НИТКА не выдержала напряжения

Точка зору

На этой неделе были сорваны учебные занятия корабельного истребительного авиационного полка Северного флота РФ в Крыму. Украинская сторона мотивирует отказ допустить российских военных летчиков на свой полигон техническими проблемами. Источник в штабе ВМФ РФ вчера сообщил информагентствам, что причина – в «постоянно меняющейся политической конъюнктуре в Украине». А военные эксперты отмечают, что скандал разгорелся из-за неспособности сторон договориться о стоимости аренды полигона в Крыму.

Построенный в начале 1980-х возле города Саки научно-испытательный тренажер корабельной авиации (НИТКА) до сих пор остается уникальным. Подобный существует только в США, однако даже он уступает по размерам и техническим параметрам украинскому объекту, рассказал «НГ» источник, близкий к Минобороны. По его словам, НИТКА представляет собой огромный комплекс, в точности имитирующий условия взлета и посадки на трехпалубный авианосец. Трехсотметровая взлетно-посадочная полоса может приводиться в действие специальными установками, которые раскачивают ее, как штормовое море. «Летчики учатся взлетать со специального трамплина и с броскового устройства, подобного катапульте, а аэрофинишер помогает полностью воссоздать условия посадки на палубу», – пояснил источник «НГ».

Как раз аэрофинишер, по словам пресс-секретаря Генерального штаба Украины Сергея Кузьмина, стал причиной скандала: «Возникла техническая проблема. У нашего аэрофинишера закончился ресурс использования. Он в исправном состоянии, однако мы юридически не имеем права продолжить его ресурс, это прерогатива завода-изготовителя». Кузьмин добавил, что завод находится в Санкт-Петербурге: «Как только российская сторона решит этот вопрос, она сможет использовать НИТКА».

Источник, близкий к Минобороны, удивился такому объяснению: «Там четыре финишера. Каждый из них представляет собой металлический трос, сантиметров шесть в диаметре и метров тридцать длиной. Это ерунда по сравнению с технической сложностью всего полигона. Неужели нельзя было если не заменить тросы вовремя, то хотя бы по-человечески предупредить о проблеме заранее?»

Эксперт считает, что реальной причиной недоразумений стали засекреченные переговоры между Министерствами обороны Украины и РФ, состоявшиеся летом. Предполагалось, что стороны подпишут соглашение об использовании НИТКА, четко регламентирующее все связанные с этим вопросы. Необходимость в этом возникла потому, что скандалы с учениями российских летчиков в Крыму регулярно возникают с 2003 года, когда президентом был еще Леонид Кучма. До этого времени российская сторона платила украинской за аренду полигона по 500 тыс. долл. ежегодно. Однако часть оплаты поступала в виде запчастей для украинской авиации и флота. У Киева появились претензии и к самой запутанной схеме, и к оценке стоимости поставок, и к срокам выполнения обязательств. Украинские военные рассказали «НГ», что поставки необходимых запчастей задерживались порой на полтора года: «Претензии предъявлять было некому, ведь российский завод-изготовитель не имел никакого отношения к договоренностям министерств обороны, а на взаимоотношения и договоренности российского оборонного ведомства с заводами ОПК мы повлиять никак не могли». Поэтому украинская сторона вынуждена была оказать давление на российских чиновников, отказываясь допустить летчиков Северного флота к крымским тренажерам. В прошлом году это мотивировалось участием Черноморского флота РФ в конфликте вокруг Южной Осетии. Весной 2009 года министр обороны Украины Юрий Ехануров накануне своей отставки пообещал урегулировать вопрос.

словам собеседников «НГ», украинская сторона попыталась внести в новые соглашения те пункты, на которых настаивает с 2006 года: повысить стоимость аренды НИТКА до 2 млн. долл. в год, причем получать эти средства деньгами, а не товарами и услугами; допустить третьи страны к использованию крымского полигона на коммерческих условиях. В частности, речь шла о допуске к тренировкам на НИТКА китайских летчиков, которым предстоит летать на закупленных в РФ палубных истребителях Су-33. Отдельные источники, близкие к украинско-российским переговорам, утверждают, что были и «сопутствующие условия», касающиеся начала переговоров о выводе российского флота из Крыма к 2017 году и протеста украинской стороны против модернизации вооружений и замены техники ЧФ. Впрочем, официально ни одна из сторон не раскрывает сути переговоров.

Директор Центра исследований армии, конверсии и разоружения Сергей Згурец считает, что причиной нового конфликта могли стать в равной степени и сложности, связанные с подготовкой нового соглашения об использовании НИТКА, и обострившиеся политические украинско-российские отношения. Он отметил, что стороны вынуждены будут найти компромиссное решение, поскольку Украина не заинтересована в консервации уникального комплекса, а России он крайне необходим для развития морской авиации. Если сейчас флот РФ располагает одним авианосцем «Адмирал Кузнецов» в Северном море, то в будущем планируется создать пять-шесть авианосных ударных групп. Поручение разработать план создания современных авианосцев президент Дмитрий Медведев выдал Минобороны РФ: «У этих кораблей должны быть атомная энергетическая установка, новые электронная начинка и вооружение».

В прошлом году, когда российская сторона объявила о решении отказаться от услуг украинских станций предупреждения о ракетном нападении в Севастополе и Мукачеве, было утверждено также решение о строительстве до 2012 года аналогичного крымскому учебного центра палубной авиации в Краснодарском крае. Стоимость проекта оценивалась примерно в 200 млн. долл. Поскольку из-за мирового кризиса эти планы были отложены, российским военным пришлось вернуться к переговорам об использовании НИТКА. Но, судя по развитию ситуации, без вмешательства руководителей государства конфликт не может быть разрешен. А проволочки в очередной раз срывают учебные планы российских военных летчиков, у которых тренировки приходятся на конец лета – начало осени.

Татьяна Ивженко

Новини

26 Квітня 2024

Японія інвестує у розвиток чилійських мідних шахт

У енергосистемі зберігається дефіцит – обмежено споживання криворізької промисловості

72% роботодавців в Україні нарікають на дефіцит кадрів

Anglo American відхилила пропозицію BHP

Тігіпко придбав вагонобудівний завод в Австрії

Відсутність продажу брухту Укрзалізниці негативно позначається на діяльності компанії

НКРЕКП відмовилася скасовувати прайс-кепи для промисловості

В лютому імпорт напівфабрикатів з України становив 100 тисяч тонн

США вперше за 40 років розпочнуть виробництво ядерних боєголовок

У Києві вже відновили 70% енергообладнання, пошкодженого російськими обстрілами

25 Квітня 2024

Модель економічного бронювання порушує основоположні принципи конституції – юрист

Тариф на світло треба поступово збільшити до ринкового – експерт

Сумихімпром після тривалої паузи відновив роботу

Україна може стати одним із найважливіших транспортних хабів Європи

НБУ погіршив прогноз зростання української економіки до 3%

Австралійська Mineral Resources збільшила видобуток літію

ВСІ НОВИНИ ⇢