Подробнее Запомнить город


«Укрзализныця» уже не доступный вид транспорта

размер текста:

Очередное повышение тарифов на пассажирские перевозки совпало с началом серьезного спада пассажирооборота в дальнем сообщении.

ЕЩЕ В НОЯБРЕ 2008 года на фоне резкого спада грузооборота пассажирские перевозки остались на уровне ноября 2007 года. В декабре наметился небольшой спад в 2,8%, в январе этого года падение составило 3,5%, а в феврале уже 9%. А суммарный показатель снижения пассажирооборота за январь-февраль достиг 9,9%, или 382 млн. пас. км, что составляет около 1 млн. пассажиров. Рекордсменом падения стала Одесская железная дорога — 13,7%, за ней следуют Приднепровская — 12,2% и Донецкая — 9,5%. При этом в пригородном сообщении спад составил всего 1,6%. Но эта тенденция не показательная, поскольку статистика пригородных перевозок не отражает реального пассажиропотока.

В условиях зимы такой спад можно объяснить, прежде всего, снижением деловой активности. Для «Укрзализныци» это неприятно еще и потому, что командированные — основной контингент пассажиров спальных и купейных вагонов, как правило, в фирменных поездах, курсирующих между Киевом и областными центрами. Если даже сокращение этой категории пассажиров составит около 10% по итогам года, железные дороги могут недополучить около 500–600 млн. грн. Аналогичные потери ожидаются, если в летние месяцы хотя бы на 15–20% сократится пассажиропоток отдыхающих.

Частично их можно компенсировать за счет повышения тарифов, которые с 9 марта во внутреннем сообщении в купейных и спальных вагонах выросли на 7,4%, в плацкартных — на 4,6%. Второй этап повышения — с 1 июня. В результате суммарно стоимость проезда в купейных и спальных вагонах вырастет примерно на 16%, в плацкартных — на 10%. По оценкам экономистов, это может принести дополнительно 400–500 млн. грн. В первоначальном варианте проекта приказа «Об утверждении Тарифов на перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом во внутреннем сообщении», опубликованном на сайте Минтрансвязи 28 января, предполагался еще более радикальный рост. Очевидно, умерить аппетиты Минтранссвязи вынудила политическая ситуация и не вполне понятные перспективы самого Иосифа Винского.

За счет повышения цен на 10–16% проблемы пассажирского сектора «Укрзализныци» решить невозможно. Тем более что убытки от пассажирских перевозок за 2008 год заявляются в сумме 4–4,3 млрд. грн. Но главная проблема в том, что после этого повышения «Укрзализныця» на многих направлениях перестала быть самым доступным видом транспорта. Особенно на расстояниях в 500–600 км, где главным ее конкурентом является автотранспорт. Так, например, место в купейном вагоне скорого поезда Киев — Одесса уже стоит 110 грн., а у автобусных компаний — 105 грн. И хотя расстояние по железной дороге на 150 км больше, автотранспорт по определению является более дорогим. А вот между Киевом и Харьковом расстояние по железной и автодороге сопоставимо, но стоимость проезда в поезде составляет 108 грн., в автобусе — 100 грн.

Ощутимое сокращение пассажиропотока (в пределах 5–20%) с начала года отметили и автобусные компании. Правда, их руководители, опрошенные «k:», отрицают возможность повышения тарифов. Одна из причин — серьезная конкуренция со стороны нелегальных перевозчиков.

Сегодня уже понятно, что в 2009 году пассажиров на всех не хватит. В связи с чем появится проблема конкурентоспособности железных дорог по сравнению с автоперевозчиками и бюджетными авиакомпаниями. По уровню тарифов железнодорожный транспорт пока остается вне конкуренции в сегменте пассажирских (не скорых и не фирменных. — Ред.) и межобластных поездов в не самых развитых регионах Украины, где нет нормальных автодорог. Но это именно тот сегмент, который вместе с пригородными перевозками формирует львиную долю убытков.

А главным недостатком является негибкость железнодорожной системы тарифообразования. В последние годы тарифы повышаются именно на проезд в поездах дальнего сообщения, в которых в отличие от электричек без билета не проедешь. С 2005 года стоимость проезда в них выросла почти в три раза. И накануне каждого повышения делался акцент на убыточность, необходимость закупки новых вагонов и как результат 1 повышение уровня сервиса. Но за все годы независимости было закуплено всего 350 вагонов. На момент распада СССР железные дороги Украины имели около 10 тыс. пассажирских вагонов, сейчас их осталось около 6 тыс. Не менее половины из них требуют замены. Поэтому именно в 2008 году впервые железнодорожники ощутили их физическую нехватку. Для полноценного обновления подвижного состава «Укрзализныце» необходимо инвестировать в ближайшие пять лет не менее 2 млрд. грн. ежегодно.

Еще один фактор, сдерживающий развитие пассажирских перевозок, — система продаж, а именно отсутствие систем онлайн-бронирования и возможности доступа агентств по продаже билетов. Железнодорожные билеты в последние годы, кажется, остались единственным товаром, за которым надо отстоять очередь, а если их нет, то покупать у спекулянтов.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Дайджест
21.04.21
В Верховную Раду внесли законопроект, который обязывает украинских промышленников за четыре года пройти путь модернизации, которым в Европе шагали несколькими десятилетиями.
20.04.21
Россия закрыла до октября проход через Керченский пролив военным и государственным судам Украины. Перекрытие коммерческого судоходства грозит убытками для промышленности региона.
19.04.21
На початку квітня Україна нарешті спромоглася презентувати проєкт другого Національного визначеного внеску (НВВ2), тобто свої зобов'язання щодо зменшення викидів СО2 до 2030 року, відповідно до Паризької угоди.
16.04.21
В інтерв'ю Бізнес Цензор заступник голови Комітету Верховної Ради з питань економічного розвитку Дмитро Кисилевський розповів про причини подовження мита на експорт металобрухту, майбутнє заготівлі і проблеми української металургії через Green Deal у Євросоюзі.
Парламент принял закон о принудительной реструктуризации валютных кредитов. Выгоду получат обеспеченные украинцы, а проиграют — бизнес, клиенты банков и вся страна в целом.
15.04.21
В Украине хотят снизить комиссию, которую банки взимают за обслуживание карт. Такой шаг, по идее, должен привести к снижению цен в магазинах, поскольку ритейлеры признают, что перекладывают свои расходы по эквайрингу на конечного потребителя. Однако эксперты сомневаются, что товары подешевеют.
15.04.21
Семь стран ЕС выступили в защиту равных условий для атомной энергетики в достижении целей Green Deal. Главная задача зеленого перехода - отказ от ископаемых видов топлива, сжигание которых приводит к выбросам СО2. Атомные электростанции абсолютно вписываются в эти требования.
Против членов рейдерской группы Вадима Нестеренко правоохранители также ведут уголовные расследования по фактам гибели 4 человек.
14.04.21
В Украине расширен перечень долгов, которые можно взыскивать со счетов граждан в банках, а сами финучреждения стали подключаться к автоматизированной системе списания
Потребление, торговля и внутренние инвестиции остаются важными и наиболее устойчивыми драйверами роста экономики Украины. А это означает заметно возрастающую роль организованного сетевого ритейла. Источник: https://biz.censor.net/r3259384
13.04.21
12.04.21
09.04.21
08.04.21
06.04.21
02.04.21
01.04.21
31.03.21
30.03.21
29.03.21
26.03.21
25.03.21
23.03.21
22.03.21
16.03.21
12.03.21


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!