Дефицит вагонов приведет к катастрофе в экономике

Економіка ТЕК Точка зору Транспорт
Дефицит вагонов приведет к катастрофе в экономике

Мининфраструктуры вновь решило взяться за тему ограничения срока службы грузовых вагонов. Ранее данная инициатива натолкнулась на жесткую критику не только грузоотправителей, но также Государственной регуляторной службы и Министерства юстиции – которые, в отличие от Мининфраструктуры, посчитали, что реализация подобной программы обернется масштабными убытками для бизнеса и государства.

Зачем же сегодня МИУ наступает на «старые грабли», и снова предлагает тот же проект? Не исключено, что это происходит под давлением вагоностроительного лобби.

Если эта инициатива будет реализована, украинская железная дорога потеряет в одночасье 51 тыс вагонов, что составляет 45% от из общего числа. В числе «выбывших» окажутся 39 тыс полувагонов, которыми наиболее часто пользуются экспортеры. По предварительным прогнозам, дефицит полувагонов в итоге составит 36 тыс. То есть экспортные поставки будут фактически парализованы. В годовом измерении перевозки продукции украинских производителей упадут на 60 млн т. Для бюджета подобное обернется потерей миллиардов валютной выручки.

Кому выгодна такая ситуация? Возможно, вагоностроители думают, что им, но это предположение ошибочное. На строительство новых вагонов потребуется 126 млрд грн. Таких денег нет ни в госбюджете, ни у «Укрзализныци», ни у бизнеса. Последствия карантинного кризиса 2020-го до сих пор не преодолены, а украинская экономика уже входит в новую «красную зону».

Но даже если предположить, что деньги нашлись, на строительство такого количества новых вагонов отечественным заводам необходимо минимум 5 лет работы в три смены. А что все это время будут делать грузоотправители и сама Укрзализныця?

Безусловно, обновление вагонного парка необходимо. Однако выводить старые вагоны из эксплуатации нужно с умом – чтобы не пострадали интересы бизнеса, особенно экспортеров. Ведь более 80% продукции украинского экспорта доставляется до границы по железной дороге.

Нужно искать компромиссное решение, которое бы удовлетворило всех участников рынка, включая государство. Таким решением может быть ограничение срока эксплуатации только для универсальных полувагонов, зерновозов и цистерн на уровне 1,5 нормативных сроков их эксплуатации. Это предложение может стать хорошей основой для переговоров между МИУ и бизнесом.

Сергей Магера, народный депутат Украины

Новини

26 Липня 2024

Найскладніший період літа вже позаду, але невідомо що буде взимку – Укренерго

В Міненерго кажуть, що працюють над покращенням ситуації зі світлом

США скоротили імпорт прокату на 23%

Рада не відмовляється від ідеї підвищення ПДВ

POSCO знизила виплавку сталі

Кількість працюючих індустриальних парків може збільшись до 20

Залізниці України та Польщі домовились розвивати сполучення

Євросоюз надасть Україні ще 68 великих генераторів

Польща допомогла – в Україні скорочені обсяги обмеження світла

ЄС виділив Україні перший транш у 1,5 млрд євро із заморожених активів РФ

Усть-Дунайськ перетворять на хаб з імпорту добрив 

ЄС може запустити розслідування щодо продаж г/к рулону за квотою “інших країн”

В Росії різко уповільнилося промислове виробництво 

ОККО формує парк вагонів-цистерн

EUROFER: У 2024 році видиме споживання сталі в ЄС повинно відновитися

США знайшли 2 млрд дол на військову допомогу Україні

ВСІ НОВИНИ ⇢