С.Тигипко: Результат реформ будет виден не сразу

Публікації

Проведение пенсионной реформы в Украине, на которой настаивает Международный валютный фонд и большинство экономических экспертов, откладывается. Представители парламентского большинства в последние дни говорят о своей неготовности поддержать внесенный правительством законопроект. О том, что даст Украине реализация пенсионной реформы, МинПрому рассказал ее главный разработчик – вице-премьер Сергей Тигипко.

– Сергей Леонидович, сейчас Вы занимаетесь пенсионной реформой. Почему возник вопрос о реформировании пенсионной системы, и в чем ключевая идея реформы? Какие категории пенсионеров и работающих больше остальных ощутят последствия пенсионной реформы?

– Мы исходим из того, что нужно уменьшать пропасть между богатыми и бедными. По европейским меркам доходы 10% самых богатых граждан могут превышать доходы 10% самых бедных в 6-8 раз. Это считается нормальным. В Украине этот показатель составляет 30. Поэтому ключевая задача пенсионной реформы – улучшение благосостояния пенсионеров. А именно – повышение для них пенсионных выплат. Но сегодня дефицит Пенсионного фонда огромен, и если ничего не делать, проблемой будет даже выплата пенсий на нынешнем уровне.

Вопрос реформирования пенсионной системы возник, по сути, из-за того, что отступать уже некуда. Конечно, лучшим временем для такой реформы были 2000-2001 год, но наши предшественники откладывали изменения в долгий ящик. Из двух перспектив – уменьшить число пенсионеров и увеличить налоги, решение всегда было в пользу первой. Повышая пенсионный возраст для женщин с 55 до 60 лет на протяжении 10 лет, мы не "заставляем их работать больше". Мы предлагаем им возможность заработать немного больше для старости, перечисляя пенсионные взносы в течение пяти дополнительных лет. Мы не просто увеличиваем длительность нормативного стажа для получения пенсии, но и стимулируем граждан не сидеть на завалинке в расцвете сил, а работать ради собственного же обеспеченного будущего.

Меньше всего реформа коснется сегодняшних пенсионеров. Они могут быть спокойны. А вот сильнее остальных почувствуют реформу женщины предпенсионного возраста и госчиновники. Первые чисто психологически теряют "синицу", которая уже была почти в руках. Вторые – возможность получать пенсию, которая практически равна зарплате. Кроме того, мы изменим госслужащим механизм расчета пенсий, чтобы они не могли искусственно нагонять себе пенсионные выплаты.

– В середине февраля в Верховной Раде состоялись парламентские слушания по пенсионной реформе. Как сильно изменился проект после этого?

– В ходе общественного обсуждения пенсионной реформы, которое длится с декабря прошлого года, мы получили огромное количество предложений и пожеланий от профсоюзов, общественных организаций, представителей военных и других социальных групп. Самые конструктивные из них мы предлагаем внести в законопроект. Речь идет о том, чтобы выплачивать 10 разовых пенсий после завершения трудовой деятельности работникам социальных центров, а не только сферы образования, здравоохранения и культуры, как предполагалось ранее. Кроме того, мы считаем, что до 1 января 2016 года нужно разрешить при расчете пенсии учитывать зарплаты до 2000. Еще одно изменение: плавно, в течение 10 лет, проводить увеличение выслуги лет для военных с 20 до 25 лет, и для мужчин-госслужащих – с 60 до 62 в течение 4 лет.

Ну и самое важное: для всех – и нынешних, и будущих – пенсионеров ограничить максимальные пенсии 10 прожиточными минимумами. Последнее изменение будет провести сложнее всего. По моей информации, депутаты не настроены поддержать урезание выплат для действующих пенсионеров. Но у правительства есть достаточно аргументов, чтобы отстоять эту позицию.

Будут ли в пенсионной реформе предусматриваться надбавки к пенсиям или снижение пенсионного возраста для работников опасных профессий, в частности металлургических предприятий?

– Пока мы обсуждаем, что делать со спецсписками. Проблема в том, что часть выплат пенсий по ним ложится на предприятия. А у некоторых из них такие выплаты уже превышают размеры собственно фонда оплаты труда. По моему мнению, решить этот вопрос можно путем введения корпоративных фондов социального страхования на третьем уровне пенсионного обеспечения. Но пока этот вопрос еще на стадии обсуждения с профсоюзами и работодателями.

– Реформа предусматривает повышение пенсионного возраста. Сможет ли государство в таком случае обеспечить молодежь рабочими местами?

– Рабочие места создает бизнес, а задача правительства – помочь ему в этом, обеспечить условия для работы и развития. И мы знаем, что надо делать. Мы уже начали дерегуляцию, в Налоговом кодексе предусмотрено снижение налогов, установлено автоматическое возмещение НДС. Вступил в силу закон о градостроительной деятельности, который упрощает строительные процедуры, идет работа над Таможенным кодексом, призванным устранить коррупцию на таможне. Это кстати, не только положительно скажется на инвестиционной привлекательности страны, но и позволит убрать высокую коррупционную составляющую в ценах импортируемых товаров.

Кроме того, чтобы решить вопрос занятости молодежи, государство должно гарантировать первое рабочее место, обеспечив льготы и компенсации для работодателей. Также мы будем стимулировать молодежь открывать свое дело, развивать инновационную сферу, которая будет двигать экономику вперед.

Что касается увеличения числа работающих людей в возрасте, то я считаю, что они не конкуренты молодым. Есть целый пласт рабочих мест, которые, кроме молодежи, начинающей карьеру, никому не интересны. И есть огромное количество работ, где требуются опыт, знания, и с которыми молодой человек просто не сможет справиться.

Задача государства – сбалансировать спрос и предложение на рынке труда. Ведь по многим специальностям, в частности по инженерному направлению, у нас сегодня острая нехватка кадров. Но одномоментно выучить нужное количество рабочих рук для новых заводов и технологий невозможно. Нужно возродить систему профессионального обучения, обеспечить эффективную работу центров занятости. Но еще раз повторю: работы в стране хватит всем.

– Недавно директор Всемирного банка по Украине, Беларуси и Молдове Мартин Райзер заявил, что проведение пенсионной реформы будет способствовать детенизации экономики. Каким образом это будет происходить?

– Речь идет о внедрении второго уровня пенсионного обеспечения. Когда люди будут видеть, что на их личные счета – не в солидарную кассу Пенсионного фонда, а именно на личные депозиты – откладывается совершенно конкретная сумма денег, они будут понимать, что именно с этой, перечисленной на депозит суммы и будет выплачиваться пенсия на старости лет. Если человек понимает, что рассчитывать, кроме как на себя, по сути, не на кого, он начинает задумываться: а хочу ли я получать зарплату в конверте и откладывать три копейки на черный день? Или же я хочу перечислять взносы со своей реальной зарплаты, чтобы обеспечить себе спокойную старость? Как минимум, человек будет заинтересован в том, чтобы трудоустроиться официально и получать "белую" зарплату. Кроме того, мы будем стимулировать легализацию рабочих мест и зарплат, упрощая механизмы приема сотрудников на работу и жестко наказывая гривней за незаконное рабочее место. Также мы рассматриваем возможность введения индикативных заработных плат.

Кроме того, чтобы привлечь "пенсионные" накопления второго уровня в качестве инвестиций – а мы рассматриваем такую возможность при условии жесткого контроля государства, предприятиям придется иметь безупречное реноме, а это невозможно без выплаты "чистой" зарплаты.

– По Вашим данным, каков на сегодня уровень тенизации украинской экономики?

– Сегодня организации работодателей и профсоюзы оценивают теневой размер фонда оплаты труда на уровне примерно 200 млрд грн. или около половины объема вознаграждений всех трудящихся в стране. То есть фактически каждая третья гривня проходит мимо официальной кассы, с нее не уплачиваются единый социальный взнос и подоходный налог. Эти расчеты проводились на основании данных о зарплатах на "белых" предприятиях. Если брать за основу методы, которые используют в Минэкономики – например, расчет тенизации на основании израсходованных энергоресурсов – то результат будет примерно тот же: около 35-40% оборотов в государстве не видны налоговикам. Можно ли исправить ситуацию? Вполне. С одной стороны, ужесточая ответственность за тенизацию бизнеса. А с другой – снижая фискальное давление, которое, собственно, и является одной из базовых причин тенизации. Индикативные зарплаты, перераспределение единого соцвзноса между работодателем и работником в сторону последнего – это ключевые шаги, которые мы должны сделать уже в ближайшее время, чтобы сделать систему оплаты труда в стране прозрачнее.

– Немаловажной является реформа ЖКХ. Вы предложили реформировать законодательство в отношении естественных монополий на рынке коммунальных услуг. В чем заключается суть этой реформы и когда ее реально можно ожидать?

– Суть в том, что мы намерены привести наше законодательство, которое регламентирует, в частности, работу поставщиков воды, тепла, газа и электроэнергии, в соответствие с требованиями европейских стандартов. Согласно поправкам, которые приняты в январе по инициативе депутатов парламента, поставки электричества, газа, тепла и воды осуществляются без проведения тендеров. До конца марта мы подготовим пакет законодательных актов, которые кардинально изменят этот рынок и четко регламентируют процедуры закупки коммунальных услуг.

– Удастся ли за счет ее реализации добиться удешевления стоимости коммунальных услуг для населения и сокращения уровня коррупции в отрасли?

– Принятие законов, которые мы готовим, поможет снизить уровень коррупции в сфере естественных монополий. Коррупция – это всегда дополнительные расходы, и платят за них, как правило, конечные потребители товаров и услуг. Так что закрыв лазейки для коррупции, мы автоматически убираем коррупционную составляющую из цены. Следующая составляющая удешевления коммунальных услуг – это установление конкуренции поставщиков, что также заложено в законе. Только так мы сможем повысить качество коммунального обслуживания и сдерживать рост цен.

Вместе с тем мы продолжим поддерживать наиболее незащищенных с помощью механизма субсидий. Принцип таков, что ни одна семья не должна тратить на оплату коммунальных услуг более 15% своего дохода, а пенсионеры – более 10%. Остальное компенсирует правительство. Я считаю, что мы можем еще немного упростить систему их назначения. В этом году мы также увеличили объем субвенций из государственного бюджета местным бюджетам на предоставление льгот и жилищных субсидий населению с 7,1 до 9,1 млрд грн.

– Вы занимаетесь "взрывоопасными" социальными реформами. Не боитесь ли Вы концентрировать на себе негативные последствия их проведения?

– Я считаю, в этой стране слишком долго все заботились о рейтингах. И если так будет и дальше, то завтра мы окажемся на дне пропасти, в которую катимся последние 20 лет. Пенсии платить будет нечем, инвесторы станут обходить Украину стороной, безработица вырастет. Я работаю для того, чтобы Украина стала сильной и процветающей, и без реформ мне политика не нужна.

Что касается реакции людей на реформы… Вряд ли она может быть другой – мы разворошили систему, пусть плохую, но привычную. Результаты изменений будут ощутимы только через время, а люди хотят резкого, одномоментного улучшения. Но я уверен, что бояться нечего: все европейские страны это прошли. И мы пройдем.

Евгения Губина

МинПром

Новини

25 Квітня 2024

Модель економічного бронювання порушує основоположні принципи конституції – юрист

Тариф на світло треба поступово збільшити до ринкового – експерт

Сумихімпром після тривалої паузи відновив роботу

Україна може стати одним із найважливіших транспортних хабів Європи

НБУ погіршив прогноз зростання української економіки до 3%

Австралійська Mineral Resources збільшила видобуток літію

У НБУ очікують на уповільнення темпів інфляції

Нацбанк знизив облікову ставку до 13,5%

В Німеччині скорочується споживання сталі

SSAB очікує зниження цін на сталь у другому кварталі

Імпорт сталі до США у березні зріс на 1,5%

Нігинський кар’єр повторно виставили на аукціон за 26,32 млн грн

Україна продовжила антидемпінгові мита на імпорт арматури та катанки з рф

До порту Одеси прибув великий контейнеровоз з Китаю

Держава має прибрати перепони, які блокують інвестиції в розвиток зеленої енергетики – адвокат 

Centravis збільшив випуск труб на 14%

ВСІ НОВИНИ ⇢