Бунт на рельсах: в Украине грядет забастовка железнодорожников

Точка зору

В четверг, 12 марта, профсоюз железнодорожников и транспортных строителей провел конференцию по поводу предстоящей акции протеста. Гнев сотрудников "Укрзалізниці" вызвало постановление Верховной Рады, урезающее их зарплаты вдвое. Кроме "железки", под гребенку "оптимизации" попала и "Укрпочта".

В профсоюзе требуют не применять к "Укрзалізниці" постановление ВР, уменьшающее фонд оплаты труда в два раза, иначе, будет забастовка. Дата проведения массовых акций протеста на официальном уровне пока не конкретизируется.

Главный аргумент профсоюзных протестующих – "железка" не финансируется из госбюджета, а зарабатывает деньги самостоятельно, отчисляя часть прибыли в госбюджет и социальные фонды. "Железнодорожников со среднемесячной зарплатой в 2 тыс. грн. приравняли к высшим должностным лицам, чья зарплата достигает нескольких десятков тысяч, и поставили рабочий класс на грань выживания", – возмутился глава профсоюза Вадим Ткачов.

Накануне, в среду, первый вице-премьер Александр Турчинов заверил железнодорожников, что ситуация под контролем. "Мы можем пойти и пойдем на ограничение зарплат таких политических деятелей, как президент, народные депутаты и министры, но не можем сократить зарплаты госслужащим", – пообещал Турчинов.

Впрочем, корректировка злополучного постановления – только одна сторона медали, признал первый вице-премьер. Уменьшение вознаграждения рядовых железнодорожников и госслужащих среднего ранга неизбежно, так как их зарплаты привязаны к окладам вышестоящих должностных лиц. Сокращение окладов министров, руководителей госмонополий автоматически отразится на всей системе.

Все детали Турчинов пообещал уточнить к следующему заседанию Кабмина. "Зарплата у госслужащих не увеличивалась в этом году, более того, многие из них в связи со скромными финансами не получают премии, и для нас принципиально важно сохранить профессионалов на должностях госслужащих", – туманно обрисовал перспективу Турчинов.

В профильном министерстве Иосифа Винского в четверг, 12 марта, также вступились за профсоюз, но иначе – потребовали от Рады внести изменения в постановление, исключив пункт об уменьшении жалования сотрудникам государственных предприятий-монополистов.

Винский заверил: в "Укрзалізниці" с начала года серьезно сокращены расходы. "Безответственно и нечестно выходить в "плюс" за счет сокращения зарплаты людям. Такое решение не только не улучшит экономическую ситуацию, но и создаст дополнительное напряжение в обществе", – согласился с профсоюзом министр.

Мысль о забастовке – уже ЧП

Кабмину следует найти общий язык с профсоюзами и ни в коем случае не допускать даже мысли о забастовке, заявил экс-гендиректор "Укрзалізниці" (с ноября 2005 г. по август 2006 г.) Василий Гладких, ныне возглавляющий представительство ОАО "Российские железные дороги в Украине".

По его словам, если правительство не пойдет навстречу людям, произойдет ЧП государственного масштаба. "Без транспортников вся экономика страны остановится. Как говорил Георгий Кирпа, не трогайте железнодорожников!" – призвал Гладких.

Если в головах у работников "железки" появилась мысль о забастовке – это уже не звонок правительству, а ЧП, сгустил краски экс-гендиректор. "Если посмотреть исторически, то все революции происходили в депо. Если терпеливых железнодорожников всколыхнут и доведут "до ручки", потом их очень сложно будет остановить", – провел исторические параллели он.

Но шанс на урегулирование конфликта есть, успокоил Гладких. "Сейчас у руля "Укрзалізниці" встал профессионал и очень грамотный человек – Михаил Костюк, который сделает все, чтобы смягчить эти вещи. Но одних его усилий будет мало, без государства это сделать невозможно", – подчеркнул он.

Если зарплаты железнодорожникам урежут, то компенсировать им потери из других источников – невозможно, разъяснил Гладких. Согласно Закону "О железнодорожном транспорте", вся инфраструктура должна содержаться за счет госбюджета.

Экс-гендиректор "Укрзалізниці" посетовал, что железная дорога по-прежнему используется в качестве донора государством и частным бизнесом. "Правительство занимается металлургией, которая находится в частных руках, ограничивает повышение цен на вывоз. Одним словом, дает им скидки и преференции за счет ж/д", – отметил несправедливость Гладких.

Обойтись без радикализма

На ж/д можно обойтись без радикальных мер и урезания зарплат, заявил Дмитрий Подтуркин, руководитель группы экспертов консорциума "Менеджмент Консалтинг Групп". "Железная дорога всегда нормально работала с персоналом, стремясь его сохранить. Ее финансовое состояние не столь критическое, чтобы урезать зарплаты в два раза, тем более, что прошли сокращения основных инвестиционных проектов и текущих затрат на перевозки", – предположил эксперт.

Окончательный прогноз можно будет сделать после того, как правительство утвердит финплан "Укрзалізниці" на 2009 г.

Выход у ж/д есть, уверен эксперт. Чтобы сохранить зарплаты рабочим, необходимо повысить тарифы на перевозку грузов, которые сейчас удерживаются меморандумами о взаимопонимании между правительством и промышленниками. С сентября 2008 г. тариф на перевозку продукции металлургии не только не вырос, но и действует с 17-18% скидкой. По данным Подтуркина, только за первые два месяца 2009 г. прямые убытки ж/д составили 200 млн. грн.

Излишний ажиотаж

Постановление ВР о двойном сокращении зарплат требует дополнительного изучения и будет обязательно пересмотрено, заверил член комитета ВР по вопросам транспорта и связи, бютовец Геннадий Задырко. "Мы напринимали очень много постановлений и законов, в частности, о транспортном сборе, которые нуждаются в исправлении", – самокритично отметил парламентарий.

На вопрос, почему в документ, инициированный Кабмином и поддержанный более чем 300-ми депутатов, закралась ошибка, Задырко ответил прямолинейно: "Не ошибается тот, кто ничего не делает".

По его словам, "это сделано непреднамеренно", "людей никто не сделает заложниками ситуации", главное – "не создавать ажиотаж".

Даешь меморандум!

Руководство транспортной отрасли должно встретиться с трудовым коллективом и представить план погашения всех выплат с конкретными цифрами, заявил экс-министр транспорта и связи Николай Рудьковский.

"В любом случае все, что делается в этом направлении, должно быть зафиксировано в письменном виде", – поделился опытом Рудьковский. В любом случае, железнодорожники – люди дисциплинированные и умные, готовы выслушать и принять убедительные аргументы.

Новини

25 Квітня 2024

Модель економічного бронювання порушує основоположні принципи конституції – юрист

Тариф на світло треба поступово збільшити до ринкового – експерт

Сумихімпром після тривалої паузи відновив роботу

Україна може стати одним із найважливіших транспортних хабів Європи

НБУ погіршив прогноз зростання української економіки до 3%

Австралійська Mineral Resources збільшила видобуток літію

У НБУ очікують на уповільнення темпів інфляції

Нацбанк знизив облікову ставку до 13,5%

В Німеччині скорочується споживання сталі

SSAB очікує зниження цін на сталь у другому кварталі

Імпорт сталі до США у березні зріс на 1,5%

Нігинський кар’єр повторно виставили на аукціон за 26,32 млн грн

Україна продовжила антидемпінгові мита на імпорт арматури та катанки з рф

До порту Одеси прибув великий контейнеровоз з Китаю

Держава має прибрати перепони, які блокують інвестиції в розвиток зеленої енергетики – адвокат 

Centravis збільшив випуск труб на 14%

ВСІ НОВИНИ ⇢