Повелители ветров

Публікації

Донбасский бизнесмен Максим Ефимов близок к тому, чтобы организовать в Украине практически полный машиностроительный цикл, обслуживающий нужды ветроэнергетики. Но вряд ли эта "пусконаладка" давалась бы так быстро и гладко, не испытывай живой интерес к проекту бывший глава Донецкой облгосадминистрации, а ныне министр ЖХК Анатолий Близнюк и его старший сын Сергей.

Синоптики могут не согласиться, но экономические аналитики убеждены: украинская роза ветров своим центром избрала г. Краматорск Донецкой области. Город, в котором сосредоточено несколько мощных машиностроительных предприятий, в течение 2-3 ближайших лет сможет самостоятельно производить полные комплекты оборудования для ветровых электростанций (возможно, за исключением электронных систем контроля и управления). В данный момент в Краматорске уже налажена крупноузловая сборка ветрогенераторов из зарубежных комплектующих. На осень 2012 планируется выпуск первых ветровых турбин и первых мачт местного изготовления. До конца года намечено произвести 7 комплектов такого оборудования. В обозримом будущем импортная составляющая в нем будет сведена до уровня не более 20-30%. Кроме того, именно в Краматорске должен открыться диспетчерский центр по управлению и дистанционному контролю за работой ветровых агрегатов, установленных в Украине.

Все сказанное касается крупных силовых генераторов (мощностью от 2,5 МВт) немецкой марки Fuhrlаnder. В сегменте малой ветроэнергетики господствуют китайские "пропеллеры", но он-то краматорских бизнесменов как раз и не интересует. А вот в нише оборудования для промышленных ВЭС они нацелены контролировать до 90% национального рынка. Другим европейским производителям ветрогенераторов пробиться на территорию, оккупированную "фурлендерами", будет очень непросто. Особенно с учетом того, что под оболочкой немецкого бренда ныне спрятана украинская начинка.

Весной текущего года тихо и незаметно Fuhrlаnder стала компанией с доминирующим украинским капиталом. Публичной огласке этот факт был предан только летом. В августе 2012 М.Ефимов был представлен немецкой прессе и общественности как новый член наблюдательного совета Fuhrlаnder и ее мажоритарный акционер. Формально в регистре акционеров он фигурирует как глава компании Windgrosse GmbH, сконцентрировавший порядка 80% акций Fuhrlаnder. Но этот титул мало о чем говорит даже искушенной публике. Сама Windgrosse зарегистрирована во Франкфурте примерно в начале нынешнего года от имени ничем не выдающихся кипрских учредителей.

Впрочем, у М.Ефимова и без того достаточно регалий. Самая громкая – должность генерального директора краматорского завода "Энергомашспецсталь". Также он является членом наблюдательного совета Краматорского завода тяжелого станкостроения (КЗТС) и одним из инициаторов создания украинско-германского СП "Фурлендер Виндтехнолоджи". Это СП получило лицензию на изготовление ветроэнергетических установок FL2500 мощностью 2,5 МВт от своих немецких отцов-основателей и промплощадку в 5 тыс. кв. м на том же КЗТС – от украинских.

Приход новых лиц к управлению старейшим в Германии производителем ветровых генераторов вызвал в немецкой прессе волну подозрений, что посредством М.Ефимова Fuhrlаnder прибирает к рукам российский "Росатом". Такие выводы делались преимущественно на основании того, что именно этот концерн с конца 2010 года владеет "Энергомашспецсталью", которой в свою очередь владеет М.Ефимов. Цепочка вроде бы логическая, но не до конца верная. Сегодня на "Энергомашспецстали" М.Ефимов представляет исключительно себя и своего партнера Сергея Близнюка. Ранее они контролировали этот завод совместно с корпорацией "Индустриальный союз Донбасса". Сегодня делают то же самое с россиянами, сохраняя за собой миноритарную долю в капитале предприятия и определенную квоту в его руководстве. Но ветровой вектор своего бизнеса связка Близнюк – Ефимов предпочитает развивать самостоятельно. Какой смысл делиться лакомым куском с "Росатомом", если можно съесть его самому?

Распрощаться с "Энергомашспецсталью" их вынудили обстоятельства. С одной стороны, забрезжила угроза поглощения завода одной из более влиятельных украинских бизнес-групп. С другой, наметились предпосылки для приобретения Fuhrlаnder, для чего нужны были свежие деньги. Продажа "Энергомашспецстали" "Росатому" решила две эти проблемы сразу. И украинский центр ветрового машиностроения был оперативно сдвинут в сторону Краматорского завода тяжелого станкостроения. Хотя до 2010 года включительно в качестве главной базы рассматривалась "Энергомашспецсталь". КЗТС в смысле технического оснащения был менее готов к этой задаче, зато здесь у группы Близнюка – Ефимова никаких посторонних совладельцев под ногами не путалось. Почти 98% акций завода сконцентрированы в одном кармане – на балансе кипрской фирмы Zubria Holdings.

В текущем году КЗТС пришлось в срочном порядке обновляться. В цеха было завезено несколько современных импортных металлообрабатывающих машин, под техперевооружение открыты две мультивалютные кредитные линии (одна – в харьковском Мегабанке, вторая – в Сбербанке России) общим наполнение свыше 120 млн грн. В итоге на предприятии уже освоили выпуск башен, на которые устанавливаются ветряки. Функционально это самый простой элемент ветрогенерирующего агрегата, но и самый габаритный. Высота такого стояка достигает 100 м, вес – 280 тонн. Анкерные корзины, рамы для гондол также планируют выпускать здесь, а при производстве самых турбин намерены скооперироваться с неоднократно упоминаемой выше "Энергомашспецсталью".

Как отмечают технологи КЗТС, производство оборудования для ветроэнергетики могло бы обеспечить дополнительными заказами и отечественную металлургию. Ведь сегодня сталь для первых башен завезена в Краматорск из Румынии, поскольку в Украине нет листа необходимой толщины и прочности. Хотя уже проведены предварительные переговоры о том, чтобы организовать его выплавку на мариупольской "Азовстали". Если исходить из заводских планов, замахнувшихся на выпуск до 100 ветровых башен в год, то под это дело понадобится примерно 30 тыс. тонн металла ежегодно. И это не учитывая материала, необходимого для изготовления гондол, лопастей и т.п.

А о том, чтобы обеспечить рынок сбыта для своих ветряков, владельцы КСТЗ, Fuhrlаnder и их украинской дочки обстоятельно позаботились загодя. Компании, близкие к династии Близнюков, выступают учредителями двух уже действующих в стране ветропарков – "Новоазовского" и "Очаковского", а также активно столбят территории под новые подобные формации. В Крыму они намерены разбить три подобных парка, в Николаевской области – еще два, далее: один на Луганщине, в районе Краснодона, один у себя под боком – между Краматорском и Славянском. Землю под все эти ВЭС местные советы уже выделили. Осталось лишь засеять ее ветрогенераторами. По предварительным подсчетам, для перечисленных проектов потребуется порядка 400-500 ветряков.

Кроме того, "Фурландер Виндтехнолоджи" выиграла тендер на поставку ветровых установок и для компании "Винд Пауэр", входящей в структуру ДТЭК. Последняя намерена построить в Запорожской и Днепропетровской областях сеть ВЭС общей мощностью 1200 МВт. Также "Винд Пауэр" изучает возможность создания ветропарка "Мангуш" в Донецкой области. В общем, все указывает на то, что без работы краматорским "ветреным" машиностроителям сидеть не получится. Выражаясь иначе, работать им придется и за себя, и за того парня. Дело в том, что от посягательств конкурентов извне интересы КЗТС и Ко. надежно защищает украинское законодательство о "зеленом тарифе" на электроэнергетику. Покупка оборудования для ВЭС у любого другого производителя, а не у Fuhrlаnder, делает эту инвестицию фактически невыгодной.

"Зеленые тарифы", как известно, существуют для того, чтобы стимулировать производство электрической энергии из экологических, возобновляемых источников. Сейчас в Украине за кВт-час, произведенный с помощью энергии ветра, платят примерно в 2,5 раза больше, чем такой же, но выработанный на ТЭС. Т.е. поставлять ветровые кВт-часы на энергорынок намного выгоднее. Но есть один нюанс. Такой поощрительный "зеленый тариф" распространяется только на тех энергетиков, у которых в стоимости строительства ВЭС не менее 15% приходится на сырье, материалы, работы, услуги украинского происхождения. Причем с 1 января 2013 эта планка поднимется до 30%, а с 1 января 2014 – до 50%. Подобная поправка к Закону "Об электроэнергетике" была принята в прошлом году. Теперь понятно, в чьих интересах. Ведь, кроме краматорского машиностроительного пула, подстроиться под подобное требование не сможет никто.

Ярослав Ярош

МинПром

Новини

26 Липня 2024

Найскладніший період літа вже позаду, але невідомо що буде взимку – Укренерго

В Міненерго кажуть, що працюють над покращенням ситуації зі світлом

США скоротили імпорт прокату на 23%

Рада не відмовляється від ідеї підвищення ПДВ

POSCO знизила виплавку сталі

Кількість працюючих індустриальних парків може збільшись до 20

Залізниці України та Польщі домовились розвивати сполучення

Євросоюз надасть Україні ще 68 великих генераторів

Польща допомогла – в Україні скорочені обсяги обмеження світла

ЄС виділив Україні перший транш у 1,5 млрд євро із заморожених активів РФ

Усть-Дунайськ перетворять на хаб з імпорту добрив 

ЄС може запустити розслідування щодо продаж г/к рулону за квотою “інших країн”

В Росії різко уповільнилося промислове виробництво 

ОККО формує парк вагонів-цистерн

EUROFER: У 2024 році видиме споживання сталі в ЄС повинно відновитися

США знайшли 2 млрд дол на військову допомогу Україні

ВСІ НОВИНИ ⇢