Турецкий рынок: лист разогрел спрос

Публікації

Серьезные изменения наметились в стальном балансе Турции, а это один из наиболее важных рынков сбыта для украинских металлургов. Смогут ли они воспользоваться благоприятной ситуацией, станет ясно ближе к концу года. Тем более что по-прежнему существует ряд внутренних факторов, сдерживающих развитие отрасли.

Darkest Hour для арматуры

Основным направлением производства у турецких прокатчиков традиционно является длинномер, и делают они его гораздо больше, чем необходимо для внутреннего потребления. По итогам января-июля текущего года выпуск длинномерного проката в Турции составил 15 млн т, а потребление – только 10 млн т. Остальной объем идет на экспорт, но возможности для внешних продаж существенно ухудшились нынешней весной после введения 25%-ных пошлин на импорт стали в США.

Для турецких производителей ситуация усугубилась из-за политического конфликта между Анкарой и Вашингтоном, в результате которого пошлины для них были повышены до 50% указом Дональда Трампа. И результат не заставил себя долго ждать. Еще в январе-апреле, по данным American Iron&Steel Institute, Турция была вторым по величине поставщиком металлопроката в США, уступая только Южной Корее.

А уже в июне арматура, на экспорт которой в основном и налегали турецкие прокатчики, оказалась в лидерах по темпам падения импорта на американском рынке: на 71% в годовом сравнении, до 43,5 тыс. т. Если рассматривать непосредственно поставки длинномера из Турции в США, то больше всех "пострадал" трубный профиль: за январь-июнь падение объемов составило 55,55%, до 60 тыс. т.

Попытка нарастить поставки в ЕС может дать лишь краткосрочный эффект – поскольку механизм антидемпинговых расследований у Еврокомиссии сейчас работает на полную мощность. Также стоит отметить принятое в конце мая решение Совета сотрудничества стран Персидского залива о повышении импортных пошлин на сортовой прокат с 5 до 10% с середины июня сроком на 1 год с возможностью дальнейшего продления. И хотя 10% – не 25%, не говоря уже про 50%, это как минимум не стимулирует продажи в данном направлении.

Поэтому снижение выпуска длинномера в Турции на 2,4% за январь-июль выглядит вполне логично. К тому же и внутреннее потребление за этот период сократилось на 3%. Более того, зафиксированное сокращение представляется недостаточно адекватной реакцией. А значит, до конца года стоит ожидать дальнейшего уменьшения производства в данном сегменте.

Плоскость для взлета

Ситуация с плоским прокатом прямо противоположная. Его выпуск за январь-июль вырос на 24%, до 9 млн т, а потребление – на 11,6%, до 11 млн т, по данным Турецкой ассоциации производителей чугуна и стали TCUD. Таким образом, не менее 20% запроса внутреннего рынка пришлось закрыть за счет импорта. Это хороший знак, в частности, для Мариупольского комбината им. Ильича и "Запорожстали", крупных украинских производителей листового проката.

Дополнительным плюсом следует считать июльское решение Магнитогорского металлургического комбината отложить возобновление работы своего турецкого завода MMK Metalurji в Искандеруне – как минимум до ноября. Ведь MMK Metalurji специализируется на плоской продукции и при полной загрузке мощностей способен выбрасывать на рынок 2,3 млн т. в год.

Таким образом, существуют предпосылки для увеличения экспорта украинского стального листа в Турцию. Но не факт, что они будут реализованы в полной мере. "Слабым звеном" является логистика. Действия Российской Федерации, направленные на срыв украинских грузоперевозок в Азовском море, бьют по возможностям ММКИ отправлять клиентам свою продукцию.

Это строительство Керченского моста, ограничившего габариты заходящих и выходящих судов, а также безосновательные задержания следующих из Украины судов для досмотра. Так, по состоянию на 17 июля в Азовском море российскими пограничниками были задержаны 148 судов, следовавших из/в украинские порты, по данным Администрации морских портов Украины.

Как результат, за январь-июль поток грузов в Мариупольском морском торговом порту снизился на 11,5%, до 3,491 млн т. В т.ч. перевалка металлопроката упала на 7,4%, до 650 тыс. т, а чугуна – на 50,5%, до 321 тыс. т. Возможности ММКИ и комбината "Азовсталь" перенаправить свою продукцию на экспорт через черноморские порты сдерживаются неэффективностью операционной деятельности ПАО "Укрзализныця".

В этой госкомпании статус хронической болезни приобрели такие проблемы, как нехватка грузовых полувагонов и локомотивов, а также недостаточная пропускная способность участка Камыш-Заря – Волноваха, через который идет грузопоток на Мариуполь. Поэтому в данном случае немного проще комбинату "Запорожсталь", который для вывоза продукции старается по максимуму задействовать речные перевозки.

Директор ГП "Укрпромвнешэкспертиза" Владимир Власюк в комментарии МинПрому выразил мнение, что возможности нарастить экспорт проката в Турцию у украинских производителей отсутствуют. По его словам, это связано с американскими пошлинами, вынуждающими турецких прокатчиков больше продукции направлять на внутренний рынок. "Поэтому хорошо, если им удастся хотя бы сохранить те объемы, что есть", – подчеркнул эксперт.

Игорь Воронцов

МинПром

Новини

3 Травня 2024

Польща має заборонити імпорт російської металопродукції через свої порти – експерт

Якщо акциз на пальне підвищують до європейського рівня, варто збільшити й зарплату – експерт

ArcelorMittal планує розширення компанії у Бразилії

Туреччина збільшила експорт арматури на 8,9%

Морські перевезення стимулюватимуть зростання експорту продукції ГМК – НБУ

Великий бізнес з початку 2024 року сплатив майже 160 млрд грн податків 

Україна і Британія починають реалізацію проєктів у сфері зелених інновацій в енергетиці

Nippon Steel знадобиться більше часу для завершення угоди з купівлі US Steel

КНДР відправила до росії балістичні ракети

Японські торгові доми очікують скорочення прибутків від металургійного бізнесу

Реальна собівартість електроенергії для населення становить 3,5 грн – Кучеренко

Міжнародна торгова палата закликала ЄС до діалогу щодо вуглецевого мита

Польща за три місяці імпортувала 378,7 тис тонн сталі 

Уряд зобов’язав УЗ перерахувати 1,5 млрд грн до бюджету

АМПУ отримало нове лоцманське судно для портів на Дунаї

Німеччина у січні-лютому імпортувала 155 тис тонн сталі 

ВСІ НОВИНИ ⇢