Металл-базар: что значит ЗСТ с Турцией для ГМК Украины

Металургія Публікації
Металл-базар: что значит ЗСТ с Турцией для ГМК Украины

Из своей февральской поездки в Украину турецкий президент Реджеп Эрдоган привез договор о зоне свободной торговли (ЗСТ) между двум странами и коронавирус. Риск для здоровья не был напрасным. Стороны, наконец, подписали документ, который более 10 лет утрясался по дипломатическим каналам. О том, кто больше выиграет от ЗСТ, наверняка, спорить будут еще долго. Здесь же рассмотрим подробнее, как новый торговый режим скажется на стальной отрасли. Она имеет самый большой вес в украинско-турецком внешнеэкономическом балансе.  

По статистике Государственной таможенной службы, в 2021 г. товарооборот между Украиной и Турцией составил 7,38 млрд USD. Это, кстати, на 52% больше, чем в 2020-м. Торговое сальдо для Украины вполне позитивное. Она экспортировала за Черное море товаров на 4,14 млрд USD, а закупала у турок – на 3,23 млрд USD. При этом на долю товаров металлургической группы в украинском экспорте приходилось свыше 2 млрд USD – считай, половина всего объема. В значительной мере за счет существенного роста цен на сталь, а также агропродукцию, Украина и обеспечила себе такой значительный перевес во взаимной торговле – почти на 1 млрд USD.

Металлолом

Хоть и не самая дорогая по стоимости, но самая чувствительная для отечественных сталеваров позиция в этом экспортном перечне – лом черных металлов. По итогам прошлого года из Украины было вывезено около 615 тыс. т лома, что чуть ли не в 20 раз больше, чем в 2020-м. При этом 85% этой продукции поставлялось в Турцию. Соответственно украинские меткомбинаты опасались, что после создания ЗСТ они вообще останутся без металлоломного сырья. Однако Минэкономики Украины удалось отстоять норму о том, что лом остается за скобками свободной торговли, что дает право Киеву ограничивать его экспорт при помощи заградительных пошлин.

В декабре 2021-го Верховная Рада этим правом воспользовалась сполна, увеличив «выездные» пошлины с 58 до 180 евро за тонну. Такая ставка, очевидно, остановит отплыв ценного ресурса, и может действовать вплоть до 2026 г., если ничего не поменяется. Для Анкары это не очень приятная новость, но тут Киев проявил стойкость. Президент ассоциации «Укрметаллургпром» Александр Каленков отдает должное такой принципиальности: «Мы можем и далее защищать свой рынок, устанавливая экспортные пошлины на лом, без оглядки на ЗСТ. Напомню, что переработка лома дает украинской экономике больше поступлений в сравнении с экспортом (примерно +300 USD на одной тонне). К тому же использование вторметалла позволяет сократить выбросы СО2 в производстве, а это стратегически важно с учетом курса на декарбонизацию».

Украинский лом нельзя назвать критически важным для турецкого рынка. Если из Украина она ввозила в прошлом году более 500 тыс. т, то из США – почти 4 млн т, из Евросоюза – 13 млн т. Однако значительное удорожание украинского сырья ввиду новых ставок пошлин, дает толчок для роста цен на него в целом на внутреннем турецком рынке. Тем более, что пошлины на вывоз металлолома подняла и Россия. А Казахстан вообще ввел временный запрет на его экспорт. Как результат, вначале февраля внутренние турецкие цены на лом вплотную приблизились к планке 500 USD\т. Это заметно выше усредненной цены 2021 г. (463 USD/т), хотя еще и достаточно далеко до пика (530 USD\т).

Параллельно часть турецких металлургов все активнее переключается на другой украинский сырьевой ресурс – железную руду. За прошлый год Турция увеличила импорт ЖРС из Украины более чем в 2,5 раза – до 1,3 млн т. Таким образом, наша страна вышла на третье место по поставкам руды на турецкий рынок, чья общая емкость составляет 10-11 млн т в год. Первое место там крепко держит Бразилия, но побороться за второе со Швецией вполне реально. 

Полуфабрикат

Что касается непосредственно стальной продукции, то здесь Украина по итогам подписания ЗСТ, если и сильно не выиграла, то точно не проиграла. Сегодня около 16% всего стального экспорта нашей страны нацелено на Турцию. Хотя ни для кого не секрет, что отгружается в основном-то полуфабрикат, и после его передела самую вкусную часть добавленной стоимости турки забирают себе. Но конкурировать с ними в более дорогих сегментах украинским производителям пока сложно. И соглашение о свободной торговле в этом не очень поможет.

Минэкономики отрапортовало, что согласно подписанному документу, на 510 из 840 металлургических позиций теперь будет нулевая пошлина на турецкой таможне. Однако, по словам Александра Каленкова, эти товары и так не экспортировались в Турцию. Другое дело, что на некоторые категории стальной продукции таможенные пошлины будут хоть и не значительно, но снижены. И уже это дает определенное преимущество украинским поставщикам перед конкурентами, в частности российскими. Наконец, Украина получит право на беспошлинную поставку (или с минимальной пошлиной) в рамках годовой квоты до 430 тыс. т металлопродукции. Это еще один повод надеяться, что стальному экспорту в Турцию ЗСТ в целом пойдет на пользу.

В частности, под квоты попадает непокрытый горяче- и холоднокатанный прокат (HS-коды – 7208 и 7209), прутки (7213), легированная сталь (7225) и еще ряд позиций. При этом в пределах квот на горячую катанку таможенная пошлина будет упразднена полностью, а в остальных квотных случаях уровень пошлины будет в пределах 4-10%. И даже на ту продукцию, которая по квотам не проходит, во многих случаях предусмотрено снижение существующих таможенных пошлин при импорте в Турцию на 20-30%.

При таких раскладах Украина получает дополнительные возможности, чтобы расширить сортамент поставляемой стальной продукции и усилить позиции в некоторых сегментах. Например, можно попытаться выйти на второе место по импорту заготовки на турецкий рынок, откусив часть российской доли и обогнав Алжир, который в прошлом году неожиданно оказался на втором месте. В частности, за 2021 г. из Украину в Турцию было отгружено более 350 тыс. т этого товара, тогда как из Алжира – 435 тыс. т, а из РФ – 1,57 млн т. 

Кроме того, не стоит сбрасывать с весов и вторичный эффект от ЗСТ. Активизация перевалки грузов ГМК принесет дополнительные заработки украинским портам. Как спрогнозировали в Ассоциации портов Украины, реализация режима свободной торговли может увеличить грузопоток на 1 млн т в течение 5 следующих лет. А реализация совместных инфраструктурных проектов (хоть это и не прописано в ЗСТ, но создает предпосылки) даст толчок внутреннему металлопотреблению в обеих странах.

Юрнюансы

Хотя считать цыплят еще рано. Соглашение о свободной торговле теперь должны ратифицировать турецкий и украинский парламенты. С этим проблем быть не должно ни у Владимира Зеленского, ни у Реджепа Эрдогана, но все равно процесс займет определенное время. После этого стороны обмениваются финальными документами по дипломатическим каналам. После этого должен пройти еще как минимум месяц, пока соглашение вступит в силу. Так что в полном объеме ЗСТ заработает уже с 2023 г.

При этом надо учесть, что в соглашении есть нормы, позволяющие легально обходить некоторые из постулатов свободной торговли. Например, страна-импортер сохраняет за собой право вводить временные защитные меры, если импортируемый товар может нанести серьезный ущерб внутренним производителям. Правда, такая мера не может длиться дольше чем 200 дней и должна сводиться к минимальной степени, необходимой для устранения или упреждения ущерба. ЗСТ не содержит полного запрета на введение сторонами антидемпинговых пошлин, но их размер не может превышать демпинговую маржу. Кроме того, каждая из стран-подписантов может прибегнуть к ограничениям в торговле в случае серьезной угрозы платежному балансу и\или внешних финансовых трудностей.  

Соглашение подписано на бессрочный период. Но это не означает, что оно будет оставаться незыблемым. Каждые три года Украина и Турция будут пересматривать свои списки конкретных обязательств и списки исключений из режима наибольшего благоприятствования. 

Ярослав Ярош

Новини

26 Травня 2022

Україна планує нарощувати власний видобуток газу

Метінвест надав бронежилети соцпрацівникам покровської громади

ЄБРР планує інвестувати в Україну 1 млрд долл в 2022 році

Українські аграрій отримали 31,5 млрд грн кредитів

Російський АвтоВАЗ не зміг відновити виробництво

Нацбанк триматиме поточний фіксований курс 

ЄС все ще може погодити нафтове ембарго

Польський порт Свіноуйсьце відправив першу партію української руди

Deutsche Bahn планує активніше підтримувати Україну в експорті зерна

Війна Росії з Україною може спровокувати глобальну рецесію

Українські біженці активно повертаються додому

Ахметов повідомив про підготовку позовів проти Росії через зруйновані активи

Внаслідок бойових дій в Україна втратила понад 200 заводів

25 Травня 2022

Металургія стане одним з приоритетів для відновлення економіки України

АМКР поновив виробництво катанки

Норвезька Equinor вийшла з усіх спільних з РФ проєктів

ВСІ НОВИНИ ⇢