Подробнее Запомнить город


Европа – Украине: мы вам так хотим давать кредиты, как вы реформироваться…

размер текста:

Молекулы политического состояния Украины уже разогнались до такой степени экономической нецелесообразности, что едва ли возможно найти составляющие их атомы. О притяжении даже не говорю. А уж подтвердить теорию о бозоне Хиггса — почти из области фантастики. Пока что, по крайней мере, в отношении НАК «Нафтогаз Украины». Если не вдаваться в научные детали, то бозон Хиггса — это пока теоретическая возможность для того же «Нафтогаза» выйти из затянувшегося пике, найти первосоставляющие и возродиться. Впрочем, есть и другой выход — черная дыра. Но этот вариант даже не станем рассматривать, так как если дойдет до него, то в черную дыру вслед за «Нафтогазом» улетит вся страна.

29 июня 2009 года в Брюсселе Европейская комиссия провела специальное совещание с участием европейских банкиров, которое, образно говоря, сводилось к следующему: предоставить или нет кредит для закачки газа в украинские подземные хранилища газа (ПХГ). Встречу называют «технической», и ее участники договорились не комментировать происходившее в Бельгии. По большому счету, они держат свое слово. Но это не мешает журналистам «добывать информацию». Тем более, когда это касается социально значимой информации, то есть каждого из нас.

Уже 2 июля правительство Украины рассматривало предложения Еврокомиссии, сделанные европейцами Украине. Опять же, речь, по сути, шла о перспективах предоставления нашей стране кредита для обеспечения резервов природного газа на будущий осенне-зимний сезон.

По словам и.о. министра финансов Украины Игоря Уманского, после переговоров в Брюс­селе «Украина получила предложения в письменной форме, и сделаны они не «Нафтогазу», а всему государству». И это четко понятно из предложений Еврокомиссии, текстом которых располагает редакция «ЗН».

Красной нитью в их предложениях проходит идея взаимозависимости выдачи кредита украинской стороне и реформирования ее рынка газа. Но это не единственное условие европейцев.

Если кратко, то среднесрочные и долгосрочные задания для Украины по реализации предложений Европейской комиссии по реформированию нефтегазового и энергетического секторов экономики нашей страны предполагают проведение ряда мероприятий, в частности относительно:

— пересмотра уровня тарифов на природный газ и отопление;

— улучшения платежной дисциплины при расчетах за потребленный природный газ;

— приведения украинского законодательства по государственным закупкам в соответствие с международной практикой и директивами ЕС;

— усиления социальной защиты в Государственном бюджете Украины на 2010 год;

— установления трансграничных устройств измерения объемов природного газа, калиброванных в соответствии со спецификой ЕС;

— реструктуризации НАК «Нафтогаз Украины»;

— усиления независимости Национальной комиссии регулирования электроэнергетики Украины;

— открытия газодобывающей отрасли для прямых иностранных инвестиций.

Как вы понимаете, предложенные условия реформ в нефтегазовом, энергетическом и жилищно-коммунальном секторах украинской экономики требуют разработки конкретных программ и мероприятий в соответствующих министерствах и ведомствах, а также в принятии Верховной Радой Украины ряда законов.

Но по большому счету в этих предложениях мало нового для Украины и «Нафтогаза». Все эти задачи стоят перед страной минимум с 2005 года, и большинство из них хоть и не так оперативно, как хотелось бы европейцам, Украина решает.

Взять хотя бы реформирование внутреннего рынка газа. Специально созданная для этого при Министерстве топлива и энергетики Украины комиссия в составе представителей всех заинтересованных министерств и ведомств буквально еженедельно работает над законопроектом о рынке газа («ЗН» об этом уже информировала своих читателей; см. интервью Ф.Алиева в №14 от 21 апреля 2009 года). И европейцы об этом прекрасно осведомлены, так как даже успели передать на рассмотрение украинской стороны увесистый том своих предложений. Именно сейчас над ними идет активная работа.

Да и тот же «Нафтогаз Украины» перманентно реформируется. Но очень уж медленно.

Но, пожалуй, самым принципиальным вопросом остается сумма потенциального кредита. Цифры мелькают разные, и разница между ними весьма существенна.

Специальный уполномоченный президента Украины по вопросам международной энергобезопасности Богдан Соколовский (к слову, присутствовавший на встрече в Брюсселе 29 июня) говорит, что не видит ничего необычного в том, что европейцы и украинская сторона называют разные цифры требующегося кредита для закачки газа в украинские ПХГ. По его мнению, «каждая цифра имеет свое обоснование». «Нафтогаз Украины»» попросил 4,2 млрд. долл., европейцы готовы предоставить кредит на 1,7—2 млрд. долл. У каждой из сторон своя логика.

Европейцы, к примеру, считают, что НАКу достаточно закупить еще 4—5 млрд. кубометров российского газа, и в принципе украинская газотранспортная система будет готова спокойно «перезимовать» и обеспечить стабильность поставок газпромовского газа в Европу. При этом они исходят из того, что 19,5 млрд. кубометров газа уже закачаны в украинские подземки.

В общем-то, логично. Но… газ-то будет выбираться из подземок в предстоящий осенне-зимний сезон. Поэтому и логика НАК «Нафтогаз Украины», которая считает, что для нормальной работы в холодное время потребу­ется запас в 27—28 млрд. кубометров, имеет право на существование и вполне обоснованна (см. табл.). Поэтому «Нафтогаз» и подсчитал, что украинской газотранспортной системе нужен запас, который обойдется уж никак не меньше чем в 4,2 млрд. долл.

Причем стоит учесть, что европейцы пока только говорят о возможности предоставления Украине кредита. А серьезно будут рассматривать этот важный вопрос не раньше сентября.

Между тем именно в третьем квартале 2009 года, то есть с 1 июля, складывается достаточно привлекательная ценовая конъюн­ктура со стоимостью газпромовского газа для Украины. И технологически, и политически это было бы правильное решение — закупить газ в этот период. Ведь его цена будет на уровне 199 долл. за 1000 кубометров на российско-украинской границе.

В четвертом квартале цена, скорее всего, увеличится долларов на десять. Но это тоже еще ничего, если смотреть на перспек­тиву цен хотя бы в первом квартале 2010 года. Тогда прогноз сулит не ниже 296 долл. за 1000 кубометров. Так что если и заполнять хранилища, то, наверное, логичнее было бы сейчас и до конца года. Потому что в январе ожидаются уже другие цены.

Конечно, если не будут пересмотрены газовые контракты с ОАО «Газпром». А судя по высказываниям россиян, их вполне устраивает нынешнее положение дел. Ну зачем им нужен финансово стабильная и независимая НАК «Нафтогаз Украины»? С кого же тогда «долги выбивать» и трубу «выкраивать»?! И логика россиян в газовых отношениях с Украиной тоже понятна. Но неприятна.

К слову, в Брюсселе 29 июня состоялось не только расширенное техническое заседание Евро­комиссии с участием представителей евробанков, Украины и России. Прошли и двухсторонние встречи. Была такая отдельная встреча у еврокомиссаров и банкиров и с представителями Российской Феде­рации, в частности «Газпрома». И о чем они говорили, я доподлинно не знаю, версий много. Россияне могли предложить европейцам, например, подзаработать в сезон особого спроса на природный газ в ЕС. А посему, как версия: могли посоветовать европейцам не давать украинской стороне кредит. Мол, сами разберемся…

А тем временем, как сообщает «Интерфакс-Украина», Евро­комиссия распространила сообщение, в котором говорится, что «в свете неопределенной ситуации с закачкой газа в Украине Евро­комиссия особенно рекомен­дует государствам — членам ЕС лучше подготовиться к предстоящему зимнему периоду и заполнить свои хранилища из всех возможных ресурсов».

В документе отмечается, что Газовая координационная группа (ГКГ) определила риски, которые могут возникнуть в разных странах ЕС, и изучила возможности реализации чрезвычайных мер, координируясь друг с другом. «ГКГ подчеркнула потенциал регионального сотрудничества для того, чтобы смягчить идентифицированные риски», — говорится в сообщении.

Еврокомиссия подчеркивает необходимость заполнения газовых хранилищ и поиска возможности заключения региональных соглашений до возникновения любых возможных перебоев с газом.

«Кризис января 2009 года продемонстрировал уязвимость ЕС перед перебоями в поставках. Члены ЕС чрезвычайно зависят от одного поставщика и одного маршрута поставок», — подчеркивают в Евро­комиссии.

Также на заседании в Брюс­селе был представлен сценарий специальных учений, в ходе которых планируют отработать меры по лучшему реагированию Европейского сообщества в целом и на региональном уровне на перебои в поставках газа в предстоящие месяцы.

Еврокомиссия на заседании в четверг совместно с государствами ЕС, регуляторами и представителями газовой промышленности проверила уровень готовности в ЕС к возможным перебоям в поставках газа в ближайшие недели или месяцы.

Именно так развиваются события на «газовом фронте». Можно сказать, что без особых перемен…

Алла Еременко

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Дайджест
Верховная Рада приняла за основу законопроекты о реструктуризации валютных кредитов, многие из которых украинцы взяли еще до мирового кризиса 2008 года, и до кризиса 2014-2015 годов, вызванного агрессией России, когда из-за девальвации гривны суммы валютных займов выросли в разы. Идея в целом выглядит правильно, но что не так с этими законопроектами.
На восьмому році війни з Росією частина українських підприємств продовжує торгувати з РФ та пострадянським простором. Що змушує їх це робити, які переваги у європейських ринків і чому не всі ними користуються?
08.04.21
08.04.21
В июле 2021 года Еврокомиссия опубликует Закон о Carbon Border Adjustment Mechanism. Документ вступит в силу с 2023 года и введет в действие так называемую карбоновую пошлину. Ею будет облагаться вся промышленная продукция, пересекающая границы ЕС, если в цепочке ее производства присутствовал углеродный след.
Великий бізнес швидко пристосовується до кризових умов. На відміну від малих та середніх підприємців, компанії, які формують цілі галузі, мають достатній запас стійкості. Як під час локдауну в Києві працюють продавці будівельних матеріалів, ресторани та освітні заклади?
08.04.21
По словам министра финансов Сергея Марченко, в ближайшие два месяца МВФ может заключить с Украиной staff level agreement (соглашение на уровне персонала). После этого, "будем делать свою работу, принимать необходимые законы, чтобы получить, наконец, средства". Как видно, подходы не изменились: правительство о чем-то за закрытыми дверями договаривается с Фондом, а затем ставит парламент перед фактом.
06.04.21
Внешняя торговля Украины по итогам I квартала показала внушительный рост в денежном выражении. Несмотря на коронакризис, прогресс налицо, хотя повод для оптимизма не такой и большой, как может показаться на первый взгляд.
На украинском рынке нефтепродуктов сохраняется неопределенность из-за того, что российская "Роснефть" отказывается поставлять в нашу страну свою продукцию. Учитывая, что речь идет примерно о четверти всего дизтоплива и автогаза в балансе Украины, может образоваться дефицит топлива.
02.04.21
02.04.21
Украинская металлургическая отрасль испытывает кадровый голод. Сложная экономическая ситуация, трудовая миграция, низкий спрос на рабочие профессии среди молодого поколения. Ситуацию не спасает высокий уровень заработных плат на меткомбинатах. В 2020 году средняя з/п металлурга была на 20,1% выше, чем средняя по стране. Несмотря на кризис, в прошлом году украинский ГМК практически не снизил темпов производства.
01.04.21
01.04.21, Rail.insider
Для забезпечення справедливих тарифів необхідно зрештою здійснити реформу Укрзалізниці й створити умови для розвитку конкуренції. Вантажні перевезення не повинні покривати збитки від пасажирських перевезень або забезпечувати сплату величезного податку на землю під коліями.
01.04.21
Рада приняла во втором чтении з/п №4543, который призван разблокировать приватизацию крупных объектов, а также в первом чтении з/п № 4020 "О перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации". В бюджет 2021 года заложено 12 млрд грн поступлений от приватизации: 9 млрд грн от продажи крупных объектов госсобственности и 3 млрд грн от малой приватизации.
31.03.21
30.03.21
29.03.21
26.03.21
25.03.21
23.03.21
22.03.21
16.03.21
12.03.21
09.03.21
05.03.21
02.03.21
01.03.21
26.02.21
24.02.21
19.02.21
16.02.21
11.02.21
09.02.21


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!