Улица Фрунзе в Киеве: останки мамонтов, лучшие сорта пива и древнейшая Кирилловская церковь

Киевский Подол богат своей историей. Начать прогулку по улице Фрунзе предлагаем от метро "Контрактовая площадь". Много тысяч лет назад тут пробегали мамонты, первобытные люди строили свои землянки, а во времена Киевской Руси киевляне отчаянно оборонялись от орд хана Батыя. Не обошлось и без мистики.

В XIX веке на улице одновременно проживали около 15 долгожителей (!), которые преодолели столетний возраст. Одни это поясняли ведением здорового образа жизни, другие — чарами местной колдуньи. Улица не всегда называлась именем военачальника Михаила Фрунзе. Она была Плоской, Кирилловской и Ежова (комиссар внутренних дел СССР). На днях депутаты Киеврады решили вернуть улице ее историческое название — Кирилловская.

ЦАРСТВО БРАКА

Церковь Константина и Елены, она же — храм Святого Димитрия Ростовского (ул. Фрунзе, 6/8) по документам известна с ХVІI века. Ранее она была деревянной и сгорела при пожаре, но благодаря меценатам ее отстроили из камня. Стояла она на месте нынешней школы № 17. В советские времена ее разрушили, уцелела лишь трапезная, которая и носит историческое название. Тут можно поклониться иконам святых Дмитрия Ростовского и Луки Крымского. Святые Константин и Елена — покровители брачующихся, потому те, кто хочет обрести гармонию в супружеской жизни, могут обратиться к ним.

ДОМ ВОДНИКОВ

Трехэтажный особняк с лепниной (ул. Фрунзе,11) был построен в 1889 году. В нем проживал предприниматель прусского происхождения Фердинанд Ницке. Он владел заводом, который производил оборудование для винокуренных заводов и ремонтировал паровые машины. Но из-за конфликта с братом, который являлся еще и соучредителем компании, Ницке разорился.

В самом здании размещалась главная контора предприятия, потому хозяин трудился, не выходя из дома. В особняке были доходные квартиры, которые арендовали иностранные купцы. После революции здание национализировали и превратили его в коммунальные квартиры для рабочих. Позже в нем находилось Киевское речное училище. Сейчас оно используется как помещения академии водного транспорта.

ПИВО ДЛЯ ВЛАСТИ

Уже пустующий "Пивзавод на Подоле" (ул. Фрунзе, 41) являлся самым старым в Киеве. Основал его купец Николай Хряков с компаньонами в 1872 году, дабы производить лучшие сорта пива. Их продукт пользовался большой популярностью даже в советские времена, ведь для членов ЦК КПСС на завод ездили "гонцы", чтоб забрать заказное пиво, которое не попадало в розничную продажу.

Секрет вкусного пива — в воде, которую брали не из-под крана, а из скважины. На территории до сих пор находятся помещения, построенные в царские времена, а в средине — чешское уникальное оборудование ХIХ века. Завод является образцом ведения бизнеса XIX века, когда качество было превыше всего. Вот уж год, как завод перестал работать, более того, поговаривают, что сооружение планируют снести ради строительства бизнес-центра.

ТРАПЕЗА ИЗ МАМОНТА

Если бы можно было вернуться в прошлое на 20 тыс. лет назад, в период позднего палеолита, то на нынешней улице Фрунзе (рядом с домом №59—61) наткнулись бы на первых поселенцев Киева, которые активно охотились на мамонтов, а заодно окунулись бы в реалии загадочной трипольской культуры. Ведь во время раскопок в 1893 году археолог Викентий Хвойка открыл так называемую "Кирилловскую стоянку", где были найдены не только орудия труда из кремния, но и 67 обломков бивней мамонта с нанесенными на них рисунками. Жилища первых поселенцев были немного скромнее, нежели те, которые стоят на этом же месте. Они были полуземляного типа, прямоугольной формы и строились из дерева, костей и бивней мамонтов, стены делали из плетеной лозы, а сверху накрывались шкурами.

ОМНИБУСЫ И ПЕРВЫЙ ТРАМВАЙ

Особое внимание стоит уделить трамвайному депо, которое ранее называлось им. Красина, ведь первый электрический трамвай, который был запущен в 1892 году, курсировал по ул. Фрунзе (тогда Кирилловской). А до этого существовали так называемые омнибусы (повозка на конной тяге), которые были рассчитаны на 15—20 пассажиров. Стоимость проезда была 6—7 коп., в то время как рубашку на рынке можно было приобрести за рубль.

Бизнесом занимался киевский купец Левин, правда, с согласия городской власти, но омнибусы быстро пришли в негодность, поскольку предприниматель не присматривал за их техсостоянием. И вскоре, после многочисленных жалоб пассажиров, местная власть решила отказаться от разваливающихся омнибусов и начала оборудовать конку (конно-железную городскую дорогу), после чего стоимость проезда немного удешевилась.

Нельзя не вспомнить о Куреневской трагедии, в результате которой погибло около 1,5 тысячи киевлян (по официальным данным — 145 человек). В 1961 году прорвало дамбу в Бабьем Яру, куда 10 лет сливали отходы от кирпичных заводов. Грязевой вал высотой 20 метров сносил все на своем пути... Больше всего жертв было в трамвайном депо, погибших трамвайщиков и пассажиров откапывали несколько недель. О страшной трагедии напоминает памятник жертвам Куреневской трагедии, установленный у входа в депо.

КНЯЖЕСКАЯ УСЫПАЛЬНИЦА

Один из древнейших храмов Киева — Кирилловская церковь. Она строилась во время правления черниговского князя Всеволода Ольговича в начале ХІІ века. По преданию, церковь должна была стать усыпальницей семьи Ольговичей, ведь тут были похоронены супруга князя — Мария (внучка Владимира Мономаха) и сын Святослав. Церковь несколько раз перестраивали, а после пожара в 1734 году ее реконструировали в стиле барокко, но все же "родные" фрески на стенах (800 кв. м) сохранились, восстанавливали их несколько веков.

Среди художников, которые тут трудились, был Михаил Врубель. Поговаривают, что одной из причин помутнения его разума стало ежедневное наблюдение за больными психлечебницы, которая находится вблизи церкви. Есть у святыни и подземный ход, ведущий к пещерным захоронениям, но нынче он залит бетоном — одна из стен храма дала сквозную трещину.

Дистанция прогулки: 3450 м
Время прогулки: 55 мин

Кириченко Леся

МинПром

Новини

27 Січня 2023

УЗ хоче взяти в управління 25% Крюківського вагонобудівного заводу

Нідерланди передали Україні 300 тонн енергообладнання

Експорт чорного брухту з Японії скоротився на 13,6%

Поставки чавуну з України до Турції скоротилися 

Liberty Steel реалізує нові проекти з оптимізації та підвищення якості продукції

Держава припинила фінансувати видобувну галузь під час війни

Tata Steel розпочала будівництво нового міні-заводу з виробництва арматури

Прямі збитки українського бізнесу внаслідок війни сягнули 13 млрд – KSE

Російська компанія відсудила борг у Фірташа в 30 млрд руб.

JSW Steel, ArcelorMittal та НЛМК можуть викупити два заводи Liberty Steel у Бельгії

Уряд затвердив процедуру отримання дозволу на викиди

Суха Балка замінить електродетонатори на неелектричні

УЗ не планує масового списання вагонів у 2023 році

США додали суднобудівні підприємства Росії до санаційного списку

Ісландія допомагатиме відновленню енергетичного сектору України

У Польщі хочуть побудувати завод з виробництва зброї для України

ВСІ НОВИНИ ⇢