НКРЭКУ: ни одного шанса для тепловой энергетики

Точка зору

Ситуация в украинской энергетике в очередной раз выходит из-под контроля правительства. За последние несколько дней в Киеве возникли сразу два антикризисных отраслевых штаба: один – при премьере Яценюке, второй – при Минэнергоугля. Причина – катастрофический дефицит угля на складах тепловых электростанций. В прошлом году пробуксовка была понятна – все ждали скорой победы в войне на Донбассе. На сей раз причиной срыва отопительного сезона можно назвать, разве что, саботаж со стороны властей, в частности – профильного министерства и НКРЭКУ.

Энергетика в полуобмороке

Основные проблемы энергоотрасли, которые очевидны при подготовке к отопительному сезону 2015-2016, – непрозрачное тарифообразование для генерирующих компаний и многомиллиардные долги госпредприятия "Энергорынок" перед генерацией, которые составляют 8,2 млрд грн.

Так, из-за заниженных тарифов ТЭС не могут обеспечить достаточные запасы угля на складах, провести необходимые ремонты. А, значит, гарантировать стабильное прохождение отопительного сезона.

Компании теплогенерации демонстрируют убытки и вынуждены останавливать работу блоков из-за нехватки топлива. Например, Змиевская ТЭС (ГК "Центрэнерго") стояла в июне 20 дней – из-за отсутствия топлива. Остановлена Славянская ТЭС (ПАО "Донбассэнерго").

В ночь на 1 августа остановлен последний остававшийся в работе блок ДТЭК Приднепровская ТЭС. В компании сообщили, что восстановление работы электростанции станет возможным после накопления необходимого объема антрацитового угля.

В конце прошлой недели ГП НЭК "Укрэнерго" заявила, что запасов угля на теплоэлектростанциях осталось на сутки работы. А уже сегодня остановлена Углегорская ТЭС.

"Существующий тариф делает любой импорт угля для покрытия дефицита запасов на складах исключительно убыточным", – отметил руководитель аналитического отдела ИК Concorde Capital Александр Паращий.

По его словам, сложившаяся ситуация свидетельствует о нежелании Минэнергоуля урегулировать вопрос вывоза угля из зоны АТО. При этом, энергокомпании жалуются на разрушения на железной дороге и отсутствие свободного подвижного состава.

По мнению эксперта, если тариф для энергокомпаний будет повышен, то у них появятся свободные средства, и они найдут возможности для доставки необходимых объемов угля без государственной помощи.

"Если у компаний уже сейчас нет денег, соответственно, единственный вариант, откуда они могут накопить эту сумму, – от повышения тарифа. Здесь никакого чуда быть не может. Компания зарабатывает только на тарифе", – подчеркнул Паращий.

Катализатор кризиса

Впрочем, катализатором очередного кризиса в энергетике стало как раз нежелание Нацкомиссии, которая регулирует рынок электроэнергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), урегулировать тарифообразование в отрасли и сделать его прозрачным.

Свежий пример – перераспределение НКРЭКУ средств, освободившихся в структуре доходов "Энергорынка", не на выплату долгов энергокомпаниям, а на погашения тела по облигациям, срок выплаты по которым наступит аж в 2018 году.

В июле ГП "Энергорынок" завершило выплату кредита объемом 2 млрд грн, привлеченного от "Ощадбанка" в ноябре 2014 года, для погашения задолженности перед компаниями теплогенерации и закупки угля для ТЭС. Это позволило высвободить в структуре доходов около 200 -230 млн грн ежемесячно.

Эти средства могли пойти на увеличение тарифов для тепловой генерации – и лечь в копилку средств, необходимых для пополнения угля на складах.

Но ГП "Энергорынок", согласно решению НКРЭКУ, должен досрочно начать погашение этими средствами облигаций. Облигации на сумму 1,5 млрд грн были размещены в 2013 году и подлежат выплате через 3 года. То есть, острой нужды для погашения долга по этим облигациям нет.

При этом, ежемесячной же суммы в 230 млн грн, которая, увы, не дойдет до участников энергосистемы, хватило бы на закупку угля для 4-5 дней работы ТЭС.

Ситуация усложняется тем, что новый кредит из госбюжета на закупку угля для энергогенерирующих компаний, в недалеком будущем ляжет на стоимость тарифа – и приведет к его уменьшению.

Напомним, 2 млрд грн, выделены на прошлой неделе "Ощадбанком" по решению Кабмина, должны быть направлены, в первую очередь, ДТЭК, "Донбассэнерго" и "Центрэнерго" – в качестве аванса на приобретение угля. Впоследствии эти деньги, с учетом процентов по кредиту "Ощадбанка", будут сняты с тарифа ТЭС.

Снова "спасительный" импорт?

Почему Минэнерго и де-факто курируемая им НКРЭКУ так упорно помогает тепловой генерации умереть?

Похоже, одна из причин – нежелание профильного министра Владимира Демчишина признавать ТЭС полноценными участниками энергетического рынка. От которых, кстати, зависит не только производство, но и регулирование маневровых мощностей системы на время планового или непланового выхода из строя ключевых источников электроэнергии – атомных энергоблоков.

Ведь при выходе в плановый ремонт сразу четырех энергоблоков АЭС и внеплановой остановке еще одного блока на Запорожской АЭС, глава Минэнергоугля начинает говорить о необходимости наращивания импорта электроэнергии из РФ. И ни словом, ни делом не поддерживает отечественную генерацию.

Но полагаться только на АЭС при прохождении отопительного сезона нельзя.

"АЭС не могут работать сами по себе, их обязательно нужно регулировать. И если начинается, скажем так, неконтролируемое отключение потребителей из-за дефицита мощности, то это может привести к развалу всей энергосистемы. Резкое падение частоты сети приводит к тому, что автоматика на атомных блоках начинает отключать их от сети во избежание аварии – и у нас получается реальная системная авария. После чего надо поднимать всю энергосистему с нуля, надо все блоки запускать, по очереди синхронизировать. Это очень дорого, это огромная проблема для экономики", – пояснил представитель Dragon Capital Денис Саква.

Получается, что нынешний подход Минэнергоугля направлен на срыв отопительного сезона и разрушение тепловой генерации как таковой. Конечной целью может быть что угодно: от точечной реприватизации резко подешевевших активов – до политической "подсадки" страны на импортную энергоиглу.

Без прозрачного подхода к тарифообразованию НКРЭКУ, по большому счету, может жонглировать цифрами себестоимости, очень далекими от реальности, даже близко не приближаясь к покрытию проблем тепловой генерации. И создание сразу двух антикризисных штабов вряд ли повлияет на деятельность НКРЭКУ, которую она проводит за наглухо закрытыми дверями.

Видимо, кому-то выгодно в очередной раз дотянуть критические для отопительного сезона решения до августа, чтобы снова поставить страну перед перспективой веерных отключений – и необходимостью спасительного импорта электроэнергии из страны-агрессора, России.

 Иван Самойлович

Новини

26 Липня 2024

Найскладніший період літа вже позаду, але невідомо що буде взимку – Укренерго

В Міненерго кажуть, що працюють над покращенням ситуації зі світлом

США скоротили імпорт прокату на 23%

Рада не відмовляється від ідеї підвищення ПДВ

POSCO знизила виплавку сталі

Кількість працюючих індустриальних парків може збільшись до 20

Залізниці України та Польщі домовились розвивати сполучення

Євросоюз надасть Україні ще 68 великих генераторів

Польща допомогла – в Україні скорочені обсяги обмеження світла

ЄС виділив Україні перший транш у 1,5 млрд євро із заморожених активів РФ

Усть-Дунайськ перетворять на хаб з імпорту добрив 

ЄС може запустити розслідування щодо продаж г/к рулону за квотою “інших країн”

В Росії різко уповільнилося промислове виробництво 

ОККО формує парк вагонів-цистерн

EUROFER: У 2024 році видиме споживання сталі в ЄС повинно відновитися

США знайшли 2 млрд дол на військову допомогу Україні

ВСІ НОВИНИ ⇢