Это страшное слово "дефолт"

Точка зору

Игнорируя просьбу премьера Юлии Тимошенко не произносить это слово вслух, мы все же решил исследовать одну из самых популярных ныне тем, а именно, возможного дефолта Украины или ее субъектов. В отличие от политиков, мы не преследовали политических целей на старте президентской гонки. А лишь хотели оценить степень угрозы для нашей страны, учитывая, что за рубежом тему украинского дефолта активно обсуждают эксперты.

Международные рейтинговые агентства дружно понижают рейтинги Украины и отечественных компаний. «Само слово «Украина» означает «на краю» – и украинская экономика сейчас находится как раз у этой черты», – пишет The Financial Times. «Слово на букву Д подкрадывается к Украине. Пока ее политические лидеры дерутся, инвесторов донимают кошмары о дефолте по государственному долгу страны», – это уже цитата из британского еженедельника The Economist. В то же время на нашем властном Олимпе традиционно нет единого мнения по этому волнующему многих поводу: и если глава парламентского комитета по нацбезопасности и обороне Анатолий Гриценко заявил, что внутренний дефолт у нас уже наступил, премьер-министр считает, что для подобных утверждений никаких оснований нет. Вероятно, кто-то ошибается, но кто именно?

Призрачная угроза

Перед любой страной мира потенциально есть угроза дефолта, разница лишь в возможностях самих государств выполнять свои обязательства. Конечно, мы не можем тягаться с такими монстрами мировой экономики, как Япония, Германия или США, однако… Украину почему-то записали в группу стран (их около 10), которые могут объявить дефолт по гособязательствам. Объективно, в 2009 году нашему государству предстоят не такие уж и значительные выплаты – около $1,6–1,8 млрд., что на фоне золотовалютных резервов Нацбанка ($27–28 млрд.) не является проблемой.

«Риски суверенного дефолта из-за невозможности погашения незначительны, поскольку критическими для Украины являются лишь август-сентябрь: 5 августа государство должно выплатить $500 млн. по еврооблигациям, 15 сентября – потенциально 768 млн. швейцарских франков по облигациям, которые имеют опцион досрочного погашения. Еще есть около $300 млн. выплат по купонам еврооблигаций. Всего в этом году погашения по еврооблигациям составляют около 5% валютных резервов», – детализировал «Профилю» аналитик ОАО «Эрсте Банк» Марьян Заблоцкий. Он также отметил, что риски дефолта скорее связаны с возможным нежеланием выплачивать долги или рефинансировать их на более длительные сроки. Из-за этого стоимость страховки от дефолта (так называемые кредитные дефолтные свопы, CDS) чрезвычайно высока, но, по мнению аналитика, она сегодня переоценена процентов на сорок. Так, украинские CDS доходят до 4 тыс. пунктов, в то время как латвийские дефолтные свопы торгуются на уровне более 900 пунктов, России – 770, Венгрии – 580, Польши – 420 базовых пунктов.

Новини

26 Квітня 2024

У енергосистемі зберігається дефіцит – обмежено споживання криворізької промисловості

72% роботодавців в Україні нарікають на дефіцит кадрів

Anglo American відхилила пропозицію BHP

Тігіпко придбав вагонобудівний завод в Австрії

Відсутність продажу брухту Укрзалізниці негативно позначається на діяльності компанії

НКРЕКП відмовилася скасовувати прайс-кепи для промисловості

В лютому імпорт напівфабрикатів з України становив 100 тисяч тонн

США вперше за 40 років розпочнуть виробництво ядерних боєголовок

У Києві вже відновили 70% енергообладнання, пошкодженого російськими обстрілами

25 Квітня 2024

Модель економічного бронювання порушує основоположні принципи конституції – юрист

Тариф на світло треба поступово збільшити до ринкового – експерт

Сумихімпром після тривалої паузи відновив роботу

Україна може стати одним із найважливіших транспортних хабів Європи

НБУ погіршив прогноз зростання української економіки до 3%

Австралійська Mineral Resources збільшила видобуток літію

У НБУ очікують на уповільнення темпів інфляції

ВСІ НОВИНИ ⇢