Тарифы на транспорте должен устанавливать независимый регулятор

Точка зору Транспорт
Тарифы на транспорте должен устанавливать независимый регулятор

Украинский бизнес недоволен тем, как устанавливаются тарифы на транспорте. Структура транспортных тарифов непрозрачна, зачастую министерства и государственные монополии необоснованно повышают тарифы без консультаций с грузоперевозчиками. Такую ситуацию можно наблюдать в морских портах, где монопольно работает Администрация морских портов, и в сфере воздушного транспорта («Украэрорух»). Но самые большие проблемы с тарифами накопились на железной дороге, которая сегодня перевозит около 80% всех грузов.

Здесь монопольное положение занимает «Укрзализныця». На сегодняшний день компания превратилась в самую большую корпоративную дыру для государства. Деньги налогоплательщиков, попадая в руки топ-менеджмента «УЗ» и многочисленной армии коррупционеров, исчезают бесследно. Государству остаются лишь убытки и огромные долги. Например, в 2020 году ж/д монополист установил новый антирекорд, получив почти 12 млрд грн убытков. Согласно расчетам временной следственной комиссии, которая изучила состояние дел в «УЗ», ежегодные убытки от коррупции в компании составляют не менее 8 млрд грн.

Бизнес и эксперты уже несколько лет говорят о необходимости реформирования «Укрзализныци». Это единственный путь улучшить финансовое положение компании и преодолеть тотальную коррупцию. Вместо реформы власть упорно пытается вливать в убыточную и неэффективную «УЗ» новые миллиарды гривен. Происходит это путем повышения тарифов на грузовые перевозки. Так, в 2016-2017 годах тарифы были повышены на 15%, в 2018-м – еще на 8%, в 2019-м – на 14,2%. При этом план капитальных инвестиций «УЗ» удавалось выполнить максимум на 68%.

В этом году Министерство инфраструктуры, несмотря на протесты грузоперевозчиков, в очередной раз повысило тарифы. До 1 января 2022 года они должны будут вырасти суммарно на 30%. По прогнозу МИУ, эта мера принесет в бюджет «УЗ» в 2021 году дополнительно 2 млрд грн, а в 2022 – 10 млрд грн. Могу с уверенностью сказать, что очередная финансовая инъекция не поможет стабилизировать бюджет монополиста. Коррупция и бесхозяйственность сведут на нет пользу от дополнительных 12 млрд грн и уже в 2023 году вновь встанет вопрос о повышении тарифов.

Впрочем, одной реформы «Укрзализныци» будет мало, чтобы решить накопившиеся проблемы в ж/д отрасли. На мой взгляд, мы должны перенять опыт ЕС и создать независимый регулятор, который будет устанавливать и регулировать тарифы на транспорте. Таким образом тарифный вопрос будет вынесен за пределы влияния Мининфраструктуры и «УЗ». В парламенте зарегистрирован з/п №3297 о создании Национальной комиссии по регулированию тарифов на транспорте. Принятие этого з/п позволит сделать тарифообразование прозрачным и понятным для бизнеса.

Дмитрий Шпенов, народный депутат Украины

Новини

16 Квітня 2024

Обсяг металобрухту на майданчиках Міноборони до кінця року може сягнути 200 тисяч тонн

Металургійна промисловість Європи потребує 5 млн тонн водню на рік для декарбонізації

МВФ прогнозує зростання ВВП України цьогоріч до 3,2%

Поляки розблокували пункт пропуску Долгобичув-Угринів

Зеленський підписав закон про мобілізацію

Бронювання працює неефективно: кожен шостий працівник мобілізований – Петрук

Акціонери US Steel схвалили злиття з Nippon Steel

Компанія Дерипаски втратить 36% експорту внаслідок нових санкцій США та Великої Британії 

Українські металургійні компанії у березні скоротили експорт напівфабрикатів на 38,7%

Києву загрожують відключення світла за графіком – ДТЕК

Польська JSW скоротить видобуток вугілля на 850 тисяч тонн

АМКР збільшив виплавку сталі на 93% 

За три місяці китайські металурги відвантажили за кордон 25,8 млн тонн сталі

Майже 19 тисяч компаній переїхали по Україні від початку великої війни

Споживання сталі в Україні впало на чверть у 1 кварталі

Нафтогаз готовий викупити весь газ, запропонований українськими видобувниками

ВСІ НОВИНИ ⇢