюджета под вопросом, еженедельно в информационном поле вспыхивают скандалы, связанные с работой таможни, а превращение фискальной службы из контролирующей в сервисную стопорится не первый год.

Но при общении с главой Государственной фискальной службы Романом Насировым складывается впечатление, что больше, чем решением проблем вверенного ему ведомства, он озабочен судьбой каждого отдельно взятого украинца: предлагает поднять уровень минимальной зарплаты, повысить спрос, разогреть экономику. Видимо, масштабы растут, и Роману Михайловичу, как многим его предшественникам, становится тесновато в кресле главного фискала страны. В то же время он неохотно берет на себя ответственность за проколы своего ведомства и проблемы фискальной политики, стараясь перевести стрелки на Министерство финансов: мол, мы тут только исполнители. В отведенное для общения время ZN.UA не могло бы физически задать даже трети накопившихся к главе ГФС вопросов. Но на отдельные темы: как будет выполняться бюджет в условиях снижающейся инфляции, как выглядят из высоких кабинетов на Львовской площади проблемы на таможне, как идет и когда, наконец, закончится реформа самой службы, и какими могут быть последствия затеваемого грандиозного повышения зарплат в стране с дефицитным бюджетом, мы все же успели поговорить.

Насколько удается выполнить плановые показатели по наполнению госбюджета? 

В прошлом году помогала инфляция, в этом она вроде замедлилась. Это отразилось на налоговых сборах?

— На конец мая доходная часть бюджета выполнена. Перевыполнение — миллиардов 12. Но по некоторым статьям ситуация очень напряженная. В основном речь о рентных платежах — на янтарь, на газ. Там есть объективные причины и проблемы: показатели по этим статьям завышены. Мы этот вопрос поднимали и в конце прошлого года, когда верстался бюджет, и в начале этого. Ожидания по добыче не соответствуют действительности, а взять ренту за недобытый газ невозможно. Но по всем остальным статьям ситуация стабильная.

— 12 миллиардов — это не так много, учитывая, что расходная часть бюджета постоянно растет…

— В прошлом году доходная часть бюджета, увеличивалась трижды, и составляла 480 млрд, в этом — 600 млрд, на 25% больше. Если посмотреть на четвертый квартал 2015-го и первый квартал 2016-го, 25-процентного роста экономики мы очень хотели бы, но не видим. Зато видим укрепление гривни — курс был и 27, и 26, сейчас стабилизировался на 25. В комплексе это хорошо, но с точки зрения выполнения доходной части бюджета — плохо. И по налоговому направлению, и, особенно, по таможенному направлению, ведь там поступления формируются в основном из долларовой стоимости, и в итоге мы получаем не плюс, а минус. Выполнение доходной части бюджета остается довольно напряженным, особенно нас волнует динамика во втором полугодии. Нужен рост экономики.

— Экономика на 25% не вырастет, нужны другие решения, например, легализация теневых потоков.

— Не стоит забывать, что роль фискальной службы — администрирование налогов и сбор таможенных платежей. Именно в этом заключается наша ежедневная работа. Работу по детенизации экономики мы выполняем лишь в границах своей компетенции. Да, это резервы увеличения доходной части бюджета. Но их не много. Мы побороли практически все организованные налоговые ямы, но так называемые "партизаны" остались и до сих пор пытаются торговать фиктивным налоговым кредитом. Как минимум раз в неделю мы останавливаем работу какого-нибудь конвертационного центра. С середины прошлого года поступления НДС, благодаря детенизации, выросли с 8 млрд в первой половине 2015 года до почти 12 млрд в первой половине этого года. Это даже больше, чем мы думали.

— Спасибо системе электронного администрирования, которой бизнес, кстати, недоволен, поскольку она отвлекает его оборотные средства в условиях кризиса.

— Бизнес не может быть недоволен. Для бизнеса здесь очень важно, что недобросовестные компании не могут "нарисовать" НДС, а добросовестные получают гарантии, что они работают с такими же порядочными контрагентами.

— Этим, увы, махинации с НДС не ограничиваются.

Да, к сожалению, продолжаются случаи, когда делают так называемые скрутки — компания приобрела апельсины или тапочки, продала их на базаре, а документы и налоговый кредит перевела в автозапчасти и продала. Это на сегодняшний день главный акцент в нашей работе.

— Сколько на этом теряет бюджет?

— Сложно сказать сколько теряет. Мы видим риски в 500—600 миллионов. В среднем в месяц мы собираем на таможне НДС порядка 14 миллиардов. Это существенно, на 35—40%, больше чем было год назад (с учетом курсовой разницы). Но из этих 14 млрд, уплаченных на таможне, миллиарда три — товары, которые продаются на рынках или "упрощенцами". Соответственно, это та группа риска, которую последним чеком не проконтролируешь.

— Но и бюджет этим не наполнить. Есть ли другие источники?

— Мы возлагаем надежды на увеличение таможенных сборов. Конечно, мы говорим о вопросе определения таможенной стоимости. Мы не говорим о ее повышении или снижении, мы говорим о том, что стоимость товара должна быть объективно оценена, она должна быть реальной. То есть, если товар проходит через низконалоговые юрисдикции, однозначно должна быть корректировка на его реальную таможенную стоимость. Законодательным и административным путем мы стараемся уйти и от манипуляций на таможне. В основном речь идет о дроблении партий и использовании льготы, применяемой для товаров с весом до 50 кг и стоимостью до 500 евро, которые частные лица могут завозить на территорию без уплаты таможенных платежей.

— Коль уж вы заговорили о таможне. Ее реформирование — один из болезненных вопросов фискальной службы. Как скоро "вопрос таможни" будет закрыт, и система изменится?

Давайте не будем говорить о "болезненности" этого вопроса. Это наша действительность уже 25 лет. Да, мы пытаемся что-то изменить, улучшить. Но таможня в Украине, это как плохие дороги — реальность в которой мы живем.

— Но такую реальность нужно менять и как можно быстрее.

— Абсолютно верно. Мы стараемся. Мы за 9 месяцев сменили более 250 руководителей таможен разного уровня — огромный процент руководящего состава. В конечном итоге ведь все зависит от человека. В коррупции на таможне главную роль всегда играет человеческий фактор. Если сравнивать таможенное направление с налоговым, то налоговое намного обширнее. На таможне — проще: согласно законодательству, таможенный инспектор лично принимает решение по оформлению, методу определения стоимости грузов и прочее. В этом весь вопрос.

— Только ли в этом? Вы сменили
300 сотрудников высшего эшелона, а проблема не ушла. Видимо, все дело в самой системе, подходах, схемах, наконец?

— Схемы на таможне на сегодняшний день мы максимально убрали.

— Тем не менее, есть грузы, которые, заезжая в Украину в Одессе, например, предпочитают проходить таможенное оформление в Киевской области, потому что там проще договорится.

— Послушайте, претензий много ко многим таможням. И к Одесской, кстати, тоже.

— Но поскольку у вас все еще нет заместителя, который бы курировал таможенное направление, вы несете прямую ответственность за то, что происходит на любой таможне. Почему его, кстати, до сих пор нет?

— Это компетенция Кабинета министров. Мы неоднократно обращались в Министерство финансов с просьбой о проведении конкурса и назначении моих заместителей. Более того, год назад (это, кстати, было требование МВФ) мы подали в парламент законопроект, который предполагает увеличение количества моих заместителей. На сегодняшний день за все направления работы службы отвечаю я лично.

— Эффективность от этого не страдает?

— Но проблемы на таможнях остаются. Есть таможни, на которых злоупотребления носят хронический характер, например, Закарпатская, Волынская. Фамилия Хомутынника рядом с вашей всплывает постоянно.

— От комментирования слухов и домыслов я воздержусь. Да, у нас были претензии к некоторым работникам Закарпатской таможни, в том числе и к руководству. Злоупотребления и коррупцию мы видим, несколько человек уже уволены, остальные получили взыскания.

— Вы сейчас об истории с вывозом леса-кругляка говорите? Но это — не единственный пример.

— Да, к сожалению, это не единственная история, которая стала публичной. На Закарпатской таможне была задержана машина с дипломатическими номерами, провозившая контрабандные сигареты. На Волынской таможне, на двух пунктах пропуска, мы задержали контрабанду. На Одесской таможне мы целую смену поймали на сборе денег с проезжающих. Это наша текущая работа. Конечно, случаи коррупции, к нашему сожалению, случаются. Это реалии, как я вам уже говорил.

— Это вопрос борьбы с коррупцией в вашей службе. Антикоррупционная программа была рассчитана на два года. Год позади. По ощущениям, лучше не стало.

— Основная причина коррупции — очень низкая оплата труда в службе.

— Или недостаточные контроль и наказание.

— Если вам надо прожить физически — поесть, одеться, обуться, — то как вас не наказывай, риск коррумпированности будет оставаться. Мы же не можем всех постоянно пугать и наказывать. 

— А многих наказываете?

— К сожалению, многих. Это печальная статистика, но с начала этого года подразделениями внутренней безопасности ГФС порядка 60-ти дел уже направлено в суды.

— 60 человек из 40-тысячного аппарата. Фактов коррупции разве не в разы больше?

— Надо не забывать, что мы проводим массовые сокращения: из 56 тысяч останется 42 тысячи. Мы оставляем на службе лучших людей. Да, к сожалению, продолжаем фиксировать злоупотребления и коррупционные факты, но очень быстро стараемся их пресечь. Не только наказаниями надо жить. Смотрите, у нас неравномерно прошло повышение заработных плат в стране. В новой полиции зарплаты по 7—8 тысяч гривен, в Министерстве финансов средняя заработная плата 9,5 тысячи, а в ГФС — ниже четырех тысяч.

— Разве вы не должны были ее повысить за счет сокращения сотрудников?

— Пока это сделать не удалось, ведь при сокращениях люди уходят в отпуска, получают выходные пособия, компенсации и прочее. Фактически, в первом полугодии этого года текущие средства мы тратили на это. Во втором полугодии мы проиндексируем зарплаты оставшимся сотрудникам.

— Существенно?

— Существенно не получится. У нас высвободилось до 30% зарплатного фонда, но появились дополнительные расходы, на которые отдельное финансирование не выделяется. В частности, и на так называемую таможенную сотню, в которой зарплата будет выше. Хотя адекватная зарплата должна быть у всех сотрудников. Нам все время говорят о том, что нужно брать людей из бизнеса, но предложить им достойную компенсацию и условия мы не можем. Где сейчас найти бухгалтера или аудитора, который пойдет на зарплату в четыре тысячи? Наоборот, мы видим, как лучшие сотрудники уходят из ГФС в частный сектор. Тут они перспектив не видят ни в этом, ни в будущем году. А ведь во многом это специалисты, которые востребованы на рынке труда. 

— Вы не только своим сотрудникам зарплаты хотите повысить. Вы выступили с предложением повысить минимальную заработную плату до пяти тысяч. Настолько скудны поступления ЕСВ в бюджет или не оправдала надежд детенизация?

— Поступления от ЕСВ и детенизацию нельзя объединять. Есть вопросы фискальной политики, есть вопросы администрирования. Как помните, было принято решение о снижении ставки ЕСВ вдвое. В октябре—ноябре прошлого года мы собирали в среднем 15 млрд ЕСВ, при снижении вдвое мы собирали бы 7,5 млрд, а собираем сейчас где-то 10,5—11 млрд. То есть ожидаемого падения не было. Но в абсолютных цифрах из-за снижения ставки мы каждый месяц недополучаем где-то 4 млрд. Детенизация есть, но поступления ЕСВ, это даже не вопрос детенизации, а вопрос системы оплаты труда вообще.

Все знают, что часть работников, которые должны получать зарплату, оформляются как частные предприниматели. 22% ЕСВ и 18% НДФЛ — это 40% нагрузки. Нагрузка на частного предпринимателя не сравнится с этой ни в какой степени. Даже если вообще ЕСВ убрать. Чаще всего, проблема, на которую я обращаю внимание — это то, что в стране трудоустроены всего 10,5 млн человек, и то, что 40—45% из них получают минимальную зарплату. Пока есть такая, практически легальная, налоговая возможность оптимизации — ее будут использовать. В первую очередь, мы настаиваем на изменении этой системы. Я за упрощенную систему для какой-то части малого бизнеса. Но если ее начинают использовать для легальной налоговой оптимизация — это неправильно.

— Разве это не прямая сфера вашего контроля, и вы не можете влиять на бизнес, оптимизирующий налоги?

— Тут больше может влиять Госинспекция по вопросам труда при Минсоцполитики. Это их компетенция: проверять, как люди оформлены, как они получают заработную плату и прочее. Часто поднимается вопрос: ГФС должна быть репрессивным органом или сервисной службой? И тут моментально расходятся мнения: как только что-то не так, то мы виноваты, что не влияем на бизнес. Как только мы начинаем влиять на бизнес — нам рассказывают, что "бандиты налетели, задавили, выжали". Мы эти налоги не для себя собираем. Мы налоги собираем для доходной части бюджета, для местных бюджетов, для Пенсионного фонда…

— …Дефицит которого в этом году вырос до 144 млрд. Повышение минимальной зарплаты до 5 тысяч это исправит?

— Судите сами, из 10,5 млн людей, получающих сегодня зарплату, 45% получают минимальную. Это шокирующие цифры. Или это не так в действительности. Минимальную зарплату необходимо повышать. Хотя, наверное, не очень хорошо, когда приходит фискальный орган и говорит об этом работодателю.

— Почему же? Это ожидаемо. Вы расширяете базу налогообложения.

— Мы таким косвенным методом беспокоимся, в первую очередь, о Пенсионном фонде, о местных бюджетах, чтобы они получили те налоги, которые должны были получать. НДФЛ — это местные бюджеты. ЕСВ — это конкретно Пенсионный фонд. И чем больше предприятий, которым нужно будет выплатить зарплату — тем больше стимулов для экономического роста. Будет расти потребление, бизнес перестанет манипулировать. Ему надо будет "теневые" деньги пустить на оплату труда и эти, уже официальные, расходы попадут под налоговый учет. Даже в фискальной службе, которая сегодня является одной из госслужб с минимальной оплатой труда, средняя зарплата составляет 3,5—4 тыс., а оклад — 2,5 тысячи. Так почему же у нас минимальная зарплата 1 400?

— Интересно понять, каким образом будут повышаться зарплаты? За счет чего? Минсоцполитики, например, тоже предлагает повысить минимальную зарплату где-то до 5 тысяч, но только номинально, присовокупив к окладу премии и надбавки. Это просто игра цифрами.

— Главный вопрос, за какие деньги? В Украине 3,5 млн бюджетников. У большинства зарплата ниже средней по стране, и там работодатель точно не манипулирует цифрами. Мы повышаем зарплату, и это увеличивает расходы госбюджета, который уже и так наполняется с трудом. Бюджет эти расходы обеспечит, потому что обязан. А частный бизнес сделает все, что угодно, чтобы эти расходы оптимизировать, например, оформит сотрудников ФОПами.

— Вот почему и "упрощенку" нужно менять. "Единщики" — это бизнес, которому государство дало преференции: упрощенную систему налогообложения и существенно заниженную налоговую ставку. И если человек зарабатывает, то было бы правильно, чтобы он сам начислял себе зарплату и выплачивал налоги. Нечестно, что "единщики" платят 200 грн в месяц, а с наемных сотрудников даже с минимальной зарплатой удерживалось по
600 грн. Так не должно быть.

— Какие есть предложения? Отменить "упрощенку"?

— Мы не говорим об отмене. Но такой фискальной политикой государство толкает бизнес к манипуляциям.

— Может высокая налоговая нагрузка толкает бизнес к манипуляциям? 

— Это вопрос фискальной политики государства, которую определяет Кабинет министров и парламент, а не ГФС.

— А вы как считаете?

— Мы же стремимся в Европу. Соответственно, смотрим на европейскую налоговую систему. Мы смотрим на ставки, приближенные к европейским. На сегодняшний день ставки налогов в Украине далеко не самые высокие.

— А давление фискальных органов на бизнес? Грядет очередная налоговая реформа. Опять акцент на администрирование и сервисность. О чем конкретно идет речь?

—О точечных изменениях, которые позволят убрать двузначности в законодательстве. И о некоторых улучшениях. Например, об изменениях, необходимых для полноценного введения электронной акцизной марки.

— Уже в следующем году?

— Мы рассчитываем, что это будет возможно уже с четвертого квартала этого года. Это мы считаем срочным, необходимым изменением.

— А предприятия готовы к срочным изменениям с четвертого квартала?

— Бизнес в этом заинтересован в первую очередь.

— Допустим. А какие еще улучшения ждут налогоплательщиков? В Украине бизнес на администрирование налогов тратит 350 часов в год, мы "обогнали" Афганистан и Эфиопию, одной электронной маркой сыт не будешь.

— Это прошлогодняя статистика, в этом году она уже будет лучше. В конце 2015-го мы упростили практически все декларации. Времени на них будет тратится меньше. Налоговую отчетность тоже упрощаем, но не всегда вопрос в ней, есть еще статистическая отчетность и прочее. В налоговом направлении мы приблизимся к среднеевропейскому показателю.

— И по части сервисности? Недавно по рукам ходило письмо Печерской налоговой к плательщику о долге в 49 копеек. Это неплохо иллюстрирует суть фискальной службы Украины, когда затраты на взыскание больше чем сам долг.

— Не видел этого письма, но уверен, что сотрудники просто выполнили законную норму. Уведомить налогоплательщика — это ответственность налоговой инспекции. Да, иногда пересылка превышает задолженность. Решение и таких вопросов мы тоже хотим включить в изменения налогового законодательства. 

Юлия Самаева

Новини

25 Квітня 2024

Модель економічного бронювання порушує основоположні принципи конституції – юрист

Тариф на світло треба поступово збільшити до ринкового – експерт

Сумихімпром після тривалої паузи відновив роботу

Україна може стати одним із найважливіших транспортних хабів Європи

НБУ погіршив прогноз зростання української економіки до 3%

Австралійська Mineral Resources збільшила видобуток літію

У НБУ очікують на уповільнення темпів інфляції

Нацбанк знизив облікову ставку до 13,5%

В Німеччині скорочується споживання сталі

SSAB очікує зниження цін на сталь у другому кварталі

Імпорт сталі до США у березні зріс на 1,5%

Нігинський кар’єр повторно виставили на аукціон за 26,32 млн грн

Україна продовжила антидемпінгові мита на імпорт арматури та катанки з рф

До порту Одеси прибув великий контейнеровоз з Китаю

Держава має прибрати перепони, які блокують інвестиції в розвиток зеленої енергетики – адвокат 

Centravis збільшив випуск труб на 14%

ВСІ НОВИНИ ⇢