Как блокада на Донбассе сказалась на украинской промышленности

Точка зору

Падение промышленного производства Украины за февраль 2017 г. на 2,6% (к январю) — первая реакция экономики на блокаду сепаратистских республик. Февраль — это только начало блокады, более полную картину можно будет наблюдать по результатам марта, когда появится возможность четко понять, сколько потеряла экономика Украины от этой блокады. А пока что первые результаты действительно крайне неприятны.

Если внимательно всмотреться в показатели выпуска отдельных групп товаров в натуральных величинах, то можно сразу заметить существенное падение добычи угля (минус 24,7%), чугуна (минус 22,3%), стали (минус 14,7%), проката черных металлов (минус 11,7%). Это, прежде всего, означает падение экспорта металла Украины.

Причем, падение, наверное, в самый неудачный момент. Ведь в начале года поднялись мировые цены на сталь и спрос на нее вырос. Это подтвердилось еще статистикой января: за первый месяц этого года экспорт металла из Украины вырос на 72% (в сравнении с январем-2016). Уже по итогам февраля сталевары показали более скромную статистику: объем экспорта металла увеличился лишь на 28%. А по итогам марта они рискуют вообще показать отрицательный результат.

Примечательный момент: падение промышленного производства в феврале было зафиксировано не только в Донецкой и Луганской областях, но и в других регионах страны. Например, в Днепропетровской области оно просело на 9%, Хмельницкой — на 5,4%, Ивано-Франковской — на 4,5%. Сработал эффект домино, когда разрыв производственных цепочек затронул предприятия по всей территории Украины.

При этом уменьшение промышленного производства еще существенно не сказалось на украинской экономике. Оно повлияет на нее через несколько месяцев. Не исключено, что в ближайшие месяцы будет наблюдаться процесс закрытия или уменьшения производственной активности ряда предприятий, которые или напрямую, или опосредованно работали в ОРДЛО. В результате, есть риск существенного роста безработицы в Украине. Даже правительство Украины говорит о возможной потере работы для 300-600 тыс. человек.

Уменьшение производства металла — это уменьшение экспорта. Поэтому не исключено, что летом, вместо ожидаемой ревальвации гривны, будет наблюдать девальвация. Фактически и правительство Гройсмана признало, что по итогам 2017 года курс гривна/доллар может быть выше 32 грн./$. И это вполне реально. Но окончательный уровень девальвации сейчас сложно просчитать, поскольку нет общей картины потерь экспорта Украины в результате блокады сепаратистских республик.

Где же выход из этой ситуации?

Ответ можно найти, если внимательно посмотреть на развернутую структуру производства промышленной продукции Украины за февраль 2017 г. Действительно, упало производство металла и добыча угля, но при этом выросло производство продуктов питания на 4,7%, а также продукции машиностроения на 16,3%.

Понятно, что потерю части черной металлургии нельзя полностью перекрыть за счет пищевой промышленности и машиностроения, но частично компенсировать потерю можно. В данной ситуации было бы хорошо, чтобы правительство Украины инициировало запуск рынка земли. Не на словах, а на деле запустило дотации для аграрного сектора, попыталось возродить госзакупки зерна по форвардам и самое главное — запустило кредитования бизнеса.

Все это могло бы обеспечить рост пищевой промышленности. В этой сфере у нас большой потенциал. Сейчас активно развивается производство зерна, подсолнечного масла и мяса птицы. При этом, явно отстает производство молочной продукции, кондитерских изделий, а также фруктов и виноделия. Есть место для роста бизнеса и будущего пищевой промышленности.

Что касается развития машиностроения, то здесь главное — обеспечить производственную кооперацию с европейскими производителями. Основные экспортные группы для наших машиностроителей — это провода, кабели и бытовая техника, которая собирается по давальческим схемам с европейскими компаниями. В этом направлении и должны быть скоординированы усилия правительства Гройсмана.

Турция поставляет в ЕС продукцию машиностроения в десятки раз больше, чем Украины. И это во многом благодаря зоне экономического развития, в которой европейские компании создали большое количество предприятий по давальческим схемам. Украина в этом направлении существенно отстает от Турции, хотя имеет все возможности запустить такого рода экономические зоны, где европейскому бизнесу будет выгодно создавать новые машиностроительные заводы.

Блокада ОРДЛО существенно ударила по экономике Украины, но при этом, она дала шанс переориентироваться. Отказаться или, скажем, уменьшить долю черной металлургии, но увеличить долю пищевой промышленности и машиностроения. Нужно им воспользоваться.

Алексадр Охрименко

Новини

25 Квітня 2024

Модель економічного бронювання порушує основоположні принципи конституції – юрист

Тариф на світло треба поступово збільшити до ринкового – експерт

Сумихімпром після тривалої паузи відновив роботу

Україна може стати одним із найважливіших транспортних хабів Європи

НБУ погіршив прогноз зростання української економіки до 3%

Австралійська Mineral Resources збільшила видобуток літію

У НБУ очікують на уповільнення темпів інфляції

Нацбанк знизив облікову ставку до 13,5%

В Німеччині скорочується споживання сталі

SSAB очікує зниження цін на сталь у другому кварталі

Імпорт сталі до США у березні зріс на 1,5%

Нігинський кар’єр повторно виставили на аукціон за 26,32 млн грн

Україна продовжила антидемпінгові мита на імпорт арматури та катанки з рф

До порту Одеси прибув великий контейнеровоз з Китаю

Держава має прибрати перепони, які блокують інвестиції в розвиток зеленої енергетики – адвокат 

Centravis збільшив випуск труб на 14%

ВСІ НОВИНИ ⇢