Подробнее Запомнить город


Давление на бизнес немного ослабили

размер текста:

Виктор Ющенко явно пытается расширить круг своих cторонников за счет предпринимателей. В последнее время он активно блокирует все решения правительства, усиливающие фискальное давление на бизнес. Чтобы не потерять потенциальный электорат, команде Юлии Тимошенко приходится идти на попятную. Так, на прошлой неделе Кабмин вынужден был отменить принятые ранее постановления, ужесточавшие администрирование налога на добавленную стоимость. Имея в запасе договоренности с МВФ, правительство теперь может себе это позволить.

Ложная тревога

За последние две недели Президент приостановил действие трех правительственных нормативов, вызвавших шквал негативных эмоций в предпринимательской среде. Сначала обструкции подверглось постановление Кабмина №895 «Об урегулировании некоторых вопросов администрирования налога на прибыль», которое запрещает предприятиям по итогам трех кварталов нынешнего года уменьшать налогооблагаемую прибыль на курсовые убытки прошлых лет, образовавшиеся в результате переоценки невыплаченной задолженности в иностранной валюте (по кредитам, финансовому лизингу и пр.). Принимая такое решение, правительство хотело перестраховаться от дальнейшего снижения налоговых поступлений, спровоцированного резким обвалом гривни. По подсчетам налоговой, в четвертом квартале 2008 г. на курсовые потери предприятия списали 39,5 млрд грн. Из них на убытки по операциям купли-продажи инвалюты при погашении кредитов было отнесено около 25 млрд грн. «Главной целью внедрения новых правил расчета налога на прибыль является недопущение срыва выполнения бюджетных назначений по этому платежу на текущий год», — пояснил необходимость принятия упомянутого документа глава ГНАУ Сергей Буряк. По данным налоговиков, в результате предприятия должны были дополнительно показать 6 млрд грн. чистой прибыли, а казна, соответственно, получить 1,5 млрд грн. налогов. «Постановление обязывает налоговые органы следить за исполнением новых правил расчета налога на прибыль и проводить разъяснительную работу среди налогоплательщиков, которая на практике свелась бы к тому, что у предприятий попросту не принимались бы декларации с убытками, как это уже случилось по итогам первого квартала 2009 года», — говорит юридический директор киевского офиса DLA Piper Светлана Мусиенко.

Интересами казны руководствовались в Кабмине и утверждая распоряжения №757-р «Некоторые вопросы администрирования налогов, сборов (обязательных платежей)» и №838-р «Об урегулировании некоторых вопросов администрирования налога на добавленную стоимость». Эти документы фактически запрещали предприятиям использовать просроченные налоговые накладные. «От такой новации больше всего могли бы пострадать крупные экспортеры и компании с длительным производственным циклом, которым налоговые накладные не закрывают в день выполнения работ. Кроме того, фискалы в последнее время и сами просили не показывать наличие налогового кредита, чтобы не претендовать на возмещение НДС. Установив табу на просроченные налоговые накладные, предприятия вообще лишили возможности получить возмещение», — отмечает управляющий партнер адвокатской фирмы «Васько и Назарчук» Вадим Васько. Вняв просьбам предпринимателей, Виктор Ющенко приостановил и эти распоряжения, одновременно обратившись в Конституционный суд с просьбой проверить на соответствие Основному Закону содержание упомянутых документов. Вердикт судей с Жилянской несложно спрогнозировать. Изменение правил налогообложения относится к исключительной компетенции парламента и требует соответствующих внесений изменений в законы. Поэтому любые попытки изменить администрирование налогов правительственными решениями нелегитимны.

Не дожидаясь вердикта КС, Кабмин и сам решил откреститься от своих же постановлений. На заседании правительства 9 сентября распоряжения, ужесточавшие администрирование НДС, были отменены. Вместо них принят новый документ, которым налогоплательщикам разрешается использовать накладные, полученные в предыдущих отчетных периодах. При этом предприятия обязали указывать в декларации всю информацию о такой накладной (дата ее получения, списания средств в счет оплаты товаров и пр.). В противном случае (если налоговая выявит факт невнесения данных по таким накладным) компания может лишиться свидетельства плательщика НДС. «Новые правила администрирования налога на добавленную стоимость направлены на борьбу с «налоговыми ямами». До сих пор махинаторы довольно часто использовали следующую схему: заинтересованная фирма вносит изменения в данные о налоговом кредите на основании якобы поданной контрагентом налоговой накладной за предыдущие операции, где указаны значительные суммы налогового кредита. Таким образом, она претендует на возмещение фиктивного НДС. Теперь же у налоговиков, благодаря тому что вносится больше данных о накладных в декларацию, есть возможность более оперативно идентифицировать контрагентов-махинаторов или эти самые фирмы-однодневки, которые выписывают накладную задним числом, чтобы другие получили фиктивный НДС. С другой стороны, у фискалов появились и новые основания для внеплановых проверок, которые всегда несут осложнения бизнесу», — рассказал «ДС» г-н Васько.

Налоги вошли в провал

Потуги Кабмина найти новые источники наполнения казны, вполне объяснимы. Хотя Госказначейство регулярно рапортует о перевыполнении налоговых планов, реальная картина далеко не радужная. По данным Госказначейства, в январе-августе собрано 120,987 млрд грн. налогов, или 102,9% плана. Согласно информации ГНАУ по итогам восьми месяцев налоговая перечислила в казну 101,9% предусмотренного бюджетной росписью (64,858 млрд грн., из которых 1,221 млрд — сверх плана). По августу перевыполнение составило 101,5% (11,193 млрд грн.). Хотя еще в двадцатых числах прошлого месяца руководство ГНАУ опасалось, что недобр налогов может достичь 5 млрд грн.

Рекордные результаты работы фискалов были обеспечены корректировкой налоговых планов задним числом. Так, в сравнении с первоначальным вариантом помесячной росписи план на август для налоговой был уменьшен на 6,6 млрд грн., или на 30,4%. Всего за восемь месяцев план по доходам общего фонда снижен на 17,033 млрд грн., или на 14,8%. Согласно первому варианту росписи план на январь-август по общему фонду составлял 115,4 млрд грн., на август — 21,712 млрд грн. «Прошло уже две трети года, а план по доходам общего фонда госбюджета выполнен лишь на 53,6%, тогда как ранее такой показатель демонстрировался по итогам семи месяцев. Учитывая эту тенденцию, по результатам года дефицит общего фонда государственного бюджета вместо предусмотренных в законе 9,2 млрд грн. может достичь 35-40 млрд грн.», — считают в Секретариате Президента.

Не менее печальные прогнозы делают и в Счетной палате. «Общий финансовый результат деятельности компаний до налогообложения за январь-май в сравнении с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 44 млрд грн., или более чем в пять раз. В первом полугодии ВВП сократился на 19,7%, тогда как бюд-жет рассчитывался исходя из роста внутреннего валового продукта по итогам года на уровне 0,4%. Учитывая это, налоговые недопоступления в казну могут составить свыше 20 млрд грн.», — говорится в отчете аудиторов Счетной палаты, обнародованном на прошлой неделе.

МВФ покроет все

Но все эти «страшилки» правительство не пугают. После очередного общения с представителями миссии Международного валютного фонда команда Юлии Тимошенко стала чувствовать себя намного увереннее. Ведь, согласно пересмотренным условиям сотрудничества с МВФ, опубликованным на минувшей неделе, с международным кредитором согласован бюджетный дефицит на уровне 55 млрд грн., из которых Фонд готов профинансировать 37 млрд грн. Поэтому, как утверждают в Госказначействе, о существенном урезании расходов казны речь пока не идет. По итогам января-июня открытые ассигнования без учета межбюджетных трансфертов и обслуживания госдолга выполнены на 99,6% плана. Недофинансируются в основном угольные программы (98,3%), резервный фонд (98,2%), исследовательские проекты по реализации госпрограмм (88,4%) и статья «другие расходы» (95,1%) — всего на сумму 315 млн грн.

Более того, до сих пор Кабмину даже удавалось сэкономить на обслуживании госдолга. На эти цели бюджетной росписью на восемь месяцев предусмотрено потратить 8,04 млрд грн., в то время как по состоянию на начало минувшей недели было открыто ассигнований лишь на 4,238 млрд грн., что составляет 52,7% плана. «Скорее всего, в план по погашению процентов включены и расходы на обслуживание ОВГЗ, которые должны были выпускаться для рекапитализации банков, ведь в бюджете на 2009 г. заложено 10,1 млрд грн. на обслуживание внутренних долгов. Однако поскольку рекапитализация значительно задержалась и на нее пока потрачено не 44 млрд грн., как планировалось, а около 10 млрд, то и расходы на погашение внутреннего долга оказались меньше плановых», — полагает экономист ИК Dragon Capital Елена Белан. К тому же с начала года средневзвешенная доходность по ОВГЗ, с учетом выпущенных для рекапитализации банков в августе, составила 9,67%, тогда как с начала года этот показатель в среднем достигал 11,29% годовых.

Чуть отстают от плана выплаты по межбюджетным трансфертам. В области из госбюджета ушло только 89,7% от росписи на девять месяцев (35,031 млрд грн.). В частности, дотация выравнивания перечислена лишь на 90,9% (21,423 млрд грн.), субвенции на финансирование социальных расходов — на 87,9% (12,64 млрд грн.). Таким образом, по информации Госказначейства, Кабмин сэкономил еще около 4,443 млрд грн. Но в таких пределах обычно финансировались из бюджета регионы и в лучшие времена. К тому же и области рассчитывались с казной неаккуратно: бюджет получил от них всего 4,598 млрд грн., или 72,8% росписи за январь-сентябрь. Отличились Днепропетровская область и Киев, перечислившие меньше всего денег — по 71% от своих планов. Остальные выполнили свои обязательства в среднем на 85-90%. Впрочем, при сохранении сотрудничества с МВФ правительство вполне сможет позволить себе и налоговые послабления для бизнеса, и отменное финансирование регионов, и повышение социальных стандартов, что для Юлии Тимошенко будет отличным пиаром в период предвыборной кампании. 

Алексей Набожняк

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Дайджест
Верховная Рада приняла за основу законопроекты о реструктуризации валютных кредитов, многие из которых украинцы взяли еще до мирового кризиса 2008 года, и до кризиса 2014-2015 годов, вызванного агрессией России, когда из-за девальвации гривны суммы валютных займов выросли в разы. Идея в целом выглядит правильно, но что не так с этими законопроектами.
На восьмому році війни з Росією частина українських підприємств продовжує торгувати з РФ та пострадянським простором. Що змушує їх це робити, які переваги у європейських ринків і чому не всі ними користуються?
08.04.21
08.04.21
В июле 2021 года Еврокомиссия опубликует Закон о Carbon Border Adjustment Mechanism. Документ вступит в силу с 2023 года и введет в действие так называемую карбоновую пошлину. Ею будет облагаться вся промышленная продукция, пересекающая границы ЕС, если в цепочке ее производства присутствовал углеродный след.
Великий бізнес швидко пристосовується до кризових умов. На відміну від малих та середніх підприємців, компанії, які формують цілі галузі, мають достатній запас стійкості. Як під час локдауну в Києві працюють продавці будівельних матеріалів, ресторани та освітні заклади?
08.04.21
По словам министра финансов Сергея Марченко, в ближайшие два месяца МВФ может заключить с Украиной staff level agreement (соглашение на уровне персонала). После этого, "будем делать свою работу, принимать необходимые законы, чтобы получить, наконец, средства". Как видно, подходы не изменились: правительство о чем-то за закрытыми дверями договаривается с Фондом, а затем ставит парламент перед фактом.
06.04.21
Внешняя торговля Украины по итогам I квартала показала внушительный рост в денежном выражении. Несмотря на коронакризис, прогресс налицо, хотя повод для оптимизма не такой и большой, как может показаться на первый взгляд.
На украинском рынке нефтепродуктов сохраняется неопределенность из-за того, что российская "Роснефть" отказывается поставлять в нашу страну свою продукцию. Учитывая, что речь идет примерно о четверти всего дизтоплива и автогаза в балансе Украины, может образоваться дефицит топлива.
02.04.21
02.04.21
Украинская металлургическая отрасль испытывает кадровый голод. Сложная экономическая ситуация, трудовая миграция, низкий спрос на рабочие профессии среди молодого поколения. Ситуацию не спасает высокий уровень заработных плат на меткомбинатах. В 2020 году средняя з/п металлурга была на 20,1% выше, чем средняя по стране. Несмотря на кризис, в прошлом году украинский ГМК практически не снизил темпов производства.
01.04.21
01.04.21, Rail.insider
Для забезпечення справедливих тарифів необхідно зрештою здійснити реформу Укрзалізниці й створити умови для розвитку конкуренції. Вантажні перевезення не повинні покривати збитки від пасажирських перевезень або забезпечувати сплату величезного податку на землю під коліями.
01.04.21
Рада приняла во втором чтении з/п №4543, который призван разблокировать приватизацию крупных объектов, а также в первом чтении з/п № 4020 "О перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации". В бюджет 2021 года заложено 12 млрд грн поступлений от приватизации: 9 млрд грн от продажи крупных объектов госсобственности и 3 млрд грн от малой приватизации.
31.03.21
30.03.21
29.03.21
26.03.21
25.03.21
23.03.21
22.03.21
16.03.21
12.03.21
09.03.21
05.03.21
02.03.21
01.03.21
26.02.21
24.02.21
19.02.21
16.02.21
11.02.21
09.02.21


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!