Как сетевая розница в пандемию поддержала украинский ВВП и инвестиции

Точка зору

Помимо создания рабочих мест, уплаты налогов, внутренних инвестиций, организованная сетевая розница также делает огромный вклад в "отбеливание" украинской экономики: в отличие от мелких операторов, работающих часто по серым схемам с огромной массой наличных, крупные сети являются наиболее прозрачными операторами.

Уменьшение доли "тени" в массовом потреблении также становится важной составляющей роста ВВП за счет выведения оборота товаров и денег в легальный сектор.

Согласно макроэкономическому обзору Национального банка Украины, по итогам 2020 года потребление домохозяйств увеличилось на 1,6%, несмотря на глубокое падение во втором квартале.

"В разрезе видов деятельности в 2020 году ухудшились показатели большинства отраслей экономики. Довольно жесткие карантинные ограничения в течение года сказались на деятельности значительной части секторов услуг. Так, сократилась валовая добавленная стоимость в искусстве, спорте, развлечениях и отдыхе, временном размещении и организации питания, транспорте, образовании. Сужение внешнего спроса и инвестиционной активности обусловило ухудшение показателей деятельности в промышленности и вспомогательных секторах. Значительный отрицательный вклад в ВВП имело также сельское хозяйство из-за снижения урожая. В то же время восстановление потребления домохозяйств во втором полугодии поддержало сферу торговли", — описывает НБУ экономические тренды 2020 года.

"Весной 2020 года из-за жестких карантинных ограничений розничная торговля существенно пострадала. Однако с выходом экономики из карантина объемы розничной торговли быстро начали восстанавливаться и уже осенью вернулись на допандемическую траекторию. По данным Госстата, оборот розничной торговли (в реальном измерении) в 2020 году вырос на 10,7% в сравнении с 2019 годом, составив 1211 млрд грн. По нашим оценкам, часть валовой добавочной стоимости розничной торговли в общем ВВП страны выросла до максимального уровня за последние 4 года – 4,6%", — рассказал Сергей Николайчук, глава департамента макроэкономических исследований группы ICU.

Именно внутреннее потребление поддержало украинскую экономику от серьёзного спада, когда снизились объемы экспорта под влиянием пандемии и странового протекционизма, зафиксировано отрицательное значение притока внешних инвестиций из-за растущих рисков на украинском рынке и глобальной неопределенности.

По данным Государственной службы статистики, сфера оптовой и розничной торговли стала абсолютным лидером по увеличению своего вклада в общий ВВП страны в 2020 году — плюс 4,9%, а в денежном выражении рост составил без малого 30 млрд грн.

Обороты некоторых розничных сетей, как сообщали их топ-менеджеры, выросли за этот год на 15–20%.

В начале 2021 года прирост в сфере торговли, по данным Госстата, лишь за январь зафиксирован на уровне 3,5% в сравнении с январем 2020 года. Рост в других отраслях пока под вопросом.

"Розничная торговля растет быстрее инфляции. В частности, розничный товарооборот продуктами питания вырос на 22,4% в 2018 году по сравнению с 2017 годом и дополнительно на 29,7% в 2019 году, достигнув 295 млрд грн. В 2020-м рост продолжался и по количеству новых объектов фуд-ритейла стал рекордным: открылось 912 магазинов по сравнению с 697 в 2019 году. Тенденция роста рынка будет сохранятся, продолжая стимулировать интерес к M&A на рынке фуд-ритейла в Украине и в 2021 году", — рассказал о динамике в отрасли Дмитрий Ануфриев, партнер, руководитель департамента корпоративных финансов Deloitte в Украине.

По данным Министерства экономического развития, организованный сетевой ритейл стал наиболее динамичным сектором отечественной экономики, продемонстрировав прирост на уровне 8,4%. Также именно этот бизнес-сегмент быстрее всех адаптировался к экономическим и пандемическим вызовам.

С начала нынешнего года розничная торговля также взяла быстрые темпы роста: "По итогам двух месяцев 2021 года наблюдается увеличение оборота розничной торговли (на 4,6 % с учетом роста в феврале на 5,6%). Происходят структурные изменения по увеличению доли в ВВП, которая в 2020 году составила 13,9% в сравнении с 13,2% в 2019 году", — приводят данные о динамике отрасли в Минэкономики.

Динамику прироста в секторе иллюстрируют показатели лидера национальной розничной торговли сети "АТБ", которая увеличила численность своих супермаркетов в ушедшем году на 127 по всей территории Украины.

Как сообщила корпорация "АТБ", в 2020 году в развитие сети ее магазинов было инвестировано около 10 млрд грн.

"В 2021 году решено реализовать широкий пакет инвестиций в свое развитие и расширение сети на сумму около 12 млрд грн. Помимо дальнейшего развития сети, наши инвестиции позволят обеспечить работой подрядчиков и производителей, а также далее динамично создавать тысячи новых рабочих мест как в самой корпорации, так и для предприятий-смежников. Внутренние инвестиции крупнейших украинских компаний — это сегодня ключевой фактор поддержки роста экономики Украины и благополучия украинцев", — говорит гендиректор корпорации Борис Марков.

Для примера: благодаря лишь расширению присутствия сети "АТБ" в Украине появилось свыше 5,5 тысяч рабочих мест в дополнение к существующим на данное время в корпорации (около 70 тысяч).

На фоне рекордного оттока иностранных инвестиций из украинской экономики в размере $868 млн, что также негативно сказывается на динамике ВВП и экономике в целом, именно внутренний инвестиционный ресурс становится одним из ключевых драйверов экономического роста.

Корпорация "АТБ" является не только крупнейшим ритейлером украинского рынка, но и наиболее активным инвестором как в отрасли, так и в национальном масштабе, поскольку лишь ее вложения в развитие своей инфраструктуры на протяжении двух лет составят почти миллиард долларов США — это обеспечит загрузку и деятельность компаний-подрядчиков, заказчиков и клиентов, что также позитивно отразится на общем состоянии экономики и занятости в Украине.

В то же время сеть Novus анонсировала инвестиции в развитие на сумму около полумиллиарда гривен, а Fozzy Group вкладывает деньги в расширение своих логистических мощностей: суммы инвестиций не были озвучены, но речь идет также о заметных инвестициях, ведь современный логистический порт — дорогой объект.

Вместе с тем возрастает роль организованного ритейла в качестве донора государственного бюджета. Например, "АТБ" при росте оборота на 18,2% увеличила уплату налогов на 26% – этот показатель достиг рекордных 15,8 млрд грн. Новых отраслевых данных по объемам уплаты налогов пока нет, но даже данные предыдущего года красноречиво говорят о том, что организованный ритейл становится все более заметным донором бюджета, пополняя его на миллиарды гривен.

Помимо этого, даже косвенные данные свидетельствуют о значительной финансовой состоятельности крупнейших участников рынка организованной сетевой торговли.

Например, сети "АТБ", "Сильпо" и "Эпицентр" находим в перечне крупнейших доноров национальной кампании по противодействию эпидемии COVID-19 и укреплению материальной базы украинской медицинской системы.

Эксперты прогнозируют, что в нынешних условиях при сохранении карантинных ограничений и отсутствии экономических шов, ведущих к снижению платежеспособности украинцев, отрасль имеет довольно хорошие перспективы роста.

"Стойкость розничной торговли даже в условиях карантинных ограничений мы связываем с ростом потребительского спроса на фоне сохранения высоких темпов увеличения заработных плат и повышения социальных стандартов государством, экономией средств населения на заграничных поездках, переориентацией потребительских затрат на покупку товаров долгосрочного использования в процессе адаптации своего быта к новым условиям, стойкостью финансовой системы страны и так далее", — говорит Сергей Николайчук, глава департамента макроэкономических исследований группы ICU.

Дмитрий Ануфриев из украинского офиса Deloitte отмечает инвестиционную привлекательность ритейла, особенно в сегментах фуд-ритейла, онлайн-ритейла и e-commerce, а прошедшие на рынке сделки M&A являются интересным таргетом для стратегических украинских операторов рынка, а также для фондов прямых инвестиций.

"Тенденция роста рынка будет сохраняться. Сегменты онлайн-ритейла и e-commerce оказались максимально востребованными в условиях пандемии, даже учитывая, что и до нее демонстрировали существенный рост. Неопределенность в отношении окончания пандемии, быстро и эффективно налаженная инфраструктура онлайн-поставок в различных сегментах ритейл-рынка, а также позитивный клиентский опыт в переходе на онлайн-покупки создают мощные предпосылки для дальнейшего роста M&A в онлайн-сегментах", — прогнозирует Ануфриев дальнейшие тренды развития в сфере ритейла.

Технологические решения, возникшие в период пандемии и карантина, станут важными факторами развития торговли.

Об этом заявил Александр Ямпольский, руководитель отраслевой группы по ритейлу и оптовой торговле Deloitte в Украине: "Самым популярным местом для покупок станут магазины возле дома, что будет характерным не только для продуктов питания, но и для более широкого круга товаров, например бытовой техники и детских вещей. Если говорить о форматах покупок, то сервис "Click and collect" — возможность купить в Интернете, а затем забрать в магазине возле дома – имеет потенциал стать наиболее предпочтительным для украинского потребителя. Те ритейлеры, которые быстрее других это поймут и перейдут на новый формат, выиграют конкуренцию".

В пользу такого прогноза говорят данные из недавнего исследования Deloitte о том, как пандемия и карантин изменили розничную торговлю, а вместе с ней и поведение покупателей.

98% украинцев продолжают приобретать продукты питания в традиционных магазинах, но при этом средний чек при покупках онлайн на 52% выше, чем в офлайн.

В то же время исследователи зафиксировали сильную "брендозависимость" украинцев — они предпочитают выбирать именитый товар и пользоваться услугами сетей с именем.

Это значит, что именно брендовые ритейл-сети национального масштаба получат преимущество в будущей гонке за симпатии потребителя, объединяя в качестве конкурентного преимущества силу имени и репутации с технологическими решениями.

Например, крупнейший национальный фуд-ритейлер "АТБ", управляющий сетью, состоящей из более чем 1 200 магазинов, создал экосистему национального масштаба, объединившую онлайн-покупку с возможностью экспресс-доставки или самовывоза.

Приложение и карточный кобренд с украинской дочкой австрийского "Райффайзен банка" позволят 4 миллионам покупателей, ежедневно осуществляющим закупки в "АТБ", существенно экономить, при этом пользуясь современными финансовыми сервисами, а в случае необходимости — дистанционными расчетами и системой онлайн-заказа.

Пандемия и ее вызовы превращают розничную торговлю в значимого участника украинской экономики, а операторов рынка — в современные компании сервисного профиля с четкими стандартами и высокими технологиями, к которым потребители предъявляют постоянно возрастающие требования.

БОКС: Инвестиционная активность в украинской розничной торговле

Корпорация "АТБ" Геннадия Буткевича, Евгения Ермакова и Виктора Карачуна и партнеров направила на расширение сети своих супермаркетов 10 млрд грн ($369 млн) и дополнительно анонсировала инвестиции на 12 млрд грн. в 2021 году.

Группа DCH Александра Ярославского приобрела у частных инвесторов одного из ведущих украинских онлайн fashion-ритейлеров LeBoutique.

Собственник сети Novus – литовская компания Consul Trade House UAB – купила сеть супермаркетов Billa Ukraine у австрийской группы Rewe International AG.

Венчурная инвестиционная группа Chernovetskyi Investment Group Степана Черновецкого инвестировала $6 млн в интернет-компанию Zakaz.ua, специализирующуюся на доставке продуктов из супермаркетов.

Фонд прямых инвестиций Horizon Capital Джефри Нила и Елены Кошарной инвестировал $5 млн в Liki24 — платформу по продаже медикаментов в сфере e-commerce.

Также Horizon Capital приобрел существенную миноритарную долю в косметическом онлайн-ритейлере MAKEUP.

Шведская компания Stadsis AB приобрела "Книжный рынок на Петровке" в Киеве.

Сеть "Сильпо" Владимира Костельмана получила разрешение АМКУ на приобретение сети супермаркетов "Фуршет".

В конце 2020 года СМИ сообщили, что собственник "Ритейл Груп" (6-го по размеру оператора на рынке) Роман Лунин ищет покупателя.

Дмитрий Ткаченко

Новини

18 Червня 2024

Федерація роботодавців транспорту України просить до кінця воєнного стану зберегти нинішні ставки акцизного податку

Уряд розширив дію програми 5-7-9 на будівництво об’єктів генерації

Фонд держмайна залучив до бюджету майже 1 мільярд з приватизації

Промислове виробництво в Китаї в травні збільшилося на 5,6%

Переговори між Індією та ЄС щодо імпортних тарифів на сталь провалилися

З Одеського порту Україна відправила 850 суден 

Штучний інтелект може допомогти судноплавній галузі скоротити викиди вуглецю

Рада прийняла закон про клуб білого бізнесу

Рада зробила перший крок до створення Національної установи розвитку

Fitch покращив прогноз зростання світового ВВП на 2024 рік до 2,6%

Україна закачала у сховища 1,6 млрд куб газу з початку сезону

Австралія неохоче дозволяє Китаю збільшувати інвестиції в видобуток корисних копалин

Україна цьогоріч розраховує отримати $50 млрд доходів від заморожених активів РФ

Бразильська CSN підвищіть ціни на свою продукцію

У травні Тайвань збільшив імпорт металобрухту

Уряд недостатньо використовує заходи щодо захисту внутрішнього ринку – Кисилевський

ВСІ НОВИНИ ⇢