Подробнее Запомнить город


Зеленая металлургия здравого смысла

размер текста:

В Украине никому не интересны реальные экологические инвестиции, а экология стала ширмой для получения рентабельности одними за счет других.

Высокий "зеленый тариф" на электроэнергию является постоянным предметом критики всех промпотребителей электроэнергии.

Суть претензий к "зеленым" энергетикам крайне проста: частные компании, которые в большинстве своем владеют СЭС и ВЭС, получили от государства возможность собирать средства с потребителей за товар, по цене в 3-4 раза превышающую рыночную.

Механизм для узаконенного изъятия средств у потребителей э/энергии был выбран следующий: в тариф на транспортировку НЭК "Укрэнерго" заложены средства для компенсации "зеленым" энергетикам.

Только за последние несколько месяцев "Укрэнерго" повысила свои расценки на 55% и сообщила о повышении еще на 30%. Если это произойдет, за 2020 год тариф на передачу э/э вырастет в 2 раза. При этом в планах "Укрэнерго" еще одна волна повышения в 2021 году.

С учетом такой тарифной политики получается, что сейчас было бы выгоднее производить сталь мартеновским, экологически грязным способом, сжигая при этом более дешевый газ, а не инвестировать в строительство современных предприятий, работающих на электроэнергии.

Хотели как лучше, а получилось как всегда

Кратко напомню предысторию. В украинской энергосистеме существовал профицит генерирующих мощностей еще задолго до начала строительства "зеленых" генераций, единственным мотивом появления которых выступали исключительно соображения по улучшению экологии Украины.

Предполагалось, что появление "зеленых" электростанций приведет к снижению выбросов в целом, и в энергетике в частности.

Но, к сожалению, произошло нечто противоположное. Резкий рост "зеленых" мощностей привел к снижению объемов выработки атомной генерации и увеличению - тепловых станций, которые являются наиболее экологически вредными видами генерации э/э.

При этом обязанность платить высокий "зеленый" тариф легла на украинских потребителей и, в первую очередь, на промышленные предприятия, в том числе и на те, которые сократил выбросы за счет крупных инвестиций.

Кто такие "зеленые металлурги"

"Зеленые" металлургические предприятия – это те метзаводы, которые производят сталь электродуговым способом и имеют самые низкие выбросы CO2.

Теоретически под этот статус могут попасть "Днепросталь" (г. Днепр), "Днепроспецсталь" (г. Запорожье), "Электросталь" (г. Курахово), "Энергомашспецсталь" (г. Краматорск) и "Азовэлектросталь" (г. Мариуполь). Из всего объема произведенной стали в Украине за 2019 год лишь 6% занимают электрометаллурги.

При этом, если сложить объемы потребления э/энергии всех электрометаллургических заводов, то их общая доля не превысит и 1% от общего потребления в Украине.

Соответственно, в совокупном тарифе "Укрэнерго" за услуги транспортировки их доля будет незначительной. Поэтому никакого влияния на сбор средств от тарифа на транспортировку электрометаллурги не оказывают.

Если говорить об "Интерпайпе", то только 40% объема нашего потребления э/энергии попадает под потенциальное действие льготы для "зеленой металлургии". В то же время 60% объема приходится на предприятия, которые выпускают стальные трубы, ж/д колеса и прочую продукцию с высокой добавленной стоимостью.

Выбросы CO2 как в Европе

Подход, при котором промышленные потребители освобождаются от "зеленого" тарифа, применяется во многих странах. Отличаются только лишь условия и критерии.

Например, в Германии при определенных условиях освобождают от доплаты за "зеленый" тариф экспортеров, которым необходимо конкурировать на внешних рынках, где сегодня идет тяжелая торговая война и каждый доллар в себестоимости может принести успех или поражение.

Другая разновидность европейского подхода – освобождение от уплаты "зеленого тарифа" предприятий с минимальными выбросами CO2 или без таковых вообще.

А те заводы, которые генерируют значительные выбросы СО2, является источниками наполнения тарифа "зеленым" энергетикам.

Таким образом, стимулируются инвестиции в модернизацию производства и снижение выбросов, поскольку европейские предприятия могут выбрать платить за выбросы или инвестировать в модернизацию производственных мощностей.

Логика всех подобных мер проста: оплачивать за "зеленый тариф" должен тот, кто делает выбросы, а инвестировавшие в снижение выбросов освобождаются от этой нагрузки.

Рассмотрим на примере металлургии: выбросы CO2 у металлургического предприятия в ЕС составляют в среднем 700 кг/т стали. До 2050 года ЕС поставил цель снизить объем выбросов с 700 кг/т до 250 кг/т стали.

Для этого металлурги должны вложить средства в модернизацию. Если они этого не сделают, будут платить и с каждым годом все больше и больше.

Уровень выбросов СО2 в украинской металлургии в 3-4 раза выше, чем в Европе, и составляет около 2-х тонн СО2 на тонну стали.

При этом показатель выбросов для получения статуса "зеленой металлургии", согласно закону, составляет 250 кг/т стали, т.е. почти в 10 раз ниже существующего и соответствует европейскому целевому значению, которого они планируют достичь лишь к 2050 году.

Уровень CO2 нового электросталеплавильного комплекса "Днепросталь" даже ниже этой нормы. Мы закрыли экологически грязное мартеновское производство стали и вложили около $1 млрд в инновационные технологии. Таким образом, мы снизили выбросы CO2 в 10 раз. Это одна из самых крупных экологических инвестиций Украины.

Поэтому мы считаем нелогичным, что помимо собственных значительных инвестиций в снижение выбросов мы должны платить премию частным компаниям, которые построили объекты "зеленой" энергетики.

Для сравнения: окупаемость проектов ВИЭ составляет 4-5 лет и имеет рентабельность около 400%. А инвестиции в реальное промпроизводство имеют окупаемость более 25-30 лет и рентабельность 10%.

Только экспортеры э/энергии освобождены от уплаты тарифа "Укрэнерго"

По состоянию на сейчас, все электрометаллургические предприятия, которые могут претендовать на статус "зеленых" металлургов, продолжают платить тариф "Укрэнерго" в полном объеме. В то же время экспортеры электроэнергии освобождены от оплаты услуг за транспортировку э/э.

Буквально на днях суд снова встал на их сторону, разрешив им не платить более 1 млрд грн за передачу их э/энергии по линиям "Укрэнерго". При этом экспортеры других товаров с высокой добавленной стоимостью уплачивают этот тариф. Где же логика?

В данной ситуации вывод неутешителен: в Украине никому не интересны реальные экологические инвестиции и поддержка экспортеров. Экологические мотивы стали ширмой для получения 400%-й рентабельности одними частными компаниями за счет других.

Правила игры разные: для экспортеров э/энергии – одни, а для других экспортеров – другие. В таких условиях абсолютно бессмысленно инвестировать в модернизацию производства для улучшения экологической ситуации.

С учетом мировых торговых войн отечественные экспортеры товаров с высокой добавленной стоимостью продолжат терять внешние рынки. Поэтому о росте экспорта Украины не может быть и речи.

Денис Морозов, директор по экономике и финансам компании "Интерпайп"

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Дайджест
Планам властей ввести строгий карантин на период новогодних и рождественских праздников малый и средний украинский бизнес готовится противопоставить смекалку и находчивость.
25.11.20
В хаосе и долгах на энергорынке виновата халатность конкретных людей. А именно – членов НКРЭКУ, они вместо того, чтобы отрегулировать рынок, позволили спекулянтам зарабатывать на нем миллиарды гривен. А сейчас – пытаются исправить ситуацию очередным повышением тарифа на передачу электричества.
Государственная собственность в Украине не приватизируется в периоды экономического роста, зато распродается по бросовым ценам в кризис, чему является подтверждением 2020 год. В чем заключается системная проблема приватизации по-украински.
Президент Украины Владимир Зеленский наконец-то пообещал поддержку пострадавшему от карантинных ограничений бизнесу и наемным работникам не в абстрактных планах, а в конкретных суммах. Цена вопроса – десятки миллиардов гривень. Осталось дело за малым – заглянуть поглубже в бюджетную дыру и понять, где найти деньги…
Из-за невозможности привлечь кредитные средства правительство вынуждено остановить финансирование незащищенных расходов за более чем месяц до конца года. Удастся ли Украине справиться с бюджетным кризисом?
23.11.20
23.11.20, Капитал
Украина не осталась в стороне от мировых кризисных процессов. Усилиями органов власти и Национального банка удалось сохранить макроэкономическую стабильность и предотвратить угрозу экономического коллапса. Однако, текущая ситуация вызывает беспокойство.
20 ноября ежесуточный прирост больных коронавирусом составил 14,5 тыс. новых случаев. В этот же день стало известно о том, что Кабмин рассматривает возможность введения полного локдауна. В лучшем случае он продлится до середины декабря, в худшем – почти до нового года.
Верховная Рада под шумок приняла закон, которым позволила полугосударственной компании "Укрнафта" вернуть долг государственному бюджету за средства самого госбюджета. При этом на борьбу с коронавирусом увеличивать расходы госказны пока не планируют.
19.11.20
Верховная Рада отказалась отсрочить введение обязательного использования кассовых аппаратов частными предпринимателями, что вызвало гнев представителей бизнеса.
Збільшення акцизного податку на скраплений газ призведе до зростання ціни на нього на 5 грн за літр, збільшення транспортних витрат підприємців, здороження всіх продуктів харчування, а при цьому зменшувати ціни на бензин ніхто не планує.
17.11.20
16.11.20
12.11.20
11.11.20
09.11.20
05.11.20
04.11.20
03.11.20
02.11.20
30.10.20
29.10.20
28.10.20
27.10.20
26.10.20
23.10.20


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!