Подробнее Запомнить город


Синдром "третьего тура"

размер текста:

Любые выборы являются предметом договоренностей ведущих политических игроков. Не важно какие — президентские или парламентские. Например, пару лет назад БЮТ интимно договорился с гарантом, и они вместе "развели" Партию регионов на досрочные выборы Рады. Виктор Федорович не стал обострять ситуацию и согласился. В 2004 году вообще получилось нехорошо: Верховный суд назначил третий тур президентской гонки. Фемида пошла на поводу у так называемого Майдана.

Что из этого получилось — все хорошо знают. "Верховенство права" привело к тому, что не те люди оказались у руля. Теперь их пытаются снять. С руля (пишется раздельно). История, как известно, все расставляет по своим местам. В том числе и Майдан, которому уже отведено малопочетное место "лоходрома". Собери десять тысяч сторонников и стань президентом. Бред какой-то. Не меньший, а, возможно, даже больший бред — тезис о "формировании равных условий для всех кандидатов в президенты", на котором сегодня настаивает Секретариат гаранта нации. Впрочем, обо всем по порядку.

Главная задача внеочередной сессии Верховной Рады — принять новую редакцию закона о выборах президента. В принципе, именно в данной плоскости интересы двух ведущих игроков будущей электоральной кампании довольно плотно пересекаются. Все остальные вопросы (Евро-2012, изменения в бюджете, кадровые назначения) являются лишь элементами, призванными оформить чисто избирательную игру. И ПР, и БЮТ страдают синдромом "третьего тура". Причем страдают по-разному. "Регионалы" небезосновательно подозревают "белых бразильских саламандр" в склонности к грубому судебному насилию. Группа юристов БЮТ уже продемонстрировала свою способность отменять указы Президента, имеющие отношение к избирательному процессу. Имеется в виду попытка лидера нации распустить во второй раз Верховную Раду. Как оказалось, армейская поговорка о толковом прапорщике, заменяющем шлагбаум, оказалась верной. Правда, в данном случае имеются в виду толковые юристы.

В свою очередь, "бютовцы" ожидают от ПР не меньших неприятностей в ходе подведения итогов голосования. Свою способность организовывать массовые шествия в столице "регионалы" уже наглядно доказали. Позиции ПРовских юристов в судах тоже весьма неслабые. И не факт, что когда дело дойдет до финальной схватки за голоса избирателей, судебная система встанет на сторону женщины с косой. Да и до второго тура Тимошенко может просто не дойти. А наша Фемида, как известно, не любит слабых. Она уважает голую силу. Кроме того, представители БЮТ уверены в том, что от уходящего гаранта нации можно ожидать любых пакостей. По большому счету, только ему выгоден жесткий постизбирательный клинч двух основных кандидатов. Ведь в таком случае Ющенко получает шанс удержаться на посту президента. Хоть на какое-то время. Короче, воевать на два фронта во время электоральной "концовки" — занятие неблагодарное. Тем более что в зимний период придется еще заниматься газовой войной с Россией.

Поэтому вполне понятно, что "бютовские" и "региональные" юристы вплотную занялись выработкой согласованных правил электоральной игры. Их объединяют следующие, скажем так, "посылы". Первое: "третьего тура" не должно быть в принципе. Другими словами, сама предвыборная схватка может быть жесткой, циничной, почти беспредельной. Однако проигравшая сторона обязуется не выкидывать майданных фокусов и тупо признать свое поражение. Тем более что сам факт признания этого поражения открывает дорогу к достижению последующих договоренностей. Например, насчет сохранения существующего парламентского статус-кво и отказа от идеи проведения досрочных выборов законодательного органа власти.

Второе: действующий (пока) Президент по определению является политическим трупом. Он не должен участвовать в финальной стадии игры ни под каким соусом. Единственное, о чем, в принципе, с ним можно договариваться, так это о гарантиях его личной безопасности.

Третье: поскольку только лидеры ПР и БЮТ являются безусловными фаворитами президентской гонки, то не имеет смысла зацикливаться на такой "ерунде", как соблюдение равенства возможностей для всех кандидатов. Ну какие могут быть равные возможности, например, для того же Ющенко? Человек уверенной дорогой идет на кладбище, увлекаясь при этом наскальной живописью. Или для того же Яценюка, существующего исключительно в зеленом виртуале? "Я не видел картины дурнее, чем мир цвета хаки" (Вячеслав Бутусов). Прямо об Арсении спето. Там он и останется в памяти неблагодарного электората.

Естественно, Секретариат гаранта извелся на экологически чистое биотопливо, критикуя "сговор" двух политических сил. Ах, это так недемократично и непрозрачно! Очень не хватает транспарентности и готовности к плодотворному сотрудничеству! ПР и БЮТ без участия народа решают, кто из их представителей станет премьером, а кто — президентом. Как ни странно, некоторая, правда незначительная, доля здравого смысла в подобных рассуждениях есть. С формально-юридической точки зрения в законе о выборах действительно должны быть выдержаны как минимум два норматива: равные возможности кандидатов и право оспорить нарушения избирательных прав как претендентов, так и избирателей.

Основной "фишкой" новой редакции избирательного закона является практически полное уничтожение института опротестования результатов выборов в судебном порядке. В тело проекта "имплантировано" несколько троянских программ, которые тупо блокируют все известные и даже теоретически возможные варианты срыва выборов с участием судей. Можно лишь пожаловаться на нарушения, допущенные в день выборов. Все мы прекрасно знаем, что основные манипуляции совершаются после закрытия избирательных участков. А вот после этого Фемида может отдыхать. Если, конечно, будут приняты новые правила игры.
Демократично ли это? Нет, не демократично. Однако поставим вопрос по-другому: вы согласны с тем, что выборы опять превратятся в многотуровый процесс, которому не будет конца и края? И что в результате в стране появятся два президента, каждый из которых будет иметь весьма сомнительную легитимность? А третий президент вообще превратит все в театр полного, зато трипольского абсурда.

Правовой беспредел зашел уже так далеко, что Конституцию и законы все давно игнорируют. Первым соответствующий пример подал гарант нации. Однако получилось так, что "братство диких саламандр" стремительно утратило электоральные позиции. И это к лучшему, поскольку в противном случае "бютовские" юристы никогда бы не сели за один переговорный стол с "регионалами". А так пришлось распускать косу и договариваться насчет правил. Как говорится, ничего личного, одна тупая политическая целесообразность. Та самая, которая сделала Ющенко Президентом пять лет назад. Однако теперь необходимо наглухо заблокировать подобную схему. И лучше бы это сделать, поскольку ни к чему хорошему приход к власти "команды демократов" не привел.

Грубо говоря, ПР и БЮТ договариваются не применять оружие массового поражения. Имеется в виду судебная бомба, которая может быть взорвана по инициативе одной из сторон. Типичная конфронтационная схема времен холодной войны. Однако она удерживала в свое время баланс сил в мире. Аналогичная ситуация возникла накануне президентских выборов. Политические противники поняли, что могут окончательно уничтожить во время своих разборок государство. Именно это их, в конечном счете, и остановило. Поэтому есть случаи, когда манипулятивную демократию надо со спокойной совестью свернуть в трубочку. Если кто-то сомневается в справедливости данного тезиса, пусть поднимется еще разок с "мессией" на горку. Полюбуется на то, как он рисует солнышко.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Дайджест
21.04.21
В Верховную Раду внесли законопроект, который обязывает украинских промышленников за четыре года пройти путь модернизации, которым в Европе шагали несколькими десятилетиями.
20.04.21
Россия закрыла до октября проход через Керченский пролив военным и государственным судам Украины. Перекрытие коммерческого судоходства грозит убытками для промышленности региона.
19.04.21
На початку квітня Україна нарешті спромоглася презентувати проєкт другого Національного визначеного внеску (НВВ2), тобто свої зобов'язання щодо зменшення викидів СО2 до 2030 року, відповідно до Паризької угоди.
16.04.21
В інтерв'ю Бізнес Цензор заступник голови Комітету Верховної Ради з питань економічного розвитку Дмитро Кисилевський розповів про причини подовження мита на експорт металобрухту, майбутнє заготівлі і проблеми української металургії через Green Deal у Євросоюзі.
Парламент принял закон о принудительной реструктуризации валютных кредитов. Выгоду получат обеспеченные украинцы, а проиграют — бизнес, клиенты банков и вся страна в целом.
15.04.21
В Украине хотят снизить комиссию, которую банки взимают за обслуживание карт. Такой шаг, по идее, должен привести к снижению цен в магазинах, поскольку ритейлеры признают, что перекладывают свои расходы по эквайрингу на конечного потребителя. Однако эксперты сомневаются, что товары подешевеют.
15.04.21
Семь стран ЕС выступили в защиту равных условий для атомной энергетики в достижении целей Green Deal. Главная задача зеленого перехода - отказ от ископаемых видов топлива, сжигание которых приводит к выбросам СО2. Атомные электростанции абсолютно вписываются в эти требования.
Против членов рейдерской группы Вадима Нестеренко правоохранители также ведут уголовные расследования по фактам гибели 4 человек.
14.04.21
В Украине расширен перечень долгов, которые можно взыскивать со счетов граждан в банках, а сами финучреждения стали подключаться к автоматизированной системе списания
Потребление, торговля и внутренние инвестиции остаются важными и наиболее устойчивыми драйверами роста экономики Украины. А это означает заметно возрастающую роль организованного сетевого ритейла. Источник: https://biz.censor.net/r3259384
13.04.21
12.04.21
09.04.21
08.04.21
06.04.21
02.04.21
01.04.21
31.03.21
30.03.21
29.03.21
26.03.21
25.03.21
23.03.21
22.03.21
16.03.21
12.03.21


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!