Тарифы на транспорте должен устанавливать независимый регулятор
Точка зору Транспорт![Тарифы на транспорте должен устанавливать независимый регулятор](https://minprom.ua/wp-content/uploads/2021/09/ukrzaliznyczya_vagony_2.jpg)
![Тарифы на транспорте должен устанавливать независимый регулятор](https://minprom.ua/wp-content/uploads/2021/09/ukrzaliznyczya_vagony_2.jpg)
Украинский бизнес недоволен тем, как устанавливаются тарифы на транспорте. Структура транспортных тарифов непрозрачна, зачастую министерства и государственные монополии необоснованно повышают тарифы без консультаций с грузоперевозчиками. Такую ситуацию можно наблюдать в морских портах, где монопольно работает Администрация морских портов, и в сфере воздушного транспорта («Украэрорух»). Но самые большие проблемы с тарифами накопились на железной дороге, которая сегодня перевозит около 80% всех грузов.
Здесь монопольное положение занимает «Укрзализныця». На сегодняшний день компания превратилась в самую большую корпоративную дыру для государства. Деньги налогоплательщиков, попадая в руки топ-менеджмента «УЗ» и многочисленной армии коррупционеров, исчезают бесследно. Государству остаются лишь убытки и огромные долги. Например, в 2020 году ж/д монополист установил новый антирекорд, получив почти 12 млрд грн убытков. Согласно расчетам временной следственной комиссии, которая изучила состояние дел в «УЗ», ежегодные убытки от коррупции в компании составляют не менее 8 млрд грн.
Бизнес и эксперты уже несколько лет говорят о необходимости реформирования «Укрзализныци». Это единственный путь улучшить финансовое положение компании и преодолеть тотальную коррупцию. Вместо реформы власть упорно пытается вливать в убыточную и неэффективную «УЗ» новые миллиарды гривен. Происходит это путем повышения тарифов на грузовые перевозки. Так, в 2016-2017 годах тарифы были повышены на 15%, в 2018-м – еще на 8%, в 2019-м – на 14,2%. При этом план капитальных инвестиций «УЗ» удавалось выполнить максимум на 68%.
В этом году Министерство инфраструктуры, несмотря на протесты грузоперевозчиков, в очередной раз повысило тарифы. До 1 января 2022 года они должны будут вырасти суммарно на 30%. По прогнозу МИУ, эта мера принесет в бюджет «УЗ» в 2021 году дополнительно 2 млрд грн, а в 2022 – 10 млрд грн. Могу с уверенностью сказать, что очередная финансовая инъекция не поможет стабилизировать бюджет монополиста. Коррупция и бесхозяйственность сведут на нет пользу от дополнительных 12 млрд грн и уже в 2023 году вновь встанет вопрос о повышении тарифов.
Впрочем, одной реформы «Укрзализныци» будет мало, чтобы решить накопившиеся проблемы в ж/д отрасли. На мой взгляд, мы должны перенять опыт ЕС и создать независимый регулятор, который будет устанавливать и регулировать тарифы на транспорте. Таким образом тарифный вопрос будет вынесен за пределы влияния Мининфраструктуры и «УЗ». В парламенте зарегистрирован з/п №3297 о создании Национальной комиссии по регулированию тарифов на транспорте. Принятие этого з/п позволит сделать тарифообразование прозрачным и понятным для бизнеса.
Дмитрий Шпенов, народный депутат Украины
Підпишіться на Minprom у Telegram, щоб залишатися в курсі важливих новин
Відкрити Telegram