Подробнее Запомнить город


Они молотят — она работает!

размер текста:

Плыл, плыл, а на берегу утонул... Так и с нашими земледельцами. Десять месяцев ждали, пока выколосятся озимые, уродят, убрали, а обещанные правительством привлекательные цены превратились в словесную полову. Где же Аграрный фонд с 1250 гривнями за тонну пшеницы третьего класса — самой ходовой? Какой же он к бесу государственный оператор, если не в состоянии снять в самый горячий период с рынка хотя бы 10% зерна и таким образом вывести цену из пике? Не может, потому что неплатежеспособен.

Собственно говоря, перекупщики давно уже списали АФ со счетов и вольготно чувствуют себя на зерновых просторах. Предлагаемая же ими такса покрывает лишь половину затрат аграриев. Вырученных средств впритык хватит разве что на сбор поздних культур, а под урожай-2010 уже и не останется. Между тем Юлия Тимошенко нацелилась на заоблачную зерновую вершину — 70 млн. тонн.

Премьер, взвалившая на плечи столь желанный, но непосильный мешок, показалась мне маленькой мечтательницей из Кабмина. При синусоиде (в 2006 году намолотили 34,3 млн. тонн, в 2007-м — 29,3, в прошлом году — 53,3, а в этом, дай Бог, получить 40—42 млн. тонн) не следует строить зерновые прожекты. При устойчивом зерновом клине в 15 млн. гектаров и урожайности 25 центнеров на круг Юлии Владимировне остается одно из двух: изгнать с пашни другие культуры и засеять 27 млн. гектаров исключительно зерновыми или же вдвое повысить отдачу с гектара. Вот тогда и сможет называть себя хозяйкой зерновой горы весом в 70 млн. тонн.

Понятно, что и первый вариант (экстенсивный), и второй (интенсивный) сегодня, как и завтра, утопичны. Ведь по технологии пшеницу сеем, возделываем и собираем как продовольственную, а после жатвы делим на классы и шестой — фураж. Так вот, последний в большинстве своем составляет половину урожая. Дорогое удовольствие, если учесть стоимость семян, средств защиты, направляемых на получение именно продовольственного зерна. И вина в этом не селекционеров, а производителей, которые кое-как относятся к технологическому процессу.

Второе. Кому адресованы предполагаемые 70 млн., если на внутреннее потребление с большим запасом достаточно 25 млн.? Говорят: нас спасет экспорт... Голодных в мире — тьма! Я — за свободные экспортные коридоры, без церберов на воротах. Но ведь куда выгоднее предлагать зарубежным покупателям не сырье, а продукты переработки: муку, крупы, хлеб — чтобы загрузить работой собственные предприятия, оставить в родном отечестве добавленную стоимость. Не набивать отечественным фуражом брюхо чужого скота и импортировать мясо и молочные продукты, а кормить собственный, уставляя качественным продовольствием столы украинцев и европейцев.

К тому же вместе с экспортом зерна мы беспошлинно вывозим еще и... плодородие почвы, изголодавшейся не меньше, чем население Африки, Азии. Вытягиваем из нее последние соки, а что даем взамен? Скупую пайку минеральной подкормки. Честь и хвала трейдерам, возвысившим Украину до мировых лидеров зернового экспорта и записавшим в рекордистки: 25 млн. тонн оказались по ту сторону нашей границы. А в каждом центнере зерна — 3,2 килограмма азота, 1,1 — фосфора и 1,6 килограмма калия, украденных, по сути, у украинской земли. Столько питательных веществ извлекает озимая пшеница из почвы!

А вносим? Всего 50 килограммов минеральных удобрений на гектар. В три раза меньше, чем в 1989 году, когда впервые приложились к 50-миллионной валовой отметке. Об органических удобрениях молчу: разве что будем импортировать... А ведь вносили 10 тонн на гектар!

Для тимошенковских же 70 млн. тонн нужно подкармливать каждый гектар 160 килограммами азота, 110 — фосфора и 100 килограммами калия. Чтобы выходило так на так: сколько взяли — столько и внесли. Хотя кто по-настоящему занимался диагностикой почвы, определял содержание доступного для растений минерального азота, подвижных форм фосфора и легкорастворимого калия, кислотность? Последние обследования почвы в Украине проводились... в 1962 году.

Правительству вроде бы и не чужды проблемы повышения плодородия почв, оно приняло соответствующее постановление №3579 от 25 июня 2008 года. Но где обещанные средства из бюджета на компенсацию затрат, связанных с проведением химической мелиорации, культивированием сидеральных культур — 300—400 грн. на гектар?

За 47 лет в пахотном слое произошли необратимые разрушительные процессы. Согласно выборочному обследованию ученых, содержание гумуса в черноземах уменьшилось на треть. Произошло это не только из-за финансовых проблем, безответственной плантаторской аренды, а в основном из-за того, что государство лишилось действенных механизмов контроля за плодородием земли. Вместо термина «севооборот» у нас прижился пошлый термин «культурозамена», и теперь «мотивированно» сеют подсолнечник после рапса или наоборот. И так несколько лет подряд на одном и том же поле. Упрощенные технологии нам еще долго будут
аукаться!

Так что до 70 млн. тонн зерна сначала нужно дорасти, созреть. Прихоть должна перерасти в серьезную, взвешенную национальную (не отраслевую!) зерновую программу, даже стать составляющей национальной идеи. А поскольку программа эта — не однодневка, а долгосрочная, правительству предстоит подвести под нее стабильную финансовую основу. Способен ли на это нынешний Кабмин?

Не уверен. Ведь при немалых прошлогодних бюджетных расходах для АПК чиновники не сумели справиться с рекордным урожаем. Поэтому аграрии встретили мировой кризис финансово ослабленными, слишком чувствительными к рыночным сдвигам. Что уж говорить об их положении в этом году, безденежном во всех отношениях?

Зато трубадуры из правительственных чиновников непревзойденные! Задолго до начала жатвы кричали о наполнении Аграрного фонда средствами, его стратегии, сколько и чего будут покупать и у кого. Но уже на старте в организационном звене случился сбой. Новый маркетинговый год начался 1 июля, а закупочные цены Министерство аграрной политики обнародовало лишь двумя днями позже. Разрекламированный же кабминовцами АФ начал залоговые закупки с аллюра, однако быстро выдохся.

В целом, преимущество залоговых закупок в том, что Аграрный фонд после оформления документов в течение пяти дней должен выплатить аграриям 60% установленной МинАП закупочной цены. При этом средние и мелкие продавцы остаются полноправными владельцами зерна и при благоприятной ценовой конъюнктуре могут забрать его, уплатив 9% за хранение. По сути, это государственный заем. Хотя при финансовом голоде, отрезанности от кредитных линий агропроизводителям в этом году более выгодны спотовые и форвардные закупки: утром деньги — зерно в полдень!

Отказ от этих двух форматов можно объяснить отсутствием у АФ достаточных средств. Доверчивым поклажедателям приходится ждать выплат далеко не узаконенные пять дней... Если же говорить о почти миллиардном состоянии Аграрного фонда, то здесь нет преувеличения, но находится это богатство в товарном виде — прошлогоднем зерне. Реально же средств хватает на зарплату штатному персоналу.

Чиновники надеялись, что под громкие заявления о борьбе с финансово-экономическим кризисом Верховная Рада примет постановление №5011 «О неотложных мерах по стабилизации ситуации в агропромышленном комплексе Украины» и осчастливит Аграрный фонд 4 млрд. гривен. Депутаты, возможно, и проголосовали бы, если бы правительство перед этим не превратило государственного регулятора в подобие агропромышленного монстра, навешав на него обязанность гасить резкие ценовые колебания не только пшеницы, ячменя, подсолнечника, льна, шишек хмеля, муки, но и подсолнечного и сливочного масла, сухого молока, мяса и субпродуктов.

Ко всему прочему, на АФ были возложены сугубо госрезервовские функции: снабжение аграриев горючим, минеральными удобрениями. А свежим кабминовским постановлением №847 от 23 июля государственному «ценовому стабилизатору» разрешили заниматься еще и экспортом. Не берусь судить, выигрышными или проигрышными будут действия свежеиспеченного национального зернотрейдера на внешних рынках, а вот на внутреннем он чувствует себя неважно.

На еще больший риск АФ толкает правительство, разрешив ему покупать и хранить зерно на складах, не прошедших сертификацию. Вспоминаю, с каким скрипом в Украине внедрялась система складских документов на зерно, как скрупулезно разработчики выписывали технический регламент зернового состава. И все ради того, чтобы выполнить предписания статьи 11 Закона Украины «О зерне и рынке зерна в Украине» и постановления Кабмина №510 от 11 апреля 2003 года «Об обеспечении сертификации зерновых складов на соответствие услуг по хранению зерна и продуктов его переработки, внедрении складских документов на зерно». И, начиная с 2004 года, урожай размещали только на тех элеваторах, которые прошли сертификацию, укомплектованы тест-лабораториями для экспресс-анализа качества зерна.

Украинская зерновая ассоциация составила «черный» список предприятий по хранению зерна — «скользких» партнеров с исчерпывающей профессиональной характеристикой каждого из них. Огромные недостачи, вызванные неисправностью весов; несоответствие качества отгруженного с элеватора зерна помещенному на хранение... Позже было создано государственное предприятие «Государственные реестры Украины». Украинскую систему складских документов на зерно как образцовую и совершенную тиражируют другие государства.

Почему же Кабмин пренебрегает ею, подружившись с необязательными владельцами зернохранилищ, где настоящее раздолье для махинаций? «Перевоплощение» зерна из одного класса в другой, конечно, худший, вплоть до бесследного исчезновения... Тем более рискует не коммерческая структура собственными деньгами, а государственное ведомство бюджетными средствами.

Юлия Тимошенко ограничилась тирадой об острой нехватке... элеваторов, которые надо строить, — большие и малые, причем государственные, в портах и на пути к ним. Проблема давняя, посреди лета наскоком ее не решишь. Да и подрядится ли государство с мизерным бюджетом на строительство современных дорогих «силосов»? Покажутся ли эти проекты инвестиционно привлекательными канадцам и японцам, на которых рассчитывает премьер, покажет время.

Новый маркетинговый сезон подарил аграриям еще одно «новшество» — новый национальный стандарт на пшеницу, который сразу же взбудоражил рынок зерна. Нечто подобное наблюдалось и в 2004 году, после принятия новой редакции государственного стандарта на пшеницу. Перерабатывающие предприятия, покупая номинально пшеницу третьего класса, со временем выясняли, что она почти не пригодна для производства муки. А зернотрейдеры несколько недель доказывали правительственным чиновникам, что пшеница с содержанием 10—15% проросших зерен — это фураж. Класс каждой партии пшеницы, пополнявшей государственные ресурсы, определялся... заместителем министра — настолько несовершенные параметры содержались в новом стандарте. Изменения пришлось вносить... телеграммой.

Новый документ вроде бы вобрал прогрессивные наработки зарубежных стран в сфере стандартизации, учтя при этом технологические свойства украинской пшеницы. Классификация по содержанию белка, действовавшая до 1 июля, не всегда гарантирует соответствующее количество клейковины и ее качество. Поэтому, разрабатывая новую классификацию пшеницы, специалисты учли три основных показателя, определяющих рыночную стоимость культуры: содержание белка, количество и качество клейковины. Согласно новой градационной шкале, мягкую пшеницу поделили на шесть классов: первый-третий классы относятся к группе А, четвертый-пятый — Б и шестой класс.

Примеряли национальный стандарт крымчане. Дискриминация, говорят. И потребовали срочной его отмены, поскольку вся пшеница по новым критериям оценки относится к фуражной. Картину у них подпортили климатические условия, и пшеница не набрала высоких показателей клейковины, которая с 1 июля доминирует при определении классности зерна, зато в ней высокое содержание белка, доминировавшего в предыдущем Госстандарте Украины. Аграрии подсчитали: на каждой тонне теряют до половины стоимости.

1 июля Юлия Тимо­шенко распорядилась сохранить для Крыма прошлогодние стандарты. Из столицы приехала комиссия, три дня изучала ситуацию, пообещала разобраться. И только через две недели Госпотребстандарт снизил требования к крымскому зерну. На подходе еще две поправки. К счастью, стандарт — пилотный, поэтому «модернизация» допускается. Правда, и просуществует он только год. А в течение следующего маркетингового сезона аграриев осчастливят еще одним...

Зернотрейдерам от нового стандарта ни холодно, ни жарко: в международных контрактах своя специфика. Беспокоит другое: возврат НДС. Юлия Тимошенко предупредила, что НДС будут возмещать всем зернотрейдерам, но при условии, что они покупают зерно у аграриев по ценам не ниже «правительственных». Интересно получается: Аграрный фонд за неимением средств самоустранился с торговой площадки, а трейдеров заставляют танцевать не под рыночные ритмы, а под кабминовские напевы.

В правительственных кабинетах разработан механизм, по которому НДС также компенсируется трейдерам в том случае, если на эти средства они покупают зерно в Аграрном фонде. Тех же, кто будет игнорировать принудительный бартер, ожидает «шмон» Антимонопольного комитета, фискальных органов и возврат НДС... до конца жизни. Есть над чем задуматься! А долг по возмещению НДС немалый — почти 2,5 млрд. гривен.

Но те, кто порисковее, не обращают внимания на правительственные запугивания. Многие трейдеры, потеряв веру в возврат НДС, просто перекладывают его на плечи крестьян. Из-за безысходности земледельцам некуда деться, и они вынуждены радоваться хотя бы таким торгам. И это при том, что почти 65% доходов аграрии получают за счет именно зернопроизводства.

Вот поэтому кто молотит, а кто — работает, чем и как, — это еще вопрос. Я думаю, есть резон поменять субъектов местами.

Владимир Чопенко

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Дайджест
Готовить новый Избирательный кодекс, который будет делать невозможными влияния, фальсификации, преступления в избирательном процессе.
Маск обещает, что его грузовик Tesla Semi будет не только более экологичным, но и более дешевым в использовании.
18.11.17, AUTO-Consulting
Министр внутренних дел Украины Арсен Аваков подчеркивает необходимость скорейшего урегулирования проблемы с автомобилями с европейской регистрацией, длительное время находящимися в Украине.
Искусственный интеллект, виртуальная реальность, большие данные и цифровая экономика быстро трансформируют сферу занятости.
Парламентские выборы как главная угроза децентрализации.
17.11.17
У крупнейшей госкомпании страны НАК «Нафтогаз України» появилась мечта - найти советников, которые помогут сделать скучную управленческую работу.
17.11.17, ubr.ua
Депутаты перекраивают праздничный календарь, чтобы заставить украинцев работать еще больше.
17.11.17, Deutsche Welle
20 ноября на Украине должно заработать Государственное бюро расследований. Для его создания у властей было пять лет. Но за этот срок бюро появилось лишь на бумаге.
В Украине также не исключают передачу долга третьей стороне.
16.11.17
15.11.17
14.11.17


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!