Декарбонизация с побочкой

Екологія Економіка Металургія Публікації Технології
Декарбонизация с побочкой

Водолазы знают: после глубокого погружения нельзя резко подниматься на поверхность – это грозит потерей здоровья, а то и жизни. С декарбонизацией мировой экономики тот же случай. Если слишком разгонять процесс, то можно получить много побочных эффектов. Глобальный энергетический кризис – один из них. Он стал холодным душем и для других отраслей, где призадумались, не сбавить ли темп.

Не в бровь, а в Глазго

1 ноября в шотландском Глазго стартовал глобальный климатический саммит, который продлится две недели. Хотя значение имели только два первых дня, когда мероприятие посетили мировые лидеры, дальше – это уже кабинетная работа бюрократов и экспертов. Повестка дня саммита выглядела как целый конспект, но ключевым стал спор между развитыми странами и третьим миром о сроках выполнения и источниках финансирования «зеленых целей». Евросоюз и США придерживаются позиции, о сокращении парниковых выбросов к 2030 г. до 35% от уровня 1990 г. и достижении полной декарбонизации в 2050 г. Впрочем, эти жертвы будут иметь смысл только в том случае, если инициативу поддержат развивающиеся страны. Последние же подошли к саммиту почти единогласным фронтом. Их позиция сводится к тому: ОК, мы не против, но за веселье платите вы.

К полному консенсусу стороны так и не пришли, но некоторый сдвиг все же случился. Участники саммита подписали три ключевых декларации – о защите лесов, о сокращении на 30% выбросов метана и о внедрении новых зеленых технологий. Впрочем, Россия и Китай, например, две последних инициативы не поддержали. А развитие зеленых ноу-хау в развивающихся странах имеет шанс на успех только при финансовой подпитке извне.  В этом контексте Украине, кстати, важно не упустить свою часть пирога.

С другой стороны, неочевидно, что США и ЕС запросто согласятся переложить все затраты по реализации благих экологических намерений на плечи собственных налогоплательщиков. Подобное решение точно вызовет внутреннюю политическую дискуссию в Евросоюзе и станет удачным объектом критики курса Джо Байдена со стороны Республиканской партии. Кроме того, сами страны-инициаторы тотальной декарбонизации испытывают все больше сомнений относительно реальности выполнения взятых на себя обязательств в ударные сроки. 

Зеленые сметы

Стратегия декарбонизации стоит на двух фундаментальных китах – закрытие/сокращение вредных производств и переход на возобновляемые источники энергии. 2021 г. показал, что второй кит не очень справляется. Вторая половина года прошла под знаком тотального дефицита и подорожания традиционных энергоносителей – угля, газа нефти. В то же время альтернативные источники – ветровая и солнечная энергетика – не смогли стать эффективной заменой. В сентябре правительство Великобритании даже вынуждено было вернуть в работу одну из двух оставшихся в стране угольных ТЭС, чтобы не оставить несколько сотен тысяч потребителей без света. Польша под давлением ЕС согласилась закрыть крупнейшую в стране Белхатувскую угольную электростанцию, но отказала в закрытии шахт в Турове, несмотря даже на решение Европейского трибунала. Франция лоббирует признание статуса «зеленой» за атомной энергетикой, которая играет ключевую роль в энергобалансе страны. Германия открывает «Северный поток-2», который ежегодно сможет доставлять в Европу еще 55 млрд кубометров из российских месторождений. И это перетягивание одеяла на себя, скорее всего, будет продолжаться. По оценкам BP, мировой спрос на энергоресурсы до 2035 г. увеличится примерно на 30%, причем в нем, как и сейчас, будут доминировать нефть, газ и уголь. Пускай даже их суммарная доля уменьшится с нынешних 86% до 75%. 

А еще в разных отраслях начали тщательнее считать во сколько обойдется переход на «зеленые рельсы», и кто за это будет платить. По оценкам Международного энергетического агентства (IEA), глобальный переход на безуглеродную энергетику потребует значительного роста инвестиций на эти цели – с нынешних 300 млрд USD в год до 2,2 трлн USD в год. Несколько различных сценариев декарбонизации в глобальном производстве алюминия смоделировал недавно International Aluminium Institute (IAI). Согласно его расчетам, к 2050 г. выбросы углекислого газа в мировой алюминиевой промышленности должны сократиться в 20 раз – от более 1 млрд т  в год до 53 млн т. Согласно исследованию IAI, уменьшение эмиссии требует решения трех задач – перехода на безуглеродные источники энергии, снижения выбросов непосредственно в ходе производственного процесса и стимулирования рециклинга. При этом затраты компаний отрасли только на внедрение альтернативных источников энергии оцениваются в 1,5 трлн USD. А вот объективно оценить затраты на сокращение выбросов алюминиевого производства и вторичную переработку алюминия даже не представляется возможным, поскольку предлагаемые для этого инновации в промышленных масштабах пока еще не используются. 

Согласно прогнозу консалтинговой компании McKinsey, европейской черной металлургии «зеленый переход» будет стоить как минимум 100 млрд USD. Учитывая, что за прошлый год в ЕС выплавили около 140 млн т стали, объем затрат в мировых масштабах должен быть на порядок выше. По большому счету, у производителей стали два пути к достижению углеродной нейтральности: это замена доменно-конверторного производства на электросталеплавильное и использование чистых источников энергии – солнце, ветер, водород. Но и в том, и в другом случае есть нюансы. Спору нет, электропечи производят в 4-5 раза меньше выбросов СО2, чем домны. Но тотальное закрытие последних приведет к тотальному дефициту сырья для выплавки. Банальная руда для электропечей не подходит, им подавай металлолом или металлизированные окатыши, полученных по технологии DRI/HBI. Примерная емкость глобального рынка лома составляет сегодня 100 млн т в год. Сопоставимые объемы выпуска и у восстановленного (горячебрикетированного) железа.  А глобальное производство стали, как мы знаем, приближается к 2 млрд т годовых. 

С миру по нитке 

Относительно источников питания для чистой металлургии, то появляется все больше стартапов, связанных с использованием водорода. Но пока это опять же сугубо теоретическая возможность. Во-первых, нынешние объемы водородной энергетики ничтожно малы. Во-вторых, водород как топливо все еще слишком дорог – раз в 10 выше, чем природный газ. И пока оба этих ресурса хотя бы не сравняются в ценах, говорить всерьез об «водородной революции» не получится. Поэтому в ближайшие годы стальное и климатическое лобби еще не раз будут бодаться в попытках педалировать/отсрочить «зеленые» требования. С другой стороны, уже наблюдаются попытки метпредприятий возложить хотя бы часть декарбонизационных затрат на потребителей или правительства. В ближайшие годы таких телодвижений будет все больше.    

Например, холдинг ArcelorMittal уже по полной оседлал новый тренд. Лакшми Миттал, подсуетившись, заручился поддержкой целого ряда правительств и финансовых институций для развития «зеленой металлургии». В частности, Европейский инвестиционный банк выделит ArcelorMittal 280 млн евро на исследования в сфере декарбонизации. Правительство Германии пообещало выделить 55 млн евро на строительство в Гамбурге первого в стране завода по производству железа прямого восстановления с помощью водорода. Это должно покрыть половину стоимости строительных работ. Официальный Мадрид согласился компенсировать половину расходов (а это порядка 0,5 млрд евро) на строительство завода аналогичного типа в Сестао (Астурия). А канадские власти предоставят 320 млн USD на строительство электропечи с DRI-модулем на комбинате Dofasco. 

Другой источник покрытия затрат – сами потребители стали. Индийская Tata Steel еще в апреле текущего года, первой в мире, ввела так называемую надбавку за углерод. На европейском рынке первоначально она составляла 12 евро/т, а на пике мировых цен на сталь выросла до 16 евро/т.  Сейчас Tata пытается включить эту доплату за декарбонизацию во все свои долгосрочные контракты. Тем временем по ее стопам пошли и другие производители стали. Сегодня доплату за углерод в своей сбытовой политике применяют ArcelorMittal, British Steel, Celsa, Liberty Steel. Ряд других компаний уже сообщили клиентам, что прибегнут к такой практике со следующего года. Скорее всего, она станет повсеместной.

CBAM под обстрелом

В принципе добровольно-принудительным взносом в декарбонизацию является и утвержденный Евросоюзом механизм CBAM (Carbon Border Adjustment Mechanism). Рамочные параметры этих сборов уже объявлены, но детализацию еще допиливают. Поэтому де-факто платить придется с 2026 г., а с 2023-го – производители должны лишь отчитываться о наличии и размере углеродного следа в своей продукции. Первоначально CBAM должен применяться к импорту товаров с высоким риском выбросов CO2, таким как черные металлы и сталь, удобрения, алюминий, цемент.  Относительно нефти, нефтепродуктов и аммиака еще идут прения. СBAM будет охватывать как прямые выбросы – те, что выделяются и потребляются непосредственно в процессе производства, так и косвенные, например, потребленное электричество.

Как неоднократно отмечалось, карающий меч СBAM прежде всего обрушится на импортеров, поставляющих продукцию в Евросоюз. Так, допзатраты украинских производителей оцениваются примерно в 1 млрд USD, российских – в 3-5 млрд USD, китайских – свыше 10 млрд USD ежегодно. Но и внутри ЕС все чаще начинают звучать голоса относительно непродуманности этого механизма и нереальности поставленных целей. Мол, как бы борьба с болезнью не принесла больше вреда, чем сама болезнь. В частности, активным противником применения СBAM выступает ассоциация European Aluminium. В октябре она подготовила обращение к Европейской комиссии, в котором пытается доказать, что применение этого принципа к электроэнергии, потребляемой алюминиевыми предприятиями (как косвенный источник выбросов), приведет к краху отрасли. В European Aluminium отмечают, что при нынешних ценах на энергоносители 80% в себестоимости алюминия приходится на электроэнергию – это больше, чем когда-либо. Если в течение последнего года алюминий подорожал примерно на 50%, то электричество – более чем на 300%. Дополнительная финансовая нагрузка в виде экологических сборов просто приведет к закрытию производств. Что и так уже наблюдается. В октябре нидерландская компания Aldel объявила о приостановке деятельности д начала 2022 г., а там видно будет. Словенская Talum остановила 24 электролизера и анонсировала сокращение на 50% производственной программы на следующий год. Словацкая Slovalco перевела часть мощностей на режим минималки – 10% от проектных возможностей. 

Похожие опасения возникают и у участников Европейской ассоциации производителей цветных металлов Еurometaux.  Недовольна также Ассоциация фермеров ЕС, которая отмечает, что на данный момент 35% их производственных затрат съедают удобрения. А после введения СBAM эта доля вырастет еще больше и им станет еще труднее конкурировать с производителями зерновых и других культур за пределами Евросоюза.  

В октябре группа исследователей из Кембриджского университета опубликовала доклад, оценивающий последствия введения СBAM в Европейском Союзе. Один из выводов гласит: существует риск, что односторонне введение данного механизма будет расценено остальными участниками глобального рынка не как попытка уменьшить углеродные выбросы, а как протекционистская мера. И это станет поводом для разжигания новых торговых войн. На этот раз под флагом климатического очищения.

Ярослав Ярош

Новини

25 Квітня 2024

В Німеччині скорочується споживання сталі

SSAB очікує зниження цін на сталь у другому кварталі

Імпорт сталі до США у березні зріс на 1,5%

Нігинський кар’єр повторно виставили на аукціон за 26,32 млн грн

Україна продовжила антидемпінгові мита на імпорт арматури та катанки з рф

До порту Одеси прибув великий контейнеровоз з Китаю

Держава має прибрати перепони, які блокують інвестиції в розвиток зеленої енергетики – адвокат 

Centravis збільшив випуск труб на 14%

Єврокомісія хоче запровадити санкції проти суден, які перевозять військову техніку з КНДР до рф

Інтерпайп пропонує скоригувати систему бронювання працівників у прифронтових регіонах

На півдні Україні окупанти пошкодили обладнання вітрової станції

BHP Group запропонувала купити Anglo American за 38,8 млрд дол

Бразилія запроваджує квоти на імпорт 11 видів сталевої продукції

Україна отримає €380 млн на підтримку відновлюваної енергетики

Данія може інвестувати у портову інфраструктуру України

Три чверті роботодавців відчувають дефіцит кадрів

ВСІ НОВИНИ ⇢