Подробнее Запомнить город


«Игра по-крупному»

16.06.09 , День
размер текста:

Похоже, между Россией и Беларусью вдобавок к «молочной» вскоре может разразиться газовая война. Введенный 6 июня Москвой запрет на ввоз белорусского молока многие эксперты объясняют нежеланием Минска признать независимость Абхазии и Южной Осетии. А поводом для газовой войны может стать неучастие белорусского президента Александра Лукашенко на саммите ОДКБ. Как отмечают в официальном Минске, белорусское руководство тем самым выражает «категорическое несогласие» с действиями российской стороны, «подрывающими экономическую безопасность» Беларуси, и поэтому отказывается от участия в очередной сессии ОДКБ. МИД Белоруссии также заявил, что без подписи президента Александра Лукашенко заключенное на саммите соглашение о создании Коллективных сил оперативного реагирования недействительно, хотя российский МИД эту позицию оспорил.

В то же время в заявлении внешнеполитического ведомства России отмечается, «что попытки увязать решение возникающих вопросов двустороннего характера с развитием сотрудничества в таких многосторонних форматах, как ОДКБ, являются нерациональными и ущербными».

Премьер-министр России Владимир Путин также отметил, что «белорусская сторона излишне политизирует наши переговоры и делает крайне негативные заявления, которые осложняют решение проблем».

Как сообщил вчера российский «Коммерсант», кремлевские чиновники крайне негативно настроены по отношению к президенту Беларуси из-за того поступка. Один высокопоставленный сотрудник администрации Дмитрия Медведева в разговоре с «Коммерсантом» заявил: «У нас нет особого расстройства по поводу поведения Беларуси. Видимо, кое-кому просто надоело быть президентом этой страны». Также «Коммерсант» выяснил, что Кремль готовит «газовую атаку» на Минск. По словам издания, в первом квартале 2009 года Минск «не заметил» повышения цены на газ со 128 долларов до 210 долларов за тысячу кубометров и оплатил поставки по прежнему тарифу, накопив за зиму 2009 года долг перед «Газпромом» около 70 млн. долларов.

В чем причины дальнейшего обострения отношений между Москвой и Минском? Может ли быть разряжена ситуация между обеими странами и каким образом? Кто должен уступить? Удастся ли Беларуси выдержать газовую войну, если ее развяжет Россия? Об этом — в комментарии белорусского и российского экспертов.

КОМЕНТАРИИ

Роман ЯКОВЛЕВСКИЙ, политолог- международник, Минск:

— Продолжается эскалация конфликта между Минском и Москвой. Буквально сегодня довелось контактировать с белорусскими пограничниками. Они сказали, что уже работает созданная в субботу комиссия по выработке решений о введении пограничного контроля с Россией. Никаких признаков снижения накала этого конфликта я не вижу. И в связи с этим возникает вопрос — поскольку это касается и таможенного комитета — как все это согласуется с недавно принятой декларацией о таможенном союзе трех государств.

Что происходит в Минске? Это тоже нельзя назвать признаками на примирение или успокоение. На белорусском телевидении каждые два часа идут новостные в президентском варианте для разъяснения позиции официального Минска в отношении молочной войны. В Москве это воспринимается как усиление антироссийской пропаганды.

Думаю, что нас впереди ждут интересные события. В конце этой недели ожидается официальный визит Лукашенко в Туркменистан. Это может свидетельствовать о попытках Беларуси получать не только российский но и туркменский газ. Если такая реальность наступит, то туркменский газ пойдет через Украину. Я не считаю это свидетельством того, что замирение произойдет.

Факторов ухудшения отношений между Беларусью и Россией много. Все происходящее в двухсторонних отношениях, особенно непоявление Лукашенко в Москве на заседание ОДКБ невольно заставляет задуматься о том, состоятся ли на территории Беларуси уже объявленные российско-белорусские военные учения с присутствием большого количества российских военнослужащих. Мне кажется, что Лукашенко может пересмотреть планы проведения таких совместных учений именно из-за боязни угроз, которые раздаются из Москвы. По некоторым данным, чуть ли не накануне этих учений Лукашенко может появиться с официальным визитом в Киеве.

После встречи с Путиным разгневанный словами Кудрина о плачевном состоянии белорусской экономики Лукашенко сказал, что «начинается игра по-крупному и будьте к ней готовы», — так он обратился к белорусскому руководству. Поэтому я думаю, что все перечисленные выше события свидетельствуют о том, что действительно, игра по-крупному началась. И она заключается не только в защите Беларуси от российского империализма. Но и со стороны России я бы не исключал планы замены Лукашенко на кого-то более покладистого. Ведь за этими событиями следят не только на Западе и Востоке, но и за ними внимательно наблюдает белорусская номенклатура.

Ведь, по сути, используется метод удавки. Другой вопрос, будет ли он это выполнять...

Николай ПЕТРОВ, член научного совета Московского центра Карнеги:

— Мне кажется, что белорусско-российские отношения — как качели. С одной стороны, Лукашенко и Беларусь находятся в довольно сложном положении, Не обладая ресурсами, особенно в условиях кризиса они должны маневрировать между Западом, Евросоюзом, Россией и отчасти даже Китаем. Они тем больше могут рассчитывать на какую-то помощь, чем больше будут демонстрировать способность играть с другими игроками. И для России это очень важный сюжет, в первую очередь геополитический. Но тем не менее отношения между Россией и Беларусью строятся как постоянный и довольно жесткий публичный торг, в котором каждая из сторон хочет взять больше и дать меньше. То, что мы наблюдали сейчас, — очередной эпизод в этом торге. И вряд ли, последний. По всей видимости, как обычно, за этим резким обострением в отношениях последует какое-то примирение. Важно, на каких условиях оно будет достигнуто.

Проблема России в ее отношениях с соседями заключается в том, что при часто сложно складывающихся отношениях с действующими лидерами практически никогда нет в запасе реально оппозиционных фигур, которые могут прийти к власти, сменив действующее руководство, и которые для России заведомо являются более выигрышными. Кажется, при всем персональном измерении в российско-белорусских отношениях есть некоторая заданность. Кто бы ни был лидером Беларуси, так или иначе ей придется иметь два, а то и три главных вектора в своей внешней политике. Как бы ни порицали в российских политических кругах нынешнего президента Беларуси, я думаю, что это наилучший из возможных вариантов для российской внешней политики. Лукашенко может показывать, что он способен замириться с Западом и отколоться от России, перестать от нее зависеть. Однако ему лично это сложнее сделать, чем любому другому из белорусских политиков, который может прийти ему на смену. В этом, пожалуй, некоторые ограничения в политической игре Лукашенко, очевидные для Кремля. Несмотря на заявления и действия Лукашенко, российское руководство заинтересовано в продлении его политической жизни.

Мне кажется, что в возникновении очередного конфликта играют роль как экономические, так и политические противоречия между Минском и Москвой. В таком водовороте всегда сложно определить, что здесь главное. С одной стороны, когда Беларусь стала развиваться как независимая страна, какие-то экономические зависимости в ее взаимоотношениях с Россией стали играть особо важную роль. И наоборот, Россия, заинтересована в Беларуси как в союзнике, в том числе в военно-политическом плане. Хотя десять лет формально существует Союзное государство, ни одна из сторон не заинтересована в том, чтобы куда-то дальше продвигать этот проект. Потому что по-разному мы и Беларусь смотрим на вариант совместного проживания. С другой стороны, обе стороны заинтересованы в том, чтобы его сохранять, а не разрывать отношения.

Запрет на ввоз молока в Россию является серьезным экономическим рычагом. Потому что с этим молоком Беларусь сейчас никуда деться не может. Это демонстрация того, что если белорусское руководство сознательно идет на какое-то ухудшение отношений, то это ухудшение отношений будет сказываться на самых разных сферах, в том числе и бумерангом ударять по самому руководству Беларуси. В отношениях с Беларусью Россия все время пользуется самыми разными экономическими рычагами. И они имеют какое-то действие, хотя и ограниченное. Возможно, Россия хотела бы, чтобы Беларусь признала Абхазию и Южную Осетию. Беларусь этого не сделала, несмотря на длительную торговлю.

Стратегически у Минска нет альтернативы. Беларусь и Россия — ближние соседи, формально — это союзные государства. Есть огромное количество экономических игроков, заинтересованных в сохранении этих особых отношений. И есть колоссальные деньги, которые прямо или косвенно Беларусь получает от политического союза с Россией. Можно сказать, что во многом нефтегазовые отношения России с Беларусью строятся не так, как с любой другой соседней страной. Я думаю, что при Лукашенко в Беларуси другой альтернативы нет. Другое дело, невозможно ожидать, что Беларусь перестала бы использовать выгоды своего геополитического положения и перестала бы играть на двух конкурирующих игроков, всецело слившись с каким-то одним из них. Ей это просто менее выгодно.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Дайджест
Верховная Рада приняла за основу законопроекты о реструктуризации валютных кредитов, многие из которых украинцы взяли еще до мирового кризиса 2008 года, и до кризиса 2014-2015 годов, вызванного агрессией России, когда из-за девальвации гривны суммы валютных займов выросли в разы. Идея в целом выглядит правильно, но что не так с этими законопроектами.
На восьмому році війни з Росією частина українських підприємств продовжує торгувати з РФ та пострадянським простором. Що змушує їх це робити, які переваги у європейських ринків і чому не всі ними користуються?
08.04.21
08.04.21
В июле 2021 года Еврокомиссия опубликует Закон о Carbon Border Adjustment Mechanism. Документ вступит в силу с 2023 года и введет в действие так называемую карбоновую пошлину. Ею будет облагаться вся промышленная продукция, пересекающая границы ЕС, если в цепочке ее производства присутствовал углеродный след.
Великий бізнес швидко пристосовується до кризових умов. На відміну від малих та середніх підприємців, компанії, які формують цілі галузі, мають достатній запас стійкості. Як під час локдауну в Києві працюють продавці будівельних матеріалів, ресторани та освітні заклади?
08.04.21
По словам министра финансов Сергея Марченко, в ближайшие два месяца МВФ может заключить с Украиной staff level agreement (соглашение на уровне персонала). После этого, "будем делать свою работу, принимать необходимые законы, чтобы получить, наконец, средства". Как видно, подходы не изменились: правительство о чем-то за закрытыми дверями договаривается с Фондом, а затем ставит парламент перед фактом.
06.04.21
Внешняя торговля Украины по итогам I квартала показала внушительный рост в денежном выражении. Несмотря на коронакризис, прогресс налицо, хотя повод для оптимизма не такой и большой, как может показаться на первый взгляд.
На украинском рынке нефтепродуктов сохраняется неопределенность из-за того, что российская "Роснефть" отказывается поставлять в нашу страну свою продукцию. Учитывая, что речь идет примерно о четверти всего дизтоплива и автогаза в балансе Украины, может образоваться дефицит топлива.
02.04.21
02.04.21
Украинская металлургическая отрасль испытывает кадровый голод. Сложная экономическая ситуация, трудовая миграция, низкий спрос на рабочие профессии среди молодого поколения. Ситуацию не спасает высокий уровень заработных плат на меткомбинатах. В 2020 году средняя з/п металлурга была на 20,1% выше, чем средняя по стране. Несмотря на кризис, в прошлом году украинский ГМК практически не снизил темпов производства.
01.04.21
01.04.21, Rail.insider
Для забезпечення справедливих тарифів необхідно зрештою здійснити реформу Укрзалізниці й створити умови для розвитку конкуренції. Вантажні перевезення не повинні покривати збитки від пасажирських перевезень або забезпечувати сплату величезного податку на землю під коліями.
01.04.21
Рада приняла во втором чтении з/п №4543, который призван разблокировать приватизацию крупных объектов, а также в первом чтении з/п № 4020 "О перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации". В бюджет 2021 года заложено 12 млрд грн поступлений от приватизации: 9 млрд грн от продажи крупных объектов госсобственности и 3 млрд грн от малой приватизации.
31.03.21
30.03.21
29.03.21
26.03.21
25.03.21
23.03.21
22.03.21
16.03.21
12.03.21
09.03.21
05.03.21
02.03.21
01.03.21
26.02.21
24.02.21
19.02.21
16.02.21
11.02.21
09.02.21


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!