Бизнес видит коррупционные риски в законопроектах о регулировании промышленного загрязнения

Екологія Економіка Новини Теми дня
Бизнес видит коррупционные риски в законопроектах о регулировании промышленного загрязнения

Создается впечатление, что реформу промышленного загрязнения, а также реформу государственного экологического контроля, пытаются открыто саботировать – путем принятия законопроекта №5339 и разработки проектов №6004 и №6004-2, которые создают предпосылки для появления новых коррупционных рисков.

Об этом пишет РБК-Украина со ссылкой на открытое заявление Европейской бизнес-ассоциации (ЕВА), размещенное на официальном сайте.

ЕВА напомнила, что 17 ноября, в среду, экологический комитет ВРУ планирует рассмотреть ряд законопроектов в сфере регулирования промышленного загрязнения: законопроекты №5339 по выбросам загрязняющих веществ в атмосферный воздух, №6004 об интегрированном предотвращении и контроле промышленного загрязнения и альтернативные №6004- №6004-2.

Как сказано в заявлении ЕВА, не все из указанных документов одинаково полезны для страны. Так, в частности, законопроект №5339, принятый в первом чтении 15 июля, до второго чтения доработали, и теперь он содержит значительные коррупционные риски. В частности, обязанность для бизнеса устанавливать автоматизированные системы мониторинга выбросов загрязняющих веществ, хотя нет определенного порядка их установки. А также – введение ответственности за недопуск к проведению проверок представителей Госэкоинспекции, что фактически нивелирует гарантированное действующим законодательством право предприятий не допускать инспекторов по ряду причин.

“Что касается законопроекта №6004, то он почти полностью дублирует трижды проваленный народными депутатами законопроект №4167, который содержал выборочную имплементацию положений Директивы 2010/75/ЕС, нереалистичные сроки перехода на новые амбициозные экологические стандарты без учета европейского опыта, а также основную проблему, которая ставит под удар реализацию всей реформы, – отсутствие доступа к финансированию, что было предпосылкой успешной реализации реформы в международной среде”, – отмечают в ЕВА.

Структурно и концептуально похож на проект альтернативный №6004-2: он хоть и содержит некоторые положительные новации, учитывающие замечания бизнеса, имеет и ряд замечаний, не соответствующих европейскому регулированию и возможностям отечественных предприятий. Среди них – ограниченный до семи лет срок для перехода на НДТМ и отсутствие переходного периода для некоторых отраслей.

“Создается впечатление, что реформу промышленного загрязнения и экологического контроля, пытаются открыто саботировать. Мы больше года работали с народными депутатами и представителями правительства, объясняли, как наименее безболезненно для отечественной промышленности можно перейти на европейские экологические стандарты, и в альтернативных законопроектах №6004-1 и частично в №6004-2 нас наконец-то услышали. Но поддержав законопроект №5339, Украина не только поставит под угрозу выполнение евроинтеграционных обязательств в части защиты окружающей среды и достижения экологических стандартов ЕС, но и потеряет как минимум 20 млрд евро инвестиций для экомодернизации промышленных предприятий и создаст предпосылки для появления новых коррупционных рисков”, – заявила координатор комитета по промышленной экологии и устойчивому развитию ЕВА Ольга Бойко.

Ассоциация призывает народных депутатов отклонить законопроект №5339 и сконцентрироваться на профильной инициативе – №6004-1.

“Более-менее сбалансированным выглядит законопроект №6004-1, который учитывает большинство предложений бизнеса. В нем уточнен порядок проведения внеочередной проверки, предоставлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении отступления, предоставлены полномочия определять экономическую целесообразность внедрения НДТМ и порядка осуществления мониторинга выбросов, а также предусмотрена возможность разработки переходного плана для некоторых предприятий и т.д.”, – подчеркивают в ЕВА.

Напомним, предыдущий законопроект №4167 о промышленных выбросах был раскритикован международными бизнес-ассоциациями, экспертами и представителями бизнеса как создававший основания для злоупотреблений, коррупционных схем и значительного давления на предприятия.

Ранее Профессиональная ассоциация экологов Украины призвала власти перезапустить экологическую реформу в стране, поскольку попытки решить проблемы точечным методом не улучшают окружающую среду. Экологи предложили создать дорожную карту экологических реформ и определить источники финансирования, ведь большинство запланированных проектов нуждаются в многомиллиардных инвестициях.

Новини

26 Квітня 2024

Японія інвестує у розвиток чилійських мідних шахт

У енергосистемі зберігається дефіцит – обмежено споживання криворізької промисловості

72% роботодавців в Україні нарікають на дефіцит кадрів

Anglo American відхилила пропозицію BHP

Тігіпко придбав вагонобудівний завод в Австрії

Відсутність продажу брухту Укрзалізниці негативно позначається на діяльності компанії

НКРЕКП відмовилася скасовувати прайс-кепи для промисловості

В лютому імпорт напівфабрикатів з України становив 100 тисяч тонн

США вперше за 40 років розпочнуть виробництво ядерних боєголовок

У Києві вже відновили 70% енергообладнання, пошкодженого російськими обстрілами

25 Квітня 2024

Модель економічного бронювання порушує основоположні принципи конституції – юрист

Тариф на світло треба поступово збільшити до ринкового – експерт

Сумихімпром після тривалої паузи відновив роботу

Україна може стати одним із найважливіших транспортних хабів Європи

НБУ погіршив прогноз зростання української економіки до 3%

Австралійська Mineral Resources збільшила видобуток літію

ВСІ НОВИНИ ⇢