Три эмоции Одесского кинофестиваля

Так сложилось, что на нынешнем Одесском кинофестивале я посмотрела три фильма, каждый из которых вызвал три сильные, но совсем разные эмоции.

Недоумение

Первой была картина "По ту сторону надежды" финна Аки Каурисмяки, и посвящена она ныне очень актуальной проблеме – иммиграции в Европу. Главные герои картины — нелегальный иммигрант из Сирии Халед (Шерван Хаджи), который потерял почти всю семью при обстрелах Алеппо и теперь занят поисками единственной оставшейся в живых сестры, и пожилой финн Викстрем (Сакари Куосманен), бывший торговец рубашками и заядлый игрок в покер, решивший заняться ресторанным бизнесом. Финские власти, рассмотрев запрос Халеда на предоставление убежища, отказывают ему. Свое решение они аргументируют тем, что обстановка в Сирии не так уж и опасна для данного конкретного человека. Но Халед думает иначе и поэтому бежит из приюта накануне депортации. Как нетрудно догадаться, в итоге он попадает в Викстрему и его ресторанной команде, которые помогут парню обустроиться в новой стране.

Казалось бы, очень реальная история, способная найти отклик даже в самом черством сердце. Но на мой взгляд, все портит невероятно огромное число штампов и приемов, четко рассчитанных на выжимание из зрителя определенной эмоции, что лишает весь рассказ его гуманистической направленности и превращает душевный фильм в холодный и голый расчет. Если мигрант – то, конечно, порядочный и мечтающий честно работать, если власти – то холодные и бездушные, если противники миграции – то тупые скинхеды в стиле «бей жидов, спасай Суоми» (один из них, нападая на Халеда, кричит, мол, получи, жиденок). А финал фильма дает четко понять, что на самом деле режиссер не знает, как можно решить столь острую и болезненную проблему беженцев в Европе. А зачем тогда было ее поднимать? Чтобы в очередной раз посмеяться, пусть и по-доброму, над разницей в менталитете жителей Европы и Ближнего Востока? Чтобы еще раз сказать: аяйяйяй, дети, нельзя обижать приезжих, политкорректность и толерантность – наше все?

Так и вышла из зала с вопросами…

Скука

Украинский фильм "Уровень черного" Валентина Васяновича на Одесском кинофестивале будет бороться за победу сразу в двух конкурсах – национальном и международном. Это, скажем так, минималистичная картина: историю с двумя главными персонажами – мужчиной и женщиной Васянович снимал сам. Свадебный фотограф Костя (Константин Мохнач) накануне своего 50-летия переживает непростой этап в жизни. Все, что он любил или к чему был привязан, безвозвратно уходит. Парализованный в результате инсульта отец. Подруга (Катя Молчанова) – стилист свадебного журнала. Старый кот. Слайды, на которых он молод и счастлив. Костя всю жизнь фотографирует чужое счастье. Но сам несчастлив… Ааа, он еще увлекается скалолазанием. Все. Это весь сюжет фильма. Фильма, в котором никто не произносит ни слова. Но вроде как в нем таким образом – молча – решаются серьезные экзистенциалистские вопросы. Ой не знаю, ни вопросов, ни отношения к ним главного героя, ни личности главного героя я не увидела. Суметь что-то рассказать, поделиться с другими, затронуть самые потаенные уголки в душе или сердце, вот так, без слов – невероятно сложная задача, и для этого нужен особый талант, каким, по моему мнению, автор не обладает. Увы…

Сам Валентин "немоту" картины прокомментировал так: "Я был вынужден снимать фильм без диалогов, потому что диалог с непрофессиональным актером (исполнитель главной роли – действительно фотограф – ред.) – пока для меня неподъемный груз. И если человек пластичен и органичен на экране, то зачастую, когда он говорит, это выглядит намного хуже. Тем более что для меня визуальная составляющая картины всегда на первом месте". А еще у картины нет сценария. Ну вот вообще нет. По словам режиссера, он просто ездил за исполнителем главной роли и снимал, а какой-то конкретной задачи изначально не было.

Но, как известно, из ничего не бывает ничего. "Мне просто хотелось что-то снять…" – сказал автор. Значит, можно просто взять камеру, снять энное количество кадров и сказать – я снял КИНО? А дилетанщину и непрофессионализм, отсутствие хоть какой-то внятной мысли и позиции – назвать настоящим творчеством? В общем, как говорил один известный персонаж, "Скучно, девушки".

P.S. Я на фильме засыпала. Трижды.

Восторг

Ну и о том, что подсластило для меня горькую пилюлю современного кино. "С любовью, Винсент" (режиссеры – Дорота Кобьела, Хью Уэлчмен) – анимационный полнометражный фильм, впервые полностью нарисованный масляными красками на холсте, о жизни Винсента Ван Гога. 85 художников создали 62 450 кадров в той же технике, в которой работал сам Ван Гог. А 800 писем художника, более 120 его картин и их персонажей поведают о самых значимых людях и событиях в жизни художника.
Та самая визуальная составляющая, о которой говорил Валентин Васянович, в этой картине выше всяких похвал, это просто невероятно красиво, необычно и впечатляюще. Ведь, по словам самого Ван Гога, "говорить за нас должны наши полотна. Мы создали их. Они существуют, и это самое главное".

И полотна действительно говорили. Говорили о человеке, который хотел рисовать, рисовать, рисовать… О людях, одни из которых крутили пальцем у виска, лишь услышав эту короткую фамилию, другие задирали и высмеивали его, а третьи – сразу понимали, что перед ними гений, но не знали, чем ему помочь и как…

Хотя, справедливости ради, отмечу, что полотна в данном случае говорили лучше, чем сценаристы. Так, одна из героинь, вспоминая о Винсенте, говорит, что он ходил рисовать как на работу, с 9 до 17 часов. Дорогие создатели, помилуйте, это вы о 8-часовом рабочем дне как норме в 19 веке? Смешно. Или другой герой получает по почте извещение, что его уволили. Ну да, ну да, хорошо, что не смс. Меня удивляет, когда современные кинорежиссеры вкладывают в уста своих героев из уже далеких эпох совершенно несвойственные им слова и фразы. Ведь то, как человек говорит, выражает свои мысли – важнейшее средство для понимания его характера. А разве можно понять человека 19 века, который мыслил все-таки иными категориями, пытаться передать его внутренний мир, используя все те знания, которые мы владеем сегодня, в веке 21? Не думаю.

Но это одна действительно серьезная промашка создателей картины. В целом же "С любовью, Винсент" – полтора часа непреходящего восторга, визуального так точно.

Юлия Глинкина

МинПром

Новини

21 Травня 2024

Виробники будматеріалів потребують підтримки з боку держави

Відключення світла не припиняться після перегляду тарифу – експерт

Китай планує збільшити власне виробництво залізорудного концентрату

Після підвищення акцизу пальне в Україні коштуватиме 80 грн/літр

ЄС ініціює антидемпінгове розслідування щодо імпорту труб з Китаю

ArcelorMittal закликає Німеччину до більш реалістичної стратегії декарбонізації

У березні цього року промвиробництво ЄС зросло на 0,6%

За чотири місяці через українсько-польські переходи УЗ перевезла більше всього руди

Китай з початку року збільшив експорт коксу майже на чверть

Японським металургам загрожує дефіцит металобрухту через відмову від конвертерного виробництва сталі

Україна щороку отримуватиме 2,5-3 млрд євро від заморожених російських активів

Атаки на українську енергосистему призвели до уповільнення темпів зростання ВВП

Німеччина схвалила план США про гроші для України з активів рф

Австрія надасть Україні ще 5 млн євро на відновлення енергетичної інфраструктури

Автогаз у мережах АЗС трохи подешевшав

Укрнафтобурінню суд не дозволив відновити видобуток на Сахалінському родовищі

ВСІ НОВИНИ ⇢