Бизнес видит коррупционные риски в законопроектах о регулировании промышленного загрязнения

Екологія Економіка Новини Теми дня
Бизнес видит коррупционные риски в законопроектах о регулировании промышленного загрязнения

Создается впечатление, что реформу промышленного загрязнения, а также реформу государственного экологического контроля, пытаются открыто саботировать – путем принятия законопроекта №5339 и разработки проектов №6004 и №6004-2, которые создают предпосылки для появления новых коррупционных рисков.

Об этом пишет РБК-Украина со ссылкой на открытое заявление Европейской бизнес-ассоциации (ЕВА), размещенное на официальном сайте.

ЕВА напомнила, что 17 ноября, в среду, экологический комитет ВРУ планирует рассмотреть ряд законопроектов в сфере регулирования промышленного загрязнения: законопроекты №5339 по выбросам загрязняющих веществ в атмосферный воздух, №6004 об интегрированном предотвращении и контроле промышленного загрязнения и альтернативные №6004- №6004-2.

Как сказано в заявлении ЕВА, не все из указанных документов одинаково полезны для страны. Так, в частности, законопроект №5339, принятый в первом чтении 15 июля, до второго чтения доработали, и теперь он содержит значительные коррупционные риски. В частности, обязанность для бизнеса устанавливать автоматизированные системы мониторинга выбросов загрязняющих веществ, хотя нет определенного порядка их установки. А также – введение ответственности за недопуск к проведению проверок представителей Госэкоинспекции, что фактически нивелирует гарантированное действующим законодательством право предприятий не допускать инспекторов по ряду причин.

“Что касается законопроекта №6004, то он почти полностью дублирует трижды проваленный народными депутатами законопроект №4167, который содержал выборочную имплементацию положений Директивы 2010/75/ЕС, нереалистичные сроки перехода на новые амбициозные экологические стандарты без учета европейского опыта, а также основную проблему, которая ставит под удар реализацию всей реформы, – отсутствие доступа к финансированию, что было предпосылкой успешной реализации реформы в международной среде”, – отмечают в ЕВА.

Структурно и концептуально похож на проект альтернативный №6004-2: он хоть и содержит некоторые положительные новации, учитывающие замечания бизнеса, имеет и ряд замечаний, не соответствующих европейскому регулированию и возможностям отечественных предприятий. Среди них – ограниченный до семи лет срок для перехода на НДТМ и отсутствие переходного периода для некоторых отраслей.

“Создается впечатление, что реформу промышленного загрязнения и экологического контроля, пытаются открыто саботировать. Мы больше года работали с народными депутатами и представителями правительства, объясняли, как наименее безболезненно для отечественной промышленности можно перейти на европейские экологические стандарты, и в альтернативных законопроектах №6004-1 и частично в №6004-2 нас наконец-то услышали. Но поддержав законопроект №5339, Украина не только поставит под угрозу выполнение евроинтеграционных обязательств в части защиты окружающей среды и достижения экологических стандартов ЕС, но и потеряет как минимум 20 млрд евро инвестиций для экомодернизации промышленных предприятий и создаст предпосылки для появления новых коррупционных рисков”, – заявила координатор комитета по промышленной экологии и устойчивому развитию ЕВА Ольга Бойко.

Ассоциация призывает народных депутатов отклонить законопроект №5339 и сконцентрироваться на профильной инициативе – №6004-1.

“Более-менее сбалансированным выглядит законопроект №6004-1, который учитывает большинство предложений бизнеса. В нем уточнен порядок проведения внеочередной проверки, предоставлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении отступления, предоставлены полномочия определять экономическую целесообразность внедрения НДТМ и порядка осуществления мониторинга выбросов, а также предусмотрена возможность разработки переходного плана для некоторых предприятий и т.д.”, – подчеркивают в ЕВА.

Напомним, предыдущий законопроект №4167 о промышленных выбросах был раскритикован международными бизнес-ассоциациями, экспертами и представителями бизнеса как создававший основания для злоупотреблений, коррупционных схем и значительного давления на предприятия.

Ранее Профессиональная ассоциация экологов Украины призвала власти перезапустить экологическую реформу в стране, поскольку попытки решить проблемы точечным методом не улучшают окружающую среду. Экологи предложили создать дорожную карту экологических реформ и определить источники финансирования, ведь большинство запланированных проектов нуждаются в многомиллиардных инвестициях.

Новини

26 Липня 2024

Найскладніший період літа вже позаду, але невідомо що буде взимку – Укренерго

В Міненерго кажуть, що працюють над покращенням ситуації зі світлом

США скоротили імпорт прокату на 23%

Рада не відмовляється від ідеї підвищення ПДВ

POSCO знизила виплавку сталі

Кількість працюючих індустриальних парків може збільшись до 20

Залізниці України та Польщі домовились розвивати сполучення

Євросоюз надасть Україні ще 68 великих генераторів

Польща допомогла – в Україні скорочені обсяги обмеження світла

ЄС виділив Україні перший транш у 1,5 млрд євро із заморожених активів РФ

Усть-Дунайськ перетворять на хаб з імпорту добрив 

ЄС може запустити розслідування щодо продаж г/к рулону за квотою “інших країн”

В Росії різко уповільнилося промислове виробництво 

ОККО формує парк вагонів-цистерн

EUROFER: У 2024 році видиме споживання сталі в ЄС повинно відновитися

США знайшли 2 млрд дол на військову допомогу Україні

ВСІ НОВИНИ ⇢