Наша труба устремилась в ЕС

Точка зору

Сегодня в Брюсселе состоится Международная инвестиционная конференция по вопросам модернизации отечественной газотранспортной системы, которая играет главную роль в поставках российского газа в Европу. Это мероприятие позволит не только собрать необходимые ресурсы, чтобы повысить эффективность работы ГТС, но и реабилитировать имидж Украины как надежного транзитера энергоресурсов в страны Евросоюза.

В конференции по вопросам модернизации украинской ГТС примут участие представители всех 26 стран — членов Евросоюза, а также Россия, США, Канада и Япония. В повестке дня, размещенном на официальном сайте Еврокомиссии,— выступления официальных лиц. В частности, президента ЕК Жозе Мануэля Баррозу, комиссара ЕК по внешним отношениям Бениты Ферреро-Вальднер, комиссара ЕК по энергетике Андриса Пибалгса, министра промышленности и торговли Чехии Мартина Римана. От украинской стороны выступят премьер-министр Юлия Тимошенко и президент Виктор Ющенко, который скажет заключительное слово перед церемонией подписания совместного заявления по итогам конференции.

Государственные приоритеты

Накануне поездки в Брюссель Виктор Ющенко сообщил, что на международной конференции будет представлен базовый документ по обеспечению инвестиций в украинскую ГТС. По его словам, Киев намерен синхронизировать свою энергетическую политику с энергополитикой Евросоюза, реформировать внутренний энергорынок «в соответствии с принятыми в Евросоюзе принципами», которые подразумевают, в частности, разделение транспортных и производящих активов энергетических концернов.

Глава государства отметил заинтересованность Украины в том, чтобы интегрировать свою газотранспортную систему в европейскую. «Мы убеждены, что формировать такого типа коллективный интерес — это лучшая позиция для перспективного использования украинской ГТС»,— сказал господин Ющенко. При этом, по его словам, Украина поддерживает диверсификацию и выступает за реализацию тех принципов, которые бы сохранили стабильное участие страны в формировании европейского газового рынка. Президент также заверил, что украинская ГТС поддерживается в надлежащем техническом состоянии и ее модернизация позволит существенно увеличить прокачку газа в европейские страны. Такая модернизация должна быть взаимовыгодной. «Речь идет не о подарках. Речь идет о взаимовыгодной экономической основе сотрудничества в теме технологического обновления ГТС»,— отметил он.

В свою очередь президент ЕК Жозе Мануэль Баррозу накануне сегодняшней конференции вспомнил газовый конфликт между Россией и Украиной, в результате которого в январе была прекращена подача газа в Европу. Поэтому, по его словам, в Брюсселе «украинская сторона должна представить свои обязательства по стабилизации ситуации, без которых невозможно участие иностранных инвесторов в развитии украинского энергетического сектора».

А посол США в Украине Вильям Тейлор считает, что сегодняшняя конференция позволит собрать все необходимые ресурсы, чтобы сделать работу украинской ГТС более эффективной. «Украина, Россия и ЕС нуждаются в эффективной и современной украинской ГТС. Поэтому встреча 23 марта даст возможность европейцам сделать свой вклад в эту систему. В свою очередь такие улучшения пойдут на пользу и России. В то же время такие улучшения подчеркнут, что право собственности на эту ГТС продолжает уверенно оставаться в руках украинского правительства»,— отметил господин Тейлор.

Коммерческие интересы

На брюссельской конференции украинская сторона презентует инвестпроекты по модернизации и реконструкции ГТС. Их общая сумма достигает $3,185 млрд. По словам замминистра иностранных дел Украины Константина Елисеева, Киев работает над тем, чтобы основными инвесторами выступили Европейский банк реконструкции и развития, Европейский инвестиционный банк и Всемирный банк. «При любых условиях газотранспортная система Украины была и останется собственностью украинского государства, в соответствии с национальным законодательством. И это положение, я надеюсь, будет отражено в тексте итоговой декларации»,— отметил дипломат.

Руководитель киевского международного энергоклуба Q-Club Александр Тодийчук также сомневается, что европейские инвесторы, вкладывая большие средства в украинскую ГТС, намерены получить над ней контроль. «Инвестиции — это будущее газотранспортной системы. В скором времени станет понятно, на каких конкретно условиях европейские инвесторы намерены вкладывать средства в модернизацию украинской ГТС. Пока же, общаясь с коллегами из Брюсселя и стран ЕС, я не слышал ничего о стремлении создать для Украины какие-то неблагоприятные условия. Основные требования инвесторов, очевидно, будут касаться целевого и прозрачного использования выделенных средств для укрепления надежности поставок газа европейским потребителям»,— сказал «і» господин Тодийчук.

Эксперт также обратил внимание, что наша ГТС, если сопоставлять с европейскими стандартами, ежегодно получает только 30% средств, необходимых для ее содержания. Но ее состояние пока является удовлетворительным. Тем не менее в предыдущие годы были аварии на магистральных газопроводах, а это значит, что сами трубы требуют модернизации. Кроме того, по мнению господина Тодийчука, необходимо модернизировать газокомпрессорные станции и установить современные газовые счетчики, чтобы избежать обвинений в несанкционированном отборе газа. «Украина как член Всемирной торговой организации и потенциальный участник единой экономической зоны ЕС должна установить на своих границах современные газоизмерительные приборы, которые будут обслуживаться третьей стороной»,— отметил он.

Новини

26 Квітня 2024

НКРЕКП відмовилася скасовувати прайс-кепи для промисловості

В лютому імпорт напівфабрикатів з України становив 100 тисяч тонн

США вперше за 40 років розпочнуть виробництво ядерних боєголовок

У Києві вже відновили 70% енергообладнання, пошкодженого російськими обстрілами

25 Квітня 2024

Модель економічного бронювання порушує основоположні принципи конституції – юрист

Тариф на світло треба поступово збільшити до ринкового – експерт

Сумихімпром після тривалої паузи відновив роботу

Україна може стати одним із найважливіших транспортних хабів Європи

НБУ погіршив прогноз зростання української економіки до 3%

Австралійська Mineral Resources збільшила видобуток літію

У НБУ очікують на уповільнення темпів інфляції

Нацбанк знизив облікову ставку до 13,5%

В Німеччині скорочується споживання сталі

SSAB очікує зниження цін на сталь у другому кварталі

Імпорт сталі до США у березні зріс на 1,5%

Нігинський кар’єр повторно виставили на аукціон за 26,32 млн грн

ВСІ НОВИНИ ⇢