Тарифы на транспорте должен устанавливать независимый регулятор

Точка зору Транспорт
Тарифы на транспорте должен устанавливать независимый регулятор

Украинский бизнес недоволен тем, как устанавливаются тарифы на транспорте. Структура транспортных тарифов непрозрачна, зачастую министерства и государственные монополии необоснованно повышают тарифы без консультаций с грузоперевозчиками. Такую ситуацию можно наблюдать в морских портах, где монопольно работает Администрация морских портов, и в сфере воздушного транспорта («Украэрорух»). Но самые большие проблемы с тарифами накопились на железной дороге, которая сегодня перевозит около 80% всех грузов.

Здесь монопольное положение занимает «Укрзализныця». На сегодняшний день компания превратилась в самую большую корпоративную дыру для государства. Деньги налогоплательщиков, попадая в руки топ-менеджмента «УЗ» и многочисленной армии коррупционеров, исчезают бесследно. Государству остаются лишь убытки и огромные долги. Например, в 2020 году ж/д монополист установил новый антирекорд, получив почти 12 млрд грн убытков. Согласно расчетам временной следственной комиссии, которая изучила состояние дел в «УЗ», ежегодные убытки от коррупции в компании составляют не менее 8 млрд грн.

Бизнес и эксперты уже несколько лет говорят о необходимости реформирования «Укрзализныци». Это единственный путь улучшить финансовое положение компании и преодолеть тотальную коррупцию. Вместо реформы власть упорно пытается вливать в убыточную и неэффективную «УЗ» новые миллиарды гривен. Происходит это путем повышения тарифов на грузовые перевозки. Так, в 2016-2017 годах тарифы были повышены на 15%, в 2018-м – еще на 8%, в 2019-м – на 14,2%. При этом план капитальных инвестиций «УЗ» удавалось выполнить максимум на 68%.

В этом году Министерство инфраструктуры, несмотря на протесты грузоперевозчиков, в очередной раз повысило тарифы. До 1 января 2022 года они должны будут вырасти суммарно на 30%. По прогнозу МИУ, эта мера принесет в бюджет «УЗ» в 2021 году дополнительно 2 млрд грн, а в 2022 – 10 млрд грн. Могу с уверенностью сказать, что очередная финансовая инъекция не поможет стабилизировать бюджет монополиста. Коррупция и бесхозяйственность сведут на нет пользу от дополнительных 12 млрд грн и уже в 2023 году вновь встанет вопрос о повышении тарифов.

Впрочем, одной реформы «Укрзализныци» будет мало, чтобы решить накопившиеся проблемы в ж/д отрасли. На мой взгляд, мы должны перенять опыт ЕС и создать независимый регулятор, который будет устанавливать и регулировать тарифы на транспорте. Таким образом тарифный вопрос будет вынесен за пределы влияния Мининфраструктуры и «УЗ». В парламенте зарегистрирован з/п №3297 о создании Национальной комиссии по регулированию тарифов на транспорте. Принятие этого з/п позволит сделать тарифообразование прозрачным и понятным для бизнеса.

Дмитрий Шпенов, народный депутат Украины

Новини

16 Червня 2025

Бензин подорожчав на гривню після стрибка світових цін на нафту

Сталеве перезавантаження: ArcelorMittal централізує обробку сортового прокату

Росія проводить незаконну перевалку нафти поблизу Греції

США не підтримують зниження цінової стелі на російську нафту — Bloomberg

Туреччина підвищує плату за прохід протоками

Індійський сталеливарний гігант скоротить викиди CO2 на 42% до 2030 року

Трамп схвалив поглинання U.S. Steel японською Nippon Steel за $15 млрд

Китай залишив США без ключових матеріалів для ракет і винищувачів

Євросоюз заборонить європейським терміналам приймати скраплений газ з РФ 

13 Червня 2025

Велика Британія та США обговорюють зниження тарифів на авто та сталь

Промышленное производство в ЕС сократилось на 1,8%

Укренерго планує зменшувати борги за зелену енергію

Через вуглецеве мито Україна ризикує втратити зовнішні ринки і ключові виробництва — Кінах

Група Ярославського здобула майже повний контроль над Сухою Балкою

Україна закликає FATF визнати РФ фінансовим спонсором режиму КНДР

США не погодилися дати Україні додаткові $300 млн

ВСІ НОВИНИ ⇢