Экспертный совет: LNG-терминал приказал долго жить?

Публікації

Заявление турецкого посла Мехмета Самсара, выразившего обеспокоенность Анкары намерением Украины создать терминал по перевалке сжиженного природного газа на своем побережье, снова подвесило в воздухе саму идею этого проекта. Будет ли он в итоге реализован или так и останется на бумаге, как пугало в переговорах с неуступчивым российским "Газпромом", МинПром узнал с помощью экспертов.

Независимый эксперт Валентин Землянский считает заявление М.Самсара свидетельством очень жесткой позиции Турции. Он напомнил, что ранее ее власти предложили Киеву несколько вариантов, включая создание LNG-терминала в Мраморном море с последующей транспортировкой газа по континентальному трубопроводу в Украину. Кроме того, Турция в любом случае настаивала на своем участии в данном проекте.

Вместе с тем украинские власти отказались от привлечения Турции как при объявлении конкурса на проектирование, так и при поиске инвесторов для строительства LNG-терминала. "Была выбрана испанская компания, все это вызвало негативную реакцию турецкого правительства. То есть сейчас получается, что мы сами виноваты в той ситуации, в которой оказались", – сказал В.Землянский. Он также отметил, что Украина имеет непростые экономические отношения с Азербайджаном, который является партнером Турции.

По мнению эксперта, это также влияет на позицию официальной Анкары. "С правовой точки зрения Турция не должна препятствовать прохождению танкеров со сжиженным газом через свои проливы Босфор и Дарданеллы. Но с технической точки зрения она без проблем может блокировать эти поставки", – подчеркнул он. В.Землянский также отметил, что в данном случае не добавило позитива и ответное заявление главы Государственного агентства по управлению национальными проектами Владислава Каськива.

"Он решил подкорректировать высказывание турецкого дипломата, которое якобы неправильно интерпретировали СМИ. Хотя М.Самсар сказал все по-восточному, но очень четко", – отметил эксперт. По его мнению, перспектива реализации проекта по строительству LNG-терминала на черноморском побережье Украины сейчас весьма туманна не только из-за позиции Турции.

"Вопрос №1 – остается неясным источник поставки газа для него. Да, руководство Украины регулярно ездит на Ближний Восток, обсуждает там этот вопрос, но ни о каких конкретных договоренностях пока ничего не известно. Вопрос №2 – а стоит ли овчинка выделки? То есть выгодно ли закачивать сюда сжиженный газ? Обоснованных расчетов не было приведено", – пояснил В.Землянский. Он также выразил мнение, что в случае создания LNG-терминала официальному Киеву неизбежно придется привлечь Турцию к этому проекту. "В любом случае у Украины нет другого выхода", – заявил он.

Директор Института энергетических исследований Дмитрий Марунич соглашается, что турецкая сторона имеет все возможности заблокировать прохождение газовых танкеров через Босфор даже без формальных юридических оснований. "С учетом загруженности пролива, особенно в осенне-зимний период, когда там сложные погодные условия, наши танкеры могут там стоять неделями", – подчеркнул он.

Эксперт отметил, что российские танкеры с нефтью при прохождении Босфора в ноябре-феврале нередко попадают в такую ситуацию из-за жестких требований к пропуску судов с опасным грузом. В результате потери от их простоев оцениваются отправителем в 30-50 млн долл. "То же самое ждет и нас. Поэтому даже если будет получено согласие турецкой стороны, 100% гарантии бесперебойного транзита сжиженного газа, особенно в отопительный сезон, у нас нет", – сказал Д.Марунич.

Он также выразил сомнение, что проект строительства LNG-терминала является экономически целесообразным. "Там только одна регазификация может стоить 70 долл./тыс. куб. м. Я сомневаюсь, что такой газ будет востребован на рынке и будет конкурентным по сравнению с альтернативными источниками поставки по трубопроводу", – подчеркнул эксперт.

Вместе с тем он предположил, что заявление М.Самсара не остановит В.Каськива. "Думаю, что он будет продвигать строительство LNG-терминала и дальше. Но с учетом указанных рисков важно, чтобы опять не получилось, как с нефтепроводом Одесса-Броды, который сейчас стоит и приносит стране убытки", – подчеркнул Д.Марунич.

Первый заместитель главы комитета Верховной Рады по бюджетной политике Оксана Калетник отметила, что трудности, с которыми сталкивается Госнацпроект под руководством В.Каськива при реализации проекта "LNG-терминал", связаны с низким исполнительским уровнем. "Для корабля, который не знает, куда плывет, любой ветер не будет попутным. Украина много и давно говорит о строительстве LNG-терминала, но ничего не делает", – сказала она. 

По мнению О.Калетник, саму идею создания LNG-терминала надо оценивать позитивно, поскольку это будет способствовать энергетической независимости Украины. "Но когда мы ничего не делаем, а только говорим об этом проекте, то лишь раздражаем соседей, например, Россию, которая не заинтересована в нем", – подчеркнула она.

По словам первого замглавы комитета ВР, при подготовке роад-шоу данного нацпроекта ведомство В.Каськива нарисовало красивые картинки и не более того. "Это вызвало непонимание у инвестиционного сообщества и недоверие. То есть нет хороших слаженных действий профессиональной команды, поэтому возникают такие ситуации", – резюмировала О.Калетник.

МинПром

Новини

27 Вересня 2024

Американська донька Liberty Steel скорочує виробництво до кінця жовтня

Польське ЕКА вперше застрахувало виробничий комплекс в Україні

В ВР не виключають можливості підвищення ПДВ у майбутньому

Франція і Німеччина проти плану Єврокомісії щодо кредиту для України на 35 млрд  

За період великої війни кількість індустриальних парків зросла понад удвічі

Інтерпайп залишається великим експортером продукції із високою доданою вартістю

Європейська організація морських портів закликала звільнити від податків берегові джерела живлення

Мексика продовжила дію мита на українські безшовні труби

Система тарифоутворення Укрзалізниці давно застаріла і потребує перегляду

Канада та ЄС домовилися допомагати розвивати вуглецеве ціноутворення у світі

Український уряд має розпочати переговори з ЄС щодо відтермінування CBAM

В Україні оголошено перший аукціон із розподілу квоти підтримки зеленої енергетики

ЄС збільшив імпорт заліза прямого відновлення на 4,8%

ArcelorMittal зупинив проєкт розширення бразильського заводу через зростання імпорту сталі

Ціни на залізну руду перевищили позначку в 100 дол/тонну

Жінки врятують світ: Україна запускає програму навчання жінок на операторок екскаватора 

ВСІ НОВИНИ ⇢